Праект адраджэння самастойнасці ВКЛ М. К. Агінскага 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Праект адраджэння самастойнасці ВКЛ М. К. Агінскага



После разделов Речи Посполитой патриотически настроенная шляхта мечтала о восстановлении государственности. Популярными были надежды на новое восстание, желание силой добиться восстановления независимости. Наполеон Бонапарт неоднократно заявлял, что Франция не признает разделов Польши, обещал дать ей независимость. В 1807 году с территорий присоединенных к Пруссии и Австрии он создал Великое герцогство Варшавское. В 1811 г. известный государственный деятель и композитор Михаил К. Огинский (1765 - 1833 гг.), Выражая настроения определенных кругов шляхты ВКЛ, подал Александру I проект создания на белорусских и украинских землях Великого княжества Литовского со столицей в Вильнюсе в составе Гродненской, Виленской, Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Подольской, Волынской губерний, а также Белостокской области и Тарнопальскай округа. Свои взгляды М. К. Огинский изложил в "Записке графа Огинского поданной Александру I 15 мая 1811 г.«и составленным на ее основе "Проекте указа о новой организации западных губерний". В "Записке" М. К. Огинский описывает попытки Наполеона добиться расположения жителей Речи Посполитой. Он показывает, что некоторая часть населения поддалась его обещаниям. Действия Франции он трактует как обман польского патриотического движения, как попытку одно использовать патриотов как "пушечное мясо" в ходе развязанных им войн. М. К. Огинский обвиняет Наполеона в невыполнении обещаний, в желании обмануть поляков надеждой восстановления Речи Посполитой, которого он никогда не допустит. России М. К. Огинский предлагает перехватить инициативу во Франции, и когда Наполеон создал Великое герцогство Варшавское, то российский правительство должно восстановить Великое княжество Литовское. Автор "Записки" напоминает об истории независимой Литвы до Люблинской унии, о традиции самостоятельного существования княжества в федерации с Польской государством. Он уверяет, что восстановление автономии княжества, доброжелательное отношение к нему населения со стороны России, станут примером для жителей остальных частей Речи Посполитой, и они откажутся от поддержки ложных авантюр французского императора. В проекте указа М. К. Огинский предлагает восстановить ВКЛ во главе с импе-ратарским заместителем с титулом Высочества. Непосредственно управлять ВКЛ будет Литовская канцелярия, под руководством одного из государственных министров, назначенного Императором. Регулирование публичных аспектов жизнедеятельности ВКЛ (организация управлением, налоги, юстиции и т.д.) будет осуществляться в соответствии с конституцией - основным статусом ВКЛ. Все чиновники будут исключительно уроженцами великого княжества. Высшим судом будет Трибунал в Вильнюсе, а Литовский статут (Устав 1588) будет действующим гражданским законом ВКЛ.

Император Александр I с пристрастием читал предложенные ему "Записку" и "Проект указа", однако правящие круги Российской империи отрицательно отнеслись к этой идее. Во-первых, на белорусские земли они смотрели как на наследственные владения России, "исконно русские" территории. Во-вторых, они боялись восстановлением ВКЛ ослабить Российскую империю и не были уверены в будущей преданности России этих земель. Наполеон постарался использовать в своих политических целях это обстоятельство. Стремясь привлечь на свою сторону белорусский шляхту, он выразил намерение создать на землях бывшего Великого княжества Литовского даже три государства: в центральной Беларуси (Минская, Гродненская и Виленская губернии) - государство под названием Литва со столицей в Вильнюсе, на территории Витебской и Могилевской губерний - государство под названием Беларусь. Земли же этнографической Литвы (с центром в Ковно) должны были присоединиться к Латвии и создать государство под названием Курляндия. Часть этого проекта Наполеон реализовал.

46. Лібералізм і асноўныя праблемы грамадска-палітычнага жыцця у першай трэці ХІХ ст. Палітычныя і прававыя погляды Я. Снядэцкага, А. Снядэцкага, В. Страйноускага.

Либерализм можно определить как идеологию и движение, базовой целью которого является достижение свободы личности и социальный прогресс (стремление к свободе совести в вопросах вероисповедания, требование свободы личности от государственной опеки, отмены сословных привилегий и установление политических свобод - свободы слова, собраний и союзов; в экономической области принцип свободы должен был реализоваться как требование свободы торговли, труда, борьба с вмешательством государства в экономику и частную жизнь индивидуумов). Следует отметить, что характер либерального движения всегда зависит от конкретных исторических условий. В Беларуси в начале XIX в. начал распространяться "религиозный либерализм". Тесная связь тогдашних религиозных институтов с крепостным строем, самодержавием вызвало критику со стороны просветительский настроенных представителей знати и возникающей интеллигенции. Отдельные представители знати высказывали мнение о возможности ограничения претензий духовенства, отделение церкви от государства и школы - от церкви.

Критику доминирующего религиозного мировоззрения в первой трети XIX в. предприняли на своих страницах виленские периодические издания "Dzennik Wilenski", "Tygodnik Wilenski", "Wiadomosci Brukowe". Публицисты отстаивали превосходство светского образования над церковной, необходимость женского образования, требовали наделения евреев гражданскими правами, освобождения крестьян от крепостничества. Большую роль в этом процессе сыграли произведения Вольтера.

Валериан Страйновския

Валериан Страйновски. В. Страйновски утверждал, что крепостной состояние

противоречит естественному праву и сдерживает прогресс общества. Поэтому необходимо ликвидировать личную зависимость крестьян от помещиков. В. Страйновски высказался за придание крестьянам личной свободы, а также право приобретения земли, которая должна оставаться собственностью помещиков.

Я. Снядецкий. В 1806 г. на посту ректора Вильнюсского университета И. Страйновскага сменил талантливый математик и астроном, замечательный мыслитель, педагог Ян Снядецкий.

На своем посту Я. Снядецкий пытался осуществить реформу системы среднего и высшего образования в Беларуси и Литве. Целостную программу реформы системы образования в духе ее демократизации и либерализации он изложил прежде всего в монографии «Жизнь и литературная деятельность Гуго Коллонтай". Я. Снядецкий считал, что «высшая власть» не должна заниматься мелкими вопросами образования, а все свое внимание должно обратить на состав и положение учителей и преподавателей, так как это "источник, от которого все зависит. Просветитель видел две главные цели общественного образования и воспитания. Во-первых, подготовка людей к государственной службе и правильного ведения частных дел, и, во-вторых, "обнаружение дарований и талантов, формирование их и воспитание на пользу народную". При этом он считал, что таланты следует искать во всех сословиях. Много внимания Я. Снядецкий уделял нравственному воспитанию молодежи.

А. Снядецкий. Либеральные идеи высказывал и младший брат Яна Снедецкого - профессор химии и медицины Анджей Снядецкий. Он выступал за просвещение как главное средство решения всех социальных противоречий и конфликтов. А. Снядецкий критике феодальное общество за его отрицательное влияние на формирование личности человека. В отличие от Монтескье главным фактором ее формирования именовал не природные и климатические условия, а социальные условия жизни. Разгульный образ жизни знати - гулянки, пьянство, театр, жадность, поклонение низших состояний - приводят, на

его мнению, к развязности, самлюбства, властолюбие, самомнения и других болезней представителей шляхетского сословия. Угнетение, рабство, голод, в свою очередь, не позволяют и представителям низших классов сформироваться в гармонично развитую личность. Наоборот, их жизнь - источник эпидемий и заболеваний.

А. Снядецкий был реактором популярной либеральной газеты "Уличные новости", которая начала выходить в Вильнюсе в 1818 Газета являлась печатным органом либерально-просветительского общества "шубравцев" в состав которого входили студенты и профессора Вильнюсского университета. Шубравцов критиковали нравственные пороки современного им общества (пьянство, лень и т.д.), осуждали образ жизни господствующих классов. Газета

с сочувствием относилась к простым людям, признавала за крестьянами равные права в обществе. Шубравцов высказывались за частичные социальные реформы

47. Палітычныя погляды прадстаўнікоў кансерватызму у першай трэці ХІХ ст.: І. Лабажэускі. Палеміка паміж лібераламі і кансерватарамі.

I. Лабажэвски. В отличие от либералов представители консервативной мысли катэгарчына выступали против просветительских идей. Все проблемы Речи Посполитой, ее исчезновение они связывали с просветительской идеологией и основанными на ней реформами сер. - Конца XVIII вв. Игнат Лабажэвски издал в столице Российской империи три книги на французском языке, направленные против просветительской мысли XVIII в. В первой из них - «должное уважение к коронованной особы" (1818 г.) - ответственность за все беды, обрушившиеся на Речь Посполитую в конце XVIII в., I. Лабажэвски возлагает на просветительскую идеологию, социально-политические реформы последнего короля Станислава Августа. В двух других своих произведениях - «Политические размышления христианина"

и "Алтари и троны" I. Лабажэвски выступает в поддержку идей западноевропейского консерватора, приверженца средневековой теократии, Жозефа де Мэстра, с которым его связывали связи личной дружбы. Природа человека не требует никаких радикальных преобразований, заявлял Лабажэвски, поскольку восемнадцать веков назад ее основательно реформировавшее христианства. Наихудшим сортом человеческой мысли является беспринципная соединение христианства и либерализма, которое все отрицает и ничего не предлагает взамен.

Полемика между либералами и консерваторами. Между профессорами Виленского университета и Полоцкой иезуитской академии велась идейная полемика, которая нашла свое отражение на страницах двух журналов - «Виленского дневника" (Вильнюс) и "Полоцкого ежемесячника" (Полоцк). Формальным началом спора стала дискуссия о литературной ценности изданной в 1803 г. в Полоцке небольшим тиражом эпической поэмы преподавателя Полоцкого иезуитского коллегиума Никодиму Мусницкого

"Полтава". Постепенно полемика, которая началась с критики "Полтавы", перешла

на другие проблемы. В орбиту спора между либералами и консерваторами включаются вопросы философии, этики, истории, педагогики и т.д. В орбиту спора между либералами и консерваторами включаются вопросы философии, этики, истории, педагогики и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.012 с.)