ТОП 10:

Политические и правовые взгляды С. Полоцкого



Господствующая идеология сарматызму отрицала существование альтернативной

ных взглядов, которые воспринимались как вредные, так как требовали изменений в

"Идеальном" государственном или общественном строе Речи Посполитой. Творческие

лица, принадлежали к некатолических конфессий, лица, которые являлись

сторонниками других форм управления для реализации своих идей вынужден

были покидать родину, искать убежища в других странах, где были более

благоприятные условия для творчества. Среди тех, кто покинул Беларусь в этот

период, были А. Белаблоцки, I. Копиевич, Симеон Полоцкий.

С. Полоцкий (настоящая фамилия Петровский-Ситниянович) родился

в декабре 1629 г. в Полоцке. Тут же получил первоначальное образование.

Вступил в униатский орден св. Василия Великого. В дальнейшем учился в Киевской-

во-Могилянской коллегии и иезуитской академии в Вильнюсе. В 1656 лигу

православие, принял монашество и стал преподавать в братской школе при Па-

Полоцком Богоявленском монастыре. С. Полоцкий расширил круг предметов для

изучения, организовал театр, пьесы для которого писал сам.

В Речи Посполитой представители Киево-Могилянской коллегии отстой-

вали идеи открытости к диалогу культур, положительно относились к синтезу

духовных ценностей при сохранении типологических особенностей греко-

славянской и римско-католической разновидностей христианской цивилизации.

В Москве С. Полоцкий организовал "латинскую" школу при Заикона-

Спасском монастыре, основал независимую от патриаршей цензуры Верх-

нюю типографию (на оборудовании перевезен из Орши), был первым при-

дворовым поэтом российских царей, занимался воспитанием царских детей,

среди которых был будущий император России Петр I. Ученый напечатал и издал

ряд книг просветительского характера. Среди них - "Букварь" (1679) и "Псалом-

тыр рыфматворны "(1680 г.). В Москве им были написаны философские и

богословские трактаты, проповеди, беседы, наставления, драмы, комедии.

Основу литературного наследия С. Полоцкого составляют два сборника:

"Вертаград мнагацветны" и "Рыфмалогиен, или Вершаслов" (выданные

посмертно в 1681 г.).

Незадолго до смерти по поручению царя Федора Алексеевича С. Поло-

цки составил устав Академии - первого высшего учебного заведения России,

которую предполагалось открыть в Москве. После смерти просветителя, в 1690 г. на

церковном соборе грэкафилы объявили его взгляды еретическими.

Общественную, политическую и культурно-просветительскую деятельность С. По-

лоцкого, разделяют на два периода: белорусский (полоцкий) и московский.

К первому периоду относятся произведения, написанные С. Полоцким к

отъезда в Москву. Главная тема произведений нравственно-религиозное вдаскана-

ление человека.

Идеи нравственного совершенствования общества находят места и в

следующий период творческой деятельности С. Полоцкого. Чтобы осуществить свой

идеал гармонично развитой и полезной обществу лица, С. Полоцкий предло-

гандавав любовь к труду, осуждал невежество и деспотизм, писал о граж-

ского долг и справедливость, честность и мужество, постоянно

учил благотворительности.

осле переезда в Россию С. Полоцкий становится одним из первых при-

сторонники и идеологов просветительского абсолютизма в России. В истории русской

политической и правовой мысли он одним из первых дал наиболее содержательное

теоретическое обоснование необходимости установления в России просветительской

монархии как формы государственного управления.

Цель такого государства - установление в обществе "вечного мира", к-

ния достижений "всеобщего благосостояния", ликвидация раскола и мятежа, заахво-

щивании торговли, распространение просвещения, в которой он видел универсальный

средство искоренения всех социальных болезней и бед.

Деятельность монарха основывается на законах, перед которыми должны быть

все равными, не выключая из над их действия самого царя. Уважать закон

должны все, поскольку подчинение ему укрепляет государство.

С. Полоцкий всегда возвышал авторитет царской лица, сравнивал

ее с солнцем. Он первый ввел в русскую политическую литературу формулу

«Царь-солнце" - характерный, необходимый атрибут абсолютной монархии.

Большое значение в функционировании просвещенной монархии С. Полоцкий

уделял осуществлению правосудия. Оно должно восстанавливать спра-

ность в обществе. Он мечтал о равном суде для всех, в котором будут су-

дить не смотря на лице:

На лица зрети Господь возбраняет

равно судить всяк чин завещает [3, с. 143].

Уже современники по достоинству оценили многостороннюю деятельность и

духовное наследие Симеона Полоцкого. В частности, Сильвестр

Медведев в эпитафии, написанной на смерть С.Полацкага по желанию царя

Федора Алексеевича, характеризовал его как «мужа благоверного, церкви и

государству нужного »

 

Главные идеи политической и правовой мысли эпохи Просвещения на

Беларуси

Эпоха Просвещения была отражением тех социальных изменений, которые в

второй половине XVIII в. привели к сущностной изменения всех подсистем гра-

ства. Был осуществлен переход к абсолютизму, который сочетал в себе

противоречивость элементов сословного феодального строя, особенно в вобла-

чества государственного управления, и элементов буржуазного строя.

"Индивидуализм, рационализм, национализм - это триединое божество

демократии - нашли юридический выражение в вознесение роли законодательного

органа и последующем сокращении законотворческой роли судебных органов; в вы-

зваленни действий индивида от контроля общества, особенно в эконом-

чнай сфере; в требования кодификации уголовного и гражданского

права; в попытке сделать предсказуемыми правовые последствия индивиду-

альных действий (прежде всего в экономической сфере) "[1, с. 46 - 47].

Волюнтаристское понимание роли человека в истории впервые

возникшее в философии Ренессанса заложила тенденции вытеснения в правовой

мысли божественного закона законами человека и природы. В эпоху Просвещения осу-

цявляецца переход от господства теологических естественно-правовых конце-

пцый к верующим, которые получили широкое распространение. В отличие от

Средневековой триады (позитивного, естественного и божественного права) просвещению-

тники перешли к дуализма позитивного и естественного права. Естественное

право брала свое начало в природном упорядочении мира, оно воспринимает-

лась умом и противопоставлялась действующему в то время праву государства.

Реформаторы требовали преобразования существующих правовых систем исходя

из принципов естественного права. В результате ими были сделаны определенные

предложения по модификации различных отраслей права - от международного и де-

ржавнага права к уголовному и уголовно-процессуального.

В основу правовых реформ был положен предложенный Крести-

Иоанном Вольфом геометрический метод, который позволял из принципов естественного

права, как из аксиом, осуществлять построение всеобъемлющих кодификации, на-

пример, Прусского земского вложения 1794

Очевидным последствием идеологии естественного права было то, что

люди решили, что с помощью законов они могут изменить общество.

И также, что идеальная кодификация, составленная на основе рационального

ного анализа жизни и методов естественного права, может быть создана

настолько совершенной, что судья сможет увидеть в ней любое необходимое

ему положение. Подобная Законотворчество совершала не актуальным необ-

днасць учитывать исторические традиции народа при совершенствовании права,

что в будущем, привело к созданию кодексов и законов далеких от за-

Требования общества.

В ряде государств преобразования в соответствии с духом Просвещения

произошли в результате революций - Американская и Французская, остальные

страны осуществили постепенные эволюционные изменения, восприняв их идеи.

На Беларуси ростки просветительства возникли еще в творчестве и

деятельности таких деятелей середины XVII - начале XVIII вв. как Адам Али-

Заровский, И. Копиевич и др.. В их творчестве находили место идеи естественного

права и общественного договора. Однако в тот период общества Речи поспать-

литой, разоренной многочисленными войнами и внутренними усобицами, а не воспринимали-

мало предложения экономических и политических изменений. Стабилизация междуна-

родных связей в середине XVIII в. ускорило экономическое возрождение

государства, способствовало развитию капиталистических отношений. Именно в это время

происходит проникновение в Речь Посполитую из Западной Европы, в первую

очередь из Франции, просветительской идеологии.

 

Идеи просветительства в первую очередь воспринимались представителями пере-

Довольно части шляхты. Возглавил движение сторонников социально-политических

реформ в середине XVIII в. в Речи Посполитой полонизирован белорусский

магнатский род Чарторыйских. В 1764 г. Чарторийским при помощи России

удалось провести на королевский трон связанного с ними Станислава Августа

Понятовского (1732 - 1798 гг.) - Сторонника просветительских идей. После об-

утра его на королевский престол в Речи Посполитой начались значительные со-

Социально-экономические и политические реформы, которые однако не успели осу-

цявицца в полной сфере. Так, не произошло окончательного перехода к бур-

жуазнага строя, так как в конце XVIII века Речь Посполитая перестала

существовать, белорусские земли вошли в состав Российской империи, и развитие

собственного правотворчества было прекращено до начала XX в.

Все же реформы середины - конца XVIII вв. в Речи Посполитой

успели затронуть сферу государственного управления и общественного строя и

отразились в конституционном законодательстве. Для идей отечественных

представителей просветительской мысли и для реформ, которые происходили на их

основе, характерны противоречивость и непоследовательность. В данный период в

государству только начинался переход от феодализма к капитализму, поэтому в

философских учениях наблюдается соседство принципов схоластики и

рационализма, а в социально-политических имеют места попытки вы-

похищения планов реформ государственного строя при сохранении основ "шляхетской

демократии ".

Кроме вопросов реформы государственного и общественного строя, одной из

самых острых проблем политической жизни Речи Посполитой XVIII в.

являлась проблема диссидентов. Слово диссидент в те времена применялась для

обозначения человека, который не придерживается господствующего в данном обще-

ства вероисповедания. В Речи Посполитой им называли сторонников право-

Слав, лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма.

Первоначально диссиденты как Великого княжества Литовского, так и

Королевства Польского пользовались одинаковыми с католиками правами,

что нашло отражение в Генриха статьях 1573, Уставе

Великого княжества Литовского 1588 г. и других законодательных актах. Однако

после Брестской церковной унии права диссидентов Речи Посполитой стали

ущемляться, нарушаться, ограничиваться. Диссиденты вынуждены были свя-

ртацца за поддержкой к соседним единоверными ним государств, что вызвало у

Речи Посполитой отношение к ним как к "ренегатов" и "иностранных агентов",

вело к дальнейшему ограничению их прав.

Сейм 1661 лишил всех диссидентов права избираться в сейм, а в

1668 запретил смену католического вероисповедания под угрозой конфискате-

ции имущества и баниции (изгнания за границу). На Сейме 1733 был принят

закон, по которому диссидентом гарантировалась неприкосновенность личности и мое-

масти, однако запрещалось занимать какие-либо государственные должности.

Для возвращения политических и религиозных прав диссиденты вели актив-

ную полемическую и правовую борьбу, обращались за дипломатической и вай-

Сково поддержкой соседних стран. В ходе борьбы за уравнивания в

правах диссидентов с католиками выделился ряд известных политических мы-

слицеляв, одним из которых является могилевский епископ Георгий Конисский (1717 -

1795.).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.013 с.)