Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические и правовые идеи КонтрреформацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Контрреформация - это религиозно-политическое движение в Европе во 2-й пол. XVI - XVIИ вв., Возглавляемый папства и направлены против идей и результатов Реформации. Контрреформация имела целью восстановление позиций, потерянных католической церковью в европейских странах в результате Реформации. Доктрину и церковную политику Контрреформации, программу борьбы с Реформацией выработал Тридентский собор - Вселенский собор католической церкви. На соборе был отстранен компромисс с протестующими, подтвержден безусловный авторитет пап в делах веры, закреплено богослужение Исключая чна на латинском языке, введена жесткая церковная цензура. Всякое отступление от постановлений Собора рассматривалось как ересь и подлежало гонениям. Главным оружием в борьбе католической церкви с Реформацией стола миссионерская деятельность в странах, где велась борьба с протестантизмом. Для ее обеспечения был открыт ряд учебных заведений. Миссия- нерскую деятельность осуществляли католические монашеские ордена. Главной опорой Контрреформации стал созданный в 1534 орден иезуитов. В ВКЛ началом Контрреформации считается 1569 г., когда в Вильнюс пришли 13 первых иезуитов. Особенностью в ВКЛ было то, что она была направлена не только против Реформации, но и православия. К сер. XVIИ ст. Контрреформация победила на землях Речи Посполитой. Основными причинами распространения контрреформационной идеологии в ВКЛ и ее победы были как внутренние и внешние обстоятельства существования страны в се- рэдине XVI в., так и личные человеческие факторы. К внутренним факторам следует отнести недовольство большинства шляхты радикальным направлением реформационного движения (особенно анти- тринитаризм), который создавал опасность шляхетском привилегиям, феодальной имущества и вообще государству. В 1647 г. постановлением Сейма суда были за- чыненыя все типографии и школы антитринитариев, в 1648 году они выведены из под опеки Варшавской конфедерации 1573 (на них перестали рас- ваться принципы религиозной толерантности), и в 1658 Сейм приговорил их к изгнания из Речи Посполитой. Важнейшими внешними факторами победы католичество стали посла- отделка ВКЛ в результате Ливонской войны и заключение Люблинской уния 1569 г с католической Польшей, которая привела к созданию общего государства. Это событие, в свою очередь, способствовало расширению католического влияния, тем более, что сторонниками Контрреформации и иезуитов были короли Речи Посполитой Стефан Баторий и Сигизмунд Ваза. В 1564 иезуиты начали свою деятельность в Польше, а в 1569 (После Люблинской унии) и в ВКЛ. В 1579 г. при поддержке С. Батория в Вильнюсе была открыта Виленская иезуитская академия - католический университет, который во всех привилегиях равнялся с Краковском университетом. Со дня свай- го основания Виленская академия стала теоретическим центром идей Контр- реформации в Беларуси и Литве. В годы правления Батория, благодаря его поддержке, в ряде городов Беларуси (в том числе и в Полоцке в 1580) началось строительство системы иезуитских средних учебных заведений - коллегиумов. Во время правления Сигизмунд III Вазы (1587 - 1632) иезуитские коллеги- уммы появились в Орше, Бресте, Гродно, Пинске, Витебске, Новогрудке, Минске, Могилеве, Мстиславле, Бобруйске, Слуцке, Слониме и других гора- крышу. Вскоре большая часть средних учебных заведений Беларуси принадлежала иезуитам. Европейский уровень образования, который представляли иезуитские учебные заведения (а Фрэнсис Бэкон называл их лучшими в мире [6, с. 117]), привлекал интерес не только католической части населения. Ма- Гнат, знать, жители городов протестантского и православного вероисповедания- дознания также отдавали детей в католические учебные заведения. Таким образом, благодаря образованию идеи Контрреформации расширялись среди элиты общества, а потом и среди простого народа.
Политико-правовые взгляды лидеров Контрреформации на Бе- руси (П. Скарга) П.Скарга. Наиболее известным и влиятельным лидером Контр- формации был Петр Скарга (1536-1612), известный католический теолог, религиозный писатель-полемист, оратор, церковно-политический деятель конца XVI - по- вначале XVII вв. Высшее образование П. Жалоба получил в Краковской академии (1552 - 1555 гг.). В 1569 г. в Риме он стал членом "Общество Иисуса", а с 1574 начал активную общественную деятельность на территории ВКЛ. П. Скарга стал первым ректором открытой в 1579 г. в Вильно Виленской иезуитской академии. В 1580 г. он основал первый в границах современной Беларуси иезуитский коллегиум в Полоцке. Основными направлениями деятельности П. Жалобы по укреплению позиций католичество были его преподавательская деятельность, написание полемических работ, участие в диспутах с протестантскими и православными богословами Беларуси и Литвы, персональная духовная работа с представителями магнатских фамилий, принявших кальвинизм, чтобы вернуть их в лоно католической церкви.
П. Скарга был сторонником сильной королевской власти, которая должна быть ограничено правом и Советом. "Мы хотим не такая монархию, как в турок и татар, - писал П. Скарга, - которая держится на беззаконии, но такую, опирающаяся на справедливое право и мудрую Раду "[7, с. 110]. Огра- жевание королевской власти законами и Советом необходимо для того, чтобы не дать ей возможности вырадицца в тиранию. "Уставы нужен каждой государству, как глаза телу ", - писал П. Скарга. Он сравнивал права с по- падной, которая должна определять прохожему дорогу в темноте, и одновременно угрожать ему, чтобы не скрочвав из нее. Как и Лев Сапега, он также цитировал в своих проповедях крылатые слова Цицерона: "Чтобы быть свободными, мы по- винный являться рабами законов "
По вопросу взаимодействия светской и духовной властей, П. Скарга под- поддерживало идеи папацэзарызму. Он считал, что светская власть должна подчиняться радковвацца духовному руководству со стороны католической церкви, потому что в отношении государственных интересов - временных, зависящих от конкретных обору- вин, интересы церкви являются вечными и неизменными.
П. Скарга призывов православные восточнославянские народы к церковной унии с Римом и указывал на те выгоды, которые они получат от духовного союза с католиками. В частности, с заключением религиозного союза, по мнению П.Скарга, будут созданы необходимые условия для развития об- тия науки, просвещения народа. Это приведет к преодолению обособленности, которая разделяет православных и католиков. Благодаря церковной унии, государствен- во укрепит свою монолитность, приобретет значительную политическую мощность, необходимую для борьбы с внешними врагами [3, с. 111]. П. Скарга реально оценивал невозможность заключения мирового унии, потому что видел, отсутствие в восточных и московского патриархов желания даже обсуждать эту тему, антизападную направленность московского православия. Региональную же унию в пределах Речи Посполитой он считал воз- Май Для нее достаточно лишь, чтобы киевские митрополиты принимали плохо- славенне от Римского Папы, а не от Константинопольского Патриарха, чтобы во всех статьях веры униаты согласились с римско-католической церковью и признали верховную власть Рима. Церковные же обряды во униатов могут оставаться такими, "... которые существуют от святых предков и которые не возражают слову Божию и святой веры... "[2, с. 67]. П. Скарга всегда призывал правящие круги Речи Посполитой до срочных реформ, к изменениям в общественно-политической жизни. Он предшествен- рэжвав, что промедление будет иметь трагические результаты. После падет- лав Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) П. Скарга стал рассматриваться как настоящий пророк.
Причины заключения Брестской церковной унии 1596 г. В конце XVI в. в пределах Речи Посполитой был заключен региональ- Сравнительная церковная уния между православной и католической церквями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.34 (0.009 с.) |