ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые идеи Контрреформации



Контрреформация - это религиозно-политическое движение в Европе во 2-й

пол. XVI - XVIИ вв., Возглавляемый папства и направлены против идей и

результатов Реформации. Контрреформация имела целью восстановление позиций,

потерянных католической церковью в европейских странах в результате Реформации.

Доктрину и церковную политику Контрреформации, программу борьбы с

Реформацией выработал Тридентский собор - Вселенский собор католической

церкви. На соборе был отстранен компромисс с протестующими, подтвержден

безусловный авторитет пап в делах веры, закреплено богослужение Исключая

чна на латинском языке, введена жесткая церковная цензура. Всякое

отступление от постановлений Собора рассматривалось как ересь и подлежало

гонениям.

Главным оружием в борьбе католической церкви с Реформацией стола

миссионерская деятельность в странах, где велась борьба с протестантизмом.

Для ее обеспечения был открыт ряд учебных заведений. Миссия-

нерскую деятельность осуществляли католические монашеские ордена. Главной

опорой Контрреформации стал созданный в 1534 орден иезуитов.

В ВКЛ началом Контрреформации считается 1569 г., когда в Вильнюс

пришли 13 первых иезуитов. Особенностью в ВКЛ было то, что она была

направлена ​​не только против Реформации, но и православия. К сер. XVIИ

ст. Контрреформация победила на землях Речи Посполитой. Основными

причинами распространения контрреформационной идеологии в ВКЛ и ее

победы были как внутренние и внешние обстоятельства существования страны в се-

рэдине XVI в., так и личные человеческие факторы.

К внутренним факторам следует отнести недовольство большинства

шляхты радикальным направлением реформационного движения (особенно анти-

тринитаризм), который создавал опасность шляхетском привилегиям, феодальной

имущества и вообще государству. В 1647 г. постановлением Сейма суда были за-

чыненыя все типографии и школы антитринитариев, в 1648 году они выведены

из под опеки Варшавской конфедерации 1573 (на них перестали рас-

ваться принципы религиозной толерантности), и в 1658 Сейм приговорил их к

изгнания из Речи Посполитой.

Важнейшими внешними факторами победы католичество стали посла-

отделка ВКЛ в результате Ливонской войны и заключение Люблинской уния 1569 г

с католической Польшей, которая привела к созданию общего государства.

Это событие, в свою очередь, способствовало расширению католического влияния, тем

более, что сторонниками Контрреформации и иезуитов были короли Речи

Посполитой Стефан Баторий и Сигизмунд Ваза.

В 1564 иезуиты начали свою деятельность в Польше, а в 1569

(После Люблинской унии) и в ВКЛ. В 1579 г. при поддержке С. Батория в

Вильнюсе была открыта Виленская иезуитская академия - католический университет,

который во всех привилегиях равнялся с Краковском университетом. Со дня свай-

го основания Виленская академия стала теоретическим центром идей Контр-

реформации в Беларуси и Литве. В годы правления Батория, благодаря его

поддержке, в ряде городов Беларуси (в том числе и в Полоцке в 1580)

началось строительство системы иезуитских средних учебных заведений -

коллегиумов.

Во время правления Сигизмунд III Вазы (1587 - 1632) иезуитские коллеги-

уммы появились в Орше, Бресте, Гродно, Пинске, Витебске, Новогрудке,

Минске, Могилеве, Мстиславле, Бобруйске, Слуцке, Слониме и других гора-

крышу. Вскоре большая часть средних учебных заведений Беларуси

принадлежала иезуитам. Европейский уровень образования, который представляли иезуитские

учебные заведения (а Фрэнсис Бэкон называл их лучшими в мире [6,

с. 117]), привлекал интерес не только католической части населения. Ма-

Гнат, знать, жители городов протестантского и православного вероисповедания-

дознания также отдавали детей в католические учебные заведения. Таким

образом, благодаря образованию идеи Контрреформации расширялись среди элиты

общества, а потом и среди простого народа.

 

Политико-правовые взгляды лидеров Контрреформации на Бе-

руси (П. Скарга)

П.Скарга. Наиболее известным и влиятельным лидером Контр-

формации был Петр Скарга (1536-1612), известный католический теолог, религиозный

писатель-полемист, оратор, церковно-политический деятель конца XVI - по-

вначале XVII вв.

Высшее образование П. Жалоба получил в Краковской академии

(1552 - 1555 гг.). В 1569 г. в Риме он стал членом "Общество Иисуса", а с

1574 начал активную общественную деятельность на территории ВКЛ.

П. Скарга стал первым ректором открытой в 1579 г. в Вильно Виленской

иезуитской академии. В 1580 г. он основал первый в границах современной Беларуси

иезуитский коллегиум в Полоцке.

Основными направлениями деятельности П. Жалобы по укреплению позиций

католичество были его преподавательская деятельность, написание полемических работ,

участие в диспутах с протестантскими и православными богословами Беларуси и

Литвы, персональная духовная работа с представителями магнатских фамилий,

принявших кальвинизм, чтобы вернуть их в лоно католической церкви.

 

П. Скарга был сторонником сильной королевской власти, которая должна

быть ограничено правом и Советом. "Мы хотим не такая монархию, как в

турок и татар, - писал П. Скарга, - которая держится на беззаконии, но такую,

опирающаяся на справедливое право и мудрую Раду "[7, с. 110]. Огра-

жевание королевской власти законами и Советом необходимо для того, чтобы не

дать ей возможности вырадицца в тиранию. "Уставы нужен каждой

государству, как глаза телу ", - писал П. Скарга. Он сравнивал права с по-

падной, которая должна определять прохожему дорогу в темноте, и одновременно

угрожать ему, чтобы не скрочвав из нее. Как и Лев Сапега, он также цитировал в

своих проповедях крылатые слова Цицерона: "Чтобы быть свободными, мы по-

винный являться рабами законов "

 

По вопросу взаимодействия светской и духовной властей, П. Скарга под-

поддерживало идеи папацэзарызму. Он считал, что светская власть должна подчиняться

радковвацца духовному руководству со стороны католической церкви, потому что в

отношении государственных интересов - временных, зависящих от конкретных обору-

вин, интересы церкви являются вечными и неизменными.

 

П. Скарга призывов православные восточнославянские народы к

церковной унии с Римом и указывал на те выгоды, которые они получат от

духовного союза с католиками. В частности, с заключением религиозного

союза, по мнению П.Скарга, будут созданы необходимые условия для развития об-

тия науки, просвещения народа. Это приведет к преодолению обособленности,

которая разделяет православных и католиков. Благодаря церковной унии, государствен-

во укрепит свою монолитность, приобретет значительную политическую мощность,

необходимую для борьбы с внешними врагами [3, с. 111].

П. Скарга реально оценивал невозможность заключения мирового

унии, потому что видел, отсутствие в восточных и московского патриархов желания

даже обсуждать эту тему, антизападную направленность московского

православия. Региональную же унию в пределах Речи Посполитой он считал воз-

Май Для нее достаточно лишь, чтобы киевские митрополиты принимали плохо-

славенне от Римского Папы, а не от Константинопольского Патриарха, чтобы

во всех статьях веры униаты согласились с римско-католической церковью и

признали верховную власть Рима. Церковные же обряды во униатов могут

оставаться такими, "... которые существуют от святых предков и которые не возражают

слову Божию и святой веры ... "[2, с. 67].

П. Скарга всегда призывал правящие круги Речи Посполитой до

срочных реформ, к изменениям в общественно-политической жизни. Он предшествен-

рэжвав, что промедление будет иметь трагические результаты. После падет-

лав Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) П. Скарга стал рассматриваться как

настоящий пророк.

 

Причины заключения Брестской церковной унии 1596 г.

В конце XVI в. в пределах Речи Посполитой был заключен региональ-

Сравнительная церковная уния между православной и католической церквями.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.66.86 (0.007 с.)