ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перадумовы фармавання палітычнай і прававой думкі XIV—XV ст. на землях Беларусі.



В результате значительных изменений в общественной, экономической, правовой, куль-Турне жизни в XI - XII вв. в Западной Европе, которые связываются сПапской революцией 1050 - 1150 гг. [10, с. 164], была создана перваягосударство в современном ее понимании - католическая церковь, первая современнаязападная система права - каноническое право. Каноническое право было построено на иерархических началах (иерархияисточников и норм) и опиралась на совокупность принципов. Его основнымифункциями были: 1) контроль центральной власти над многим насе-водством с разнообразными групповыми интересами; 2) поддержание отдельнойкорпоративной самосознания духовенства и добавление нового, юридиче-ский, измерения к его классовой сознательности; 3) регулирование отношениймежду конкурирующими церковными и светскими властями; 4) возможность длясветских властей целенаправленно и программно осуществить заявленную цель -обеспечить мир и справедливость в пределах своей юрисдикции; 5) воз-масть для церкви целенаправленно и программно вводить в жизнь своюзаявленную цель - переделать мир к лучшему [10, с. 174]. По его образцабыли построены светские сословные системы права - королевские права,феодальное право, манарыяльное право, городское право, торговое и це-хаво права. В основе западного сословного права лежало единое понимание справедливости, как основы юридического правопорядка. В Средневековье справедливым в юридическом смысле являлось то, что соответствует закону изакрепляет и оправдывает властные отношения в обществе, а также способствуетразвитию хозяйственной и культурной деятельности. Однако в данном случаедобавляется новый важный смысл - справедливые отношения, которые приводятк соглашению существующих социальных позиций, позволяющих сосуществоватьразличным социальным субъектом.Постепенно формируется и принципиально новое понимание справедливости,основанное на христианском учении, которое частично противоречит первому.Справедливость требует, чтобы за каждый грех (преступление) было заплаченоместью и мукой, которые были бы адекватны греховного поступка и нарушал-заму закону. "Эта мысль нашла отражение не только в кри-рациональным праве, но и во всех областях канонического права начиная с XII в., и она находила все большее отражение в различных областяхсветских правовых систем, которые начали развиваться одновременно с ним. Былосказано, что договоры должны соблюдаться, а если нет, то стоит ли платить за нихнарушение. Гражданские правонарушения должны компенсироваться платой,эквивалентной нанесенному ущербу "[11, с. 135].Такое понимание справедливости, единства принципов, на основекоторых строились сословные правовые системы, и функций, которые определяли ихсодержание, обусловили преемственную развитие права западноевропейской цивилизации. Вто время, когда в Западной Европе в XI - XII вв. осуществлялся переход кразвитого феодального общества и сословной государства, в славянские дру-жынныя государства только начали проникать феодальные отношения.Развитие процессов феодализации во многом было связано с западнымвлиянием. Через политические и личные контакты, принятие католичества,немецкой колонизации и экспансию, осознание необходимости переходаот дружинная армии до рыцарского, которое должно было состоять из вая-ров-рыцарей, осевших на землю, элементы сословного строя внедрялись в за-точнославянское государствах. У них с XI - XII вв. усиливаются индивидуальныхющие права крестьян на наделы, а шляхта, особенно с XIII в., начинаетполучать от князей землю и нитетных привилегии, принятые в Закат-точной Европе

В XIV в. Польша уже представляла собой сословную монархическуюгосударство западноевропейского образца, с обособление государства (КороныПольской) от лица властелина.В Великом княжестве Литовском процесс становления развитого сослать-ного общества и феодального государства и права проходил по выше рассмот-Джанни схеме начиная с ХIV в. и вызвал характерные особенности вразвитии права. Если в Западной Европе феодальное право формировалосьснизу, в форме обычаев, индивидуальных пожалований, затем в формечастных обобщений обычного права, как, например, "Саксонскоезерцало "Эйке фон Репгофа, и только затем слилось с более сильным и ди-мическим королевским (общегосударственном) правом, то в Великом княжествефеодальное и княжеское право были изначально неразделимыми. В актах велико-го князя нормы, которые традиционно относятся к европейскому средне-вечного княжеского права - вопросы обеспечения мира (нормы об ответственностиза наиболее опасные правонарушения), управления (создание государств-ных органов в центре и на местах) и юрисдикции (юрисдикциях князя и назначенных им местных должностных лиц) - сочетались с нормами,предоставляющие сословные привилегии всему классу феодалов.Великое княжество Литовское, основную часть которого составляли бело-русские земли, было географически и культурно (синтез православия и язычества)обособленным к XIV в. К моменту заключения Кревской унии оно яв-лась обществом с ранней государственностью, а власть князя опиралась напатрыманияльную концепцию.В отсутствие традиций отчуждения земель в частное владениевсе руководящее сословие, которое составляло княжескую совет, жило не из прибыли отземель с крестьянами, что ему принадлежали, а за счет государственных доходов,которые собирались из тех же крестьян в государственную (княжескую) казну. Поэтому крестьянеоставались лично свободными, наследственными держателями земель вобщинах [8, с. 62].Как и в случае с западными славянами несколькими веками ранее,международные факторы обусловили ускорение процессов феодализации, сменутипа государства и права. Необходимость противостоять немецкой и ман-гольскай агрессии, соперничать с Московским княжеством в объединении сла-славянских земель на Востоке вызвали заключение унии между Великимкняжеством и Польшей в 1385 году Сам акт Кревской унии, по мнению Ю. Бар-крыши, еще содержит свидетельства о доминировании патрыманияльнай теории вВКЛ [1, с. 35]. Однако с этого момента начинается, в чем следует согласитьсяс Г. Лавмянским и М. Довнар-Запольского, ускоренная эволюция обществакняжества в направлении развитого сословного строя. Начиная от Кревской унии, в условиях необходимости военной иэкономической конкуренции с пограничными странами, государство перестроек-ется по образцу развитых феодальных обществ Западной Европы.Минуя период персональных привилегий, великий князь начинает изда-вать общеземские привилегии, с помощью которых он ускоренно формирует состояниешляхты, наделяя их землями на условиях вассальной зависимости, приправ-гоньвае бывших свободных общинников, а грамотами на магдебургское правоспособствует развитию городов и способствует возникновению состояния горожан.Скорость социальных трансформаций, снабжена навязыванием егосверху, изначально вызвало отчуждение как среди членов династии иместных князей, так и среди простого люда. Ситуация усугублялась ипротиворечиями, которые существовали между самогитском и русской частями Великогокняжества, особенно после принятия первой католичество. Однако к серединеXVI в. ВКЛ приобрела, хотя и с местными особенностями, черты сословнойгосударства. Источниками права были сначала древнерусское право (РусскийПравда), местные обычаи и судебная практика, а потом (в конце XIII в.)возникла писаное право в форме писем, грамот, великокняжеских привилегий.В 1468 г. появился первый кодекс уголовного и уголовно-процессу-альное право ВКЛ - "Устав Казимира" (1468 г.), написанный набелорусском языке.В XIV - XV вв. в пределах этнической территории Беларуси началосьформирование белорусского народности. Одновременно формировалась бело-русская культура, интегральной частью которой была белорусский язык -государственный язык Великого княжества Литовского.

 

8. Прыняцце каталіцтва на землях ВКЛ, знаёмства з заходнееўрапейскай царкоўна-палітычнай ідэалогіяй папства (папацэзарызму).

Важным фактором, который стимулировал развитие политической и правовоймысли Беларуси и Литвы в XIV - XV в., стало принятие католицизма.Первые знакомства восточных славян с западным (латинским) око-ло обрядом произошли еще до официальной даты крещения Руси. ВКиевскую Русь западное христианство приходило благодаря викингам,немецким, польским проповедником. Как говорит "Сага о крещении" знаками-ты Торвальд Путешественник основал в Полоцке около 1000 храм Св. ИоаннаКрестителя и монастырь при нем. На белорусских землях проповедовали БруноКверфутски (1009), епископ Рэйнберна (1009 - 1010 гг.) И др.. В 1186полоцкий князь Владимир разрешил проповедовать среди ливов священнику Мэй-нарда, а основанная в нач. XIII в. Рижская митрополичью кафедру до 1255уже имела в Полоцких владениях 2 епархии: Русское епископство в Полоцке иСелонскае в зависимой от Полоцка Селонскай земли.Однако первой попыткой расширить влияние католицизма на белорусских илитовских землях в политических целях было сделано в 1251 Великомкнязем Миндовга. Но никаких позитивных влияний на агрессивную дея-ность ордена меченосцев это не оказало. Поэтому до конца XIV в., Нягледя-чи на в основном толерантную политику к христианским проповедников изЗаката, наблюдались лишь отдельные случаи принятия католической веры вы-высшего государственными лицами и служащими. Например, в "ХроникеБыховца »говорится, что в 1364 в Кракове известный магнат ВКЛ" ПетрГаштольд принял веру римской и до Литвы принес "(ссылка). В 1385 г. в целях объединения сил для борьбы с агрессией немецкихрыцарских орденов крестоносцев и меченосцев между ВКЛ и Польшейбыла заключена династическая Кревская уния. Великий князь Ягайло вступал в брак с польской королевой Ядвигой и провозглашался польским королем. Вместес подданными он обязывался принять католичество и присоединить земли ВКЛ доПольши. Таким образом католичество становилось государственной религией ВКЛ.После Кревской унии (1385) на землях ВКЛ значительно расширили актив-ную миссионерскую деятельность многие католические ордены:доминиканцы, францисканцев и бернардинцы, кармелиты и др.. При поддержкегосударства и феодалов начали строиться храмы и монастыри (монастыре),при которых создавались библиотеки и открывались школы. Рядом со "Свяшчэн-ным писанием "читались и изучались отрывки из трудов отцов западной церквиАмвросия Медыяланскага, Иеронима Стридонский, Августина Аврелия,Фомы Аквинского, а также их взгляды на соотношение церкви и государства.Обучение и богослужение велось на латинском языке.С принятием католичества на белорусских и литовских землях начинаетраспространяться церковно-политическая идеология папства, которая получиланазвание папацэзарызму. Ее основы были заложены в результате григорианскойреформы (Папской революции) XI - XII вв. На первом этапе реформыпрежде всего развернулась борьба с симанияй (практикой купли-продажицерковных должностей) и женатым духовенством. Папы Стефан ИХ, Николай IIи Александр ИИ сделали шаги по предотвращению влияния императора на избраниеепископа Рима, а также по запрету раздачи светскими феодалами царьков-ных владений и имущества, ликвидацию церквей, находившихся во власть, отправляющая правосудиеснасти феодалов. Согласно принципам церковно-политической идеологии папацэзарызму,

наместником бога на земле рассматривался уже представители не светской (как в

цезарепапизм), а церковной власти. Таким образом, между папацэзарызмам и

цезарепапизм существовала существенная разница, и появление церковно-политической

идеологии католицизма на белорусских и литовских землях не прошло

бесследно для политико-правовой мысли ВКЛ.

Однако нужно учитывать, что католичество пришло на Беларусь с Поль-

шчы, а польская католическая церковь находилась долгое время под влиянием

немецком. В Германии григорианский реформа укоренилась не в таких рады-

ных формах как провозглашалось в "Диктат папы". Там епископы на-

лись в результате компромисса между императором и папой ("удвоенная инве-

стытура "), и немецкая церковь не была настолько независимой от светской вла-

да, выше ее, как этого бы хотелось Рима. Соответственно и в ВКЛ идеи попа-

цэзарызму пришли в состоянии, приемлемом для традиций светских властей.

Знакомство с папацэзарызмам положило начало процессу постепенного

преодоления политической мыслью ВКЛ односторонней ориентации на греко-

византийские политические традиции. Путем расширения и укрепления

многосторонних духовных связей со странами Западной Европы политическая

мысль ВКЛ начала дополняться и обогащаться достижениями заходнеевра-

Европейской политической культуры. Появление папацэзарызму положило начало

десакрализацией светской власти, то есть, лишению божественных полу-

бутов ее земных носителей....

 

9. Палітычныя ідэі сярэднявечных ерасяў у ВКЛ.

 

В средневековом обществе всегда проявлялось недовольствочасти верующих существующими социальными отношениями, господством права-славной и католической церкви в общественной жизни, официальным религиознотеологическим мировоззрением. Этот социальный протест нашел свое отражение в еретических идеях и движениях распространяемых, в том числе, и на территории Беларуси и Литвы. В начале XV в. широкое распространение получила в ВКЛ Йере-тической учение профессора Пражского университета, чешского гуманиста ЯнаГуса (1371 - 1415). Он обличал католическое духовенство, осуждал богатствокатолической церкви, выступал против покупки и продажи церковных должностей(Симании), предлагал частичную секуляризацию церковного имущества, по-трабавав реформирования церкви в соответствии с идеалами ранних христиан,высказался также за неповиновение властям, если они не выполняют"Закона божьего" [5, с. 41].Гуситский движение в ВКЛ поддержал великий князь Витовт, который вынашивал идеюразрыва династической унии с Польшей и в то время был заинтересован в осла-отделка в государстве позиции католической церкви, поскольку последняя активноподдерживала Кревскую унию. В поклонниках гуситского движения Витовт ба-тил своих союзников.В начале 1413 Витовт совершил поездку по городам Беларуси ра-зам с ближайшим соратником Яна Гуса - Иеронимом Пражским (около 1380 -1416), выпускником Пражского университета, известным в Европе ученым.В частности, в апреле 1413 они посетили Витебск. I. Пражский про-был в Витебске два месяца и в течение этого времени энергично прапаган-давал здесь учение Яна Гуса. В своих проповедях и на диспутах с ката-лической священниками он выступал против продажи индульгенций, обличалзлоупотребления католического духовенства, требовал существенного реформированияцеркви. Эти проповеди, которые собирали толпы людей, нашли многосторонников среди жителей Витебска. Так, согласно письму краковскогоепископа, Иероним Пражский был в ВКЛ недолго, но вызвал такое хваляван-не посреди духовенства и народа, которого не знали в этих краях.

 

 

10. Царкоўна-палітычная дзейнасць і грамадска-палітычныя погляды Р.Цамблака

 

Где-то с середины XIV в. начинается серьезное политическое су-противостояние между ВКЛ и Московским княжеством. Оба государства пре-тэндуюць на роль собирателя "русских" земель. Важную роль в борьбеначинает играть место нахождения митрополичьего престола. Каждая из сторонприлагал огромные усилия чтобы заполучить центр восточнославянского право-слал на своей территории. В 1355 этого добились московские князья. Основной целью религиозной политики великих князей ВКЛ становитсясоздание своей отдельной митрополии. Поэтому когда в 1406 умер митрополитКиприан (1336 - 1406 гг.), Который удовлетворял обе стороны, Витовт предложилна должность митрополита полоцкого епископа Феодосия. Однако византийский импе-секретарь и патриарх поддержали Москву, и митрополитом стал грек Фотий, которыйместом своего жительства выбрал Москву. Тогда Витовт решил создатьавтокефальную (независимую) православную церковь ВКЛ и поставить наВо главе ее своего митрополита.Сторонника своих планов он нашел в лице Григория Цамблака (1365 -1419), болгарина, всесторонне образованного человека, которого оккупация его ра-Димы превратила в политического изгнанника. Именно его кандидатурапоказалась Витовту наиболее подходящей на должность литовского митрополита. По-

водле Густынский летописи на соборе православных епископов в Нава-

грудку Витовт видя, "что святая София, стольный церковь митрополита, а не

имеет хозяина, как осиротевшие вдова, своей красы лишена, и во всей

Киевской митрополии нет порядка, а митрополиты, придя из Москвы,

только о том заботятся, чтобы что ценное в Софии найдя себе

взять, а также дань в священников и других христиан собрав, в московской-

скую землю с собой вынести "[9, с. 27], приказал выбрать своего митрополита.

15 ноября 1415 г. на соборе Григорий, со ссылкой на идти сюда, потеть-

дент - избрание Климента Смолятича, был возведен в сан митрополита без

согласия константинопольского патриарха, за что имя его было предано про-

клена как константинопольским патриархом, так и митрополитом Фотием, который

находился в Москве. Но Р. Цамблак пошел на это, потому что полностью поддерживал поля-

тические планы Витовта, его стремление к превращению ВКЛ в государство,

которая находилась бы в полной независимости от Польши. Р. Цамблак мечтал

о создании в этом государстве сильной и авторитетной православной церкви,

признании православия государственной религией ВКЛ и даже мечтал о перахо-

где Витовта в православие. Кроме того, он связывал с Витовтом надежду на активизацию освободительной борьбы славянских народов с татаро-монгол-

ской и турецкой неволей.

По избранию P. Цамблак направился в Киев на митрополию. После

нападения на Киев Ногайской Орды он перенес митрополичьей кафедру из Киева в

Вильнюс, а своей резиденцией выбрал Новогрудок.

Противоречия с Москвой, потенциальная опасность бирэлигийнасци

основного населения страны естественно приводили великих князей к идее

унии между католичеством и православием. Еще в 1396 Ягайло разговаривал о

необходимости унии с митрополитом московским Киприаном.

В начале 1418 по желанию Ягайлы и Витовта Григорий на

главе представительной делегации православных епископов и священников (всего

около 30 лиц) выехал из ВКЛ в Западную Европу на XVI в Вселенский собор

католической церкви. Собор проходил в Германии в городе Констанце

(Отсюда и его название Констанцского). Целью визита было добиться более-менее

плотного союза между церквями. В своих речах на соборе Цамблак

призвал к восстановлению бывшего единство христиан. Он предлагал со-

брать специальный собор о вере и в свободной дискуссии решить все

спорные вопросы. Результатом должен был стать равноправный союз между

католической и православной церквями. Однако план Цамблака НЕ ​​был одобрении-

ны ни Папой, ни большинством православных епископов. Он вернулся в Вильнюс

и, по некоторым сведениям, умер в 1419 г. В это время начала меняться тактика Витовта в достижении своих поли-

ческих целей. Поняв, видимо, что разорвать в одиночестве династии-

чную унию с Польшей невозможно, он вступил в союз с заклятым врагом

Ягайло императором Священной Римской империи Сигизмундом I (правил

с 1410 по 1437). Последний обещал Витовту ходатайствовать за него перед

Римским Папой, чтобы тот прислал князю королевскую корону. Для этого

Витовту пришлось изменить церковную политику, поменять свое отношение

к католицизму. Он начал усиливать поддержку католического духовенства.

Улучшились и отношения с Московским князем Василием. Помирился Витовт и

с митрополитом Фотием.

Григорий пользовался большим уважением у восточных славян. О

это свидетельствует "Никоновская летопись". Действительно, Р.Цамблак оставил богатое

духовное наследие (свыше 40 произведений). Они часто переписывались и широко

распространялись на землях восточных славян, пользовались среди них Жиха-

ров большим уважением. Показательно, что в XV и XVI вв. произведения Р. Цамблака

вносились в сборники церковных нравоучения рядом с творениями восточных Отцов

церкви [5, с. 46].

За время пребывания в ВКЛ (в том числе и в должности митрополита)

Р. Цамблак написал около десяти произведений, среди которых ряд церковных проповедей ("На вознесение", "На успение", "На отсечение головы Иоанна Христа-

сцицеля "," На Воздвижения креста "), а также несколько слов -" Похвальное

слово патриарху Явфимию "," Надгробная слово митрополиту Киприану "и

другие, в которых нашли отражение злободневные общественно-политические

проблемы того времени.

Например, в "Похвальным слове патриарху Явфимию", посвящен-

ным своему духовному наставнику - болгарский патриарху Явфимию

Тырнавскаму (1327 - 1401), который мужественно погиб в турецкой неволе - автор

обращается к анализу национальной трагедии болгарского народа - Завоевания

вания Болгарии турками, лишения болгар государственной независимости. В

«Слове» автор призывает к борьбе с турецкой неволей, которая принесла на

болгарскую землю огромное горе и страдания. Р. Цамблак обосновывает в

"Слове" идею славянского единства, выражает надежду на лучшее будущее

славян. "Слово" имело значение не только для болгар. Оно активизировало

борьбу восточных славян с татаро-монгольской неволей [5, с. 46].

В "надгробной слове митрополиту Киприану", посвященном памяти

своего дяди, митрополита киевского и московского Киприана (1336 - 1406),

Р. Цамблак анализирует многостороннюю общественную активность этого изда

знаменитого церковно-политического деятеля, исключительно высоко оценивает его заслуги

на ниве просвещения, подчеркивает особенно присущее митрополиту уменье

"Учение в зрячих душах вселяти". Р. Цамблак призывает современников к распростра-

ния знаний («Книжное мудрости"), расширения просвещения [5, с. 47].

Несмотря на смерти Витовта и Григория Цамблака, идея унии сохранила

свою привлекательность для религиозных и государственных деятелей ВКЛ. 5 июля

1439 на Ферраро-Флорентийский соборы киевский и московский митрополит ИСИ-

дар подписал акт о создании единой христианской церкви. Его деятельность

была одобрена в Вильнюсе, но отвергнуто Москвой, где его сослали в Чудово

монастырь. В 1458 г. в ВКЛ снова возобновилась отдельная православная митрополия,

которую возглавил ученик Исидора Григорий Болгарин. Она просуществовала до 1685 г.

когда киевский митрополит начал назначаться московским патриархом.

В конце XIV - нач. ХV вв. с идеей унии выступали последователи Ри-

горе болгарин митрополиты Мисаил в 1476 и Иосиф в конце ХV в. Но в

обоих случаях были определены основные догматические противоречия

между церквями, которые на этом этапе стали препятствием к соглашению.

Религиозно-политические проблемы в ВКЛ привели власти государства к

понимания необходимости их решения преимущественно средствами переговоров,

компромисса, право. Это стало фундаментом в формировании государственной поли

ки, основанной на толерантности и поиска согласия....

 

11. Палітычныя ідэі «Летапісца вялікіх князёў літоўскіх».

 

Белорусские и литовские земли в двенадцатом - ХIII вв. становятся ареной длякровавых войн. С Запада угрожали походы немецких крестоносцев, с Востокаду - татаро-монгольское нашествие. Внутренним врагом стала междоусобнаяборьба восточнославянских князей.Общее происхождение (славяно-балтский субстрат), сильные экономи-ческие связи и внешняя угроза причастны к объединению белорусских илитовских земель в единое царство - Великое княжество Литовское, Русскоеи Жемойтское с центром в Новогрудке (центр летописной Литвы). Объединениеначал Миндовг (1230 - 1263 гг., оно было продолжено Витенем и Геди-минам, а завершена Альгердом и Витовтом."В политическом плане происходило повсеместное падение княжескихстолов Рюриковичей и переход власти к литовским династий. Населенияпросто выракалася, выталкивали Рюриковичей, которые давно стали символом кра-ху и позора, слабости и бессмысленной жестокости, определенного единства, так, ноединство насквозь дурного, фальшивого, единство постоянных войн икрови и при этом полного бессилия и даже раболепие перед внешним во-врагом. С другой стороны, эта свобода (от монголов) служила мощнымобъединительная причиной, который реально сплачивает земли Северо-ЗападнойРуси задолго до установления их династического единства под "гербомКалюмны "(династический герб Гедиминовичей)" [7].В связи с завершением объединительных процессов и политической центра-ного господствующим в политической мысли становятся идеи единства и мощным-ности страны, возвышения ее политического престижа. Эти идеи появилисьопределяющими в летописях XV в., которые были написаны с новых обще-государственных позиций. К этим летописей относятся «Летописец великих кня-зёв литовских "," Белорусско-литовский летопись 1446 "," Хроника Быховца ". «Летописец великих князей литовских». Первым, наиболее знач-ным памятником белорусского летописания считается «Летописец великих князейлитовских ". Он написан неизвестным автором на старобелорусской языке вконце XIV - нач. XV вв. "Летописец великих князей литовских" можнорассматривать как первую попытку политической истории ВКЛ. В нем описываютсяподлинные исторические события XIV - нач. XV в.В первой части "Летописца" отражена борьба за политическойвласть между потомками Гедимина - Ягайло, внуком Гедимина, который послесмерти своего отца Ольгерда в 1377 стал Великим князем литовским, иего дядей Кейстутом, который хотел видеть на великокняжеском престолесвоего сына Витовта. Несмотря на внешний объективизм повествования, симпатии автораполностью на стороне Кейстута и его сына Витовта, которые изображены им как честнее-ные и благородные рыцари в противовес предательские, неблагодарные ибеспощадному Ягайло. Чтобы взять верх над своим мощным и опаснымсоперником, Ягайло вступил в сговор с крестоносцами и пригласил их на помощь.Ягайло не был уверен в своей победе и пошел на хитрость. Онпригласил Кейстута и Витовта на переговоры, чтобы мирным путем завершитьдинастический спор. Кейстут и Витовт поверили Ягайло и приехали к нему.Но по приказу последнего отец и сын были схвачены, закованный в цепи иотведен в Кревский замок. Старого князя Кейстута сразу лишили жиз-тия, а Витовту удалось спастись. Он переоделся в женскую одежду ипобег из-под стражи.Летописец, глубоко верующий человек, рассматривает политическую власть какбожественной явление. Он выступает против насильственных методов овладения ей,высказывается против использования в политике аморальных средств, осу-жае безжалостность, коварство, обман и т.д. Негативно относится летописеци междоусобиц и споров между князьями, которые ведут к ослаблениюгосударства [5, с. 48].Вторая часть "Летописца" посвящена княжение Витовта. Из обще-государственных позиций автор описывает действия Витовта в направлении цэнтрали-зации княжества: походы на Витебск, Смоленск, Украину, лишение властинепокорных местных князей, присоединение к Великому княжеству граничащихс ним русских и украинских земель, усиление единства государства. Автор"Летописца" одобряет борьбу Витовта за объединение восточнославянскихземель в едином государстве, его эффективную центростремительные политику. Заключительная часть "Летописца" повествует о роли Литвинский князей взащите Подолья от монголо-татар, об их вкладе в строительство городов,каменных башен, замков и дворцов в Подолии. "Повесть о Подолье"написано с целью обоснования прав Литвы на эти земли в противовесэкспансии Польши, которая в 1430 захватила Западное Подолье [4, с. 28]."

 

13 Палітычныя ідэі «Беларуска-літоўскага летапісу 1446 г.» і «Хронікі Быхаўца».

 

Белорусско-литовский летопись 1446". Еще одним памятникомобщественно-политической мысли Беларуси первой половины XV в. является"Белорусско-литовский летопись 1446". Хронологически летопись охватывает событияот середины IX до середины XV вв. Его название связано с 1446 потому, чтоименно этим годом датируется в нем последнюю запись. Памятник создан около1430 на основании древнерусских и белорусских исторических источников, на-писан он на старобелорусской и церковнославянском языках. На сегодняшнийдень считаются, что большинство произведений, из которых составлен «Белорусско-литовскийлетопись 1446 ", написанный в Смоленске и что вдохновителем этого дела был епископ (позднее митрополит) Герасим, патриот ВКЛ и сторонник сохранения-вания его целостности [6].Главные политические идеи "Летописи", во-первых, обоснованиеисторической закономерности и необходимости образования Великого княжестваЛитовского, политического объединения белорусских, литовских и украинскихземель в едином государстве, и, во-вторых, осмысление и раскрытие поля-тической роли ВКЛ в Восточной Европе.Среди других частей "Летописи" особенно выделяется оригинальныйпамятник древней белорусского литературы - "Похвала великому князюВитовту ". Летописец восхваляет объединяющую центростремительные политикуВитовта, направленную на создание самостоятельного государства - ВКЛ. ИсторияВКЛ рассматривается как закономерный и органичное продолжение истории всехвосточных славян, отмечается ее прекрасная роль в истории Европы. Авторгордится политической мощностью и высоким международным авторитетомкнязя. Он отмечает, что руководители многих стран "честь великая и дарымноги и Дани приношаху ему (Витовту) "и старались с ним" во велицей любвиживущая "[4, с. 28].Интересные мысли высказаны в части летописи которая называется "Вку-Ленская хроника ". В ней рассказывается о гражданской войне в ВКЛ междукнязьями Свидригайло и Сигизмундом Кейстутовичем 1432 - 1436 гг., овосстание "черных людей" в Смоленске 1440 Автор осуждает Буры-Гайл, так заведено ним гражданская война подрывало единство государства иобщественное спокойствие. Кроме того он применял жестокие и аморальные методыдостижения своих целей. Восстание смолян также осуждается как сепара-тысцкае, направленное на расширение феодальной раздробленности. При та-тем автор сочувствует жертвам восстания.

«Хроника Быховца». Интересным памятником общегосударственного бело-

русско-литовского летописания, а также общественно-политической мысли Ся-

рэднявечча Беларуси и Литвы является так называемая «Хроника Быховца». Она

получила название от фамилии своего владельца - волковысского раз-

щика Александра Быховца, в библиотеке которого была найдена в начале

XIX в. Написано на белорусском языке латиницей.

«Хроника Быховца» посвящена политической истории ВКЛ от

легендарных времен до начала XVI в. (Заканчивается описанием событий

1506). Наиболее подробно представлены события из истории государственного

жизни ВКЛ периода княжения Витовта (1392 - 1430 гг.), а также

потомков Ягайлы - его сына Казимира IV (Великий князь

литовский с 1440 по 1492.), а также его внука Александра Казимировича

(1492 - 1501 гг.). Главную роль в истории ВКЛ автор хроники отводит Большом

князьям литовским (Мендовгу, Войшелку, Витовту и т.д.) как носителем вели-

какняжацкай власти, творцом внутренней и внешней политики, направленной на

создание мощной и независимого государства.

Можно отметить, что центральная идея "Хроники" - гордость за гераич-

ную наследство отечества. Описывая в романтическом стиле многочисленные битвы и

походы (битву с крестоносцами под Грюнвальдом в 1410 г., татарами под

Клецком в 1506 и др.)., Автор пытается заинтересовать современников героизмом

своих предков, пробудить в сознании соотечественников патриотические чувства.

Новые историографические концепции в Московском государстве и

Короне Польской, претендовавших на земли ВКЛ, требовали достойной

ответа. Так, согласно польского хрониста Яна Длугоша легендарный "Рус",

предок русинов, был одним из потомков Леха. Поэтому потомки Руса тракта-

вались им как часть польского народа. Соответственно экспансионистская восточная

политика Короны в отношении Галицко-Волынской Руси и стремление к

инкорпорации ВКЛ выглядели восстановлением древней связи между

частями единого когда-то народа. В свою очередь, в московских собраниях

утверждалось, что единственными легитимными преемниками первой Киевской

государства есть московские властители, а литовские князья были всегда зави-

ными от них и держат "чужие", московские вотчины [6]. Именно ради опровержения этой концепции была создана легенда

о Палемона, который был "римским князем", родственником Нерона, но из-за жестокую-

кости императора возглавил бегство 500 семей знатных римлян, привел их на

земли будущего ВКЛ и стал предком князей, которые господствовали в Жемайтии, Литве и

Полоцке. Приближенные Палемона дали начало благородной литовской

шляхте. Фактически "римская" легенда приобретает четко антипольскую

направленность, подкрепляет тезис о прямой передаче власти в лес, им-

перских Рима и таким образом подчеркивает "от старины" более высокий ста-

Тус Литвинский монархов и магнатов по сравнению с польской аристократией.

Подчеркивание самостоятельности Литвы и побед над татарами во времена

нашествия Батыя были направлены и против Московское государства, так как зависимость

ность от Орды на века исключила ее властителей - данников хана - с ко-

ла равноправных суверена.

Таким образом, белорусско-литовские летописи и хроники имеют большое

культурно-историческое значение как ценнейшие источники по истории

общественно-политической мысли Средневековья, как отражение формированиях-

НЕ белорусского народности и ее стремления к созданию самостоятельного госу-

дарства, к сохранению ее независимости как главной политической ценности.

 

14 Перадумовы фармавання палітычнай і прававой думкі беларускіх гуманістаў.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.04 с.)