ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крыніцы па гісторыі палітычнай і прававой думкі Беларусі.



 

Первоисточники по истории политической и правовой мысли это нетолько политические и правовые трактаты рода работ А. Волана "Обполитическую, либо гражданскую свободу ", А. Олизаровский« О поли-тической общности людей ", но и многочисленные произведения, в разнообразной формекоторых содержатся фрагментарные теоретические взгляды на государство,право, политику, законодательство, что были высказаны национальнымимыслителями, государственными и общественными деятелями, писателями, поэтами идр.. К подобным первоисточников можно отнести:• житийной литературы (например, "Житие Евфросинии Полоцкой","Житие Кирилла Туровского" др.). летописи («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве»,«Хроника Быховца» и др.).• произведения религиозно-полемической литературы (произведения I. потеет "Уния,либо изложение преднейших артикулов к зъедночению Грекова с костелримским ", М. Смотрицкого" Тренас, или причитания Восточной церкви "," Ве-рыфикацыя невиновности ", А. Филипповича" Фундамент бязуладдя костеларимского ");• предисловия, либо вступительные статьи к переведенных и изда-Посредников культурными деятелями книг ("Предисловие" Ф. Скорины доБиблии, или «Предисловия» к стихотворных сборников Ф. Богушевича);• философские эссе (И. Абдиралович "Извечным путем", В. Самойло"Этим победишь! ..");

• творы мастацкай літаратуры (творчая спадчына Я. Купалы,

М. Багдановіча, Цеткі і інш.);

• произведения художественной литературы (творческое наследие Я. Купалы,М. Богдановича, тетка и др.).• различные публицистические материалы, находящиеся на страницахгазет, выходивших на территории Беларуси («Мужицкая правда», «Нашадоля "," Наша Нива ");• эпистолярное наследие (переписка канцлера ВКЛ Льва Сапеги и епископаИязафата Кунцевича, "Письмо князя Константина Острожского" ​​I. Потея);• и т.д.

Перыядызацыя гісторыі палітычнай і прававой думкі Беларусі.

целесообразно выделять 10 этапов развития поли-тической и правовой мысли Беларуси.

Первый этап соответствует развитию на белорусских землях обществ сранней государственностью (IX - XIV вв.): Полоцкое княжество, Великое княжествоЛитовское к XIV в. На протяжении существования Киевской Руси и началВеликого княжества политическая мысль Беларуси развивалась под влияниемвизантийской политико-правовой культуры, ее синтеза с осколкамитрадиционного языческого мировоззрения и идеями до государственного устройства, иставила своей целью теоретическое обоснование абсолютной политическойвласти, которой приписывалось божественное происхождение. Языком политической мыслибыла церковнославянский язык. Частично эти политические и правовые идеивстречаются в белорусско-литовских летописях.Основными представителями политической мысли указанного периода былиЕвфросиния Полоцкая, Климент Смолятич, Кирилл Туровский, авторыбелорусско-литовских летописей и другие.

Второй этап соответствует становлению и развитию феодального со-словесного общества и постоянной государственности на белорусских землях. в отличие от истории государства и права, в истории политической и правовой мысли этотэтап подразделяется на более мелкие. Прежде всего выделяется периодXIV - XV вв., Когда часть жителей ВКЛ (в конце XIV в.) Приняли католицизм. Начинается знакомство общества с западно европейской политической культурой, что положило начало десакрализацией светской власти,то есть лишению божественных атрибутов земных носителей, прежде всеготех, кто занимал высшие государственные должности. Влияние византийской политической культуры начинает ослабевать, азападноевропейской усиливаться, особенно после того, как часть дворянскоймолодежи с ВКЛ стала систематически получать юридическую и другуювысшее образование в западноевропейских католических университетах.Языком общественно-политической и правовой мысли того времени становитсястаробелорусский язык. Властные структуры, общественные связи с помощьюправовых норм начинают радикально меняться, что вызывает сопротивлениеобщества, даже гражданские войны.

Третий период: характеризует политическую и правовую мысль эпохиВозрождения (нач.-серединой. XVI в.). В этот период осуществилась внедрена-не в землях ВКЛ идей сословно-представительной монархии, значительного развитиядостигла социально-экономическую, политическую и культурную жизнь бело-русских городов. В этот период установились постоянные многосторонние (втом числе и духовные) связи со странами Западной Европы, появились довольномногие сторонники идей гуманизма, в общественную жизнь вошло книга-печатание, высокого уровня развития достигла национальный язык.В центре внимания белорусских политических мыслителей того времени, как и впроизведениях представителей западноевропейской политической мысли, находятсявопросы равенства людей перед законом, прав и свобод личности, религиозныеной толерантности и политического плюрализма, свободного и независимогонационального развития, необходимости национального самоопределения,почитания собственных национальных духовных ценностей как основысохранения самостоятельности этноса и государства.Главными представителями мысли эпохи Возрождения в Беларуси былиФранциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Лев Сапега и другие.

Четвертый период соответствует распространению на землях Беларусиидей Реформации. С середины XV - XVI вв. в Европе имело местоПротестантская революция, задев основы мировоззрения той эпохи,Вызвав сущностные изменения в праве, соответствовавшим изменениям в эко-мического падструктуры общества. В области права Возрождение и Ре-формация выдвинули следующие идеи: примат государственного правопорядка надцерковным, приоритет права и законов, гарантий и прав личности на жизньи собственность, священный характер и нерушимость договоров и имущественныхправ. В Западной и Центральной Европе протестантизм вызвал ре-Лусии в общественном мировоззрении, и его идеи закрепились в результате про-тянущихся войн и социальных перестроек. Сначала это проявилось враспространение лютеранства в XVI в., обеспечив перерезать-мнение юрисдикции и власти в пользу государства в лице абсолют-ного монарха и оформление его как верховного светского законотворцы. ВXVII в. получил распространение кальвинизм, который своими идеями о спо-ности всех христиан, а не только правительства до исправления мира и сочувствует-рытэце местной общины, возглавляемой выборным священником и старше-шинами, над любыми политическими властями, заложил фундамент английского иамериканского законодательства о гражданских правах и свободах. В Великом княжестве Литовском идеи реформации начали проникать с XVст., когда Витовт поддерживал международные связи с гуситами. В началеXVI в. на Беларуси получили распространение идеи разных направленийпротестантизма: лютеранство (А. Кульва), кальвинизма (Николай РадзивиллЧерный, А. Волович, А. Волан), арианство (Ян Кишка, Симон Будный, ВасилийТяпинский, П. Гезка, М. Чеховицем, Л. Крышковский).Однако опоздание прихода феодальных отношений, неразвитость городови буржуазных отношений не позволили гуманистически-рэфармацыцыйным идеямпровести переворот в социальной структуре общества. они засвойвалисякомпромиссный, согласовывались с феодальными средневековыми представлениями огосударстве, обществе и праве.

Пятый период: политическая и правовая мысль периодаКонтрреформации и кризиса феодально-крепостнических отношений (XVII - сер.XVIII вв.). На первом этапе реализации контрреформационной идейосновное место в политической мысли начинает занимать религиозно-политическаяполемика между представителями различных этноконфессиональных групп РечиПосполитой, в первую очередь между католиками и сторонниками унии с однойстороны и реформатов и православными с другой. Основными представителямитой эпохи являются П. Скарга, И. Пацей, М. Смотрицкий, К. Острожский,А. Филипович.На основе победы Контррэфармацыйныга движения, закрепивший пе-лись средневековых политических течений, в XVII - сер. XVIII вв. в РечиПосполитой сформировалась политическая парадигма "европейской Сарматии".Национально-политические идеи в этот период находили выявление налатинском, польском и русском языках, поскольку белорусский на государственном инаучном уровне с конца XVII в. почти не применялась. Однакоименно в это время сложилась и действовала достаточно эффективная системасреднего образования, возник первый в Восточной Европе университет (1579),в составе которого был открыт юридический факультет (1644).Однако противники государственной религиозно-общественной идеологии терпелипреследование, многие из них был вынужден уехать за границу и работатьпри дворах иноземных монархов. К основным представителей политико-правовой мысли данного периода относят А. Олизаровский, СимеонаПолоцкого, Казимира Лыщинского, Афанасия Филипповича и других.

Шестой периодсвязывается с развитием политической и правовой мыслиБеларуси эпохи Просвещения (вторая половина XVIII в.), Которая былаотражением тех социальных изменений, которые во второй половине XVIII в .. привели к сущностной изменения всех подсистем общества. "Индивидуализм,рационализм, национализм - это триединый идол демократии - нашлиюридическое выражение в вознесение роли законодательного органа иследующем сокращении законотворческой роли судебных органов; в освобождениидействий индивида от контроля общества, особенно в экономической сфере;в требования кодификации уголовного и гражданского права; впопытке сделать предсказуемыми правовые последствия индивидуальныхдействий (в экономической сфере) "[3, с. 46 - 47].Стабилизация международных связей в середине XVIII в. ускорилоэкономическое возрождение государства, способствовало развитию капиталистическихотношений. В духовной сфере им соответствовала и способствовала идеология Просвещения.

Седьмой период развития политической и правовой мысли Беларусивключает XIX в. После разделов Речи Посполитой белорусские землиоказались в составе Российской империи. Политическая и правовая мысль этойпары отражала те кризисные политические, социально-экономическиепроцессы, происходившие в России в XIX в. На ее развитие влияло как российская, так и польская политико-правовая мысль, распространялись общеевропейские идеологии: консерватизма, либерализма и социализма.Вместе с тем, появляются и собственные проблемы, которые формируют нацио-ные особенности политической жизни: прежде всего национально-культур-нога, а позже и национально-государственного суверенитета, которые широкообсуждаются представителями различных направлений политической и правовоймысли Беларуси

Восьмой период включает политической и правовой мнению белорусскоговозрождения конца XIX - нач. ХХ вв. С конца XIX в. в средестуденческой молодежи, интеллигенции создаются многочисленные и разнообразныеполитические группировки. В разной степени они все ставили вопрос борьбы за национальное самоопределение. Наиболее известными из них были "Гомон",Белорусского социалистической громады (БСГ), редакции газет "Наша доля","Наша нива". Источниками изучения их политических и правовых взглядовявляются программные документы организаций и партий, публикациилегальных и нелегальных газет и журналов, публицистическая и научнаятворчество видных представителей национального движения: братьев Ивана иАнтона Луцкевичей, В. Ластовского, Я. Лесика, Я. Воронки, А. Цвикевича, атакже произведения и публицистика таких белорусских писателей и поэтовначала ХХ в., как Я. Купала, Я. Колас, Максим Богданович, Э. Пашкевич,З. Жилунович, А. Гарун и др..

Девятый период охватывает политическую и правовую мысль советскойБеларуси (1919 - 1991 гг.). Начало ХХ века стал связанным срадикальной трансформацией фундаментальных оснований социальногопорядке. Бурный рост новых технологий, индустриализация, мировыеэкономические кризисы 1870 - 1913 гг., переход к монополии как новой формысоциальных и экономических отношений, трансформация отношений собственности,империализм, которые сопровождались распространением националистических исоциалистических идей, что отказывали индивидуализм, привели к трансфар-ции всех подсистемах общества. Состоялась изменение сущности права из-замодификации представлений о справедливости как его основы. Если на предшествен-среднем этапе она ассоциировалась с общественным мнением, умом и правамичеловека, то сейчас - с коллективизмом, плановой экономикой и социальнойравенством [3, с. 37].Трансформация затронула все политические и правовые системы, но внаиболее радикальной форме она проявилась в период Революции 1917 г.Российской империи. Во время последней произошло возрождение белорусскогогосударственности. Обе модели политико-правового строительства - советскаявласть большевиков и Белорусский Народная Республика (далее БНР) - развить-вались в рамках трансформационных идей и в своих уставных документах(Уставные грамоты БНР и Манифест о независимости Социалистической Советской с 1 января1919 г., Конституция Социалистической Советской 1919 г.) закрепляли принципы социалистов-тического общества [13, с. 197 - 199]. БНР из-за неблагоприятного внешне-и внутриполитического обстановка не

смогла стать государством в юридическом смысле [5, с. 178 - 179]. Модель

государственности и права, основанная на компромиссе буржуазных и социалистов-

ческих идей была отвергнута историей и возобладала модель радикального

преобразования общества в рамках БССР.

В рамках советской государственности в период с 1919 по 1929. вместе с

социалистической ориентацией в политической и правовой мысли в БССР

продолжают развиваться идеи национального государственного строительства,

формирования белорусского национального сознания, поисков путей

национально-культурного возрождения. Общественных деятелей, ученых,

которые работали на ниве белорусского возрождения можно отнести А. червей-

кова, И. Кончевский (Абдиралович), В. Самойлов, А. Смолича, Л. Акино-

шэвича, Б. Тарашкевича и многих других.

С 1929 г. начинает усиливаться тоталитарный режим, выдавливается другой-

думства, политико-правовая мысль соответствует сталинской версии социо-

циалистической государства и права.

В послевоенный период несколько расширяется возможность право-

творческой деятельности республики, что в свою очередь способствовало развитию

юридической науки в БССР. Появляются новые отрасли юридических знаний -

история государства и права России, судебная психология и др.. Правовая и

политическая мысль наиболее полное развитие получило в научных работах

таких белорусских исследователей, как Я. Юхо, В. Крутолевич, И. Мартинович,

А. Дулов, Г. Глазырын, Р. Гавза, В. Чигирь, Н. Маргунски, С. Сокол,

В. Кучинский и др.. [4, с. 9].

До десятого периоду относится развитие политической и правовоймысли в 90-е годы ХХ - нач. ХХI вв. Провозглашение 27 июля1990 независимости республики, строительство самостоятельной белорусскогогосударства вызвали новый подъем в развитии политической и правовой мысли.Объектами научных и публицистических дискуссий стали вопросы государств-ной независимости республики, построения в Беларуси правового социальногодемократического государства, судебно-правовой реформы, вопросы нацио-ной истории и национальной идеологии, правового регулирования хозяйственнойдеятельности в условиях рыночных отношений, прав человека и др..Среди многих представителей современной политической и правовой мыслиможно назвать таких ученых, как В. Оргиш, А. Майсеня, В. Фомин,М. Костюк, А. Вишневский, В. Кучинский, В. Тихиня, Пастухов,А. Тиковенко, А. Абрамович, С. Драбязка, М. Горбаток, Т. Довнар, М. соль-Панченко, В. Шалькевич, С. Подокшина, И. Басецкий, Г. Василевич, В. Витушко,Л. Лыч и др.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.011 с.)