Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перадумовы фармавання палітычнай і прававой думкі XI - пачатку XIII ст.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Процессы развития общества, государства и права в древних жителей Беларуси были идентичны процессам развития всех восточнославянскихобществ. Первооснову экатэхналагичнай подсистемы древности-Вянскя общества Восточной Европы определил климат, который требовалприложения больших усилий во время аграрных работ, корочетеплые промежутки времени чем в Западной и Центральной Европе [7, с. 60, 16,с. 65]. Он обеспечил длительное сохранение коллективной работы, сильныхобщинных связей, медленную социальную дифференциацию в древних-ных восточных славян.Природные условия определили и меньшую плотность населения,что долгое время позволяла решать земельный голод через освоение новыхземель, не интенсифицировать хозяйственную деятельность [16, с. 67]. Коллектив-ная аграрная работа имела место вплоть до XIII - XIV вв., когда появляютсятолько неясные сведения о появлении Алод [8, с. 105 - 107].Предпочтение коллективной работы в аграрной сфере, совместная собственностьна землю не могли не сказаться на формировании социальных порядков. Наоснове общего способа хозяйствования к IX века на Руси ужесложилась довольно устойчивая система публичной власти, основным элементомкоторой выступали институты непосредственной демократии и общинно-вечевойсамоуправление в городах и сельской местности [9, с. 104].Только к VIII - начале IX вв. у восточных славян сложилисьпредпосылки к переходу от состояния военной демократии к раннедяржавнагастроя [11, с. 126 - 127]. Призвание варягов и возникновение торгового пути "изваряг в греки "выступили" катализатором "ускорения имущественного и социальногоциальной дифференциации, политического и экономического объединения прилегающихк пути земель [14, с. 26 - 28]. Как результат происходило накопление ба-перемычкой и власти в руках тех высших слоев общества, которые совершаликонтроль над торговлей.Внешняя торговля, вызывая социальные изменения в высших планетСтах раннего общества, лишь в малой степени оказывает влияние на егоэкономическое развитие [14, с. 27]. Поэтому фундамент государственности у восточныхславян строился на общинного основе. "При повсеместном доминировании встарших волостных городах, пригородах и сельской местности. и коллектив-59 на-общинного собственности ни о каком господстве, в том числе политической, кого-бы то ни было, кроме общины и ее властных институтов, нельзя говорить в принципе "[9, с. 122]. Князь и окружающих его аристократия (дружина, боярская рада), существовавшие наряду с общими органами власти, Ин- туцыянальна "еще не превратились в особое сословие, отгорожено от рядовых общинников. Они выступали в качестве лидеров и руководителей, но власть они пока получали из рук народа "[18, с. 84]. Таким образом, в древних восточнославянских княжествах в до- монгольский период, а в княжествах на белорусских землях и до XIV века существовал специальный дуализм политического строя, который сочетал тесное взаимодействие- действие и взаимосвязь монархического (в виде приглашенного или наследственного князя) и демократического (в виде народных вечевых жения ров старших волостных городов) элементов. Дуализм как принцип государственного права того периода выявлялся в концентрации в руках князя оперативного управления "вверенной" ему территорией и в осуществлении вечем общего контроля за его деятельностью, с вмешательством в крайних, вы- ключных случаях. При этом, в зависимости от изменения геополитической ситуации и других факторов, в княжествах в разные периоды могли меняться соотношение между властью князя и вече. Сама княжеская власть рассматривалась в категориях патриархальных родственных отношений. После Рюрика "сила отдельных племен, ранее персо- нификавалася в племенных князьях, переходила в глазах населения на сведя их княжеский род "[9, с. 98]. В период независимости Полоцкого княжества подобные отношения переносилась на Изяславович, а после создания Великого княжества Литовского - на Гедиминовичей. Сами члены правящей династии рассматривали государство как вотчину и наследственное семейное ва- лоданне. В соответствии с патрыманияльнай концепцией сыны руководящего князя владели семейным правом господства, которое реализовывалось либо через разделение территории княжества на меньшие наделы, либо через непадель- ное владение братьев [17, с. 67, 19, с. 166 - 167]. Единство государства рассматривалось в русле наследственной собственности всех братьев, которые выступали под руководством одного из них - великого князя, который в силу своего перво- родство обладал верховенством над остальными братьями раздавал им наделы в виде доли участия, а как великий князь - царствовал над всеми князьями ди- тического рода. Договоры, которые заключались между князьями, устанавливали отношения между ними в категориях семейного права. Ротация князей, сильная власть общины, отсутствие аладияльныхвладений замедляло процесс оседания на землю и бояр. Начавшийся вXII - XIII вв, он был прерван монгольской завоеванием. Только в княжествах,существовавших на белорусских землях, наделение бояр землей получилапродолжение в рамках новой государственности - Великого княжества Литовского.Благодаря гипотетически свободному доступу к службе в княжеской дружине, а,следовательно, к боярства, оно не создавало внутренне замкнутого со-социального состояния [20, с. 107]. И если за службу боярину пожаловали земли, тоудел, который он получал, становился его личной собственностью и не обус-ливов жестких обязанностей нести княжескую службу. Боярин, или являлся ончленом княжеской рады, или просто нес службу у князя, был в этот периодне его вассалом [4, с. 202, 203], а скорее придворным [16 с. 73].При этом вплоть до XIII - XIV вв. на землях ВКЛ отсутствовала крупнаяземельная собственность [16, с. 62]. Собственность князей и бояр ограничиваласьнесколькими селами (редко более 10), населенных закупками и холопами. Богатство-це знати состояла не столько с земельной собственности, сколько с подвижнойимущества в виде ювелирных украшений, дорогой посуды и оружия Появление государства и права в восточных славян положили начало по-политический и правовой мысли.Вторым важным фактором, который оказал сильное влияние на укреплениегосударственности и на содержание политической и правовой мысли восточных славян, былопринятие Киевской Русью христианства. Именно благодаря христианствуначали распространяться и укрепляться в общественном сознании насе-ления Киевской Руси представления о природе государственной власти, происхожденияи назначения государства, политических благ христианского князя.
3. Прыняцце хрысціянства. З’яўленне царкоўна-палітычнай ідэалогіі на землях Беларусі.
Христианство усилило роль князей в области правосудия, считай-лась, что они предназначены Господом быть судьями в специальных вы-дельных случаях. И самое главное, переход в христианство дал толчок записи пле-мянных обычаев. Во-первых, христианство принесло письмо, а оно позво-лила фиксировать обычаи, что облегчало переговоры по улаживанию споров иукрепляла возникшую юрисдикцию властей по наказанию самых серьезныхпреступлений. Во-вторых, запись обычаев давал возможность внести в нихнекоторые изменения. Данные тенденции не выделяли влияние христианства надревнеславянских землях по сравнению с другими европейскимигосударствами.Кроме содействия развитию государственной власти и права, христианствопривело к изменениям в ряде сфер общественной жизни, выводя их из-подрегулирования обычного права и княжеских приказов. Прежде всего, принятиехристианство затронуло брачно-семейные отношения. Церковными канона-ми были строго сформулированы правила заключения брака с обязательнымвенчанием в церкви, запрещено многоженство, на наследство могли прэтэн-давать только дети, рожденные в браке. Христианские священники и монахи становились советниками при князьях, апотому что Киевская метрополия была частью Константинопольского потри-ярхату и киевские митрополиты назначались и прысылалися с Констан-цинопаля, присланные греки или болгары и способствовали развитию идей, прыв-вынесенный из Византии, об усилении княжеской власти и объединения земель.Эти идеи строились на фундаменте идеологии цезарепапизм (саеsar - импе-секретарь и Рара - папа, отец). Это означает, что голова светской власти -император (цезарь), является одновременно и головой христианской церкви, азначит обладает неограниченной никакими земными институтами властью. В центре церковно-политической идеологии на восточнославянских земляхнаходилась идея божественного происхождения государственной власти. Суть ееизложены в работе Л. Тихомирова "Монархическая государственность" следующимобразом: православная церковь принесла на Русь из православной Византииидею великого князя, как Богом поставленного владыки, правителя и верховногосудьи подвластных народов; церковь укрепила единство народной са-мосознания, соединив народы единством веры; она перенесла на Русьгосударственные чины и законы византийского царства, пересадив и выгода-делив на русской земле идею византийского единовластия. "Ты, - говорилицерковные иерархи Владимиру, - есть власть, поставленная Богом ". "Тыпоставлен от Бога на казнь злым и на награду хорошим "[6, с. 22].Рядом с идеей божественного происхождения власти распространялась идеябогападобнасци ее земных носителей, их обожествления. Насчет этого лета-писец отмечает следующее: «Естеством ведь земной подобен есть всякомучеловеку цесаря, Власти же сана яко Бог "[6, с. 22].Одновременно с предыдущими церковью проводилась идея уважения к власти.Об этом свидетельствуют следующие наставления, содержащиеся в письменных памятникаках XII в.: "Бога бойтесь, а князя чтите». Или: "буди боязлив предцарем, готов к повелению его ". В нравоучения ХШ в. "Слова святых отцовкак жить крестьянам "говорится:" Найпаче же своему князю приязнь имей, аНЕ мысли зла Нань С этих идей делались следующие выводы. Во-первых, если властьдаруется богом, то добиваться ее насильственными средствами нельзя. Во-вторых,богавстановленасцю власти предопределяется и ее качество. хорошие властителинасылаемые Богом как награда благотворительном людям, плохие жепредопределяются небом в качестве наказания за грехи людей. 4. За раджэнне палітыка-прававой думкі на старажытнабеларускіх землях. Грамадска-асветніцкая дзейнасць Ефрасінні Полацкай. Грамадска-палітычныя погляды Клімента Смаляціча.
Учителями были духовно опытные люди, старцы и пророки. Учителями и просветителями выступали священники и в восточнославянскихкняжествах. Благодаря письму, они быстро выходили за пределы отдельных регионов,княжеств, распространялись на всей территории Киевской Руси, приобреталивесомый общественный резонанс. На древнебелорусских землях подобные идеи(И прежде всего призывы к сохранению восточнославянского политического идуховного единства) нашли отражение в XI - XII вв. в духовнойнаследству таких выдающихся мыслителей-просветителей периода Киевской Руси, какЕвфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Климент Смолятич.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.008 с.) |