ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перадумовы фармавання палітычнай і прававой думкі XI - пачатку XIII ст.



 

Процессы развития общества, государства и права в древних жителей Беларуси были идентичны процессам развития всех восточнославянскихобществ. Первооснову экатэхналагичнай подсистемы древности-Вянскя общества Восточной Европы определил климат, который требовалприложения больших усилий во время аграрных работ, корочетеплые промежутки времени чем в Западной и Центральной Европе [7, с. 60, 16,с. 65]. Он обеспечил длительное сохранение коллективной работы, сильныхобщинных связей, медленную социальную дифференциацию в древних-ных восточных славян.Природные условия определили и меньшую плотность населения,что долгое время позволяла решать земельный голод через освоение новыхземель, не интенсифицировать хозяйственную деятельность [16, с. 67]. Коллектив-ная аграрная работа имела место вплоть до XIII - XIV вв., когда появляютсятолько неясные сведения о появлении Алод [8, с. 105 - 107].Предпочтение коллективной работы в аграрной сфере, совместная собственностьна землю не могли не сказаться на формировании социальных порядков. Наоснове общего способа хозяйствования к IX века на Руси ужесложилась довольно устойчивая система публичной власти, основным элементомкоторой выступали институты непосредственной демократии и общинно-вечевойсамоуправление в городах и сельской местности [9, с. 104].Только к VIII - начале IX вв. у восточных славян сложилисьпредпосылки к переходу от состояния военной демократии к раннедяржавнагастроя [11, с. 126 - 127]. Призвание варягов и возникновение торгового пути "изваряг в греки "выступили" катализатором "ускорения имущественного и социальногоциальной дифференциации, политического и экономического объединения прилегающихк пути земель [14, с. 26 - 28]. Как результат происходило накопление ба-перемычкой и власти в руках тех высших слоев общества, которые совершаликонтроль над торговлей.Внешняя торговля, вызывая социальные изменения в высших планетСтах раннего общества, лишь в малой степени оказывает влияние на егоэкономическое развитие [14, с. 27]. Поэтому фундамент государственности у восточныхславян строился на общинного основе. "При повсеместном доминировании встарших волостных городах, пригородах и сельской местности. и коллектив-59

на-общинного собственности ни о каком господстве, в том числе политической,

кого-бы то ни было, кроме общины и ее властных институтов, нельзя говорить

в принципе "[9, с. 122]. Князь и окружающих его аристократия (дружина,

боярская рада), существовавшие наряду с общими органами власти, Ин-

туцыянальна "еще не превратились в особое сословие, отгорожено

от рядовых общинников. Они выступали в качестве лидеров и руководителей, но

власть они пока получали из рук народа "[18, с. 84].

Таким образом, в древних восточнославянских княжествах в до-

монгольский период, а в княжествах на белорусских землях и до XIV века

существовал специальный дуализм политического строя, который сочетал тесное взаимодействие-

действие и взаимосвязь монархического (в виде приглашенного или

наследственного князя) и демократического (в виде народных вечевых жения

ров старших волостных городов) элементов. Дуализм как принцип

государственного права того периода выявлялся в концентрации в руках князя

оперативного управления "вверенной" ему территорией и в осуществлении

вечем общего контроля за его деятельностью, с вмешательством в крайних, вы-

ключных случаях. При этом, в зависимости от изменения геополитической

ситуации и других факторов, в княжествах в разные периоды могли меняться

соотношение между властью князя и вече.

Сама княжеская власть рассматривалась в категориях патриархальных

родственных отношений. После Рюрика "сила отдельных племен, ранее персо-

нификавалася в племенных князьях, переходила в глазах населения на

сведя их княжеский род "[9, с. 98]. В период независимости Полоцкого княжества

подобные отношения переносилась на Изяславович, а после создания

Великого княжества Литовского - на Гедиминовичей. Сами члены правящей

династии рассматривали государство как вотчину и наследственное семейное ва-

лоданне.

В соответствии с патрыманияльнай концепцией сыны руководящего

князя владели семейным правом господства, которое реализовывалось либо

через разделение территории княжества на меньшие наделы, либо через непадель-

ное владение братьев [17, с. 67, 19, с. 166 - 167]. Единство государства

рассматривалось в русле наследственной собственности всех братьев, которые выступали

под руководством одного из них - великого князя, который в силу своего перво-

родство обладал верховенством над остальными братьями раздавал им наделы в

виде доли участия, а как великий князь - царствовал над всеми князьями ди-

тического рода. Договоры, которые заключались между князьями, устанавливали

отношения между ними в категориях семейного права .

Ротация князей, сильная власть общины, отсутствие аладияльныхвладений замедляло процесс оседания на землю и бояр. Начавшийся вXII - XIII вв, он был прерван монгольской завоеванием. Только в княжествах,существовавших на белорусских землях, наделение бояр землей получилапродолжение в рамках новой государственности - Великого княжества Литовского.Благодаря гипотетически свободному доступу к службе в княжеской дружине, а,следовательно, к боярства, оно не создавало внутренне замкнутого со-социального состояния [20, с. 107]. И если за службу боярину пожаловали земли, тоудел, который он получал, становился его личной собственностью и не обус-ливов жестких обязанностей нести княжескую службу. Боярин, или являлся ончленом княжеской рады, или просто нес службу у князя, был в этот периодне его вассалом [4, с. 202, 203], а скорее придворным [16 с. 73].При этом вплоть до XIII - XIV вв. на землях ВКЛ отсутствовала крупнаяземельная собственность [16, с. 62]. Собственность князей и бояр ограничиваласьнесколькими селами (редко более 10), населенных закупками и холопами. Богатство-це знати состояла не столько с земельной собственности, сколько с подвижнойимущества в виде ювелирных украшений, дорогой посуды и оружия

Появление государства и права в восточных славян положили начало по-политический и правовой мысли.Вторым важным фактором, который оказал сильное влияние на укреплениегосударственности и на содержание политической и правовой мысли восточных славян, былопринятие Киевской Русью христианства. Именно благодаря христианствуначали распространяться и укрепляться в общественном сознании насе-ления Киевской Руси представления о природе государственной власти, происхожденияи назначения государства, политических благ христианского князя.

 

3. Прыняцце хрысціянства. З’яўленне царкоўна-палітычнай ідэалогіі на землях Беларусі.

 

Христианство усилило роль князей в области правосудия, считай-лась, что они предназначены Господом быть судьями в специальных вы-дельных случаях. И самое главное, переход в христианство дал толчок записи пле-мянных обычаев. Во-первых, христианство принесло письмо, а оно позво-лила фиксировать обычаи, что облегчало переговоры по улаживанию споров иукрепляла возникшую юрисдикцию властей по наказанию самых серьезныхпреступлений. Во-вторых, запись обычаев давал возможность внести в нихнекоторые изменения. Данные тенденции не выделяли влияние христианства надревнеславянских землях по сравнению с другими европейскимигосударствами.Кроме содействия развитию государственной власти и права, христианствопривело к изменениям в ряде сфер общественной жизни, выводя их из-подрегулирования обычного права и княжеских приказов. Прежде всего, принятиехристианство затронуло брачно-семейные отношения. Церковными канона-ми были строго сформулированы правила заключения брака с обязательнымвенчанием в церкви, запрещено многоженство, на наследство могли прэтэн-давать только дети, рожденные в браке. Христианские священники и монахи становились советниками при князьях, апотому что Киевская метрополия была частью Константинопольского потри-ярхату и киевские митрополиты назначались и прысылалися с Констан-цинопаля, присланные греки или болгары и способствовали развитию идей, прыв-вынесенный из Византии, об усилении княжеской власти и объединения земель.Эти идеи строились на фундаменте идеологии цезарепапизм (саеsar - импе-секретарь и Рара - папа, отец). Это означает, что голова светской власти -император (цезарь), является одновременно и головой христианской церкви, азначит обладает неограниченной никакими земными институтами властью. В центре церковно-политической идеологии на восточнославянских земляхнаходилась идея божественного происхождения государственной власти. Суть ееизложены в работе Л. Тихомирова "Монархическая государственность" следующимобразом: православная церковь принесла на Русь из православной Византииидею великого князя, как Богом поставленного владыки, правителя и верховногосудьи подвластных народов; церковь укрепила единство народной са-мосознания, соединив народы единством веры; она перенесла на Русьгосударственные чины и законы византийского царства, пересадив и выгода-делив на русской земле идею византийского единовластия. "Ты, - говорилицерковные иерархи Владимиру, - есть власть, поставленная Богом ". "Тыпоставлен от Бога на казнь злым и на награду хорошим "[6, с. 22].Рядом с идеей божественного происхождения власти распространялась идеябогападобнасци ее земных носителей, их обожествления. Насчет этого лета-писец отмечает следующее: «Естеством ведь земной подобен есть всякомучеловеку цесаря, Власти же сана яко Бог "[6, с. 22].Одновременно с предыдущими церковью проводилась идея уважения к власти.Об этом свидетельствуют следующие наставления, содержащиеся в письменных памятникаках XII в.: "Бога бойтесь, а князя чтите». Или: "буди боязлив предцарем, готов к повелению его ". В нравоучения ХШ в. "Слова святых отцовкак жить крестьянам "говорится:" Найпаче же своему князю приязнь имей, аНЕ мысли зла Нань

С этих идей делались следующие выводы. Во-первых, если властьдаруется богом, то добиваться ее насильственными средствами нельзя. Во-вторых,богавстановленасцю власти предопределяется и ее качество. хорошие властителинасылаемые Богом как награда благотворительном людям, плохие жепредопределяются небом в качестве наказания за грехи людей.

4. За

раджэнне палітыка-прававой думкі на старажытнабеларускіх землях. Грамадска-асветніцкая дзейнасць Ефрасінні Полацкай. Грамадска-палітычныя погляды Клімента Смаляціча.

 

Учителями были духовно опытные люди, старцы и пророки. Учителями и просветителями выступали священники и в восточнославянскихкняжествах. Благодаря письму, они быстро выходили за пределы отдельных регионов,княжеств, распространялись на всей территории Киевской Руси, приобреталивесомый общественный резонанс. На древнебелорусских землях подобные идеи(И прежде всего призывы к сохранению восточнославянского политического идуховного единства) нашли отражение в XI - XII вв. в духовнойнаследству таких выдающихся мыслителей-просветителей периода Киевской Руси, какЕвфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Климент Смолятич.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.013 с.)