Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новые политико-экономические реалии конца 1980-х – началеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1990-х годов и их воздействие на политическую и правовую мысль Беларуси Конец 60-х - начало 70-х годов ХХ века стали периодом резкого социальной трансформации всех современных обществ и их подсистем - эко- мики, культуры, политики, системы социальных отношений. Тэлекамуника- ционная революция дала старт совершенно новому этапу в мировом процессе социального и экономического развития. Радикальным образом превращается экономическая подсистема и вся сфера труда. Возникает новая система профессио- ной дифференциации, новые профессии, меняются системы организации про- ке и управления. Осуществляется переход от гигантских суперканцантраваных социально-экономических структур до малых децентрализованных предприя- приятий [21, с. 291]. Советское государство вследствие повышенной социальной инерции долгое время игнорировала глобальные социальные закономерности, что привело до кризиса ее политической и экономической подсистем. В сер. 1980-х гг. была сделана попытка реформирования социалистического строя на основе демо- кратизацией общественной жизни, ослабление цензуры, расширение само- ности предприятий, но глубина системного кризиса, медлительность рэфо- рмав, особенно в части придания республикам реальной самостоятельности, меж- национальные конфликты привели в конце 1991 г. до распада СССР и провозгласил- беременную суверенной Республики Беларусь. Либерализация политической жизни в Советском Союзе оказала значительное влияние на движение союзных республик в направлении создания суверенных государств. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР XII созыва принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусского ССР. Прежде всего высшей целью, во имя которой провозглашался государственный суверенитет, объявлений- лялася свободное развитие и благополучие, достойная жизнь каждого гражданина республики. Перед независимой белорусским государством встала задача преобра- рения всех подсистем общества на пути создания "демократической со- ального правового государства ", в том числе пересмотра, кодификации и си- матызацыи законодательства, которое должно было обеспечить верховенство пра- ва и стать действенным инструментом преобразований. В результате с 1990 по 1994 было принято около 400 законодательных актов [6, с. 2]. Во многом это был период разрыва преемственную связей с бывшем до этого советским правом ввиду нацеленности на ускорение социальных, политических и экономических реформ. В праве закреплялись западноевропейские либеральные ценно- мости - объявление индивидуальных свобод и рыночной экономики в качестве высшей ценности. При этом не учитывалась возможность их суты- кнення с устаявшымися в белорусском обществе традиционными цен- Настя. Как и в других постсоветских государствах, право строилось на основе полномасштабной рецепции норм из правовых систем западных государств [12, с. 44] и международного права. В абсолютное большинство законов, принятых в 90-х годах включены положения о действии международных договоров, если ими установлены правила иные, чем в соответствующем законе (ст.15 Хозяевами венное процессуального кодекса от 15 декабря 1998 г. и др.). [15; 16; 25]. В короткий промежуток времени с 1990 по 1994 годы было принято столько же нормативных актов, сколько было принято Верховным Советом всех созывов, начиная с 1938 по 1990 годы, а за период с 1994 по 2003 года принято 709 законов, 199 декретов, 2080 указов Президента, 256 актов Конституционного Суда, десятки тысяч других нормативных актов [5, с. 8]. Такая массовость была вызвана необходимостью коренной перестройки общества. По мнению Г. А. Василевича, в результате даже сформировался тип про- ватворчасци, "суть которого сводится в основном к необходимости быстро- го увеличения законодательного массива ", в ущерб их согласованности и супадпа- радкаванасци [5, с. 8]. Подобные результаты правового обеспечения реформ, вызвали в белорусском обществе распространение правового нигилизма [9, с. 271], как яркой признаки противопоставления в новом праве нор- ных и справедливости. Нацеленность на ускоренное преобразование общества, коренная сменой на его правовой системы с самого начала считались законодателем, за- мацоввалася им в программных документах. Так, в Преамбуле Декларации Верховного Совета Республики Беларусь "О государственном суверенитете» за- являлась "... о решительности создать правовое государство "[1, с. 253]. Им- кненне правового преобразования закреплялось и в Конституции 1994 года, и в ее новой редакции 1996 г., что свидетельствует о сознании этапа реформ и в новый период [10, с. 3]. Более открыто об инструментальной функции права на современном эта- пе говорится в Постановлении Верховного Совета Республики Беларусь от 23.04.1992 г. "О концепции судебно-правовой реформы": "Признать главными целями судебно-правовой реформы: создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства... Становление государственности Беларуси и реализация судебно-правовой реформы предполагают кардинальное обновление действующего законодательства. Оно должно соответствовать дать по форме и по содержанию духу времени, общественным потребностям, на- вым подходом и практическому опыту, соответствовать международно-правовым стандартам "[14]. Инструментализм и приоритет инновационной функции права Республики Беларусь прямо закреплялись в разделе 14 "Правовое обеспечение" "Основных направлений социально-экономического развития Республики Бела- русь на 1996 - 2000 годы ", утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 14.11.1996 г. № 464: "Предполагаемые меры и концептуальные по- дыходы к социально-экономического развития страны определяют направления последующих преобразований. Они адекватны трансформационном про- сам, которые протекают во всем цивилизованном мире, и ориентированные на формирование новой экономической системы. Скорость, глубина и масштабы пе- разований в значительной мере определяются действующей правовой базой. Чтобы интенсифицировать процесс реформ необходимо в максимально короткий срок создать правовое обеспечение намеченных мероприятий "[17]. Однако некритическое подражание правовых норм, закрепленных ими методов регулирования экономики, образцов взаимоотношений власти и общества привели к резкой поляризации политических сил, спада социально-экономи- ческого развития страны практически по всем показателям [5, с. 12]. В результате в среде правящей элиты сложились представления о необходимости перепахать- ентацыи политики государства в социальную область. Приоритетом стала реализация прав человека на свободное и достойное существование [3, с. 81]. Для его достижения ставилась задача по разумным сочетании принципов рынка и демократии с некоторым полезным опытом советского периода в виде усиления государственной власти, обеспечения дисциплины, управляемости в государству, влияния государства на экономику, социального обеспечения гра- граждан. Очередной раз проявилась модель воспроизводства преемственную связи в про- ве после первоначального революционного и радикального ее разрыва. Кардинальный разрыв преемственности в ценностном развитии об- ства и права в начале 90-х гг. ХХ века, и их перестройка на либерал- ных и рыночных ценностях, а также восприятие и закрепление в середине Дине 90-х гг. ряда ценностей и институтов, которые переориентируют деятельность государства в социальной сфере, привели к ценностной разбавленной- лансировки правовой системы Беларуси. Фактически в основе права Республики Беларусь лежат ценности и принципы и советского строя, и либерализма, и социального государства. Ценностная противоречивость право осознается белорусским Зака- надавцам. Так, "Концепция совершенствования законодательства Республики Бела- русь»(2002 г.) до отрицательных тенденций национального законодательства одно- сить: "... разбалансираванасць отдельных частей системы законодательства, в том числе из-за действия на территории Республики Беларусь нормативных правовых актов СССР и БССР, наличие значительного количества дублирующих и в ряде случаев противоречивых актов, изданных на основе различных принципов права... "[13]. Таким образом очевидно, что в государственном и правовом развитии крае- ны отображаются столкновении двух тенденций, сложившихся в об- ской сознания населения. Первая тенденция направлена на скорейшее духовно-гуманистическое обновление общества на почве испытанных временем общечеловеческих ценностей демократии, независимости, прав личности, народного добра- быта. Вторая тенденция, вызванная тоталитарным наследием предыдущего периода, направлена на подчинение общества государству, монаидэалаги- зации общественного сознания, нивелировку индивида, поддержку престиж- ности ценностей власти и силы, а также гипертрофированную представления о роли высшего авторитета. В рамках этой тенденции наблюдаются попытки тщательной эксплуатации отживших социально-психологических стерео- типов, прагматичного использования их представителями отдельных социальных на-политических сил в своих вузкаэгаистычных интересах. Такая общая ситуация порождает внутреннюю противоречивость, дваис- тости в развитии общества, государства и права Республики Беларусь, ее поли- тыка-правовой мысли, заставляет правящие круги страны соотносить свои действия с правовой и политической сознанием населения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.007 с.) |