Новые политико-экономические реалии конца 1980-х – начале 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые политико-экономические реалии конца 1980-х – начале



1990-х годов и их воздействие на политическую и правовую мысль Беларуси

Конец 60-х - начало 70-х годов ХХ века стали периодом резкого

социальной трансформации всех современных обществ и их подсистем - эко-

мики, культуры, политики, системы социальных отношений. Тэлекамуника-

ционная революция дала старт совершенно новому этапу в мировом процессе

социального и экономического развития. Радикальным образом превращается

экономическая подсистема и вся сфера труда. Возникает новая система профессио-

ной дифференциации, новые профессии, меняются системы организации про-

ке и управления. Осуществляется переход от гигантских суперканцантраваных

социально-экономических структур до малых децентрализованных предприя-

приятий [21, с. 291].

Советское государство вследствие повышенной социальной инерции

долгое время игнорировала глобальные социальные закономерности, что привело

до кризиса ее политической и экономической подсистем. В сер. 1980-х гг. была

сделана попытка реформирования социалистического строя на основе демо-

кратизацией общественной жизни, ослабление цензуры, расширение само-

ности предприятий, но глубина системного кризиса, медлительность рэфо-

рмав, особенно в части придания республикам реальной самостоятельности, меж-

национальные конфликты привели в конце 1991 г. до распада СССР и провозгласил-

беременную суверенной Республики Беларусь.

Либерализация политической жизни в Советском Союзе оказала значительное

влияние на движение союзных республик в направлении создания суверенных

государств. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР XII созыва принял

Декларацию о государственном суверенитете Белорусского ССР. Прежде всего

высшей целью, во имя которой провозглашался государственный суверенитет, объявлений-

лялася свободное развитие и благополучие, достойная жизнь каждого гражданина

республики.

Перед независимой белорусским государством встала задача преобра-

рения всех подсистем общества на пути создания "демократической со-

ального правового государства ", в том числе пересмотра, кодификации и си-

матызацыи законодательства, которое должно было обеспечить верховенство пра-

ва и стать действенным инструментом преобразований. В результате с 1990 по 1994

было принято около 400 законодательных актов [6, с. 2]. Во многом это был

период разрыва преемственную связей с бывшем до этого советским

правом ввиду нацеленности на ускорение социальных, политических и

экономических реформ.

В праве закреплялись западноевропейские либеральные ценно-

мости - объявление индивидуальных свобод и рыночной экономики в качестве

высшей ценности. При этом не учитывалась возможность их суты-

кнення с устаявшымися в белорусском обществе традиционными цен-

Настя. Как и в других постсоветских государствах, право строилось на основе

полномасштабной рецепции норм из правовых систем западных государств [12,

с. 44] и международного права. В абсолютное большинство законов, принятых в

90-х годах включены положения о действии международных договоров, если ими

установлены правила иные, чем в соответствующем законе (ст.15 Хозяевами

венное процессуального кодекса от 15 декабря 1998 г. и др.). [15; 16; 25].

В короткий промежуток времени с 1990 по 1994 годы было принято столько

же нормативных актов, сколько было принято Верховным Советом всех

созывов, начиная с 1938 по 1990 годы, а за период с 1994 по 2003

года принято 709 законов, 199 декретов, 2080 указов Президента, 256 актов

Конституционного Суда, десятки тысяч других нормативных актов [5, с. 8].

Такая массовость была вызвана необходимостью коренной перестройки

общества.

По мнению Г. А. Василевича, в результате даже сформировался тип про-

ватворчасци, "суть которого сводится в основном к необходимости быстро-

го увеличения законодательного массива ", в ущерб их согласованности и супадпа-

радкаванасци [5, с. 8]. Подобные результаты правового обеспечения реформ,

вызвали в белорусском обществе распространение правового нигилизма

[9, с. 271], как яркой признаки противопоставления в новом праве нор-

ных и справедливости.

Нацеленность на ускоренное преобразование общества, коренная сменой

на его правовой системы с самого начала считались законодателем, за-

мацоввалася им в программных документах. Так, в Преамбуле Декларации

Верховного Совета Республики Беларусь "О государственном суверенитете» за-

являлась "... о решительности создать правовое государство "[1, с. 253]. Им-

кненне правового преобразования закреплялось и в Конституции 1994 года, и в

ее новой редакции 1996 г., что свидетельствует о сознании этапа реформ и

в новый период [10, с. 3].

Более открыто об инструментальной функции права на современном эта-

пе говорится в Постановлении Верховного Совета Республики Беларусь от

23.04.1992 г. "О концепции судебно-правовой реформы": "Признать

главными целями судебно-правовой реформы: создание правовой системы,

способной обеспечить функционирование правового государства... Становление

государственности Беларуси и реализация судебно-правовой реформы предполагают

кардинальное обновление действующего законодательства. Оно должно соответствовать

дать по форме и по содержанию духу времени, общественным потребностям, на-

вым подходом и практическому опыту, соответствовать международно-правовым

стандартам "[14].

Инструментализм и приоритет инновационной функции права Республики

Беларусь прямо закреплялись в разделе 14 "Правовое обеспечение"

"Основных направлений социально-экономического развития Республики Бела-

русь на 1996 - 2000 годы ", утвержденных Указом Президента Республики

Беларусь от 14.11.1996 г. № 464: "Предполагаемые меры и концептуальные по-

дыходы к социально-экономического развития страны определяют направления

последующих преобразований. Они адекватны трансформационном про-

сам, которые протекают во всем цивилизованном мире, и ориентированные на

формирование новой экономической системы. Скорость, глубина и масштабы пе-

разований в значительной мере определяются действующей правовой базой. Чтобы

интенсифицировать процесс реформ необходимо в максимально короткий срок

создать правовое обеспечение намеченных мероприятий "[17].

Однако некритическое подражание правовых норм, закрепленных ими

методов регулирования экономики, образцов взаимоотношений власти и общества

привели к резкой поляризации политических сил, спада социально-экономи-

ческого развития страны практически по всем показателям [5, с. 12]. В результате

в среде правящей элиты сложились представления о необходимости перепахать-

ентацыи политики государства в социальную область. Приоритетом стала

реализация прав человека на свободное и достойное существование [3, с. 81]. Для его

достижения ставилась задача по разумным сочетании принципов рынка и

демократии с некоторым полезным опытом советского периода в виде

усиления государственной власти, обеспечения дисциплины, управляемости в

государству, влияния государства на экономику, социального обеспечения гра-

граждан. Очередной раз проявилась модель воспроизводства преемственную связи в про-

ве после первоначального революционного и радикального ее разрыва.

Кардинальный разрыв преемственности в ценностном развитии об-

ства и права в начале 90-х гг. ХХ века, и их перестройка на либерал-

ных и рыночных ценностях, а также восприятие и закрепление в середине

Дине 90-х гг. ряда ценностей и институтов, которые переориентируют

деятельность государства в социальной сфере, привели к ценностной разбавленной-

лансировки правовой системы Беларуси. Фактически в основе права Республики

Беларусь лежат ценности и принципы и советского строя, и либерализма, и

социального государства.

Ценностная противоречивость право осознается белорусским Зака-

надавцам. Так, "Концепция совершенствования законодательства Республики Бела-

русь»(2002 г.) до отрицательных тенденций национального законодательства одно-

сить: "... разбалансираванасць отдельных частей системы законодательства, в том

числе из-за действия на территории Республики Беларусь нормативных правовых

актов СССР и БССР, наличие значительного количества дублирующих и в ряде

случаев противоречивых актов, изданных на основе различных принципов

права... "[13].

Таким образом очевидно, что в государственном и правовом развитии крае-

ны отображаются столкновении двух тенденций, сложившихся в об-

ской сознания населения.

Первая тенденция направлена ​​на скорейшее духовно-гуманистическое

обновление общества на почве испытанных временем общечеловеческих

ценностей демократии, независимости, прав личности, народного добра-

быта. Вторая тенденция, вызванная тоталитарным наследием предыдущего

периода, направлена ​​на подчинение общества государству, монаидэалаги-

зации общественного сознания, нивелировку индивида, поддержку престиж-

ности ценностей власти и силы, а также гипертрофированную представления

о роли высшего авторитета. В рамках этой тенденции наблюдаются

попытки тщательной эксплуатации отживших социально-психологических стерео-

типов, прагматичного использования их представителями отдельных социальных

на-политических сил в своих вузкаэгаистычных интересах.

Такая общая ситуация порождает внутреннюю противоречивость, дваис-

тости в развитии общества, государства и права Республики Беларусь, ее поли-

тыка-правовой мысли, заставляет правящие круги страны соотносить свои

действия с правовой и политической сознанием населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.016 с.)