Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беларуская мастацкая літаратура пачатку XX ст. як фактар фарміравання нацыянальнай свядомасці

Поиск

Литература эпохи белорусского возрождения качественно отличалась от романтической дворянской литературы эпохи В. Дунина-Марцинкевича и А. Мицкевича. Ее носители, белорусский разночинной интеллигенция, обращались уже не к панов с надеждой повернуть их к народу, а непосредственно к мужику-белоруса.

Представители белорусского литературы начала XX в. говорили от имени народа

и для народа, использовали творческую народную образность, говорили на сочной народной языке. Наиболее известными творцами эпохи белорусского возрождения были Я. Купала, Я. Колас, Максим Богданович, А. Пашкевич (Тетка), Карусь Каганец, Андрей Кукушка, Алесь Гарун и др.. Тематика творчества белорусских возродженцем продолжала традиции, которые заложил Ф. Богушевич. Они развивали поднятые поэтом темы, продолжали деятельность по формированию белорусской нации.

66. Пытанні нацыянальна-дзяржаўнага будаўніцтва ў творчай спадчыне ідэолагаў беларускага нацыянальнага руху (I. Луцкевіча,

А. Луцкевіча, Я. Лёсіка, В. Ластоўскага, А. Смоліча, А. Цвікевіча)

Начало XX в. дал целую плеяду национальных деятелей, которых можно отнести к настоящим пророков национальной идеи. Борцы за незавісімую и свободную Беларусь стремились наладить порванную связь времен, восстановить исторические традиции. Чтобы лучше понять истоки национальных проблем, они анализировали геополитическое положение Беларуси, культурно-цивилизационные влияния на нее Запада и Востока с точки зрения отказов-ных или положительных последствий для ее развития. Они были уверены, что Беларусь имеет право (и способно его реализовать) на свободное, демо-тической развитие, что белорусский народ найдет в себе силы добиться государственной независимости и занять свое почетное место среди других

народов. "Нужно добывать независимость, буду-разобранной школы, организации, печатая книги, собирая и увеличивая куль-контурное богатство и духовные силы нашего народа ", - предупреждал Аркадий Смолич. Ведь только образованный народ сможет понять необходимость СССР с союзниками-жения за независимую, свободную державу, за возрождение национальной культуры, за объединение и развитие нацыи. Белорусские идеологи были уверены в том, что главными средствами воспитания народа служат национальный язык и историческая традиция. "Единственный лозунг, который должен объединить национальные организации разного политического направления, - считал один из лидеров национально-осво-изобразительного движения Александр Цвикевич, - это свободная и независимая Беларусь ".

 

67. Нацыянальна-дзяржаўная ідэя ў праграмах беларускіх палітычных арганізацый (1914 – 1919 гг.)

Первая мировая война активизировала национально-освободительное движение

белорусов. Февральская буржуазно-демократическая и Октябрьская революция-

ции в России подтолкнули белорусские политические партии к теоретической

разработки и практической реализации концепции национальной государств-

ности. Осенью 1915 г., в результате поражения российской армии, Беларусь была

разделена на две части: Западную, оккупированную немцами, и Восточную,

которая осталась в составе России. В конце 1915 г. в Вильнюсе создается Виленско-Каунасский комитет, в который вошли представители белорусских, литовских, польских и еврейских общин.

19 декабря 1915 этот комитет издал Универсал, в котором провозглашалась идея

создания независимого государства на территории бывшего Великого княжества

Литовского - конфедерации, где вся власть будет принадлежать народу. Но

эта идея не нашла широкой поддержки у белорусского населения. Координационным органом белорусских политических, общественных и профсоюзных организаций на временно оккупированной территории был Белоруский народный комитет (БНК). В него входили представители Белорусского соцыял-демократической рабочей группы (часть БСГ), Виленский комитет БСГ, Белорусского комитета помощи пострадавшим от войны, редакции католической еженедельники "Беларус" и других организаций. В деле воспитания и образования народа БНК уделял большое внимание

лице учителя. Для подготовки учителей в ноябре 1915 г. были

созданы учительские курсы в Вильнюсе. В Свислочи начала действовать научительских гимназия. Национально-государственная идея получила дальнейшее развитие в программе организации "Связь независимости и неделимости Беларуси", создан раной Вацлавом Ластовским в 1916 году В ней подчеркивалась идея о том,

что белорусам не нужно искать иностранной ориентации в решении вопро-

ния об своем будущем, связывать свою судьбу с Польшей или Россией. Программа

призвала соотечественников ориентироваться на построение личной независимой

государства, опираясь на собственные силы. На Лозанны конференции в выступлении I. Луцкевича была пред-Возводящееся также идея Соединенных Штатов от Балтийского до Черного моря. Но объединение национально-освободительных движений под лозунгом Соединенных Штатов не произошло. В январе 1917 г. на кон-

ферэнцыи представителей белорусского национального движения, вопреки Ли-

товской Тарибу, была создана Виленская Белорусский Рада, которая под-мливала концепцию суверенного государства, выдвинутую организацией "Су-

вязь независимости и неделимости Беларуси ". В марте 1918 г. ее представители участвовали в работе Рады БНР. Под их влиянием была принята III Уставная грамота, которая провозгласила независимость Белорусского Народной Республики. После Февральской революции 1917 г. Минск превращается в действиднища политический центр белорусского национального движения. 25 - 27 марта в Минске состоялся съезд белорусских национальных организаций как левого, так и правого направлений. На нем был избран исполнительный орган - Белорусский Национальном Комитет (БНК). I правая нацинальных-демократическая, и левая, радикально-социалистическая течении жестко стояли на позиции признания права белорусского народа на самоопределение.

I если первые пытались его реализовать объявив в марте 1918 г. независимую Белорусский Народную Республику, то вторые реализовали концэпцыю автономии посредством образования БССР.

 

68. Ігнат Абдзіраловіч (Канчэўскі) і яго эсэ “Адвечным шляхам”

Игнат Абдиралович - это псевдоним, взятый из повести Максима Горе-

цкага "Две души". Настоящее имя автора - Игнатий Владимирович Канчели-

ский. Наиболее известным произведением И. Абдиралович стало философское эссе

"Извечным путем". Произведение написаны во время, когда в мировой философии происходило руйнаванне универсальных схем, переоценка ценностей, когда на смену клас-Листопада философии приходит модерновым поиск новых форм. Как раз на это время приходится популярность нигилистическое идей Фридриха Ницше и появление концепций Шпенглера. Первый раздел работы посвящен белорусским идентичности в системе Запад - Восток. Автор не сомневается в существовании своего пути, не связанного с ус ным или западным центром культуры, он видит его в многовековой истотории, в течение которое, по Абдиралович, только те творческие личности, что не

отдавали предпочтений ни одной из сторон, становились национальными героями или

гениями - Скорина, Всеслав Чародей.

Проблемы белорусского народа автор связывает с разделенность (вздвой-полностью) белорусского культуры и отсутствием "собственных форм жизни". Говоря о падвойнасць, автор прежде всего подразумевает разделенность Беларуси между Западом и Востоком на католиков и православных. Запад олицетворяет полную противоположность Востока. Здесь нет и не может быть единой формы, как в политике (отсутствие идеи единой импе-тории), так и в духовном и социальной жизни (нет единой религии). Второй раздел посвящен анализу форм жизни. История Европы

рассматривается Абдиралович как история установления тех или иных

форм жизни и их упадка. зваецца с помощью двух сил: моды и дисциплины. И с Запада, и с Востока на Беларусь осуществляется экспансия культурных стереотипов через моду (Добровольно) и через дисциплину (принудительно). Белорусы же должны понимать, что при всей объективности существования формы, она должна быть

способной к изменениям, "эластичность, текучая, сменные", соответствующей жизни,

что "льется, как река". В третьем разделе автор наблюдает творчество как космическую силу и как жизненную основание, а также определяет потребность социальной творчества. Абдиралович анализирует современные ему политические движения в контексте принципа социальной творчества и делает вывод о несоответствии их этому принципа. Четвертый раздел предстает как обобщение, в котором автор утверждает неадменнасць поиска непрымусовых форм жизни ради совершения идеала социальной творчества и решения проблемы белорусского идентичности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.23 (0.008 с.)