ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Палітычныя і прававыя погляды Уладзіміра Самойлы (1878 – 1941)



Владимир Самойло, просветитель, философ, культурный и общественный деятель,

исправление считается одним из теоретиков белорусского национальной идеи. В. Самойло являлся одним из ведущих публицистов западнобелорусского

периодической печати освободительного направлении. В своих статьях и эссе Укра-

вау каланиялисцкую политику польских властей в отношении национальных

меньшинств. В очерках и эссе, написанных в 1920-е годы философ утверждал

историческую закономерность победы национально-освободительного движения

западных белорусов, выражал надежду на неизбежность воссоединения

белорусского нации. В знаменитом философском эссе «Этим победишь! .." (1924) В. Сомойла дал основательную критику политическим режимом, которые свою власть

основывают исключительно на "системе санкций", иначе говоря, жестких

законах, запугивания граждан. Такие государства автор называет полицейскім и считает, что "это форма государственности бывает наименее прочной", поскольку сохранение большого аппарата принуждения требует много средств. Такая

государство постепенно идет к своему банкротству. Бороться за правопорядок,

по мнению В. Самойлы, нужно только законными методами. В цивилизованном, правовом государстве, по мнению В. Самойлы, подчинение граждан власти и закона основывается не на страхе перед судом и полицией, а на уважении норм закона, действующего в стране.

 

70. Рэалізацыя ідэі дзяржаўнага суверэнітэту БССР у партыйна- дзяржаўнай практыцы савецкай Беларусі.

Во время революций в России произошло возрождение белорусского государств-

ности. В 1917 - 1920 гг. на Беларуси развернулась конкурентная борьба

между двумя формами политико-правового строительства - советской власти

большевиков с Белорусского Народной Республикой. Для развития политической и правовой мысли 1920 - 1930-х годов хара-

ктэрныя две основные тенденции. Первая - это направленность на нацио-

сравнительно-государственное и национально-культурное возрождение белорусов. Она

была вызвана процессом создания белорусского советского государства и поля-

тыкай белорусизации. Вторая тенденция - это постепенная абсолютизация

коммунистической идеологии. В среде партийно-государственного руководства были как сторонники

подлинной независимости (А. Червяков, Изм. Жилунович, В. Игнатовский и

др..), так и те, что хотели видеть Беларусь лишь частью территории со-

советской России. Само возникновение ССРБ в 1919 г. было реакцией большевистского правительства

в Москве на "подъем национально-освободительного движения, провозглашение БНР и

деятельность ее органов "[10, с. 400], а также на необходимость взаимо-

действовать с другими государствами [4, с. 185]. Буквально через месяц ССРБ

была объединена с Литовской ССР, которая также не получила реальных

полномочий, так как 1 июня 1919 ВЦИК РСФСР с целью объединения

усилий всех советских республик в условиях гражданской войны принял

декрет о создании военного союза республик, в соответствии с которым фа-

ктычна полностью ограничивалось их самостоятельность. Повторное провозглашение БССР 31 июня 1920 года, принятие декларацию-

рации о независимости фактически не изменила ее статус. Провозглашение ее

равноправия с другими советскими республиками сталкивалась с жесткой центра-

ного и дисциплиной в РКП (б). 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил проект Договора и Декларации об образовании СССР. После дополнительного рассмотрения на съездах

союзных республик 31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов

была утверждена первая советская Конституция. Но период относительной самостоятельности советских республик был недолог.

После смерти Ленина, Сталин, который возглавил власть в СССР, полностью реали-

вау свою идею автономизации.

 

71. Распрацоўка і рэалізацыя ідэалогіі беларусізацыі

По сути, политика белорусизации представляла собой устройство

национальной политики большевиков к экономическим, социальных, этнических условий, и исторических и культурных традиций белорусов. Таким образом, разработанная концепция политики белорусизации защитных-

пливала различные направления внутренней политики белорусского советского государства. Она предусматривала научную разработку проблем белорусского языка, его истории, современной лексики, грамматических норм и терминологии. Изучение белорусского языка было обязательным для всех граждан страны.

Но творцы белорусизации хорошо понимали, что необходимо учитывать национальный состав республики. Поэтому, в соответствии с программными установками

национальных партий и организаций, признавалось равноправие в качестве

государственных белорусском, русском, польском и еврейском языков. Целью политики белорусизации было, в первую очередь, формирование

национального сознания белорусского народа. I этому, по мнению ее идеологов, должно было способствовать развитие общественных наук и, прежде всего, краеведения. Развитие краеведения НЕ отождествлялась с белорусоведению, а

объяснялось гораздо шире. Выступая на VII съезде Компартии Беларуси, руководители республики

А. Червяков, В. Игнатовский и другие высказывались за укрупнение Белорусского

ССР, которое "должно дать мощный толчок развитию всех производительных сил

края ". В начале марта 1924 г. состоялось первое укрупнение БССР. В ее

состав были включены 15 уездов и отдельные волости Витебской, Гомельской

и Смоленской губерний. Важным элементом политики белорусизации была политика каранизацыи. Суть ее сводилась к проведению кадровой политики с учетом

многонационального состава коренного населения Беларуси. Чтобы не допустить конфликтов на национальной почве, на замещение должностей в советском

партийным, хозяйственным аппарате назначались представители коренного

населения. Однако при проведении каранизацыи учитывались не только национальная признак человека, но и его профессиональные качества, знанию

условий и особенностей Беларуси, доскональное знание белорусского и русского языков.

 

72. Ідэалагічнае абгрунтаванне адыходу ад палітыкі беларусізацыі і станаўленне таталітарнай сістэмы

В конце 1920-х годов начинается постепенное оформление советского

тоталитарного политико-правового режима. По мере свертывания НЭПа, возвращения к апробированным административно-командных методов управления в

стране начала проводиться Централизаторская политика, не терпела ния-

ветских отступлений от сталинского видения построения социализма. Тоталитарная система управления определяется такими признаками, как

унитарная идеология, которая поддерживает у населения уверенность в оправданности такой системы, жесткий диктаторский репрессивный режим, который

стремится к тотальному господству над каждой личностью и обществом в целом. Все, что не укладывалось в сталинское видение построения социализма,

объявлялось враждебным. Режим не мог терпеть самостоятельности ни в экономике, ни в национальной политике. Сталинская номенклатура с ее принципами прызначэнства не могла мириться с самостоятельностью кадров на местах.

Угрозой режиму виделась и образованная, независимо мыслящая национально-сознательная интеллигенция. После 1929 г., года "великого перелома", когда по словам Сталина

партия отступившая во время НЭПа перешла в наступление на капиталистические

элементы, в политических, экономических, культурно-идеологических

структурах началось сворачивание остатков демократических свобод и плюрализма. Гонения на политику белорусизации и ее носителей коснулись и историческую науку. В официальной историографии были изменены все оценки прошлого. В частности, белорусское национальное движение, от Калиновского и Богушевича к деятельности Белнацкома и белорусских коммунистических секций РКП (б),

провозглашался реакционным.

Новая политическая линия руководства большевистской партии и советского

правительства в отношении Беларуси была направлена ​​на устранение ее суверенных прав, полное подчинение центру. Обвинения в национал-демократизма быстро были персонифицированные. В число врагов партии и народа попали такие видные политические действо-

чи, как А. Червяков, В. Игнатовский, Изм. Жилунович, А. Балицкий, и инш. Широкая волна репрессий, прокатившаяся по Беларуси в конце 1920 - начале 1930-х

лет, была началом раскручивания репрессивного аппарата на полную силу.

В его жрали в течение 1930-х годов была, по сути, уничтожена элита

белорусского нации.

 

73. Развіццё прававой думкі ў 20 – 30-я гады XX ст.

Начало ХХ века стал связанным с радикальной трансформационных

цией основ социального порядка. Вместе с ХIХ в. уходит в прошлое Па-

ралисцкая система взглядов на отношения индивида и общества, государства и

общества, государства и экономики. Новый социальный порядок получает

названия государственно-монополистического капитализма, империализма [14, с. 21].

Бурный рост новых технологий, индустриализация, мировые экономи-

ческие кризисы 1870 - 1913 гг., переход к монополии как новой формы

социальных и экономических отношений, трансформация отношений собственности,

империализм, которые сопровождались распространением националистических и

социалистических идей, что отказывали индивидуализм, привели к транс-

формации всех подсистем общества, в том числе и права. Произошла смена

сущности права из-за модификации понимания справедливости как его основы.

Если на предыдущем этапе она ассоциировалась с общественным мнением, умом и

правами человека, то сейчас - с коллективизмом, плановой экономикой и соци-

циальной равенством [2, с. 37].

Трансформация затронула все политические и правовые системы, но в

наиболее радикальной форме она проявилась в период Революции 1917 г.

Российской империи. Первоначально во время революции был совершен

разрыв в развитии права. В 1918 г. коммунистическое правительство отменило все царское

законодательства.

Новое понимание права было сформулировано коллегией Наркамюста:

"Право - это система (или порядок) общественных отношений, соответствующую

интересам господствующего класса и охраняемая его организованной силой "[17,

с. 58]. В праве были в радикальной степени отражены принципы

новой эпохи, которые и определяли его содержание.

Через какое-то время революция в России все же была вынуждена примириться с

дореволюционном правом и восстановить многие его элементы путем вклю-

чения их в новую систему, построенную на целях, принципах и мгновенно

Нанна, ради которых произошла революция. Данная тенденция четко вые-

вилась в период НЭПа. В области права это отразилось в крупно-

масштабной рецепции буржуазного права.

В конце 20-х годов, с окончательной победой тоталитарных тэндэн-

ций, в СССР наиболее резкие отступления в праве от социалистических

принципов ликвидировались. Право получило четкое определение в соот-

ствии с классовым вариантом позитивистской концепции и до конца 80-х годов

ХХ века преемственную развивалась в соответствии со своими неизменными

социалистическими принципами и функциями [5, с. 131 - 132].

Основными функциями советского права были:

- Во-первых, необходимость исключения политического господства

буржуазии и обеспечения повнавладства пролетариата в лице Коммунисты-

чнай партии. Эта функция неизменно проявлялось в закреплении в содержании

норм положений о монополизации власти партией, запрете антыса-

ских элементов и проч.;

- Второй функцией права была его инструментальнасць. После пе-

раадолення разрыва в преемственности времени "военного коммунизма" была вновь

признана важная роль права. Но оно не устанавливало рамок для деятельности

властей, права являлось их самым надежным средством. Большевистская власть

стремилась вытравить истинный смысл из таких вечных социальных катэго-

рый, как мораль, зло, добродетель, и вложить в них особый классовый содержание.

- Третьей неизменной функцией советского права было установление

государственного порядка, который будет способствовать построению социализма, а затем и ко-

мунизму. Соответственно, содержание права составляли нормы, которые закрепляли су-

ние и деятельность институтов, под руководством партии должны были

закладывать основы коммунистического общества: колхозы, кооперативы,

профсоюзы, советские общественные организации и третейские суды;

- Следующей функцией право было воспитательное воздействие. Право,

судебная практика, деятельность правоохранительных и судебных органов выступали как

формы политики. Они должны были обеспечивать успех деятельности правительства,

участвовать в воспитании населения, подготавливать своей деятельностью

отмирание права. Стороны гражданского спора и общественное мнение перакон-

вались в разумности, справедливости прававыканавчага решения, закона и

власти, который его выдал.

Право было построено и на неизменных принципах, которые закрепляли

основные ценности советского общества и обусловливали преемственность

содержания его правовой системы [6, с. 13]. Прежде всего, следует оценку

чит принцип социалистической законности: "Советские граждане должны

соблюдать законы, потому что эти законы справедливы, а справедливы

они потому, что их создает социалистическое государство, которое выражает интересы

всех, а не какого-либо привилегированного класса "[5, с. 149]. Поэтому от всех

требуется четкое и неукоснительное соблюдение законов. Данный принцип

был тесно связан с принципом императывнасци и публичности права: "Мы

ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть

публично-правовое, не частное, - писал Ленин [12, с. 167]. Во всех

отраслях права государственные интересы имели преимущество, даже в обязательственных,

семейном и наследственном праве. Везде использовались и преобладали им-

ператывныя методы регулирования. Соответственно, любое нарушение правовых

норм рассматривалось не столько как нарушение каких-либо прав, а как

покушение на советское общество и государство и очень жестоко каралось. С другой-

го стороны, содержание правовых норм был нацелен на подробную Регламенте-

товление жизни советских граждан.

Из всех перечисленных принципов вытекал определяющий для формы

советского права принцип приоритета закона, где закон понимался не в

формальном смысле, как в странах либеральной демократии, а в матери-

ным - как нормативный правовой акт [18]. Существование ряда правотворчых

органов (Верховная Рада, ее Президиум, Совет Министров) благодаря Домино-

сохранению компартии не нарушала принцип единства власти. Следует также

отметить наличие в советском праве таких принципов, как господство

социалистической собственности на средства производства и принцип планирования в

сферы хозяйства.

Советская правая наука принесла с собой особенности и в структуру

советского права. Так, советская доктрина положило начало раздела грамма-

данских и хозяйственного права в БССР. На первых этапах советской власти

гражданское право как связанное с товарно-денежными отношениями, в основе

которых лежит частная собственность, вообще отказывалась советской юстиции-

цией. Ту отрасль права, которая регулировала отношения в государственном секторе

экономики, начали называть хозяйственным правом. А когда с переходом к

новой экономической политики (НЭП) возникла необходимость в регулировании

товарно-денежных отношений, в теории права получила распространение

доктрина "двухсектарнага права". Согласно ей гражданское право павлиний-

на было регулировать отношения в частном секторе, а хозяйственное - в со-

Социалистическая, государственным. Вместе с тем, право периода нэпа НЕ Гаран-

Тава имущественных прав граждан, не говоря о личных и полити-

тических правах [3, с. 211].

 

Особенности были привнесены и в развитие уголовного права. В

начале 20-х годов ХХ века ведущей была идея революционной цель-

згоднасци. Так, в «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР»,

на которые ориентировались и белорусские карательные органы, было записано, что

органы юстиции должны действовать "без особых правил, без кодексов ...

пролетариат применяет меры насилия на первых порах без личной систе-

мы, от случая к случаю, неорганизованно ".

74. Станаўленне беларускай юрыдычнай навукі ў 20 – 30-я гады

XX ст.

"20-30-е годы XX в. - Время становления белорусского юридического обу-

ки. Начальный этап белорусского юридической науки тесно связаны со

созданием в Минске Белорусского государственного университета и Института белорусской культуры (Инбелкульта). Последний в 1929 г. был преобразован в Академию наук Белорусского ССР. Первоначально в БГУ работали 3 факультета: рабочий, общественных наук и медицинский. На факультете общественных наук насчитывалось 4 отделению, среди которых было правовое. внесли такие ученые-правоведы, как Г. Я. Поречин (консти-

ное право и история государства и права), В. Н. Дурдяневски (государственное право буржуазных стран), М. О. Грэдингер и Ф. И. Гаузе (гражданское и гражданско-процессуальное право), В. Н. Ширяев (уголовное право), В. Л. Пичета (история государства и права) и др.. Значительный вклад в развитие истории государства и права внес первый ректар БГУ профессор В. Пичета. Круг его научных интересов чрезвычайно

широкое. Он исследовал источники права ВКЛ ХV - XVIII вв. Уставы XVI в.,

Уставы на волоки 1557, сделал анализ правового положения различных социальных групп белорусского феодального общества. Таким образом, в данный период постепенно оформляется юридическое наука советской Беларуси. Вместе с тем, на юридической науке, как и на всем обществознанию, бремени идеологических запретов и требований

придерживаться установок и взглядов правящей коммунистической партии на роль и задачи советского права "

 

75. Новыя тэндэнцыі ў грамадска-палітычнай думцы пасля Вялікай Айчыннай вайны

Ведущей общественной доминантой послевоенного развития СССР стала потребность в обновлении старых политических и хозяйственных структур, которые не могли не только забяспечыць движение общества на уровне общемирового прогресса, но и за-

волиць элементарные требования народа. Война сформировала новый тип личности и гражданина. Его отличала высокая самооценка, неординарность, способность принимать самостоятельные решения, чувствовать себя "сознательным историческим деятелем". Этот тип ча- ностей всего встречался в среде интеллигенции, студенческой и учащейся молодежи. Именно интеллигенция, прежде всего творческая и научная, а также студенты являлись носителями демократических тенденций в послевоенной

общественно-политической мысли СССР и в том числе БССР.

В белорусском общественно-политической мысли второй половины 1940-х гг.

относительно новой стала тенденция направлена ​​на возрождение национальной

сознания и защиту национальных прав и демократических свобод, за-

хранение и развитие белорусского языка и культуры. После войны она получила

развитие преимущественно на территории Западной Беларуси и носила характер сты-

хийнага протеста против начавшейся в этом регионе политики русификации

в области культуры и образования. Носителем демократических тенденций в об-

кую-политической мысли являлось в основном студенческая и школьникам-

цкая молодежь. Создавались многочисленные кружки и организации культурно-просветительной-цкага типа, большинство из которых была разоблачена органами госбезопасности, а их организаторы и активисты были арестованы и жестоко наказан. Стремлении к реформированию общественно-политической жизни проявлялись

не только в молодежной среде, но и среди представителей высших

партийных, советских, хозяйственных структур, куда после войны было выделя-

чана немало неординарных, талантливых людей. Об этом свидетельствуют под-

подготовленные в то время проекты Конституции СССР и программы КПСС, в

разработке которых участвовали и представители белорусского номенклатуры.

Проекты предусматривали расширение прав и свобод трудящихся, огра-

жевание срока пребывания в партийных и советских выборных органах,

начиная с городского и заканчивая республиканским звеном. Недовольство официальной политикой проявилась и при выборах в

Верховный Совет БССР (март 1947 г.) и местные Советы (1948 г.). Так, на-

пример, протоколы избирательных собраний зафиксировали критические замечания одно-сна принудительного характера выборов, отсутствия альтернативных кандидатур. Среди населения в ряде районов Гродненской, Минской, Гомель-

ской областей распространялись листовки с призывами не принимать участия в

выборах. Проявление в определенной части белорусов чувства национального гона-

ру, демократических, антитоталитарную настроений обострило защитную реакционерам цию режима. Началось усиление идеологической обработки сознания лю-деяний. Сталинский режим стремился прапагандна-репрессивным путем окончание- серваваць существующую систему общественных отношений. Идеология послевоенного сталинизма характеризовалась крайнем догматизма, нетерпимостью к

инакомыслия. На официальном уровне проводились кампании, направленные на

навязывание жестких идеологических стереотипов в науке, культуре, литера-

туры, подавления национального сознания народа. 3 сентября 1947 года, согласно указанию Главлита СССР, по всей стране проводилась цензурная проверка библиотечных фондов. Всего в Беларуси в послевоенный период было репрессировано 238 писателей. Но, несмотря на репрессии, большинство народа оставалось зачара-

зация мудростью любимого "вождя", "отца и учителя» И. В. Сталина.

С ним связывали победу в Великой Отечественной войне, послевоенное вос-

новление народного хозяйства.

 

76. Кансерватыўны і дэмакратычны напрамкі ў палітычнай

Думцы паслясталінскай пары

"После смерти Сталина в стране были сделаны первые попытки демократизации общественной жизни. Начался определенный поворот к коллективным

методов решения политических, хозяйственных, культурно-просветительских проблем. Относительная демократизация наблюдалось в деятельности партийных организаций, профсоюзов, комсомола. Были расширены права местных Советов.

Принимались меры по укреплению законности и правопорядка: была упразднена особая совещание при министерстве внутренних дел СССР, ликвидированы военные прокуратуры и трибуналы. Восстанавливался принцип презумпции невиновности в судопроизводстве. Начался процесс реабилитации жертв тоталитаризма.

Но, увы, большинство репрессированных представителей белорусского интеллигенции были реабилитированы посмертно. Однако со второй половины 1950-х годов начался и новая волна русификации, которая, по сути, была инициирована Первым секретарем ЦК КПСС

Н. Хрущевым. Дальнейшее идеологическое обоснование этого тезиса появилась в программе КПСС, принятой XXII съездом правящей партии (октябрь 1961 г.).

Главный постулат программы был - слияние советских наций в единую коммунистическую нацию, их культур в единую коммунистическую культуру. Проводником демократической идеологии восстановления выступала, прежде

всего, творческая интеллигенция, которая вошла в историю как поколение шестидесятников ". В рамках этой тенденции идет попытка осмыслить причины

и масштабы политических и нравственных деформаций эпохи сталинизма и вывести

общества на путь демократических преобразований. Как отклик на отход от политической оттепели и попытку реставрации неосталинизма в стране начался диссидентское движение. Диссидентами называли людей, которые выступали против несправедливости и нарушения прав человека. Тотальный контроль партии за средствами информации, печати, культурной жизнью и т.д. не исключал, однако, того, что люди могли находить и другие пути для обмена мнениями и идеями. Необходимо отметить и то, что под борьбу с инакомыслием советском государстве была подведена правовая основа. В уголовные кодексы союзных республик были введены соответствующие артыкулы. Змагаючыся с диссидентами, руководство коммунистической партии и советского правительства стремилась создать впечатление о широкой поддержке народом внутренней и внешней политики Советского Союза, в основе которой лежала марксистско-ленинская идеология. Для этого устраивались помпезные празднества в дни Октябрьской революции и Первого мая, считавшихся революционными праздниками. Формами таких торжеств были массовые собрания, митинги, грандиозные демонстрации, в которых принимали участие десятки тысяч человек. Таким образом, отсутствие демократических свобод в стране, тотальный контроль со стороны номенклатурной власти за всем, что касалось общественно-политической жизни, в конце концов стали причиной широко распространенной в обществе апатии и безразличия к политике и идеологии, правового нигилизма "

 

77. Развіццё юрыдычнай навукі ў Беларусі (1945 – 1980-я гады

XX ст.)

"Основными причинами, которые активизировали развитие исследований в

области государства и права, были выход БССР на международную арену, частичная демократизация общественно-политической жизни, расширение самостоятельности союзных республик в правотворческой деятельности и принятие на XXII

съезде КПСС (1961 г.) программы построения коммунизма. Поэтому неслучайно в стране значительное развитие получили исследования в области государственного и международного права. Появляются работы, в которых анализируются вопросы суверенитета БССР в составе СССР, международной правосубъектности БССР, рассматриваются характерные черты западных демократий и их государственного аппарата. Расширение правотворчество государственных органов БССР повлекло за собой возрастание творческой активности ученых-юристов. В области теории государства и права разрабатывались такие проблемы, как роль местных Советов как органов самоуправления, пути совершенствования советского избирательного права и представительной системы в БССР, правового положения советских граждан, задачи и методы народного контроля и др.. Ориентация советского гражданского законодательства на регламентацию договорных отношений между социалистическими предприятиями вызвала необходимость в активизации исследований в области гражданского и гражданско-процессуального права. В послевоенное время возникли такие новые отрасли в правовой науке, как история государства и права Беларуси и судебная психология. Отдельные исследования были посвящены проблемам образования БССР, развития государства и права БССР в первые годы советской власти, судебному строительству, истории развития судов и прокуратуры в республике, деятельности Советов по коллективизации сельского хозяйства.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.107.166 (0.032 с.)