Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеология белорусского государственности в политико-правовой ду-Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мцы современной Беларуси Культура Беларуси издревле воспринимается как "культура пограничья" [27, с. 50]. Так, И. В. Кончевский (Абдиралович) в своем эссе "Извечным путем "приводит слова Ф. Скорины:" над зимними волнами Двины я был византийцам - Юрием, а в Кракове, куда меня потянуло за евро- Европейской знай - лациникам Франциском. А право, я не был ни Юрием, ни Франциском... "[2]. Идеи двойственности белорусского культуры, ее функции моста между Западом и Россией развивались потом в творчестве Л. Акиншэвича и, до настоящего времени, стали общим местом в белорусском исторической и философской литературе [20, с. 363; 22, с. 92, 26, 27, с. 50]. Частая смена культурно-цивилизационной привязки Беларуси привела к тому, что даже по таким элементам, как язык, религия, национальные зна- ки, обычаи, а тем более система ценностей, белорусский культура дагэ- оттуда ищет консенсус [24, с. 64 - 65]. Поэтому с провозглашением государственной независимости Беларуси естественным образом в белорусском обществе, политических и научных кругах начала- ся дискуссия по проблемам национальной, государственной идеологии. В числе наи- более основательных исследований в этой области можно назвать работы Е. Бабосава, В. Бобкова, В. Бовша, В. Конана, Л. Лыча, А. Мальдиса, В. Мельника, Ю. Ходыко и др.. Участники дискуссии в первую очередь стремился- лись разобраться в смысле и взаемадносинах понятий "национальная и де- ржавная идеология ". "Известный белорусский философ В. Конон считает, что национальная идея есть "духовно-творческий аналог исторического бытия народа в его трех изме- Ренни - прошлому, настоящему и будущему ". Национальная идея народа выражается через его исторические действия и геополитические проекты, нацио- рактер, самобытность его культуры, включая в это понятие экономику, социально-политические структуры, литературу и другие виды искусство, философию, религию, мораль и правовые институты. Каждый народ, который обнаружил эту идею в исторических событиях и в самобытной культуры, имеет право на организацию в суверенную нацию и независимое государство, под- крэсливае В. Конон. А задача национального государства - создать ха- мальной условия самореализации народа в самобытных языку и культуре, которые являются неповторимой гранью общечеловеческой цивилизации. В. Мельник в понятие "национальная идея" включает представления народа о своем прошлом (историческом существовании), о путях сохранения своей це- собственности, формах взаимоотношений с другими народами, целях своего далее- вого развития. По его мнению, смысл национальной идеи, во-первых, в самаидэ- нтыфикацыи нации, во-вторых, у нее "послания миру о своем бытии, о своих интересах и ценностях, как уникальной исторической общности людей ". Ученый обращает также внимание на тот факт, что национальная идея есть конкретно исторический феномен, ее содержание формируется одновременно с развития об- цем нации. Национальные приоритеты формируются с учетом достигнутых результатов развития народа и изменений в условиях его жизнедеятельности. Вместе с тем, в содержании национальной идеи сохраняется ее генетическая основа, иначе говоря, базовые идеи, постулаты и ценности, отражающие смысл исторического существования, духовный склад и национальный характер народа. Потеря народом своих базовых ценностей или их замена ценностями другого народа ведет к вырождения национальной идентичности этой су- щества о ассимиляции с другой национальной сообществом. По убеждению философа Е. Матусевича, национальная идея склада- ется из фундаментальных ценностей определенной национальной общности; распространенной в обществе ценностной ориентации; образца жизни, который видится желательным для большинства; социального и нравственного идеала; Ассен- женья места и роли страны в мире; национальной самоидентификации. Он вводит понятие «общенациональная идея», которую считает более эф- кой по содержанию, чем идея национальная. Это идея, способная объединить боль- ство граждан Республики Беларусь, сохранить права и интересы нацио- ние меньшинств, проживающих в стране, и конфессий, действующих на ее территории, она способна стать основой для консолидации и стабилизации общества, преодоления социальной апатии. Ядро общенациональной идеи, по мнению Матусевича, составляют порядок, законность, справедливость, национальное возрождение. В. Мельник считает тождественными понятия "идеология национальная" и "иде- алогия государственная ". Ведь государство с момента своего канстытуиравання ста- вится носителем идеологии данного народа. Поэтому государственная идеология может быть только национальной. Ученый предлагает использовать тер- рмин, сочетая оба понятия - "национально-государственная идеология". Другие подходы к вопросу о соотношении национального и де- ржавнай идеологий у академика Я. Бабосава. Он считает, что национальная идея в условиях многопартийности, полиэтничнасци, поликанфесийнасци де- ржавый не сможет стать усёабъяднальным фактором. Она была важнейшим социальным интегратором во время формирования нации, в начале XX в. Но сейчас, когда белорусский народ приобрел государственную независимость, "логика Ги- сторыи подводит нас неизбежно к сближению понятий "тонировке" и "Батькивщина". Интегративный идеология, которая сейчас нужна белорусско- му народу, не может быть только национальной, в ее основе должен лежать более обобщающий критерий, которым может быть только гражданство. Вместе с тем, ряд авторов в отмеченной дискуссии настаивают на необходимости наполнения государственной идеологии именно национальным содержанием. У белорусов, подчеркивает доктор философских наук А. Майхро- вич, есть только два пути: или они подтвердят свою государственную, полит- чную, экономическую и духовно-культурную особенность, будут снова поглощен волнами соседних сильных влияний и интересов. "Представляется, что ведущими установками и компонентами нашей духовно-идеологической про- мы должны быть, во-первых, общественно-политические ценности развитой гражданского общества, во-вторых, фундаментальные ценности со- социального и культурной жизни белорусского народа (патриотизм, родина, семья, традиции) и, в-третьих, общечеловеческие нравственные ценности, рожденные в русле христианской традиции, в том числе и принципы трудовой этики ". Ряд авторов вкладывают в содержание белорусского национальной идеологии жен такие ценности, как независимое демократическое государство, белорусский язык и белорусский культура, традиционная белорусский толерантность. "Национально-специфическое, - подчеркивает профессор Л. Лыч, - всегда по- винно быть приоритетным в нашей жизни, чем только мы и сможем ЦВЕ- рдиць свою особенность среди наций и народностей мировой цивилизации, остаться в ней определенным этносом, а не какой-то бесструктурным массой лю- дей... ". Отвечая своим оппонентам на замечание, что нельзя в шматнацы- нальных государству ставить в основу национальной идеи интересы одной, пусть и титульной нации, ученый пишет: "... не стоит бояться в пределах разумного, допустимого отдавать определенный приоритет коренной нации в деле ее культурно-языкового развития, к чему обязывает само историческое на- ние ее на своей собственной территории ". Противоположной к позиции вышеперечисленных авторов, адстойваючых национальные приоритеты при выработке национально-государственной иде- алогии, является предложение кандидата философских наук Л. Криштаповича положить в ее основу идеологию западнорусизма, которая с конца XIX в. была официальной идеологией российского имперского правительства на территории Беларуси. Смысл концепции Криштаповича в отрицании рыночной экономики и приват- тнай собственности, ценностей западной цивилизации, национально-куль- рнага возрождения, белорусского идеи и по сути белорусского национального государства. "Русская модель развития, - пишет Криштопович, - единственная возможная для нашего Отечества - Беларуси, России, Украины, для славянства вообще... ". Таким образом, по проблемам о сущности и содержании национально-де- ржавнай идеологии Беларуси в современной политико-правовой мысли существует ши- роки спектр подходов. Последнее создает условия для конкуренции идей, взглядов и является гарантией для выработки оптимальной концепции идеологии белорусского государства, которая бы воспринималась нацией, народом и активно воплощалась в жизнь "[7, с. 252 - 258].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.239 (0.009 с.) |