ТОП 10:

Идеология белорусского государственности в политико-правовой ду-



Мцы современной Беларуси

Культура Беларуси издревле воспринимается как "культура пограничья"

[27, с. 50]. Так, И. В. Кончевский (Абдиралович) в своем эссе "Извечным

путем "приводит слова Ф. Скорины:" над зимними волнами Двины я

был византийцам - Юрием, а в Кракове, куда меня потянуло за евро-

Европейской знай - лациникам Франциском. А право, я не был ни Юрием,

ни Франциском ... "[2]. Идеи двойственности белорусского культуры, ее функции

моста между Западом и Россией развивались потом в творчестве Л. Акиншэвича

и, до настоящего времени, стали общим местом в белорусском исторической и

философской литературе [20, с. 363; 22, с. 92, 26, 27, с. 50].

Частая смена культурно-цивилизационной привязки Беларуси привела

к тому, что даже по таким элементам, как язык, религия, национальные зна-

ки, обычаи, а тем более система ценностей, белорусский культура дагэ-

оттуда ищет консенсус [24, с. 64 - 65].

Поэтому с провозглашением государственной независимости Беларуси естественным

образом в белорусском обществе, политических и научных кругах начала-

ся дискуссия по проблемам национальной, государственной идеологии. В числе наи-

более основательных исследований в этой области можно назвать работы

Е. Бабосава, В. Бобкова, В. Бовша, В. Конана, Л. Лыча, А. Мальдиса,

В. Мельника, Ю. Ходыко и др.. Участники дискуссии в первую очередь стремился-

лись разобраться в смысле и взаемадносинах понятий "национальная и де-

ржавная идеология ".

"Известный белорусский философ В. Конон считает, что национальная идея

есть "духовно-творческий аналог исторического бытия народа в его трех изме-

Ренни - прошлому, настоящему и будущему ". Национальная идея народа

выражается через его исторические действия и геополитические проекты, нацио-

рактер, самобытность его культуры, включая в это понятие

экономику, социально-политические структуры, литературу и другие виды

искусство, философию, религию, мораль и правовые институты. Каждый народ,

который обнаружил эту идею в исторических событиях и в самобытной культуры, имеет

право на организацию в суверенную нацию и независимое государство, под-

крэсливае В. Конон. А задача национального государства - создать ха-

мальной условия самореализации народа в самобытных языку и культуре, которые

являются неповторимой гранью общечеловеческой цивилизации.

В. Мельник в понятие "национальная идея" включает представления народа

о своем прошлом (историческом существовании), о путях сохранения своей це-

собственности, формах взаимоотношений с другими народами, целях своего далее-

вого развития. По его мнению, смысл национальной идеи, во-первых, в самаидэ-

нтыфикацыи нации, во-вторых, у нее "послания миру о своем бытии, о своих

интересах и ценностях, как уникальной исторической общности людей ".

Ученый обращает также внимание на тот факт, что национальная идея есть

конкретно исторический феномен, ее содержание формируется одновременно с развития об-

цем нации. Национальные приоритеты формируются с учетом достигнутых

результатов развития народа и изменений в условиях его жизнедеятельности. Вместе с

тем, в содержании национальной идеи сохраняется ее генетическая основа, иначе

говоря, базовые идеи, постулаты и ценности, отражающие смысл

исторического существования, духовный склад и национальный характер народа.

Потеря народом своих базовых ценностей или их замена ценностями

другого народа ведет к вырождения национальной идентичности этой су-

щества о ассимиляции с другой национальной сообществом.

По убеждению философа Е. Матусевича, национальная идея склада-

ется из фундаментальных ценностей определенной национальной общности;

распространенной в обществе ценностной ориентации; образца жизни, который

видится желательным для большинства; социального и нравственного идеала; Ассен-

женья места и роли страны в мире; национальной самоидентификации. Он

вводит понятие «общенациональная идея», которую считает более эф-

кой по содержанию, чем идея национальная. Это идея, способная объединить боль-

ство граждан Республики Беларусь, сохранить права и интересы нацио-

ние меньшинств, проживающих в стране, и конфессий, действующих на

ее территории, она способна стать основой для консолидации и стабилизации

общества, преодоления социальной апатии. Ядро общенациональной

идеи, по мнению Матусевича, составляют порядок, законность, справедливость,

национальное возрождение.

В. Мельник считает тождественными понятия "идеология национальная" и "иде-

алогия государственная ". Ведь государство с момента своего канстытуиравання ста-

вится носителем идеологии данного народа. Поэтому государственная идеология

может быть только национальной. Ученый предлагает использовать тер-

рмин, сочетая оба понятия - "национально-государственная идеология".

Другие подходы к вопросу о соотношении национального и де-

ржавнай идеологий у академика Я. Бабосава. Он считает, что национальная

идея в условиях многопартийности, полиэтничнасци, поликанфесийнасци де-

ржавый не сможет стать усёабъяднальным фактором. Она была важнейшим

социальным интегратором во время формирования нации, в начале XX в. Но

сейчас, когда белорусский народ приобрел государственную независимость, "логика Ги-

сторыи подводит нас неизбежно к сближению понятий "тонировке" и

"Батькивщина". Интегративный идеология, которая сейчас нужна белорусско-

му народу, не может быть только национальной, в ее основе должен лежать

более обобщающий критерий, которым может быть только гражданство.

Вместе с тем, ряд авторов в отмеченной дискуссии настаивают на

необходимости наполнения государственной идеологии именно национальным

содержанием. У белорусов, подчеркивает доктор философских наук А. Майхро-

вич, есть только два пути: или они подтвердят свою государственную, полит-

чную, экономическую и духовно-культурную особенность, будут снова

поглощен волнами соседних сильных влияний и интересов. "Представляется, что

ведущими установками и компонентами нашей духовно-идеологической про-

мы должны быть, во-первых, общественно-политические ценности развитой

гражданского общества, во-вторых, фундаментальные ценности со-

социального и культурной жизни белорусского народа (патриотизм, родина,

семья, традиции) и, в-третьих, общечеловеческие нравственные ценности,

рожденные в русле христианской традиции, в том числе и принципы

трудовой этики ".

Ряд авторов вкладывают в содержание белорусского национальной идеологии

жен такие ценности, как независимое демократическое государство, белорусский

язык и белорусский культура, традиционная белорусский толерантность.

"Национально-специфическое, - подчеркивает профессор Л. Лыч, - всегда по-

винно быть приоритетным в нашей жизни, чем только мы и сможем ЦВЕ-

рдиць свою особенность среди наций и народностей мировой цивилизации,

остаться в ней определенным этносом, а не какой-то бесструктурным массой лю-

дей ... ". Отвечая своим оппонентам на замечание, что нельзя в шматнацы-

нальных государству ставить в основу национальной идеи интересы одной, пусть

и титульной нации, ученый пишет: "... не стоит бояться в пределах разумного,

допустимого отдавать определенный приоритет коренной нации в деле ее

культурно-языкового развития, к чему обязывает само историческое на-

ние ее на своей собственной территории ".

Противоположной к позиции вышеперечисленных авторов, адстойваючых

национальные приоритеты при выработке национально-государственной иде-

алогии, является предложение кандидата философских наук Л. Криштаповича

положить в ее основу идеологию западнорусизма, которая с конца XIX в. была

официальной идеологией российского имперского правительства на территории Беларуси.

Смысл концепции Криштаповича в отрицании рыночной экономики и приват-

тнай собственности, ценностей западной цивилизации, национально-куль-

рнага возрождения, белорусского идеи и по сути белорусского национального

государства. "Русская модель развития, - пишет Криштопович, - единственная возможная

для нашего Отечества - Беларуси, России, Украины, для славянства вообще ... ".

Таким образом, по проблемам о сущности и содержании национально-де-

ржавнай идеологии Беларуси в современной политико-правовой мысли существует ши-

роки спектр подходов. Последнее создает условия для конкуренции идей,

взглядов и является гарантией для выработки оптимальной концепции

идеологии белорусского государства, которая бы воспринималась нацией, народом и

активно воплощалась в жизнь "[7, с. 252 - 258].







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.17 (0.013 с.)