Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изображении в политико-правовой мысли страныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
"В современной политико-правовой мысли значительное место стала занимать такая научная категория, как конституционализма. Под ней понимается, по- Во-первых, ограниченное конституцией государственное управление, во-вторых, поля- тыка-правовая теория, в которой обосновывается необходимость установления конституционного строя, а также конституционные идеи, направленные на совершенствование демократических основ государства. Современное общепринятое понимание сущности Конституции заклю- чаецца в том, что она является основным правовым механизмом ограни- вания государственной власти, т.е. устанавливает пределы вмешательства госу- вы в отрасль прав и свобод человека и гражданина. Поэтому все современные конституции по меньшей мере закрепляют два важных аспекта: провозгласил- ных и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; опре- ние основ конституционного строя, формы государства (формы управления, политико-правовой режим, формы государственного устройства) и др.. С начала 1990-х годов в связи с приобретением Беларусью суверенитета и до сегодняшнего времени в политико-правовой мысли республики широко обмели- рковваюцца проблемы конституционализма. Свои соображения по отме- ных вопросам высказывали известные политики, ученые, юристы-практики. Так, дискуссия вокруг вопроса о форме правления в Республике Бе- русь имела довольно острый характер накануне принятия Конституции в 1994 Обосновывая целесообразность закрепления в Конституции той или иной формы управления, участники дискуссии исходили из учета следующих обстоятельств: состояния экономического развития страны, степени общественного согласия относительно фундаментальных мировоззренческих ценностей, положение пар- штыйнай системы, типа существующей в стране избирательной системы, политико- культурных традиций, менталитета народа, опыта предыдущего управления и реальных а относится политических сил, выступающих за ту или иную форму власти. Проблема выбора конституционной формы управления свелась, в ас- новным, до дилеммы: парламентская или президентская. Во время дискуссии вы- делилися три основные точки зрения относительно роли конституционных форм управления. Первый сводился к тому, что чисто президентская система часто вы- кликает конфронтацию президента с оппозицией в парламенте, она способно привести к параличу власти и некируемасци государства. Развитию де- макратыи больше соответствует чисто парламентская форма правления. Именно парламентский тип демократии может обеспечить поддержку правительственных про- грамм со стороны парламентского большинства и руководства в условиях многополюсному- ртыйнасци. Второй точка зрения заключалась в том, что в условиях перахо- тинного общества, к которому относилась постсоветская Беларусь, необходимо сильная, относительно независима от парламента исполнительная власть, которой по определению является именно президентская власть. Только она может забя- спечыць быстрый и стабильный движение общества к укреплению демократии. Третий взгляд более умеренный, чем первый и второй. Его сторонники стремились избежать категоричных выводов при определении положительных и отрицательных сторон той или иной формы управления. Прежде чем осуждать или одобрять какую-либо конкретную форму управления, нужно проанализировать всю совокупность институтов, существующих в той или иной стране, а также ха- Характерные для нее экономические и культурные факторы, которые могут так или иначе влиять на функционирование той или иной формы управления. Против института президентской власти в Верховном Совете XII созыва принципиально выступала фракция Белорусского народного фронта. Среди ученых в поддержку парламентской республики наиболее обоснованно выступили профессор А. Вишневский и доцент М. Горбаток в ар- тыкуле "Нужна ли Беларуси президентская форма правления?". Обращаю- чыся к историческим традициям, они упоминали белорусские средневековые традиции парламентаризма и ограничения власти монарха. Поэтому, по мнению авторов, парламентская форма соответствовала бы историческому наследию бело- ского народа. Анализируя опыт предварительного управления в советской де- Ржавый, который был основан на авторитарно-тоталитарных методах, ученые отмечали, что этот факт создает угрозу преобразования президентской вла- да в авторитарное. А. Вишневский и М. Горбаток видели опасность в концентрации большой власти в руках одного человека, вспоминая примеры латиноамериканских стран, в которых президентства прикрывала диктаторские режимы. По их мнению, социальный и исторический опыт показывает, что вероятность злоупотребления властью при президентской форме правления и перерождение ее в диктатуру достаточно велики. Против президентской формы правления, которая стремится к индивидуалистической психологии, свидетельствует и менталитет белорусского народа, который базируется на идеях коллективизма, взаимопомощи. I, в конце концов, именно парламент является выразителем воли народа, причем не только позиции большинства, но и точки зрения меньшинства. Сторонники сильной президентской формы правления обращались так- сама к ее соответствия политической культуры белорусского народа. Они подчеркивали традиционную склонность народа к сильной исполнительной власти, которую он связывает с личностью президента. Именно с первой личностью в государстве народ отождествляет результаты деятельности органов исполнительной власти. Например В. А. Мельник считал, что белорусскому народу будет воспринимали- няты Президент с представительными функциями, но естественным образом упи- радуются в наш исторический опыт президент с функциями по оперативному управлению страной. По мнению В. Чернова, исполнительного директора фонда «Открытое обще- общества ", выбор президентской формы правления был продиктован ка- штовнасными ориентирами, характерными для советско-белорусского полит- чнай культуры. Это, прежде всего, уважение к сильной, эффективной власти, Персонализированные восприятие власти, непонимание роли представительных органов, что и предопределило стремление большинства граждан к поиску харизматического лидера, способного вывести страну из кризиса. Тем более, что с точки зрения конституционного процесса, в современных обществах парламент менцкая система правления характерно, как правило, для стран с относительно устойчивой экономикой, многим средним классом и с давними, устойчивыми демократическими традициями. А президентская - для стран с большой участ- ной весом низшых слоев, перманентными социальными катаклизмами, три- вала внедренными в народе авторитарными привычками. Поэтому большинство стран бывшего СССР пошла по пути избрания именно президентской фо- рмы управления. Конституционное развитие президентской формы правления в Беларуси прошло, по мнению В. Чернова, два этапа. На первом (1994 - 1996.) Президентская форма правления, которая формально представляла собой классический образец конституционной демократии президентского типа, в бело- русских условиях пошла по пути укрепления персональной власти. На втором этапе, который начался после ноябрьского референдума, был завершен процесс персонализации государственной власти переходом к супер- президентской республики. Аналогичной точки зрения прытрымливаюц- ся и другие ученые. Например, кандидат юридических наук С. Чиграя- нов считает, что в формально-юридическом смысле Конституция Республики Беларусь в редакции 1996 г. гласит основные принципы павпрэзидэн- цкай республики (Президент не является главой исполнительной власти, но имеет право председательства на заседаниях правительства (ст. 84, п. 15). Фактически же полномочия государственных органов и реальные механизмы их взаимодействия во многом приближают Беларусь к суперпрезидентская республики (полно- моцтвы президента по формированию государственных органов всех ветвей власти; издание указов и декретов, имеющих обязательную силу на всей территории государства; право отмены любых актов правительства) "[7, с. 238 - 242]. Сильная президентская власть, которая сложилась в середине 90-х годов, рассматривался правящими элитами как способ вывода страны из кризиса, забей- спячэння порядка и дисциплины в государстве. Но время изменилось, и в начале XXI в. основные программные доку- менты страны констатируют выполнение данных задач. Так, Программы со- ально-экономического развития страны утверждают, что за период 1996 - 2000. "Экономическое положение страны... стабилизировалась" [17], за 2001 - 2005. "Создана и успешно работает экономика социально ориентированного типа "[18]. Таким образом, исчезает потребность в доминировании государства в ас- новных сферах жизни общества, осознается необходимость снижения роли актов Президента в системе правотворчества. Необходимость снижения, по мере реализации реформ, роли и веса в законодательству актов, обеспечивающих оперативное управление, отме- ется в юридической литературе. По мнению Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Г. А. Василевича: "Пока еще не полностью упорядоченные отношения в области издания актов Президентом и зако- дающего регулирования тех же отношений Парламентом. Актуальным остается вопрос о соотношении кодексов и декретов, законов и декретов, законов и указал "[5, с. 10]. Пункты 15, 18 "Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь»также указывают на необходимость" обеспечения оптимального соотношения законов Республики Беларусь и декретов Президента Республики Беларусь ", на необходимость использования последних" при Адмы- Слово необходимости в оперативном изменении правового регулирования обще- ственной отношений "[13]. Минимизации должны быть подвергнуты и переизбыток в реализации принципа публичности права, которая преемственную сохранившаяся с советского пери- яда. Необходимость ликвидации этой проявления преемственности в политике и праве отметил в своем докладе на третьем Всебелорусском народном собрании 2006 Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко: "Пришло время уходить от чрезвычайности, от "ручного управления" экономикой и обществом... Государство по-прежнему должна держать руку на пульсе жизни обще- общества во всех областях... Но вместе с тем государство, власть должны все в большей степени открывать возможности для проявления творческой инициативы и самоуправления... Государству нужно изменить акцент с административных мета- дал управления предприятиями и отраслями производства на экономические... " [11, с. 4, 10]. Он также отметил, что важно, чтобы "все большую роль имели такие структуры гражданского общества, как местные советы, профсоюзы, молодежные и ветеранские организации»[11, с. 11]. На необходимость децентрализации государственного управления указывает и Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь Г. А. Василевич: "Важной задачей является развитие местного самоуправления. Эффект про- вавога регулирования будет наибольшим при нахождении оптимальных су- отношений между централизованным и децентрализованным регулированием "[5, с. 12]. На перспективу постепенного снижения роли государства в го- ным управлении и экономике указывает и первый заместитель главы Ад- страцыи Президента Республики Беларусь А. Рубинов [23, с. 5]. Таким образом, приоритетом государственной политики Республики Беларусь в XXI веке, целью правовых преобразования объявлено снижение роли главы государства и его актов, постепенное развитие местного самоуп- вания, расширение использования мер рыночного регулирования экономики. "Одной из наиболее актуальных и сложных проблем Конституции- янализму является проблема взаимодействия властей как результат реализации принципа их разделения. В современной политико-правовой мысли к ней обращает- лись политики-практики, политологи, ученые-правоведы. Среди последних нужно выделить таких известных белорусских юристов, как профессора В. ли- хиня, А. Тиковенко, А. Вишневский, А. Матусевич, Р. Василевич и др.. Кроме определенных Конституцией трех ветвей власти современные бело- русские теоретики права предлагают выделить еще две - учредительную и контрольную. Так, профессор М. В. Сильченко считает, что учредительную власть, отправляющая правосудие ду, т.е. право устанавливать Конституцию государства, определять Владка- ванне верховной власти, закреплять основные права и обязанности граждан, народ, который ею владеет, делегирует одному из органов государства. Как правило, таким органом является парламент. Орган государства, который наделен учредительными полномочиями, получает возможность формировать право- вую систему государства путем принятия Конституции и внесения в нее изменений и дополнений. Некоторые исследователи (В. Кучинский, М. Сильченко, М. Палто) видят основания для выделения еще одной ветви власти - контрольной. На мнению В. Кучинского, в отличие от ведомственного и административного контроля, который ведется органами, совершаемых и другие функции, и который чаще всего занимается их "побочной" деятельностью, институты контрольной власти занимают относительно самостоятельное место, они организационно адасобле- ны от других ветвей власти. До органов, осуществляющих контрольную власть, В. Кучинский относит Конституционный Суд, органы прокурорского надзора и другие органы государственного контроля. В правовой и политической мысли современной Беларуси наблюдается им- кненне выделить смысл и задачи разделения властей. По мнению профессора А. Ма- тусевича, основной смысл разделения властей заключается в определенной независимости государственных органов друг от друга при осуществлении полномочий, относящихся к их компетенции. При этом ученый подчеркивает, что ров- ность означает равную степень независимости различных ветвей власти при осуществлении вскладенных на них полномочий, не равенство компе- тэнцыи ее содержательных аспектов. С подобной трактовкой соглашаются авторы учебника "Общая тер- орыя государства и права "А. Вишневский, М. Горбаток, В. Кучинский:"... отрасли власти не могут быть равными в своих правах и независимыми друг от друга, иначе, во-первых, не будет обеспечиваться их функциональная само- стойнасць, во-вторых, государство перестанет быть единственным механизмом ". Суть разделения властей, уверены ученые, в точном разграничении их функций, прав, обязанностей, ответственности, что не только не исключает их взаимодействия, но и обеспечивает их равновесие в осуществлении государственных функций и взаимодействие в решении сложных политических проблем. Главная цель разделения властей, по мнению А. Матусевича, - это соз- НЕ механизма защиты граждан от всевластию государства, возможность за- беспячэння тройной защиты естественных прав личности от посягательства со стороны государства путем распределения процесса принятия решений между ро- зными ветвями власти. Необходимо, считает ученый, создание механизмов социального партнерства, взаимодействие не только между ветвями власти, но и со всеми другими субъектами политической системы Беларуси: политические партии, общественные организации, народ и т.д. Разграничение функций между ветвями государственной власти НЕ Исключая чае, а, наоборот, предполагает их кооперацию. Как подчеркивает профессор В. Тихиня, объединение усилий законодательной, исполнительной и судебной властей необходимо для решения важнейших государственных задач. Вместе с тем, обострение отношений между ними (особенно между законодательной и исполнительной) может ослабить и даже парализовать управление страной. После ноябрьского референдума 1996 г., который был попыткой выра- шения конфликта между исполнительной и законодательной ветвями власти, были внесены принципиальные изменения в Конституцию 1994 Анализируя пере- распределение полномочий между ветвями власти в Конституции респ- блики редакции 1996 г., белорусские правоведы пришли к выводу, что в государстве оформилась еще одна ветвь власти - президентская. Профессор А. Тиковенко назвал ее "арбитражной по своей сути властью, защитной, лидирующей по своей направленности ". Возможность выделить Президента как особую ветвь власти видеть и Р. Василевич. Вместе с тем, ряд ученых и политиков считают, что выделение этой новой ветви власти противоречит основному принципу разделения властей - самостоятельности и равенства всех ее ветвей. Возвышение одной из них над другими ведет к узурпации государственной власти. Таким образом, необходимо признать наличие широкого спектра Оке- нок и самой концепции разделения властей, и практики ее осуществления в Ре- спублицы Беларусь в современной политико-правовой мысли "
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.152 (0.008 с.) |