Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ефросинья Полоцкая (около 1106 - 1173.)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Деятельность и взгляды ее были направлены прежде всего на достижениедуховного совершенства людей. "старых онаучила терпению и воздержанию, юных - душевной чистоты и телесномуумиротворению”. Евфросиния Полоцкаякая берется за переписывание церковных книг. Занималась она также переводами религиозной и морально-философскойлитературы с греческого на церковно-славянский язык. Есть все основанияпредполагать, что ею были заложены также основы летописания вПолоцке. Ефросинья Полоцкая своевременно откликалась на актуальные-ные проблемы общественного, политического и церковной жизни того времени.Была сторонницей введения христианских принципов не только в приват-ное, но и в государственное жизнь. Она высказывалась за смягчение жесткогокняжеского законодательства, за расширение социальных функций государства.В частности, она поддерживала введение в Киевской Руси государственнойпомощи бедным, больным, старым людям. Она сама активно занималасьблаготворительностью.Поддерживала Ефросинья и общеобразовательную, культурно-воспитаниюВолчо функцию государства, выделив идею расширения, демократы-зации образования, создания значительной сети школ и библиотек. Одним из самых больших несчастий политической жизни того времени быликняжеские междоусобицы. Она осуждала междоусобицы устно и книжно, осуждала мирнымстроительством монастырей и развитием книжного дела, созданием школы. Руководящей мыслью ее жизни была мысль о благополучии и процветанииродной земли.
Клімент Смаляціч. Родился он в Смоленске и, вероятно, там получил начальное образова- цию. Исследователи полагают, что позже он учился в Константинополе. Около 1148 был назначен епископским собором и киевским князем Изяслава Мстиславича митрополитом Киевским и всея Руси без санкции константинопольского патриарха. Однако после десятилетней борьбы в 1161 Климент был отстранен от руководства митрополией. Сохранилось одно произведение кривичского просветителя - опубликованное М. Ни- Кольском (1892) - "Послание, написано митрополитомъ рускымъ Фоме прозвитору, истолковано Афанасий мнихомъ ". Анализ этого произведения да других источников свидетельствует о двух тенденциях философии, характерные для православной мысли ХИИ - ХIII вв. Сторонники ортодоксальной течения отрицали ценность античной, а по существу всей светской науки и философии для духовно-религиозного воспитания христианских верующих. Они обвиняли Климента Смолятича в симпатиях к античной философии и литературы, произведений Гомера, Платона, Аристотеля. Второе направление Вели- чальвали образованные просветители во главе с Климентом. Они выступали за союз науки, философии и богословия. Защищаясь от наветов ортодоксов, Кли- мент доказывал необходимость издания античной литературной и философской традиции для более глубокого понимания Священного Писания и христианского просветительства. Просветитель ссылался не только на христианских богословов Иоанна Дамаскина, Иоанна Экзарха Болгарского, Федарыта Кирскага, но и на произведения Гомера, Платона, Аристотеля, чтобы доказать закономерность и цель- согласие Вселенной [1, с. 32 - 36]. Много мыслей у Климента Смолятича о месте человека во вселенной, о природе его взаимоотношений с Богом. Он считал, что человек обладает наи- высшим даром - свободной волей. Но дарована ему свобода совершите- ков - это одновременно и напоминание, что человеку, как венца творения божественного, следует стремиться к нравственному совершенствованию
5. Грамадска-палітычныя погляды Кірылы Тураўскага.
Как и для большинства духовных лидеров того периода истории, дляКирилла Туровского была характерна морализаторская направленность произведение-части. Основную свое внимание он уделял заботой о возрастании духовногоуровня и морального совершенства своих соотечественников, безостановочнообличал их пороки (обман, лживость, обжорство, тунеядство,гвалтавництва и т.д.).Но Кирилл Туровский был не только абстрактным марализатарам, "онбыл в своем религиозно-просветительским учительством на самом лезвии мижусо-бицав, которые терзали его родину "[13, с. 88]. Он горячо поддерживалнезависимость своего княжества, его союз с Киевом, и противостоял попыткамвозвышения Владимиро-Суздальской земли. Так, он активно выступал сосуждением ереси епископа Фёдарца, которого поддерживал в своих анти-киевских намерениях князь Андрей Боголюбский. Суть притчи в следующем. Один хозяин посадил виноградник, обнес его высокой стеной и намеренно поручил стеречь его двум далеким от физического совершенства сторожам: слепому и хромому (Точнее, безногие). Он полагал, что в результате существенных физических недостатков они не смогут попасть в виноградник и незаслуженно пользоваться его плодами. В то же время, охранники должны успешно выполнять свои обязанности: безногий сможет вовремя увидеть вора, а слепой услышать его шаги и, таким образом, предупредить преступление. Однако охранники, дальние и от нравственного совершенства, решили перехитрить своего хозяина: без- ноги сел верхом на слепого и подсказывал ему дорогу в нужном направлении. Так они самовольно попали в виноградник и начали разворовывать урожай. Но в конце концов жестоко поплатились за это. В этой притче хозяин виноградника символизирует Бога, виноградник - землю и "мир целый", хромой - тело человека, слепой - его душу, ограждение вокруг сада - законы и заповеди Божии, а ворота, ведущие в сад - это путь к справедливому жизни, построенной по соответствующим законам, путь к совершенной социальной общности. Мораль притчи в том, что только не нарушая законов (писаных и неписаных), а также моральных Завете- тов, можно достичь совершенной общности людей. "Слепая" душа и "хромом" тело - это не только символ недаска- наласци человека, но и общества. I если люди не будут вести себя в соответствии с установленными законами, будут жить вопреки мораль- ным и правовым нормам, они никогда не смогут достичь справедливого общественного строя, наладить хорошие отношения, пользоваться достоянием обще- Гражданского общества. А вдобавок, за свои аморальные и противоправные поступки будут сурово наказаны. Притча имела не только обще-морализаторская характер, в ней Кирилла Туровский выражал общественный протест поведению владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, выведенного в памфлете в образе "хр- вес "(князь действительно хромал), а также действиям поклонника его поля- тических взглядов ростовского епископа Фёдарца за их вероломные методы политической деятельности. В частности, Андрей Боголюбский, желая возвысить столицу своего княжества - город Владимир - и ослабить влияние Киева в 1169 разрушил последний. В то же время и с теми же целями Боголюбский попытался расколоть древнерусской церковь на две митрополии - киевскую и Владимирской. Кирилл Туровский резко осуждал аморальные методы в политике. Он считал, что политические цели не должны достигаться обманом и злодеяние- собой. Нельзя безнаказанно творить зло, рано или поздно оно будет наказано. Широкий спектр этических и общественно-политических проблем изо- рая посвящена проповеди, или «Слова» Кирилла Туровского. Они писались с поводу различных религиозных праздников и предназначались для проповеди в церкви под время богослужения, в торжественной обстановке, в атмосфере приподнятых чело- вечых настроений и эффективно воздействовали на сознание слушателей, приобре- вали большой общественный резонанс.
6. Палітычныя ідэі старажытнарускіх летапісаў
Идеи самоутверждения и политической независимости актуализировались из-за политики Византийской империи, которая рассматривала христианизацию Киевской Руси как шаг в реализации своих имперских амбиций, официальной политической доктрины "Византия - Второй Рим" Согласно последней предполагалось соз- не единственной мировой православной державы с центром в Византии. В этот период на всхо- днеславянских землях вырабатываются идеи независимости государства и церкви от Византии при сохранении верности православию. Особенно яркое отражение идея самостоятельности и суверенности Киевской Руси находит в древнерусских летописях и, прежде всего, в прекрасном летописном зво- где "Повесть временных лет". Основная идея содержания летописи - обоснование основ независимости Киевской Руси. Для этого Нестор полностью опровергает концепцию приобретения государственности славянами от Византии, которой абгрунтоввалися имперские претензии последней. Летописец закладывает фундамент норманнской теории происхождения государственности, власти и законов у восточных славян, связывая их с приглашением на Русь трех братьев-норманнов: Рюрика, Синевуса и Трувара. Это приглашение исходила от восточный славян, среди которых были и кривичи. Утомленные междоусобными войнами славяне отправили посольство к варягов и пригласили их "княжить и володеть" ими "по правде" (то есть по закону). Земля славян, сказали они, "велика и обильна, а вот порядка в ей нет. Подобная трактовка происхождения Киевской Руси прежде всего об- грунтоввала идею независимости восточнославянской государства от Ви- зантыйскай империи. В "Повести временных лет" нашли отражение и международные проблемы того времени. Летописец отмечает, что в сер. XI - нач. XII вв. Киев- ская Русь подвергалась многочисленным агрессивным нападениям со стороны соседей- кочевников. В то самое время, когда враг постоянно нарушал границы, врывался на ее территорию, государство ослабляли междоусобицы. Летописец осуждает сходите- бицы, призывает князей к единению, защиты государственных границ, заботы о будущем Киевской Руси, которую он сравнивает с землей выбранной. Так, в "Повести" указывается на наименование армейских леса как единого леса-родители. В "Повести временных лет" сохранились также ценные сведенияо Полоцка и Полоцкой земли, о первых полоцких князей - Рогволода иего дочь Рогнеду, Брячислава и его сына Всеслава Чародея. Со второй половины XI в. в летописях, былинах, устного народного творчества начинает звучать тревога за судьбу Киевского государства. Призыв к единению восточнославянских князей, к борьбы за независимость от кочевников нашли яркое отражение в "Слове о полку Игореве". Оно создано неизвестным автором в конце XII в. сразу после неудачного похода Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 Поход, который закончился поражением и пленением князя половцами, послужил автору поводом для тяжелого раздумья над судьбой Киевской Руси. Причины социально-политических неудач автор видит в раздробленности, княжеских междоусобицах, отсутствия согласия и единства между князьями, постоянных нападках внешних врагов. Осуждая своека- рысливаю политику князей, автор призывает их прекратить ссоры, служит деле укрепления и защиты восточнославянских земель, восстановлению политического авторитета Киева, призывает князей к согласию. Таким образом, главная идея "Слова о полку Игореве" - призыв восточнославянских князей к единению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.186.247 (0.009 с.) |