Религиозно - просветительная деятельность Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозно - просветительная деятельность Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского.



Религиозно - просветительная деятельность Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского.

Огромный вклад в формирование системы ценностей белорусов внесли наши знаменитые соотечественники Евфросинья Полоцкая, Кирилл Туровский.

Евфросинья Полоцкая

Свою просветительскую деятельность Евфросинья Полоцкая начала еще в ранние годы как переписчик книг. Для организации этого дела в Полоцке имелись необходимые предпосылки — библиотека Софийского собора была одной из богатейших на Руси. Часть переписанных Евфросиньей и ее сподвижниками книг впоследствии составила основу библиотеки созданного ею монастыря. В то же время она начинает заниматься и написанием собственных литературных сочинений.
В последующие периоды жизни Евфросиньи Полоцкой ее просветительская деятельность получает новое содержание. Она фактически положила начало осуществлению широкого образования народа, с ее именем связано возникновение на белорусской земле первых школ и училищ. Создав недалеко от Полоцка в деревне Сельцо женский монастырь, она не только выдвинула идею всеобщего образования женщин, но и предприняла практические действия по ее реализации — сделала обучение грамоте одной из главных обязанностей монашек. В монастырях, учрежденных Евфросиньей Полоцкой, действовали библиотеки, училища, а также гостиницы. Грамоте обучали не только монахинь, но и всех желающих учиться светских женщин. В середине XII века окончательно сформировалась полоцкая архитектурная школа. Ее наивысший взлет, связанный с творчеством архитектора Иоанна, приходится на годы деятельности Ефросинии. Чудом завершенности и гармонии называют заложенную по настоянию Ефросинии и возведенную за один строительный сезон Спасо-Преображенскую церковь. С именем Ефросинии связано и создание полоцким мастером Лазарем Богшей его знаменитого креста - шедевра древнебелорусского ювелирного искусства. Реликвия выполняла роль ковчега для хранения святынь.
Полочанка призывала людей к миру и согласию, пламенно протестовала против братоубийственных усобиц, отстаивала необходимость единения восточнославянских земель перед внешней угрозой.Своей просветительской деятельностью Евфросинья способствовала воспитанию у населения патриотических чувств, развитию государственности в жизни славянских племен.
Кирилл Туровский — церковный деятель, писатель, проповедник. Родился и воспитывался в городе Турове в богатой семье, получил прекрасное по тому времени образование.
В 1161 году стал епископом туровским. Здесь же протекала и его исключительно плодотворная деятельность.Будучи монахом, Кирилл начал писать свои произведения. Но что бы отдаться делу полностью, он решается на новый шаг - заключает себя в столп. Примеров столпничества до Кирилла на Руси не было. Для всего Турова это явление стало значительным событием. Причислен церковью к лику святых. Снискал себе славу как блестящий стилист и оратор, по праву считается крупнейшим мыслителем и оратором Киевской Руси.
Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. На протяжении многих столетий произведения Кирилла Туровского пользовались большой популярностью на восточнославянских землях. Они являются гордостью и достоянием не только белорусской и восточнославянской, но и всей славянской культуры. Основная тема литературного наследия Кирилла Туровского — человек. Согласно его представлениям человек есть центр мироздания, венец всего творения. Ради человека сотворил Бог небо и землю, солнце и луну, реки и пустыни со всеми их обитателями. Однако сам человек в силу своей телесности и самовластности обречен на греховность. Кирилл Туровский страстно призывает людей встать на путь очищения.
Сам Кирилл Туровский предстает как человек высокой нравственности, защитник мучеников, слабых и обездоленных, что, естественно, импонировало простому люду. Мыслитель занимает активную общественную позицию. Он осуждает клевету, обиду, гордыню, зависть, гнев, насилие, скупость, мздоимство, сквернословие, злопамятство и многие другие человеческие пороки.

 


3. Культура и природа. Теория двух Mиpoв Імануила Ребра: "Mиpa необходимости" и"Mиpa свободы". Восточная (Китай, Индия) традиция одухотворения и поэтизации природы.

Противопоставление культуры и природы впервые появилось в западноевропейской философии эпохи Просвещения в XVII— XVIII в. В Англии, а немного позднее во Франции и Германии стало очевидным, что человек существует в «двух мирах»: природном (естественном) и культурном (искусственном). Наиболее полно это противопоставление было зафиксировано в работах немецкого философа И.Канта. Согласно Канту, человек одновременно существует в двух мирах: - в «мире необходимости», или природе, которая существует сама по себе, вне и независимо от человека но своим собственным законам и не способна к качественному развитию; - в «мире свободы», или культуре, которая создана человеком, зависит от его воли, наиболее полно удовлетворяет потребности человека и способна к качественному развитию от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Согласно Канту, природа - все существующее в пространстве и во времени, а культура-свобода — все должное, идеальное, не всегда реальное, но необходимое для человека. С идеями Канта в большей или меньшей степени были согласны многие просветители и представители немецкой классической философии. При этом культура признавалась более «человеческим», совершенным уровнем бытия, который превосходил природу, хотя и черпал материал для культурогенеза из природного окружения. В современ. культурологии часто подчеркивается, что западное отношение к природе имеет христианские корни. Мир природы изначально характеризовался как менее одухотворенный и совершенный по сравнению с человеком. С эпохи Возрождения превосходство над природой было перенесено и на творения человека - культуру, во всем многообразии ее форм. Эта тенденция была ярко выражена в европейской философии от Ф.Бэкона с его утилитарным, потребительским отношением к природе, до Г.В.Ф.Гегеля е его теорией «объективизации духа», его воплощении, опредмечивании в косном мире природы с ее неизбежным преобразованием. История культуры знает и иные модели взаимоотношения культуры и природы. Китай или Индия создали великие культурные традиции, основанные на одухотворении и поэтизации природы как источника высших знаний и ценностей. В восточных традициях культура стремится к гармонии с природой, черпает из природного окружения сокровенные знания, силы и образы. Например, за последние три тысячи лет западная цивилизация уже трижды принципиально сменила свой облик и систему хозяйствования (античность, средние века и Новое время), в то время как Китай или Индия в значительной степени сохранили свои древние особенности. Не случайно в XX в. часто раздавались голоса о необходимости конвергенции, взаимовыгодного обмена культурными достижениями Востока и Запада. Восток должен был «поделиться» своей этикой, а Запад — техникой.


Региональная, национальная, мировая культуры. Диалектика иx взаимодействия.


ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Начало каменной архитектуры,египтяне были первым народом,начавшим каменное строит-во.Вершиной древнеегип каменного зодчества стали пирамиды-огромные гробницы фараонов на западном берегу Нила.

Строительство крупных оросительных систем: с этой целью египтяне исп. ежегодные разливы Нила. Благодаря сложной системе каналов драгоценная влага сохран в течении всего года и исп для орош полей.

Идея загробного воздаяния, впервые изложенная в древнеегип «книге мертвых».древние египтяне были первым народом,кот был твердо убежден в бессмертии души. Впервые сформулированная египтянами идея загробного суда и наказания за земные прегрешения впоследствии стала основой всех мировых религий.

ДРЕВНЯЯ ПЕЛЕСТИНА

Зарождение монотеизма, первая в мире религия,кот придерживалась строгого единобожия. Данные богом посредством пророка Моисея 10заповедей стали самым известным «этическим кодексом» челов-ва и утвердили веру в одного Бога.иудаизм повлиял на формирование 2х мирвых религий:хритианства и ислама.

Создание библии, самая почитаемая книга мира, наиб известного религиозного и литературного текста. библия формировалась среди евреев.

Создание первого алфавита, первый алфавит был создан финикийцами,насчитывалось 22буквы,кот пердавали только согласные звуки.впоследствии финик алф был заимствован греками,кот добавили 5 букв,передающих гласные звуки,положили начало большинству соврем алфавитов.


Религиозно - просветительная деятельность Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского.

Огромный вклад в формирование системы ценностей белорусов внесли наши знаменитые соотечественники Евфросинья Полоцкая, Кирилл Туровский.

Евфросинья Полоцкая

Свою просветительскую деятельность Евфросинья Полоцкая начала еще в ранние годы как переписчик книг. Для организации этого дела в Полоцке имелись необходимые предпосылки — библиотека Софийского собора была одной из богатейших на Руси. Часть переписанных Евфросиньей и ее сподвижниками книг впоследствии составила основу библиотеки созданного ею монастыря. В то же время она начинает заниматься и написанием собственных литературных сочинений.
В последующие периоды жизни Евфросиньи Полоцкой ее просветительская деятельность получает новое содержание. Она фактически положила начало осуществлению широкого образования народа, с ее именем связано возникновение на белорусской земле первых школ и училищ. Создав недалеко от Полоцка в деревне Сельцо женский монастырь, она не только выдвинула идею всеобщего образования женщин, но и предприняла практические действия по ее реализации — сделала обучение грамоте одной из главных обязанностей монашек. В монастырях, учрежденных Евфросиньей Полоцкой, действовали библиотеки, училища, а также гостиницы. Грамоте обучали не только монахинь, но и всех желающих учиться светских женщин. В середине XII века окончательно сформировалась полоцкая архитектурная школа. Ее наивысший взлет, связанный с творчеством архитектора Иоанна, приходится на годы деятельности Ефросинии. Чудом завершенности и гармонии называют заложенную по настоянию Ефросинии и возведенную за один строительный сезон Спасо-Преображенскую церковь. С именем Ефросинии связано и создание полоцким мастером Лазарем Богшей его знаменитого креста - шедевра древнебелорусского ювелирного искусства. Реликвия выполняла роль ковчега для хранения святынь.
Полочанка призывала людей к миру и согласию, пламенно протестовала против братоубийственных усобиц, отстаивала необходимость единения восточнославянских земель перед внешней угрозой.Своей просветительской деятельностью Евфросинья способствовала воспитанию у населения патриотических чувств, развитию государственности в жизни славянских племен.
Кирилл Туровский — церковный деятель, писатель, проповедник. Родился и воспитывался в городе Турове в богатой семье, получил прекрасное по тому времени образование.
В 1161 году стал епископом туровским. Здесь же протекала и его исключительно плодотворная деятельность.Будучи монахом, Кирилл начал писать свои произведения. Но что бы отдаться делу полностью, он решается на новый шаг - заключает себя в столп. Примеров столпничества до Кирилла на Руси не было. Для всего Турова это явление стало значительным событием. Причислен церковью к лику святых. Снискал себе славу как блестящий стилист и оратор, по праву считается крупнейшим мыслителем и оратором Киевской Руси.
Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. На протяжении многих столетий произведения Кирилла Туровского пользовались большой популярностью на восточнославянских землях. Они являются гордостью и достоянием не только белорусской и восточнославянской, но и всей славянской культуры. Основная тема литературного наследия Кирилла Туровского — человек. Согласно его представлениям человек есть центр мироздания, венец всего творения. Ради человека сотворил Бог небо и землю, солнце и луну, реки и пустыни со всеми их обитателями. Однако сам человек в силу своей телесности и самовластности обречен на греховность. Кирилл Туровский страстно призывает людей встать на путь очищения.
Сам Кирилл Туровский предстает как человек высокой нравственности, защитник мучеников, слабых и обездоленных, что, естественно, импонировало простому люду. Мыслитель занимает активную общественную позицию. Он осуждает клевету, обиду, гордыню, зависть, гнев, насилие, скупость, мздоимство, сквернословие, злопамятство и многие другие человеческие пороки.

 


3. Культура и природа. Теория двух Mиpoв Імануила Ребра: "Mиpa необходимости" и"Mиpa свободы". Восточная (Китай, Индия) традиция одухотворения и поэтизации природы.

Противопоставление культуры и природы впервые появилось в западноевропейской философии эпохи Просвещения в XVII— XVIII в. В Англии, а немного позднее во Франции и Германии стало очевидным, что человек существует в «двух мирах»: природном (естественном) и культурном (искусственном). Наиболее полно это противопоставление было зафиксировано в работах немецкого философа И.Канта. Согласно Канту, человек одновременно существует в двух мирах: - в «мире необходимости», или природе, которая существует сама по себе, вне и независимо от человека но своим собственным законам и не способна к качественному развитию; - в «мире свободы», или культуре, которая создана человеком, зависит от его воли, наиболее полно удовлетворяет потребности человека и способна к качественному развитию от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Согласно Канту, природа - все существующее в пространстве и во времени, а культура-свобода — все должное, идеальное, не всегда реальное, но необходимое для человека. С идеями Канта в большей или меньшей степени были согласны многие просветители и представители немецкой классической философии. При этом культура признавалась более «человеческим», совершенным уровнем бытия, который превосходил природу, хотя и черпал материал для культурогенеза из природного окружения. В современ. культурологии часто подчеркивается, что западное отношение к природе имеет христианские корни. Мир природы изначально характеризовался как менее одухотворенный и совершенный по сравнению с человеком. С эпохи Возрождения превосходство над природой было перенесено и на творения человека - культуру, во всем многообразии ее форм. Эта тенденция была ярко выражена в европейской философии от Ф.Бэкона с его утилитарным, потребительским отношением к природе, до Г.В.Ф.Гегеля е его теорией «объективизации духа», его воплощении, опредмечивании в косном мире природы с ее неизбежным преобразованием. История культуры знает и иные модели взаимоотношения культуры и природы. Китай или Индия создали великие культурные традиции, основанные на одухотворении и поэтизации природы как источника высших знаний и ценностей. В восточных традициях культура стремится к гармонии с природой, черпает из природного окружения сокровенные знания, силы и образы. Например, за последние три тысячи лет западная цивилизация уже трижды принципиально сменила свой облик и систему хозяйствования (античность, средние века и Новое время), в то время как Китай или Индия в значительной степени сохранили свои древние особенности. Не случайно в XX в. часто раздавались голоса о необходимости конвергенции, взаимовыгодного обмена культурными достижениями Востока и Запада. Восток должен был «поделиться» своей этикой, а Запад — техникой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.009 с.)