Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура культуры: материальная, духовная, художественная, физическая культура.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. Это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.Далее в соответствии с конкретными носителями выделяются также 3 культуры социальных общностей (классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.Кроме этого культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная культура и духовная. Однако надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Материальная культура — одна из частей целостной человеческой культуры, воплощенная в форму вещи духовность человека, результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства — энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики. В материальную культуру входят: 1. культура труда и материального производства; 2. культура быта; 3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города); 4. культура отношения к собственному телу; 5. физическая культура. Духовная культура — одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы поведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, философии, науки и т. д Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя: 1. познавательную (интеллектуальную) культуру; 2. нравственную; 3. художественную; 4. правовую; 5. педагогическую; 6. религиозную; Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности: художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п. Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры. Он вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость, например, литературы к науке).Внутреннее строение художественной культуры исследовано пока недостаточно. Физическая культура основана па рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет первичные потребности человека.Состав физической культуры: а) культура физического развития (от общеоздоровительной физкультуры до профессионального спорта); Ь) рекреационная культура - Поддержание и восстановление здоровья (медицина, туризм); с) сексуальная культура принятые в обществе формы проявления и удовлетворения сексуальности. Границы между различными сферами в структуре культуры являются условными, поскольку многие феномены культуры могут органически принадлежать как материальной, так и духовной культуре, не говоря уже о взаимосвязи духовной и художественной культуры.
12. 3амкавая и культовая архитектура Беларуси времен ВКЛ (XIV-XVI вв). На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко. С XIV в. на белорусских землях появляется новый тип монументального сооружения — замок, соединяющий в себе жилые и оборонительные функции. Один из первых замков Беларуси — замок в Лиде, построенный в годы, когда натиск крестоносцев на Великое княжество Литовское (ВКЛ) достиг наибольшей силы. Чтобы закрыть немецким рыцарям доступ в глубь страны, великий князь Гедимин в 1323 г. приказал заложить в Лиде каменный замок, строительство которого велось около пяти лет. Недалеко от северо-восточного угла замка толщу восточной стены прорезали два входа. Большие ворота открывали только для торжественного въезда князя или знатных гостей, меньшие служили повседневным входом. В южной стене замка, на высоте около 2 м от земли, находился еще один вход. Вероятно, им пользовались в критические моменты обороны. Одновременно со стенами в юго-западном углу замка была сооружена массивная квадратная башня. Толщина ее стен достигала 3 м, а высота, очевидно, была намного выше 12-метровых замковых стен. Другую группу памятников оборонительной архитектуры XIV — XV вв. представляют замки на естественных возвышенностях, строительство которых планомерно велось на протяжении нескольких столетий. К ней относится замок в Новогрудке, руины нескольких башен которого сохранились до наших дней. Когда-то он представлял собою целый комплекс оборонительных сооружений, который прошел сложный путь развития от одиночного «каменного столпа» до многобашенного замка, окруженного рвом и валом. К сожалению, замок разрушился. В первой половине XVI в. в замковой архитектуре происходят существенные изменения, связанные с ростом городов и усовершенствованием осадной техники. Расположение оборонительных сооружений в центрах городов мешало их дальнейшему развитию, поэтому замки стали возводить на городских окраинах, у внешней линии укреплений, а замки в центрах городов превращались в дворцовые резиденции великого князя или магнатов. Яркий пример такого замкового комплекса — замок в Мире (Кареличский район, Гродненская область). На каждом углу, выступая за периметр стен, возвышается мощная башня. В центре западной стены, обращенной к городу располагается въездная башня. Все башни имеют одинаковое строение: нижняя четырехгранная часть переходит вверху в восьмигранник, постепенно уменьшающийся в объеме. На их фасадах чередуются разные по форме и размерам декоративные ниши и орнаментальные пояса. Мирский замок отвечал всем требованиям военной науки XVI — XVII вв. Башни возведены с таким расчетом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль стен и поражать цель на подступах к ним. В случае прорыва противника внутрь двора или штурма извне из них можно было вести круговой обстрел. Каждая башня имела по пять ярусов боя с большим количеством бойниц и сложную систему внутренних переходов. Родоначальником нового типа бастионных укреплений в Беларуси — новоитальянской системы — стал радзивилловский замок в Несвиже (Минская область), считавшийся одним из самых мощных и совершенных сооружений подобного типа. Начало строительства каменного замка в Несвиже на месте старого деревянного относится к 1583 г. Его инициатором был несвижский князь Николай VIII Криштоф Радзивилл Сиротка. В плане замок имел форму четырехугольника, окруженного высоким земляным валом, обложенным камнем до самого верха, с бастионами по углам. Просторный замковый двор окружали три здания. Справа от входа во двор находился массивный трехэтажный корпус с высокой часовой башней, слева — двухэтажный. В них размещались казармы, хозяйственные службы. В XVII в. на бастионах возвели башни. Наряду с замковым зодчеством ярко выраженный оборонительный характер имеют также произведения культовой архитектуры конца XV — начала XVI в.: Михайловская церковь в д. Сынковичи (Зельвенский район, Гродненская область; конец XV — начало XVI в.) и церковь Рождества Богоматери в д. Мурованка (Щучинский район, Гродненская область. Один из интереснейших элементов архитектуры белорусских церквей-крепостей — потолочное перекрытие в виде крестов и многогранных звезд, образованных вытянутыми стрельчатыми арками, расходящимися от центра по радиальным направлениям. Использование данных арочных форм в конструкции сводов является одним из характерных элементов готики.Один из самых прославленных готических памятников Беларуси — Троицкий костёл в д. Ишкольдь (Барановичский район, Брестская область), который был построен около 1472 г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.007 с.) |