Реформация и ее влияние на культуру возрождения. Реформация в Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформация и ее влияние на культуру возрождения. Реформация в Беларуси



Реформа́ция массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Основными причинами Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности и возникновение централизованных государств, экономический кризис после появления огромного количества американского золота, разорение банков, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви, которое сопровождалось экономической и политической монополизацией. Комплекс мер, предпринятый католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации. Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517г., когда доктор богословия Мартин Лютер выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации - протестантизм. От католичества отошла часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия и т. д. Да и в самом католичестве происходили существенные изменения. Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Реформация поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Реформация при этом имела дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях. Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев, дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви. Однако утверждение новых религиозных идеалов влекло за собой инквизицию, кровопролитные гражданско-религиозные войны, религиозный фанатизм.

Реформация в Беларуси являлась составной частью европейского реформационного движения, однако имела свои особенности. Идеи протестантизма начали быстро распространяться в Великом Княжестве Литовском. Основной формой церковно-религиозной реформации, которая утвердилась на Беларуси, стал кальвинизм. Его главной социальной опорой была феодальная знать, часть мелкой и средней шляхты. Первое на Беларуси кальвинистское собрание заложил в своём замке в Берестье (нынешний Брест) «некоронованный король Литвы», протектор реформации в Великом Княжестве Литовском, могущественный магнат Николай Радзивил Чёрный (1515–1565 гг.). В 1550 г. Радзивил получает должность Берестейского старосты, а в 1553 г. по его инициативе и на его же деньги в Берестье построены первые на белорусских землях кальвинистский собор и типография. Более 40 религиозных, исторических, правовых и полемических книг на польском и латинском языках издано в этой типографии.

В 1563 г. для распространения идей Реформации, опять же по инициативе и на средства Радзивила, в берестейской типографии была напечатана всемирно известная Брестская (Радзивиловская) Библия, которая представляет собой полный текст Св. Писания на польском литературном языке XVI века. Дошедшие до нас экземпляры или фрагменты этого редкого издания составляют предмет гордости библиотек и архивов Минска, Вильнюса, Кракова, Москвы, Санкт-Петербурга. На старобелорусский язык Библию впервые перевёл Франциск Скорина — белорусский просветитель и первопечатник.

На территории Беларуси организовывается более 85 кальвинистских общин, а при них церкви, школы, приюты, типографии, где издавались исторические, богословские, античные, педагогические, научные труды. Крупнейшими кальвинистскими центрами стали Берестье, Несвиж, Витебск, Минск, Слуцк и др.

Однако широкие народные массы остались глухи к идеям Реформации. В этом и есть её отличие от Европы. Кроме этого, в Великом Княжестве Литовском начали широко распространяться еретические идеи антитринитаризма арианского толка. Его представители (напрмер, Симон Будный) выступали против власти, проповедовали общность имущества и т.п., что привело их к конфликту с кальвинистской шляхтой. В то же время Рим начал дело контрреформации. В Великое Княжество Литовское прибывают в 1564 г. миссионеры-иезуиты — «слуги Христа», которых Симон Будный называл очень характерно — «чёртово семя».

Усилия иезуитов принесли свои плоды: протестантизм начал вытесняться. Процесс окатоличивания слоёв, вовлеченных в Реформацию, приобрёл массовый характер. К концу 17 в. контрреформация в Великом Княжестве Литовском победила.


28. Художественный стиль в культуре Средневековья (романский, готика). Иx философия и эстетика.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Эстетика Возрождения выросла из эстетики и искусства средневековья. Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина (354-430). Он прекрасно чувствовал красоту земного, чувственного мира. Помимо Августина в эпоху средневековья эстетической тематики в той или иной мере касались Боэций Аниций Манлий Торкват Северин, Иоанн Скот Эриугена, Гуго Сен-Викторский, Бернар Клервосский,Пьер Абеляр. Искусство Х-ХИ вв. (VI-XII вв.) называют романским. Это первый общеевропейский художественный стиль. В начале XIX в. термин «романский стиль был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. В романском стиле доминирующую роль играла архитектура. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла, церковь Сен-Лазар в Отене, церковь Сен-Мадлен в Везде; в Германии — собор в Борисе, собор в Шпейере. Скульптура была связана с архитектурой. Центральной идеей скульптуры являлась идея Бога. Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет. Картины Апокалипсиса также прежде всего внушают страх и трепет. Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар в Отене. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего земного. В эпоху романского искусства развивались и разнообразные виды живописи: миниатюра, монументальная живопись; начинал развиваться витраж. В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра — книга не мыслилась без иллюстраций. Получила развитие и монументальная живопись. К сожалению, она почти не сохранилась. Сюжеты романской монументальной живописи были библейские. Готический стиль (от итал. — готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». В готике выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Лучшие произведения готической пластики — статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре. К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже. Появились росписи на светские сюжеты (В миниатюрах наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.В 15— 16 вв. он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения. На протяжении 16 в. готика почти повсеместно сменилась ренессансной культурой.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.007 с.)