Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкретные формы культурной динамики: культурная эволюция, культурная революция, культурная инверсия.

Поиск

Изменения охватывают большой географич. ареал, длительное время и не всегда позволяют адекватно зафиксировать и охарактеризовать культурные изменения в отдельных странах за более короткие исторические промежутки. Конкретные формы культурной динамики: 1)культурная эволюция - особый тип последовательных изменений от простого к сложному, который охватывает длительное время и характеризуется сохранением многих ранее достигнутых особенностей(культуры скандинавских стран) 2)культурная революция – качественный скачок в развитии социокультурной системы, когда за относительно короткий промежуток времени происходит радикальное изменение(реформы Петра 1 в России в 16-17 вв) 3)культурный взрыв – резкое повышение удельного веса перемен, принципиальное изменение вектора культурного развития; выбор качественно иной альтернативы развития социокультурной системы(переход от присваивающего хозяйства к производящему). Культурный взрыв связан с самобытной и яркой творческой деятельностью по созданию принципиально новых, ранее неизвестных культурных феноменов. 4)культурное возрождение – восстановление культурных традиций, которые по различным причинам не были востребованы обществом в течение длительного времени. Может охватывать отдельные сферы культуры(интерес к средневековой рыцарской культуре в конце 20в)так и социокультурную систему в целом(чешское национально-культурное возрождение в 19в). 5)культурная инверсия – маятниковые колебания в развитии культуры, культурные изменения, которые с определённой периодичностью повторяются в истории культуры какой-либо страны или народа(народы Персии и Средней Азии, где периодически происходили смены кочевых и земледельческих культур). 6)Ирредентизм (от итал. Неосвобождённая земля) – тесно связана с сепаратистскими и национальными движениями форма культурной динамики, которая ориентирована на противопоставление основной культурной традиции своих культурных особенностей и ценностей. В рамках ирредентизма культура стремится к взаимодействию с заграничной, «исконной» культурной традицией, а не с официальной культурой(Квебек- франкоговорящая провинция Канады).

22. Барокко в белорусской культуре (на примере памятников архитектуры).

Барокко пошло от итальянского «Barocco» - вычурный, странный, один из основных стилей в архитектуре и изобразительном искусстве Европы конца 16 - середины 18 века. Возник этот стиль, в конце 16 века в Италии. Искусству в стиле Борокко присущи великолепие и динамика, стремление к величественности, поэтичная приподнятость. Для архитектуры Барокко присущи вычурная пластика фасадов, сложные планы и очертания, украшение построек великолепной скульптурой, лепкой, резьбой, широкое использование росписей, зеркал. В изобразительном искусстве, прежде всего живописи, Барокко органично сочетает реальность и воображение.

Барокко было ведущим художественным стилем в искусстве Беларуси конца 16-18 века. Белорусское барокко определялось сочетанием западноевропейских влияний с византийскими и местными традициями. Выделяется 3 периода:
- Раннее Барокко - конец 16 - первая половина 17 века.
- Постоянное Барокко - вторая половина 17 - первая половина 18 века.
- Позднее Барокко - с середины 18 века.

В области архитектуры, барокко, в Беларуси представлен преимущественно костелами, монастырями, дворцовым комплексом. Первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), Гродненский костел и монастырь иезуитов, Гольшанский дворец тоже относятся к этому архитектурному стилю. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске(*) (1716 г.). Художественная система позднего барокко в монументальной, культовой архитектуре получила название «виленского барокко». Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (*) (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.

В изобразительном искусстве черты барокко начали проявляться в первой половине 17 века. Прежде всего, в скульптурном оформлении, и росписи костелов и монастырей. Во второй половине 18 века, стиль барокко стал господствующим и в иконописи, где его черты сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства.
В графике этот стиль наиболее проявился в жанре книжной гравюры. Местные мастера книги 17-18 века выработали особенный стиль белорусского барокко, для которого были свойственны сдержанность форм и связь с народным искусством. Черты барокко проявились во всех видах декоративно-прикладного искусства: ткачестве, изделиях из стекла, глазурованной керамике, резьбе по дереву, ювелирном искусству. Литературное барокко, как новый художественный стиль, сначала возник в Италии и Испании. Затем он распространился на земли Польши и Чехии, а через эти страны пришел на территорию современных Беларуси и Украины. И только позже, приблизительно в середине 17 века, традиции барокко начали расширяться, прежде всего благодаря творческой деятельности Симеона Полоцкого, и на Россию. Для произведений белорусского барокко присущ синтез средневековых и ренессансный традиций, сюжетов и формы, парадоксальность, сочетание реального с ирреальным, стремление как можно больше удивить читателя, повлиять на его эмоции и чувства.


Формы межкультурной коммуникации: сегрэтацыя, аккультурацыя, амальгирование, ассимиляция.

Англо-американская наука (культурная и социальная антропология) предлагает следующие идеальные модели социокультурного взаимодействия. Сегрегация - изолированное, «параллельное» существование в одном обществе нескольких культур, которые практически не взаимодействуют между собой. Сегрегация может выступать в двух формах: де-юре и де-факто. Первый вариант практически не встречается в современном мире. Сегрегация де-факто - достаточно часто встречающаяся форма межкультурного взаимодействия, особенно на Балканах и в Средней Азии. Акк омодация - сосуществование в одном обществе нескольких культур, которые при несомненных различиях разделяют некоторые общие ценности и нормы. Аккультурация (часто отождествляется с инкультурацией как индивидуальным аспектом) - усвоение этносоциальным меньшинством норм и ценностей доминирующей группы, но с сохранением своей специфики на частном, повседневном уровне. Амальгирование - смешение двух или более культур с появлением принципиально нового культурного типа. Ассимиляция — поглощение одной культурой другой. Западные ученые предпочитают говорить об ассимиляции как о «превращении» одной культуры в другую и отождествлять ее с интеграцией. Отечественная наука, в частности, академик Е.М.Бабосов предлагает несколько иную типологию моделей межкультурного взаимодействия: а) кооперация - сосуществование, взаимообогащение культур; б) соперничество; в) конфликт (различия отношений соперничества и конфликта не совсем понятны); г) аккомодация — определяется как приспособление к другой социокультурной среде; д) доминация - господство в обществе одной культуры, как правило, связанной с титульным этносом; е) ассимиляция — поглощение одной культуры другой.Англо-американская модель явно ориентирована на культурные и социальные отличия взаимодействующих групп. Белорусский вариант акцентирует внимание на социально-политических и государственных критериях, хотя и облекает их в культурную форму.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.90 (0.011 с.)