Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация мировой культуры: первобытная культура, культура древних цивилизаций, культура средневековья, культура нового времени.

Поиск

ПЕРЕОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ История перв-ти делится в соответствии с археологической переодизацией на три основные эпохи-три «века»: 1.Палеолит или древний каменный век(5-12тыс.лет назад). Этот самый длительный период перв-ти и всей ист чел-ва принято делить на 2 самостоятельных периода:1.1ранний,или нижний(5-40тыс.лет н.);1.2 поздний,или верхний(40-10тыс лет н.) 2.мезолит (10-7)-средний каменный век 3.неолит -новый каменный век ПЕРЕОДИЗАЦИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 5-9в-Раннее средневековье. Наиболее заметным историческим событием становится «великое переселение народов». В противоположном направлении тысячи проповедиков несли новую религию-хритианство,объединившее романскую и варварскую Европу. В искусстве утвердился варварский или звериный стиль.каменные здания почти не строились. 10-13в.-высокое или классическое среднивековьеи.гл событие-крестовые походы-проходившие под лозунгами освобождения христ.земель.для соц-экон Европы это время феодальной раздробленности и нат хоз-ва..появляется большинство современных европейских городов.утвердился романский стиль.конструктивной основой романских сооружений стала мощная каменная стена с редкими узкими окнами,с внушительными башнями,массивными столбами. 14-15в-позднее средневековье. гл событие-Столетняя война,между Англией и Францией.для экономики-время расцвета средневековых городов.к концу позднего средневек на полит карте европы появляются первые централизованные гос-ва-англия и франция,с сильной королевской властью.в худ культуре-готический стиль.основным видом готич искусства была архитектура,вершиной которой являлся городской собор. ПЕРЕОДИЗАЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 17-18В-раннее новое время. долгое время рассматривалось как переходная эпоха между феодальным средневековьем и капиталистическим еовым временем.эпоха формирования капиталисьического общества.бурно развив мировая торговля,основывались и осваивались многочисленные колони,появлялись новые мануфактуры.формиров первые национальные гос-ва с сильной централизованной властью.эталоном полит разв стала Франция,где усилиями кардинала Ришелье сформировалась такая форма правл,как абсолютная монархия.формировался класс буржуазии.17 столетие получает наименование «века философов».искусство Раннего Нов времени развивалось под знаком сосуществования 2х стилей:бырокко и классицизма.барокко распространялся в католических гос-ах,переживавших полит слабость и эконом отставание.классицизм в сильных,централизованных. 19в-Классическое Новое время. Начало положила Великая Французская революция 1798г.,воплотившая социальные идеалы «века просвещения»:свободу,равенство,братсво.на рубеже 18-19в началась индустриальная рев-я в Англии,кот привела к широкому внедрению в производство машин и резко повысила производительность труда.франц полит и англ промыш.рев-ии положили начало процессу модернизации-перехода от традиционного общества к обществу современного типа.к серед 19в определилась –урбанизация,в рез к концу 19в господствуюшим стало городское,буржуазно-демокр,индустриальное общество. Бурное разв:физика,химия,биология. Искусство-в нач 19-романтизм,в конце-модерн.концом нового вр стала 1я мировая война(1914-1918) 20в-Позднее Новое время. мировой экон кризис или «великая депрессия» (20-30х гг),вторая мировая война,фашистские и тоталитарные режимы,экологич проблемы 2ой полов 20в ознаменовали собой самые опасные кризисные тенденции современности.развитие информационных технологий,становлениеи постиндустриальногоили информац общества. Огромным достижением явл появление-кинематографа. Формир новая оппозиция:элитарная и массовая культура ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ приходятся на 3-2тыс до н.э.-древние цив БЛИЖНЕГО ВОСТОКА(Шумер,Ассирия,Вавилон).эти цивил существовали с 3тыс до н.э.(на рубеже 4-3 на юге соврем Ирака были основаны 1ые шумерские города:УР,УРУК,ЛАГАШ,НИППУР)-др ц АФРИКИ(ЕГИПЕТ,КУШ,НАПТА…)сущ с 3т до н.э.(становление древнеегипетской цив)до 7-8в н.э.,когда под влиянием исламских миссионеров и арабских купцов многие из них превратились в средневеков исламские гос-ва-др ц ИНДИИ(ХАРАПСКАЯ ЦИВ,ИМПЕРИЯ МАУРЬЯ,КУШАН)ЭТИ ЦИВ СУЩЕСТВОВ С СЕРЕД 3ТЫС ДО Н.Э.(первые города в долине ИНДА)-др ц ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, в первую очередь существовавшие с начала 2тыс до н.э. до 3 китайские царства ШАН,ЧЖОУЦИНЬ,ХАНЬ.-др средиземноморья:эгейская,древнегреч,эллинистич,древнеримская,когда под напором варваров пала Римская империя,а распространение христианства уничтожило античную культурную традицию.-др ц доколумбовой Америки.наиб известные из них-это культуры ольмеков,сапотеков,майя,ацтеков и инков.


26. Иконопись Беларуcи. Сарматский (рыцарский) портрет (XVI- XVIII вв).

Иконопись Беларуси XVI – XVIIIвв. отражала чаяния и вкусы народа, его любовь к традиционности и усвоению новых стилистических норм, мажорному цвету, декоративности и к узорочью – яркая страница культуры славянских народов.

На развитие белорусской иконописи в XVI-XVIIIвв. оказали влияние три христианские конфессии: православие, униатство и католичество.
К середине XVIв. на иконописных полотнах нашло отражение мировоззрение простого народа, канонические сюжеты икон насыщаются фольклорными мотивами и этнографическими бытовыми подробностями из повседневной жизни верующих.
На Брестчине (в предместье Бреста и в городе Кобрине) в XVIIIв. создавались весьма самобытные низкорельефные иконы в технике лепки и резьбы по левкасу с последующим золочением и серебрением форм. Темперой писались только лики и руки.
Вкусы и взгляды местного населения настолько повлияли на иконографию, трактовку сюжетов и живописный язык икон XVIIв., что был создан более понятный простолюдинам графическо-живописный стиль письма, позднее получивший название иконописный примитив. Это прослеживается на иконах латыговского иконописца (регион Витебщины) "Рождество Христово" и "Богоматерь Одигитрия Минская", а также в иконе "Деисус" из Столинского региона и др. Следует подчеркнуть, что иконописный примитив - это только одно из направлений в белорусской иконописи, так как он развивался параллельно с традиционным иконописным языком, имевшим свою специфику в каждом отдельном регионе, что очевидно на примере икон "Сретение", "Никола с житием", "Авраамий и Меркурий Смоленские". Белорусские иконы отличаются своеобразным переосмыслением византийской иконографической стилистики, древнерусских и балканских, ренессансных и барочных идей, широким проникновением жанровых элементов светской живописи, развитием повествовательности сюжетов, растительной орнаментацией резных по левкасу фонов. Под воздействием идей стиля барокко белорусские иконописцы создали местный вариант этого стиля, получивший позднее название "низовое барокко". В белорусских иконах проявились такие черты, как характерность типажа, передача естественных человеческих настроений (плач, радость, печаль) и остро схваченных житейских ситуаций (рождение ребенка, похороны и др.), местные пейзажи, архитектура, интерьеры, мебель, посуда, одежда, типажи крестьян, дворян, князей. По иконам можно изучать этнографические приметы сельского и городского уклада жизни. В белорусских иконах впервые проявились такие живописные жанры, как натюрморт и даже шляхетский портрет, сельский типаж при изображении ликов святых. Исключительная самостоятельность белорусской иконы в том, что в результате творческой переработки белорусскими художниками огромного культурного наследия Византии и мощного воздействия западноевропейской живописи, в том числе таких ее стилей, как ренессанс и барокко, а также компромиссных концепций униатского вероисповедания, она эволюционировала к собственной цельности и самоценности и выделилась среди икон соседних славян.Древнейшие из уцелевших белорусских икон изображают Матерь Божью с младенцем Иисусом. Способность творить чудеса и исцелять больных, как правило, приписывали именно иконам Богоматери. Иисус – Спаситель, но и Судья, а просить о милости люди обычно приходили к образу Матери Божьей, воплощению всепрощающей материнской любви.
Еще одна отличительная особенность белорусских икон: святые на них часто выглядят вполне живыми людьми, с узнаваемыми местными особенностями внешности, а второстепенные персонажи – даже в местной одежде: «хвартухах» и андараках.
Первоначально иконописцы изображали Христа, Богоматерь и Святых в византийских традициях, стоявших у истоков восточнославянского церковного искусства. С падением Византии опираться стало не на что, и в каждой христианской стране начала вырабатываться национальная школа иконописи. Так, на белорусских иконах XVII века одежда и руки Богоматери могут быть изображены строго по канону, а вот лицо выписано вполне реалистично. Белорусские живописцы свободно соединяют католические цвета одежд и прочие детали западной традиции иконописи с кириллическими надписями и наоборот. Белорусские иконы демонстрируют разнообразие стилей и направлений национальной иконописи — от памятников, максимально следующих древнему византийскому канону, до произведений барочного и классического стиля.Примечательно, что белорусским мастерам XVI – XVII веков удавалось сохранять равновесие между приверженностью строгим традициям Византии, интересом к достижениям поствизантийской иконописи Греции и Балкан и влиянием западноевропейской живописи с её декоративностью цвета и стремлением к объёмному изображению. Именно в этот период сформировалась самобытная белорусская школа иконописи.
В изобразительном искусстве со второй половины XVI в. на белорусских землях получает развитие портретный жанр. В произведениях живописи отражались образы представителей знаменитых магнатских родов. К числу так называемых сарматских (рыцарских) портретов принадлежит портрет князя Юрия Радзивилла, которого за большой рост и физическую силу прозвали «литовским Геркулесом». Интересным является мемориальный (сделанный в память) портрет жен магната Януша Радзивилла – Катарины и Марии, созданный в 1646г. виленским художником Иоганном Шреттером.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.26 (0.012 с.)