Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение местных летописных центров. Полоцкая летопись

Поиск

Редакции ПВЛ

Первая редакция, освещение событий до 1110 г., монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, 1113 г.

Лаврентьевская редакция под 1116 г., в 1377 г. монахом Лаврентием, приписка игумена киевского Выдубицкого монастыря Сильвестра

— Списки: Лаврентьевский, Кенигсбергский, или Радивиловский и Троицкий

Ипатьевская редакция, анонимный монах Киево-Печерского монастыря, освещение событий доведено до 1118 г.

— Списки: Хлебниковский (XVI в.), Погодинский (XVII в.) и Ермолаевский (конец XVII – начало XVIII в.)

Основные источники ПВЛ

— летописи XI в.

— Библия,

— устные предания (об апостоле Андрее, призвании варягов на Русь, «вещем» Олеге и др.),

— жития святых:

— «Житие Василия Нового», и «Летописец патриарха Никифора»

— отрывки византийских хроник

— Иоанна Малалы и Георгия Амартола,

— договоры Руси с Византией

— 911, 944, 971 гг.

— сказания

— о крещении Руси, об убийстве Бориса и Глеба,

— песни и легенды

— об основание Киева, о вещем Олеге,

— предание о мести княгини Ольги древлянам др.

Особенности ПВЛ

— история Руси в связи с мировой историей

— сведения о первоначальной истории Полоцкого княжества,

— вариант повести о Владимире и Рогнеде, о князе Изяславе Брачиславиче и др.

— упоминаются первые белорусские города

Киевский свод 1118 – 1200 гг. являлся продолжением «Повести временных лет» по Ипатьев. изводу.

Лаврентьевская летопись была написана в 1377 г. монахом Лаврентием для суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Первая часть Лаврентьевской летописи – «Повесть временных лет», затем описываются события, которые происходили в Северо-Восточной Руси до 1305.

Ипатьевская летопись названа в честь Ипатьевского монастыря в Костроме, где хранилась. Состоит из Повести временных лет, Киевского свода и Галицко-Волынской летописи, в которой события прерываются 1292 г.

 

 

2. Узнiкненне мясцовых летапiсных цэнтраў. Полацкi летапiс. Методыка аналiзу летапiсных помнiкаў. А.Шахматаў.

Летапiсы XII – XIII ст., што складалiся на Беларусi, не захавалiся. З большай ці меншай ступенню дакладнасцi можна гаварыць толькi пра летапiсанне ў Полацку. Полацкi летапiс XII ст. таксама не захаваўся, але яго бачыў i трымаў у руках вядомы расiйскi гiсторык В. М. Тацiшчаў (1686 – 1750). У сваёй «Гiсторыi...» ён не раз цытаваў летапiс, у якiм «многа аб полацкiх, вiцебскiх i iншых князях напiсана». Таму гэтыя матэрыялы «Гiсторыi…» з’яўляюцца для нас каштоўнай крынiцай.

Пэўныя падставы меркаваць пра iснаванне летапiсання XII ст. у Полацку даюць i асобныя месцы ў Iпацьеўскiм летапiсе. На гэта яшчэ ў 1868 г. звярнуў увагу крынiцазнаўца К. Бястужаў-Румiн. Пасля С. М. Салаўёў, Л. А. Аляксееў, В. Т. Пашута, В. А. Чамярыцкi таксама схiлiлiся да думкi пра захаванне ў складзе Iпацьеўскага летапiсу частак летапiсу Полацкага.

На думку беларускага даследчыка В. А. Чамярыцкага, летапiс мог пачынацца падзеямi ўкняжання Васiлькi Святаславiча ў Полацку ў 1132 г., а першыя запiсы былi зроблены ў манастыры, заснаваным Ефрасiнняй Полацкай, сястрой князя Васiлькi.

У той час як у цэнтры ўвагi полацкага летапiсца XII ст. была барацьба за велiкакняжацкi пасад i мiжусобiцы, у Новагародскiм летапiсе апавядалася аб першых старонках гiсторыi новай дзяржавы – Вялiкага княства Лiтоўскага. Аднак з думкай, што аповесць пра Мiндоўга i Войшалка, якая знаходзiцца ў складзе Галiцка-Валынскага зводу, – гэта ўрыўкi з асобнага летапiсу, якi складаўся ў сярэдзiне XIII ст. у Лаўрышаўскiм манастыры, згодны далёка не ўсе даследчыкi як беларускай, так i ўвогуле ўсходнеславянскай гiсторыi.

Полоцкая летопись.

Существование Новогрудской летописи, в которой описывались события правления великих литовских князей Миндовга и Войшалка в 1230-е – 1260-е гг., является гипотетичным. Ее следы, вероятно сохранившиеся в Галицко-Волынской летописи, могли быть рассказами Войшалка, который долго прожил на Волыни, летописцу.

Возникновение местных летописных центров. Полоцкая летопись

— В. Татищев (1686 – 1750) в своей «Истории Российская с древнейших времен» цитировал летопись, в которой «много о полоцких, витебских и других князьях написано»

— В. А. Чемерицкийсчитал, что первые записи были сделаны в монастыре, основанным Ефросинией Полоцкой

— В Новогрудской летописи описывались события правления великих литовских князей Миндовга и Войшалка в 1230-е – 1260-е гг.

Методика анализа. Шахматов

Подлинный переворот в изучении Летописи был произведен акад. А. А. Шахматовым. Он применял сличение различных списков, тонко и глубоко анализируя материал, и сделал этот метод основным в своей работе над исследованием Летописи Шахматов придавал большое значение выяснению всех обстоятельств создания Летописи, каждого списка и свода, обращал внимание на изучение различных хронологических указаний, встречающихся в Летописи, уточняя время их составления и исправляя фактические неточности. Много данных извлекал Шахматов из анализа описок, погрешностей языка, диалектизмов. Он впервые воссоздал цельную картину русского летописания, представив его как генеалогию почти всех списков и вместе с тем как историю русского общественного самосознания. Метод Шахматова получил развитие в трудах М.Д. Приселкова, усилившего его историческую сторону. Значительный вклад в изучение русской Летописи внесли последователи Шахматова - Н.Ф. Лавров, А.Н. Насонов, Летописи В. Черепнин, Д.С. Лихачев, С.В. Бахрушин, А.И. Андреев, М.Н. Тихомиров, Н.К. Никольский, В.М. Истрин и др.

История древнейшего русского летописания представляется А.А. Шахматову в следующем виде.

· В 1037-1039 гг. была составлена первая русская летопись - Древнейший Киевский свод.

· С начала 60-х гг. ХI в. игумен Киево-Печерского монастыря Никон продолжал ведение летописания и к 1073 г. составил второй летописный свод.

· В 1093-1095 гг. в том же Киево-Печерском монастыре был составлен третий летописный свод, условно называемый Начальным. Наконец, в начале ХII в., не сразу, а в несколько приемов, была составлена дошедшая до нас «Повесть временных лет»

НЕДОСТАТКИ Шахматова: 1)не исследовал летопись как памятник литературы, не замечал в ней изменений чисто жанровых.2)Следуя А.А. Шахматову, мы должны были бы предположить, что уже первая русская летопись соединила в себе все особенности русского летописания.

Шахматов – основы современного летописеведения. Каждый летописный свод как самостоятельное цельное литературное произведение, имеющее замысел, структуру, идейную направленность. Сопоставлял все доступные ему списки летописей, выявлял разночтения и общие места. Анализ разночтений и их классификация позволили выявить списки. Сгруппировал списки по редакциям. Разночтения, совпадающие в списках, имеют общее происхождение, восходят к общему протографу этих списков. Выявили общие черты и реконструировали предполагаемые исходные тексты. Фрагменты летописного изложения заимствовались из очень ранних сводов. Подтвердилось, когда нашли Московский свод 1408 года. Его ученик Приселков опубликовал его тетради. Гл – критический аналаиз + Изучение личности самого летописца, его взглядов, убеждений, политических интересов и «гос. заказа». Но недостаток: критич. анализ источника сводится к изучению истории его текста.

Главное – определить замысел автора, цель создания летописи, отсюда причины создания новых сводов, структура, набор и порядок изложения, отбор материала, форма его подачи, подбор опорных источников.

3. Лацінамоўныя хронікі. Нямецкiя i польскiя хронiкi XI – XV стст. Сагі як гістарычная крыніца.

Акрамя ўсходнеславянскiх летапiсаў вялiкае значэнне для вывучэння гiсторыi Беларусi маюць польскiя рочнiкi, нямецкiя аналы, а ў дачыненнi да XII – XIII ст. – хронiкi, напiсаныя на лацiнскай мове.

«Хроника Галла Анонима» - первая польская хроника, Винцентий Кадлубек «Хроника князей польских», Генрих Латвийский «Хроника Ливонии», Ян Длугош "Анналы Польши", Матей Меховский. "Трактат о двух Сарматиях", 1517, "Польская хроника", 1519, Михалон Литвин «О норовах татаров, литовцев и московитян» (около 1550), Мартин Бельский "Хроника всего света", 1551, Бернард Ваповский «Деяния Короны Польской и ВКЛ от года 1380 до 1535»

Источником по истории Беларуси являются также хроники, которые создавались на латинском и нижненемецком языках в Польше, Ливонии и Пруссии в XII – XVI вв. Их особенностью было то, что взгляды их авторов (чаще всего людей монашеского сословия) отражали позиции польского королевского двора, архиепископской кафедры в Риге или руководства орденов.

Первой латиноязычной хроникой, созданной в Польше, была Латиноязычные хроники XII – XIII

Прусские хроники

«Хроника Прусской земли» Петра Дусбурга, кон. XIII в., о походах рыцарей Тевтонского ордена на беларусскую землю,

«Хроника Прусской земли», Герман Вартбург, к. XIV в., латинский язык,войны ордена с ВКЛ, походы рыцарей на Полоцкую землю в XIV в.

Хроники XV-XVI вв.

— Хроника краковского каноника Яна Длугоша, к. 1480 г., латинский язык, 12 книг

— источники — русские летописи, документы краковской консистории

— сюжет этнической дифференциации восточных славян в эпоху раннего средневековья

— Описание Кревской унии, Грюнвальдской битвы

Хроники XV-XVI вв.
Матей Меховский

— " Трактат о двух Сарматиях " (Tractatus de duabus Sarmatiis, 1517)

— на польском языке издавался трижды — в 1535, 1541 и 1545 гг.

— " Польская хроника" (Chronica Polonorum, 1519)

— События доходят до 1506 г.

— Меховский М. Трактат о двух Сарматиях / введ., пер., коммент. С. А. Аннинского. М.; Л., 1936.

Хроники XV-XVI вв.
Михалон Литвин,Мартин Бельский

Михалон Литвин «О норовах татаров, литовцев и московитян» (около 1550)

Хроника М.Бельского издавалась в 1551, 1554, 1564, 1597 гг

— Космография, очерк всеобщей истории и обзоры истории восточноевропейских королевств —Чехии, Венгрии и Польши

— пересказ С. Герберштейна

Хроники XV-XVI вв.

Бернард Ваповский. «Деяния Короны Польской и ВКЛ от года 1380 до 1535», на польскои языке

— «Dzieje korony Polskiej»в Вильно (1847-48, 3 т.),

Мартин Кромер, 1555 г., «О происхождении и деяниях поляков», 30 книг/ "De origine et rebus gestis polonorum«, на латинском, изложение до 1506 г.

"De origine et rebus gestis polonorum", 1558, 1568, 1582 и 1589, 1562(нем), 1611 (польск)

этногенез восточных славян

Станислав Сарницкий. " Анналы, или О происхождении и деяниях польского и литовского народов" (Annales, sive de origine et rebus gestis Polonorum et Lithuanorum) 1587 г.

Слова «saga» старажытнаiсландскага паходжання, азначае празаiчнае апавяданне (пiсьмовае ці вуснае) аб пэўнай падзеi або саму падзею. Паводле меркавання А. Я. Гурэвiча тэрмiн «сага» вызначае асобны жанр славеснасцi сярэднявечча, што ўзнiк, атрымаў развiццё i завяршыў сваё iснаванне толькi ў межах Скандынавii.

Сагi – гэта пiсьмовыя запiсы, якiя пачалi складацца на мяжы ХII – XIII ст. на аснове вусных паданняў X – XI ст. Найбольш грунтоўнае меркаванне аб iх форме належыць Т. Андэрсану: «Аўтар без сумнення мог выкарыстоўваць i выкарыстоўваў пiсьмовыя крынiцы, што дапаўнялі вусныя крынiцы, сваё ўласнае ўяўленне i, магчыма, рамкi яго апавядання былi зададзены яму традыцыяй. Натхняльная iдэя саг у канчатковым вынiку вусная».

Што ж датычыцца зместу саг, то ён надзвычай разнастайны.

Т. М. Джаксон вызначае толькi асноўныя вiды: 1) «каралеўскiя сагi» (сагi аб нарвежскiх конунгах); 2) «радавыя сагi» (сагi аб iсландцах); 3) «сагi аб старажытных часах»; 4) «сагi аб епiскапах» (гэта значыць жыццепiсаннi iсландскiх епiскапаў); 5) комплекс саг аб падзеях XII – XIII ст. у Iсландыi.

Найбольш вядомыя i распрацаваныя iсландскiя «каралеўскiя сагi». Гэты вiд (зараджэнне якога датуюць каля 1120 г.) прайшоў некалькi этапаў ад каралеўскiх пералiкаў Сэмугда i Ары (пачатак XII ст.) да пазнейшых кампiляцый канца XIII – пачатку XIV ст. Цiкавы той факт, што большасць твораў iсландска-нарвежскай гiстарыяграфii (у эпоху поўнага панавання латыні ў Заходняй Еўропе) напiсана на народнай (старажытнаiсландскай цi старажытнанарвежскай) мове. У вузкiм значэннi гэтага слова «каралеўскiя сагi» – жыццеапiсаннi таго цi iншага конунга.

Усходнееўрапейская гiсторыя ў iсландскiх сагах закранаецца толькi мiмаходзь, у сувязi з паходамi скандынаваў на ўсход.

Адзiны старажытнаскандынаўскi твор, якi падрабязна апiсвае дзейнасць скандынаваў на Русi, – «Сага аб Эйдмундзе».

 

4. "Хронiка" Мацея Стрыйкоўскага. Крынiцы i значэнне хронiкi для вывучэння гiсторыi Беларусi.

Многочисленные сведения по истории Беларуси содержит Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси Матея Стрыйковского, изданная на польском языке в Кенигсберге в 1582 г. Автор использовал в качестве источника белорусско-литовские летописи близкие к Хронике Быховца (например, летопись принадлежавшую князьям Заславским), и поэтому воспринял идею литовского завоевания Беларуси. В хронику попали многочисленные легендарные сведения из белорусско-литовских летописей (легенды о Палемоне, мифическом полоцком князе Борисе Гингвиловиче и др.). В отличие от других польских хронистов, М. Стрыйковский выражал интересы магнатов ВКЛ князей Слуцких, Радзивиллов, которые позволили ему пользоваться своими архивами. Описал многие события по истории ВКЛ (смерть Гедимина от огненной стрелы при осаде орденского замка, убийство вилами Жигимонта Кейстутовича в 1440 г. в Трокском замке). Старался сам посетить места всех важнейших исторических событий. Осматривал Борисовы камни на Западной Двине, место Грюнвальдской битвы и битвы под Оршей, следы крови Жигимонта Кейстутовича на стене Трокского замка. К недостаткам хроники следует отнести многочисленные хронологические ошибки и неточности.

 

Городские хроники

«Могилёвская хроника» Т. Сурты и Трубницких

— «Могилевские губернские ведомости» в 1840-е –1850-е \

— 1887 г., М. Гартынский издал части хроники, которые имели отношение к Могилеву

— Документы из архива городского магистрата

«Записки игумена Ареста»

— события с 1578 до 1847 г.

Витебская хроника (Dzieje miasta Witebska), 1768 г.

— Составитель Степан Аверка

— в основе:

— летописи Панцирного

— исторические записи Чарновских

— исторические записи Григория Аверки

Исследователи и публикаторы:

О. Коялович " История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям " (1884).

— А.П. Сапунов. «Витебская старина» т.1. Витебск, 1883

— М. Н. Тихомиров "Русский летописец в "Истории Польши" Яна Длугоша" (1969)

— А. Л. Хорошкевич "Термины "Руссия" и "Московия" в 9 - 13 книгах " Анналов Польши" Яна Длугоша " (1976).

Лимонов Ю. А. Польский хронист Ян Длугош о России // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972.

А. И. Рогов. «Русско-польские культурные связи в эпоху Возрождения».1966

Семянчук А.А. Беларуска-літоўскія летапісы і польскія хронікі. Гродна, 2000.

 

Воспоминания Я. Цедровского

— Т. Нарбут

— Рукопись сначала в библиотеке Виленского университета, затем в Обществе истории и древностей российских

— Публикации:

— ВременникОбщества истории и древностей российских (1855, кн. 23), на русском

— В 1859 г., 1954 г. М.Белинский, на польском языке

— Помнікі мемуарнай літаратуры XVII ст" Мн., 1983 (А.Ф.Коршунов, на белорусском)

— Писал о:

— делах семейных

— войне между Речью Посполитой и Россией (1655)

— предводителе крестьян Денисе Мурашко

— встречах с царем Алексеем Михайловичем

— универсалах Сапеги, Чернецкого

«Диариуш» Афанасия Филипповича

— «Диариуш албо список деев правдивых в справе помножения и объясненя веры православное голошеный» (от 30-х гг. XVII столетия и до 1648 г.)

— Публикации:

— в 1878 г. в т. IV "Русской исторической библиотеки" (РИБ) П.А.Гильтебрандтом

— Диариуш берестейского игумена Афанасия Филипповича // Памятники полемической литературы. Кн. I. СПб., 1878.

— в 1965 г. Коршунов А.Ф. Афанасий Филиппович. Жизнь и творчество. Мн.,

— Помнiкi мемуарнай лiтаратуры Беларусi XVII ст. Мн., 1983

— Знал"Историю" Яна Длугоша и летописи, церковно-религиозную литературу

— Был учителем во дворе канцлера и гетмана ВКЛ Л.Сапеги

— Писал о:

— поездке из Купятич в Москву

— "сыне" самозванца

«Диариуш» Самуила Маскевича

— о польско-литовской интервенции в Московское государство

— начальные записи (с 1594 по 1604 г.) имеют характер дневника

— С 1604 г. сюжетное повествование о:

— М. Шейне, организатора обороны Смоленска

— Дм. Шуйском

— Москве — «Третьем Риме», Китай-городе, оружии

— жизни русского крестьянства и его отношении к интервентам

«Диариуш» Богуслава Маскевича

— (1643 -1649)

— Писал о:

— национально-освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого

— карательных экспедициях в войске И.Вишневецкого на Украине

— Запорожской Сечи

— участии в войске Януша Радзивила на Беларуси

— подавлении восстания в Мозыре

— наказании повстанцев в Бобруйске, Речице

«Диариуш» А.Каменского-Длужика

— на польском языке (русизмы, беларусизмы)

— Писал о: расстояниях между городами и населенными пунктами, их экономическим положением и географическим размещением, окружающей флорой и фауной; жизни, быте и обычаях местных жителей (Сибири)

— В 1676 г. похоронен в Несвиже

12. Асаблiвасцi i асноўныя вiды мемуараў XVIII ст. Мемуары Турчыноўскага, Пільштынавай.

Эгоцентризм. Мемуары XVIII в. В XVIII в. расширяется сословная принадлежность авторов мемуаров. Подробные 8 томные мемуары, в которых описывались ежедневная жизнь магната в течение 30 лет, написал Радзивил Рыбанька. Брестский каштелян Мартин Матушевич описал политические события в РП в 1740-е – 1760-е гг. и деятельность князя Кароля Радзивилла Пане Коханку.

Появляются и новые формы мемуаров. Например, новогрудская лекарка Соломея Русецкая-Пильштынова (1717 – 1760) написала мемуарный, авантюрный роман о своих приключениях в Турции и России, который был издан в Стамбуле на польском языке в 1760 г. (затем переиздан в1957 г. в Польше). Бродячий школяр Илья Турчиновский описывал свои похождения по территории Восточной Беларуси (Могилевское воеводство). В конце века появляются и русские мемуары. Например, русский генерал П. Кречетников описал действия русских войск на территории РП в 1767 –1768 гг., а его сын Н.П. Кречетников описал подавление восстания Т. Костюшки в 1794 г. Мемуары Кречетниковых похожи на журналы боевых действий.

Мемуары XVIII в.

— Радивил Рыбонька, 8 тт.

— М. Матушевич, брестский каштелян, 1740-1760 гг.

Мемуары-романы

Автобиография И. Турчиновского

«Рэха...» Соломеи Пильштыновой

Мемуары Кречетниковых:

— П. Кречетников — действия русских войск на территории РП в 1767 –1768 гг.,

— Н.П. Кречетников — подавление восстания Т. Костюшки в 1794 г.

Классификация

  1. Критерий направленность устанавливаемых ими коммуникационных связей:

— автокоммуникативные

— межличностной коммуникации: с фиксированным или с неопределенным адресатом

  1. установление связей в эволюционном или коэкзистенциальном целом:

— в коэкзистенциальном целом — к источникам, направленным на коммуникацию, главным образом, относятся дневники и частная переписка

— в эволюционном целом — установление вторичных социальных связей индивидуума

Особенности

— Во вт. п. XIX в. пишут о современных ему событиях, которые общество признает историческими

— Расширение круга источников происходит за счет эссеистики и исповедей

— существуют два вида исторических источников:

Мемуары - «современные истории» — вид источников, целью которых является индивидуальная фиксация общественно значимых событий с целью передать их в эволюционном целом

Мемуары-автобиографии, целью которых является установление вторичных социальных связей мемуариста в эволюционном целом

— На рубеже ХУШ-ХІХ вв. появился комплекс мемуаров — мемуары провинциальных чиновников

Воспоминания Ф. Булгарина

— ч. I—VI, Спб. 1846

— переизданы в 2001 г.

— участвовал в войне в Испании,

— в 1812 г. находился в корпусе маршала Удино, (против командовавшего русской армией Витгенштейна )

— генеалогический очерк князей Радзивиллов,

— Несвиж при Карле и Доминике Радзивиллах

— поездка в Гродненскую губернию, Клецк

Мемуары о войне 1812 года

— Война 1812 г. описана с трех сторон:

— Французов: Арман де Коленкур

— русских: А.И.Одоевский, А.А. Бестужев-Марлинский, В.Ф.Раевский, А.Я.Розен, В.И.Штейнгель

— Поляков: дневники Т.Зана «З выгнання», Вильно, 1929 г.

Дневник А.В.Храповицкого (1782-1793 гг)

— "Памятные записки"

— 1874 г. «Дневник» в "Русском архиве" за 1901 г.

— Период 1782 - 1793 гг.

— заметки о решении «польского вопроса»

— занятии российскими войсками «польских» городов

— разделах Польши

— родословие Князей Литовских

— письма и записки Екатерины II к Храповицкому (1783—1793)

Мемуары XIX в.

— И. Крашевский, «Воспоминания о Волыни, Полесье и Литве», 1840 г.

— Его же, «Картины из жизни и путешествий», 1842 г.

— Г.Добрынин, «Истинное повествование или жизнь Г. Добрынина в Могилеве и Витебске», 1872

— А. Р. Абухович (псевдоним граф Банделиани), 1894, первые белорусские мемуары «З папераў», «Гомон» 1916,

— Дневник Ф. Рущица

— М. К. Лемке. Дневники (о службе в Главной Ставке царской армии в 1915—1916 гг.)

14. Мемуары навейшага часу. Характарыстыка асноўных этапаў i вiдаў.

· Резко сократилось количество дневников. Вначале многие революционеры не считали нужным их писать, опасно их было писать в период большевистской и национал-социалистской диктатуры.

· Воспоминания писались под «социальный заказ». Мемуары участников революционных событий, мемуары партизан и подпольщиков. Мемуары были тенденциозны, носили идеологическ. характер.

· Действовала государственная цензура в СССР, Польше и Германии.

· В послевоенное время появились многочисленные литературные мемуары.

· Возникают стенографические записи мемуаров, которые проводили специальные научные учреждения и музеи.

· Появились биографические анкеты, стандартные автобиографии, которые обладают чертами делопроизводственных документов. Они заполнялись при приеме на работу, постановке на военный учет, прохождении службы в армии, поступлении в вуз.

Особенности советских мемуаров:

— идеологические заданность и «выдержанность»; определенный выбор тем и набор сюжетов;

— объект воспоминаний — событие или вождь;

— стремление автора быть сопричастным к тому или иному событию;

— стандартизация в характеристиках ситуаций, людей; формирование образа врага;

— недоговоренность, наличие фигуры умолчания, эзопов язык

Исследователи

— А.Г. Тартаковский, С.С. Минц и А.Е. Чекунова, Мальдис А. И., Коршунов А.Ф. (см предыдущий слайд-фильм), Сайковский А.(см предыдущий слайд-фильм), Улащик Н.Н., Ходин С.Н.

 

15. Успамiны удзельнiкаў грамадзянскай вайны, калектывiзацыi i другой сусветнай вайны, дзеячоў беларускай эмiграцыi.

1. 1917 –1927 гг. В этот период преобладают мемуары участников революционного движения и гражданской войны, которые печатали свои воспоминания в газетах, журналах, на страницах сборника, посвященного 10-летию Октябрьской революции. Подбор и подача материала были тенденциозными, выражающими большевистскую точку зрения. Автор мемуаров оставался в тени, стараясь описать события и людей (чаще в позитивном плане коммунистов). В этот период появились первые мемуары деятелей белорусского национального движения. К годовщине смерти И. Луцкевича в 1920 г. в Вильно был издан сборник воспоминаний о нем.

2. Конец 1920-х – 1930-е гг. В БССР начались репрессии. Поэтому мемуары становятся более идеологизированными, подчиненными линии партии. Авторы писали в первую очередь о событиях, меньше о других людях (чтобы исключить позитивные упоминания о возможных «врагах народа»), еще меньше о себе. Резко уменьшается количество дневников, которые могли послужить материалами для обвинения. В Западной Беларуси ситуация была чуть более демократичной. Издавались мемуары деятелей белорусского национального движения. Например, в Вильно в 1928 г. вышли мемуары А.И. Луцкевича «За 25 гадоў», в которых рассказывалось о зарождении и деятельности Белорусской Социалистической (революционной) громады, о ее лидерах (в первую очередь об умершем в 1919 г. брате И. Луцкевиче). В середине 1930-х гг. вначале на иностранных языках, а в 1937 г. на белорусском вышли воспоминания белорусского драматурга Франтишка Алехновича «В кiпцюрах ГПУ», в которых впервые рассказывалось о сталинских репрессиях на территории Беларуси.

3. Период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) и первое послевоенное десятилетие (до 1956 г.). В период войны события, происходившие на территории Беларуси, описывали в мемуарах с различных точек зрения. Например, немецкий генерал Гальдер в своем дневнике уделял большое внимание продвижению группы армий «Центр» по территории Беларуси, действиям вермахта и сопротивлению войск Красной Армии. Белорусские коллаборанты издавали на страницах своих газет мемуары Ф. Алехновича, Е. Калубовича о сталинских репрессиях и лагерях, о деятельности подпольного белорусского движения в БССР в 30-е гг. Партизаны вели дневники, которые походили на журналы боевых действий или отчеты. Характер отчета о проделанной работе в тылу врага носили и мемуары первого секретаря КПБ, начальника Центрального штаба партизанского движения П.К. Пономаренко «Партызанскi рух у Вялiкай Айчынай вайне», изданные в 1943 г. в Москве. В послевоенное десятилетие издавлись мемуары, посвященные военной тематике. Например, мемуарный характер носила изданная в двух томах книга руководителя органов НКВД БССР в период войны Л. Цанавы, посвященная «всенародной» борьбе против немцев. Цанава опирался в мемуарах на документы. Многие источники мемуарного характера не были изданы, а сохранились в архивах. Например, «Опросные листы для возвратившихся на Родину из германской неволи", 8,5 тыс. анкет которых, заполнявшихся в 1945 – 1946 гг., попали в Национальный архив Республики Беларусь. Они посвящены вывозу белорусского населения в Германию и последующего возвращения его на Родину. (Курков И.И. Анкета как исторический источник (На материалах "опросных листов для возвратившихся на Родину из германской неволи") // Гістарычныя крыніцы: праблемы класіфікацыі, вывучэння і выкладання. Мінск, 23-24 красавіка 1998 г. Матэрыялы да Міжнароднай навук.-практ. канфер. Мн., БДУ, 1998.)

В 1950-е – 1980-е гг. партызанскай літаратуры па БССР у 1970-я – пачатку 1980-х гг. да 300 кніг і зборнікаў успамінаў падпольнага і партызанскага руху). П.З. Калинин «Партизанская республика» Мн., 1973), командиры партизанских бригад и соединений, диверсионных групп, подпольных обкомов и горкомов партии и комсомола. (В Принёманских лесах. Воспоминания партизан и подпольщиков. Мн., 1975. Лещеня С.К. Спаролем горкома. Мн., 1991, Ромма Ф. Мужала молодость в боях. Записки секретаря подпольного обкома комсомола. Мн., 1974. Мазуров К.Т. Незабываемое: О деятельности подпольных комсомольских организаций в годы ВОВ. Мн., 1984). К 40-летию победы вышли два больших сборника воспоминаний (Партийное подполье Белоруссии. 1941-1944. Минская область и Минск. Страницы воспоминаний. Мн., 1984.; Партийное подполье Белоруссии. 1941-1945. Страницы воспоминаний. Витебская, Могилевская, Гомельская, Полесская области. Мн., 1985). В 1960-е – 1980-е гг. вышли мемуары военачальников (Баграмян И.Х. Так начиналась война. М., 1971. Буг в огне. Мн., 1970. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1974. Руссиянов И.Н. В боях рожденная. М., 1982). У 1970 – 1980-я гг. з'яўляюцца ўспаміны, у якіх адлюстроўваліся мерапрыемствы Савецкай улады ў Заходняй Беларусі, дзейнасць Кампартыі Заходняй Беларусі. Пры гэтым асобныя з аўтараў выкарыстоўваюць розныя архіўныя дакументы, друк, перапіскуі г. д. У выніку такія мемуарныя творы набываюць рысы навуковых даследчыцкіх прац. деятелей белорусской эмиграции.В 1957 г. в Нью-Йорке «Успаміны» бывшего посла и сенатора польского сейма в 20-е – 30-е гг. Василя Рагули, В 1993 г. мемуары В. Рагули были переизданы в Минске. В 1976 г. в Торонто мемуары Язепа Малецкого «Пад знакам пагоні. Успаміны», по присоединению Западной Беларуси в 1939 г. и деятельность бел нац движения в годы ВОВ. массовые депортации, НКВД. характеристики Р. Островскому, Ф. Акинчицу, И. Ермаченко.

5. Середина 1980-х – 2000 гг. Характеризуется падением государственной цензуры. мемуары Л. Гениуш «Споведзь» (название дал издатель М. Чернявский). Переиздаются мемуары белорусских эмигрантов Е. Калубовича, В. Рагули. новые редакции ранее мемуаров П.К. Пономаренко, А. Карпюка «Прощание с иллюзиями» (оба - Неман, 1992, № 3-4). мемуары о деятельности белорусских национальных организаций в послевоенные годы. Например, сборника " Гарт. З успамінаў пра Саюз Беларускіх Патрыётаў " (Глыбокае, Паставы. 1945-1947) 1997.

Исследователи

Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII – первой половины XIX в. М., 1991.

Тартаковский А. Г.«1812 год и русская мемуаристика»

Черняева А. И. Мемуарные издания в Фундаментальной библиотеке АН БССР // Книговедение в Белоруссии. Мн., 1977. Записки Федора Евлашевского и Яна Цедровского //

Улашчык М. М. Працы па археаграфіі і крыніцазнаўству гісторыі Беларусі. З рукапіснай спадчыны. Мн., 1999. С. 61—72.Диариуш Афанасия Филипповича //Улашчык М.М. Працы па археаграфіі і крыніцазнаўству гісторыі Беларусі. З рукапіснай спадчыны. Мн., 1999. С. 81—87.

Ходзін С. М. Крыніцы гісторыі Беларусі... Мн., 1999. С. 130-138

 

17. Запiскi замежных дыпламатаў i падарожнiкаў XVI –XVIII ст.ст. як крынiца па гiсторыi Беларусi (Герберштэйн, Гваньіні, Пасевіна і інш)

павярхоўнае ўражанне вывады з выпадковых з'яў. свежы погляд прадстаўніка іншай культуры. неабходна вывучаць асобу падарожніка, мэту падарожжа, задачы цi валодаў мовай ў XVI ст. праз Беларусь, на Усход - замежныя прадпрымальнікі, дыпламаты, гандляры, навукоўцы.. на шлях капіталізму, патрэбу ў новых крыніцах узбагачэння і рынках збыту. турэцкая агрэсія - шукаць саюзнікаў, рэфармацыйныя рух

XIV - XV века

• Ж. де Ланоа /Лануа(1386—1462):

– Дерпт (теперь Тарту),

– Динабург, или Невгин (теперь Даугавпилс),

– Вильна (теперь Вильнюс),

– Браславщина

• Ян Длугош (ХV в.), «Historia Polonica».

• Амброджио Кантарини

• Джозафат (Иосафат) Барбара

XVI век

• Д. Герасимов, 1537

– Паоло Джовия Новокомски;

– неизвестный итальянец «Донесения о Московии» (1557)

• чех Гераним/ Иероним

– Энеа Сильвио Пикаламини

XVIII - XIX вв.

эпистолярные комплексы — переписка адресата с разными лицами, отложившуюся в его фонде, и его собственные письма, если таковые удается найти, отложившиеся в фондах других

Письма М.Кл. Огинского

М.К.Огинский (1768-1833) принадлежал к «литвинскому роду» не в этническом смысле, а в историческом. С 1790 года он был послом Речи Посполитой в Голландии, с 1791 — в Англии,

• Пребывание за границей описано в 4 томах изданных мемуаров

При содействии ЮНЕСКО из Москвы в Минск передано около 6 тысяч листов эпистолярного наследия композитора, ноты его произведений, в том числе неизвестных.

«Письма русского офицера» Ф. Глинки

• Письма о Польше, австрийских владениях, Пруссии и Франции с описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806 гг., Отечественной и заграничной войны с 1812 по 1815 год.

• Оценка личности Барклая-де-Толли

ретроспективно обработанный дневник

Различайте:

• «Письма русского офицера» Ф. Глинки н. ХХ в. — дневник

• «Дневники походов Стефана Батория на Россию», XIV в. — в виде писем

• «Письма из-под виселицы», К. Калиновского, 1864 — публицистика в виде писем

• «Письма о Белоруссии. Письмо первое» Данилы Боровика. 1882 — публицистика в виде писем

XVIII - XIX вв.

эпистолярные комплексы —переписка адресата с разными лицами, отложившуюся в его фонде, и его собственные письма, если таковые удается найти, отложившиеся в фондах других лиц

Письма М.Кл. Огинского

М.К.Огинский (1768-1833) принадлежал к «литвинскому роду» не в этническом смысле, а в историческом. С 1790 года он был послом Речи Посполитой в Голландии, с 1791 — в Англии,

• Пребывание за границей описано в 4 томах изданных мемуаров

При содействии ЮНЕСКО из Москвы в Минск передано около 6 тысяч листов эпистолярного наследия композитора, ноты его произведений, в том числе неизвестных.

«Письма русского офицера» Ф. Глинки

• Письма о Польше, австрийских владениях, Пруссии и Франции с описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806 гг., Отечественной и заграничной войны с 1812 по 1815 год.

• Оценка личности Барклая-де-Толли

ретроспективно обработанный дневник

Различайте:

• «Письма русского офицера» Ф. Глинки н. ХХ в. — дневник

• «Дневники походов Стефана Батория на Россию», XIV в. — в виде писем

• «Письма из-под виселицы», К. Калиновского, 1864 — публицистика в виде писем

• «Письма о Белоруссии. Письмо первое» Данилы Боровика. 1882 — публицистика в виде писем

XIX — н. XX в.

• эпистолярное наследие:

Я. Чечета (Ян Чачот)

А. Вериги-Даревского

В. Каратынского

Ф. Богушевича,

А. Ельского

В. Савич-Заблоцкого

Эпистолярии

Ельскі А. Лісты // Ельскі А. Выбранае (Уклад. Н. Мазоўка, У. Казберука. Мінск: “Беларускі кнігазбор”, 2004. С. 417-449

• B. С. Іванова. Лісты з асабістага архіва Івана Грыгаровіча //Беларускі археаграфічны штогоднік. 2007, № 8. С. 222-230

Письма с фронта в годы Вов

проблематика:

исторической антропологии

истории повседневности

истории "маленького" человека

Письма Героя Советского Союза Веры Хоружей:

1931, в Москве в «Молодая гвардия» «Письма на волю»

1932, «Рядом с нами»

1960, «Славная дочь белорусского народа» Минск

Говорят погибшие герои

«Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков. 1941 - 1945»

В. 3. Хоружая

В Омельянюк, В. Рубец, И. Козлов, И.Г. Фалевич

И. Шилов и И Т. Бородин

Жалобы и заявления



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.113 (0.015 с.)