ТОП 10:

Паняцце эпісталярнага комплекса. Буйнейшыя эпісталярныя комплексы новага і навейшага часу. Праблемы атрыбуцыі і публікацыі эпісталярных крыніц.



XVIII - XIX вв.

эпистолярные комплексы —переписка адресата с разными лицами, отложившуюся в его фонде, и его собственные письма, если таковые удается найти, отложившиеся в фондах других лиц

Письма М.Кл. Огинского

М.К.Огинский (1768-1833) принадлежал к «литвинскому роду» не в этническом смысле, а в историческом. С 1790 года он был послом Речи Посполитой в Голландии, с 1791 — в Англии,

• Пребывание за границей описано в 4 томах изданных мемуаров

При содействии ЮНЕСКО из Москвы в Минск передано около 6 тысяч листов эпистолярного наследия композитора, ноты его произведений, в том числе неизвестных.

«Письма русского офицера» Ф. Глинки

• Письма о Польше, австрийских владениях, Пруссии и Франции с описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806 гг., Отечественной и заграничной войны с 1812 по 1815 год.

• Оценка личности Барклая-де-Толли

ретроспективно обработанный дневник

Различайте:

• «Письма русского офицера» Ф. Глинки н. ХХ в. — дневник

• «Дневники походов Стефана Батория на Россию», XIV в. — в виде писем

• «Письма из-под виселицы», К. Калиновского, 1864 — публицистика в виде писем

• «Письма о Белоруссии. Письмо первое» Данилы Боровика. 1882 — публицистика в виде писем

XIX — н. XX в.

• эпистолярное наследие:

Я. Чечета (Ян Чачот)

А. Вериги-Даревского

В. Каратынского

Ф. Богушевича,

А. Ельского

В. Савич-Заблоцкого

Эпистолярное наследие В. Савич–Заблоцкого

• Переписывался с:

с ученым Драгомановым, с этнографом Пыпиным, композитором Кюи, писательницей Марией Конопницкой, попечителем Виленского учебного округа И.Корниловым

• Пишет о:

культурно–просветительском кружке «Крывiцкi вязок»

О попытках издания беларусских газет в начале 1880-х гг.

Эпистолярии

Ельскі А. Лісты // Ельскі А. Выбранае (Уклад. Н. Мазоўка, У. Казберука. Мінск: “Беларускі кнігазбор”, 2004. С. 417-449

• B. С. Іванова. Лісты з асабістага архіва Івана Грыгаровіча //Беларускі археаграфічны штогоднік. 2007, № 8. С. 222-230

Эпистолярные источники новейшего времени

Особенности:

увеличение количества и превращения в массовые источники.

Охват ими всех сторон жизни человека (история повседневности и история ментальности населения Беларуси).

Выработка определенных форм составления писем.

Этапы:

1917 – первая половина 1980-х гг.

Вторая половина 1980-х гг. – 2000 г

Эпистолярный комплекс М.Ф. Довнар-Запольского

эпистолярный комплекс -- переписка адресата с разными лицами, отложившаяся в его фонде, и его собственные письма, если таковые удается найти, отложившиеся в фондах других лиц

личный фонд Довнар-Запольского в Центральном государственном историческом архиве Украины в Киеве

• черновиков писем к графине П. С. Уваровой и в Императорское Общество истории и древностей российских

• письма историков и общественных деятелей к М. В. Довнар-Запольскому:

Письма с фронта в годы Вов

проблематика:

исторической антропологии

истории повседневности

истории "маленького" человека

Письма Героя Советского Союза Веры Хоружей :

1931,в Москве в «Молодая гвардия» «Письма на волю»

1932, «Рядом с нами»

1960, «Славная дочь белорусского народа» Минск

Говорят погибшие герои

«Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков. 1941 - 1945»

В. 3. Хоружая

В Омельянюк, В. Рубец, И. Козлов, И.Г. Фалевич

И. Шилов и И Т. Бородин

Вторая половина 1980-х гг. – 2000-е гг.

• 4 вида писем:

• письма в периодические издания;

• письма в государственные, общественные и частые учреждения;

• письма политическим, общественным деятелям, ученым, представителям искусства;

• частные письма.

– «Письма издалека» или «Письмо к Х съезду»

– письма Я. Купалы к Б.И. Эпимаху-Шипиле, критику А.А. Коринфскому

– письма Вл. Жилки, З. Верас к родным,

– письма Зм. Бядули и А. Шашалевича (Мрыя),

– письма П. Глебки, М. Танка, В. Хоружей, К. Черного,

– письма Л. Гениюш, Вл. Короткевича, П. Мяделки.

Письма в фондах архивов и музеев

• БГАМЛИ – Я. Коласа , М. Шагала , М. Горького, М. Исаковского и А. Твардовского, Д. Шостаковича

• отдел редких книг и рукописей Центральной научной библиотеки им. Я.Коласа НАНБ – Я. Дроздовича

• Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно – И. Домейко, В. Сырокомли

• Государственный литературно-мемориальный музей Я.Коласа – П. Бровке, П. Глебке, М. Лынькову, К. Крапиве, М.Лужанину

• Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН – Симеона Полоцкого

• И многие другие…

Жалобы и заявления

• обращения в высшие партийные органы возвращались для реагирования на месте

• Характеризуют:

– повседневную жизнь народа

– острые общественно-политические проблемы

– жизнь послевоенных города и села

– гендерные и семейные отношения

– проблемы взаимоотношений молодежи и студенчества с властью

• методы «истории повседневности»

Изучая жалобы и заявления как исторические источники, можно сделать вывод, что они позволяют более рельефно и многосторонне осветить историю Беларуси периода «позднего тоталитаризма», показать те стороны исторической действительности, которые замалчивались в официальных документах, услышать голоса «маленьких людей» послевоенной эпохи.

 

21. Вызначэнне паняцця “літаратурны твор”. Асаблiвасцi вывучэння помнiкаў лiтаратуры як гiстарычных крынiц.

Неабходна адрознiваць лiтаратурныя творы як гiстарычныя крынiцы i крынiцы па гiсторыi лiтаратуры (у якасцi якiх могуць выступаць i рэчавыя помнiкi, i iншыя вiды пiсьмовых крынiц).

Творы лiтаратуры, дзе мастацкая форма не менш iстотная, чым сам змест, як i помнiкi публiцыстыкi (для якiх характэрна перавага палемiчных функцый) займаюць асаблiвае месца сярод гiстарычных крынiц. Яны не столькi дакументальна фiксуюць падзеi, колькi адлюстроўваюць эмоцыi, адчуваннi, роздум аўтараў аб пэўных падзеях i з'явах. Лiтаратурныя i публiцыстычныя творы маюць першаступеннае значэнне для вывучэння гiсторыi культуры, iдэалогii. Яны могуць служыць i служаць таксама цiкавай для гiстарычнай навукi крынiцай узнаўлення сацыяльна-палiтычнай карцiны эпохi, да якой яны адносяцца.

Безумоўна, лiтаратурныя творы рознай эпохi характарызуюць розныя рысы, на працягу часу змянялася i iх роля як гiстарычных крынiц. У развiццi ўсходнеславянскай лiтаратуры (i беларускай у прыватнасцi) гэта прыкладна такiя ўмоўныя перыяды: XI – XIII ст., XIV – XVIII ст., XIX – пачатак XX ст., лiтаратурныя творы савецкага часу.

Для першага перыяду характэрны iмкненне аўтараў да дакументальнасцi, дакладнасцi ў перадачы звестак, а таксама росквiт агiяграфiчнай лiтаратуры.

 

Литературные произведения как источник об истории Беларуси.

Общая характеристика. Литературные источники – это произведения, в которых на основании сюжета рассказывается об исторических событиях и личностях. Особенности изучения литературных источников:

· Высокая степень влияния позиции автора (субъективность) на информацию источника.

· Наличие в источнике художественного вымысла – придуманных событий и героев.

Условные периоды

ü XII – XIII в.,

ü XIV – XVIII в.,

ü XIX – н. XXI в.,

ü литературные произведения советского времени

 

22. Асноўныя рысы лiтаратурных твораў XI–XIII ст.ст. "Слова аб палку Iгаравым". Публiцыстычны i палемiчны жанры, іх станаўленне. "Павучэнне" Манамаха.

Агiяграфiчныя творы складалiся з мэтай стварэння «прыкладаў жыцця», якiя трэба было пераймаць, на аснове якiх трэба было будаваць сваё жыццё. Публiцыстычная накiраванасць характэрная для ўсiх лiтаратурных твораў XI – XIII ст., размежаванне iх з уласна публiцыстычнымi вельмi ўскладняюцца.

Произведения религиозной литературы. В XI—XIII вв. на землях Руси преобладали произведения христианского содержания, авторами которых были русские епископы и монахи. Основные жанры и традиции религиозной литературы были восприняты из Византии в конце X— начале XI вв. в связи с принятием христианства. Уже в 1055 г. появляется первое оригинальное произведение русского митрополита в 1051—1055 гг. Иллариона «Слово о законе и благодати», в котором прославлялся князь Ярослав Мудрый. В конце XI века монах Нестор создал первые жития на Руси – «Житие Феодосия Печерского» и «Житие Бориса и Глеба».

Наиболее известным писателем и религиозным деятелем на землях Руси в XII веке был епископ Турова Кирилл (не ранее 1130 – после 1184). Он известен своими религиозными произведениями, среди которых 3 канона, 8 «Слов», повесть, около 30 молитв на каждый день недели и поучений. «Слова» были приурочены к церковным праздникам (например, "Кирила недостойного мниха слово на вознесение Господне»). Кирилл Туровский написал также послание князю Андрею Боголюбскому (около 1111 – 1174). Сохранилось также одно «Послание к пресвитеру Фоме», написанное Климентом Смолятичем, который в XII веке «был книжником и философом, каких на Руси не было еще».

  • Литературно-публицистические произведения XII вв.

ü «Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова»

ü «Поучение Владимира Мономаха»

«Слово о полку Игореве», 1185–1187 гг.

  • Одним из первых светских литературных источников на землях Руси
  • написанное в 1185–1187 гг. черниговским боярином Петром Бориславичем (атрибуция Б. Рыбакова)

ü отдельные исследователи приписывают авторство Кириллу Туровскому

  • повествуется о:

ü походе князя Новгород-Северска Игоря Святославовича в 1185 г.

ü деятельности полоцких князей

ü кн. Всеславе Брячиславовиче

ü битве на р.Немиге 3 марта 1067 г.

ü борьбе кн.Изяслава Васильковича против «поганых» (язычников)

  • Рукопись обнаружена в 1795 г. в Спасо-Преображенском монастыре (г.Ярославль) А.И.Мусиным-Пушкиным

· В 1800 г. «Слово» было издано с параллельным текстом на древнерусском и русском языках.

· Список «Слова», который находился в библиотеке Мусина-Пушкина, погиб во время пожара Москвы в 1812 г.

· Iснуе вельмi шмат мастацкiх перакладаў «Слова…», у тым лiку i на беларускую мову (Я. Купалы, М. Гарэцкага, Р. Барадулiна, I. Чыгрынава). Аднак для гiсторыка яны цiкавыя толькi як сучасныя лiтаратурныя пераклады, для тэксталагiчнага вывучэння iх выкарыстоўваць немэтазгодна.

  • Рыбаков Б.А. Петр Бориславич: Поиск автора "Слова о полку Игореве". – М.:, 1991

«Поучение Владимира Мономаха»

  • 1117 г., але памылкова ўключанае ў Лаўрэнцьеўскi спiс «Аповесцi мiнулых гадоў» пад 1097 г.
  • крынiца выхаваўчага, навучальнага зместу (але, безумоўна, свецкага характару)
  • соединяет различные жанры — автобиографию, исповедь, нравоучение, завещание
  • картина христианского благочестия
  • Повествуется о:

ü походах Владимира на белорусские земли: (Берестье, Полоцк, Смолнеск, Лукамль, Логожск, Дрюцк, Минск)

  • Опубликовано:

ü Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. –Подготовка текста «Поучения…», перевод и примечания Д.С.Лихачева

ЛІТАРАТУРНЫЯ ТВОРЫ 11-13 вв

«Слово о полку Игореве»«1185–1187 гг. атрибуция Б. Рыбакова -- черниговский боярин Петр Бориславич Источник датируется по упоминанию живым галицкого князя Ярослава Осмомысла, умершего в 1187 г. В «Слове» повествуется о походе князя Новгород-Северска Игоря Святославовича в апреле-мае 1185 г. против половцев. Датировка похода установлена по солнечному затмению, которое застало войска Игоря в излучине Дона 1 мая 1185 г. приписывают авторство Кириллу Туровскому 3 канона, 8 «Слов», повесть, около 30 молитвповествуется о: походе князя Новгород-Северска Игоря Святославовича в 1185 г. деятельности полоцких князей кн. Всеславе Брячиславовиче битве на р.Немиге 3 марта 1067 г. борьбе кн.Изяслава Васильковича против «поганых» (язычников) аўтар адначасова падкрэслiвае бессэнсоўнасць мiжусобных войнаў, у якiх прымаў удзел i ён, звяртаецца з заклiкам да прадстаўнiкоў дзвюх дынастый – Усяслава Чарадзея i Яраслава Мудрага перапынiць раздоры i сваркi. «Слова дапаўняе летапiсы. аб дзейнасцi Усяслава Чарадзея ў якасцi кiеўскага князя. звесткi аб гарадзенскiм князi Iзяславе Васiлькавiчы. борьба князя против «поганых» (язычников) литовцев, которые располагались в болотах по течению (Западной) Двиныаб мiжусобiцах у Полацкай i Кiеўскай землях (ў супастаўленнi «р.Сула – Дзвiна»). Можна меркаваць, што аўтарам «Слова…» быў адзiн са складальнiкаў кiеўскага летапiсу XII ст. або ён меў на руках спiс Полацкага летапiсу.шмат мастацкiх перакладаў «Слова…», у на беларускую мову (Я. Купалы, М. Гарэцкага, Р. Барадулiна, I. Чыгрынава. Рукопись обнаружена в 1795 г. в Спасо-Преображенском монастыре (г.Ярославль) А.И.Мусиным-Пушкиным . (з яго была зроблена копiя для iмператрыцы Кацярыны II) i ў 1800 г. апублiкаваны. Падчас вайны 1812 г. арыгiнал твора знiк.–

Рыбаков Б.А. Петр Бориславич: Поиск автора "Слова о полку Игореве". – М.:, 1991

«Поучение Владимира Мономаха»1117 г.соединяет различные жанры — автобиографию, исповедь, нравоучение, завещание картина христианского благочестия Повествуется о:походах Владимира на белорусские земли: (Берестье, Полоцк, Смолнеск, Лукамль, Логожск, Дрюцк, Минск) Опубликовано: Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. –Подготовка текста «Поучения…», перевод и примечания Д.С.Лихачева

Публiцыстычная накiраванасць творчасць Кiрылы Тураўскага. больш за 40 яго твораў: казаннi, павучаннi на тэмы Евангелля, пiсанняў прарокаў, малiтвы i канон аб пакаяннi, аповесцi. «Павучанне Уладзiмiра Манамаха», напiсанае ў 1117 г., памылкова ўключанае ў Лаўрэнцьеўскi спiс «Аповесцi мiнулых гадоў» пад 1097 г. Аўтар («пры святым хрышчэннi Фёдар, а рускiм iмем Уладзiмiр») дае настаўленнi падрастаючаму пакаленню, дзелiцца вопытам.

23. Жыційная літаратура. Мартырыі (“страсці”). Жыція Ефрасінні Полацкай, Кірылы Тураўскага і інш. Вывучэнне жыційнай літаратуры. В.В.Ключэўскі.

Первые «пасионы» (страсти) и мартирии (свидетельства), в которых повествовалось о мученической смерти первых христиан, возникли в начале III века (пасион Перепетуи и Фелициты периода антихристианских гонений Септимия Севера 203—210 гг.). Первым восточнославянским агиографическим произведением было описание в «Повести временных лет» принесение в жертву язычниками 12 июля 983 г. отца и сына-варягов в Киеве.

· Агиография — святописание, агиобиография — святожизнеписанние, житие святого

· «пассионы» (страсти) и мартирии (свидетельства); отсюда — мартиролог. XI-XIII вв.

· 1055 г., Илларион «Слово о законе и благодати»

· К. XI в., Нестор, «Житие Феодосия Печерского» и «Житие Бориса и Глеба»

Особенность житий в том, что автор точно следовал канону (как при написании иконы), использовал целые выражения и сюжеты из других житий. Например, в житии Ефросиньи Полоцкой много схожего с житием Ефросиньи Александрийской. Ефрем, автор жития Аврамия Смоленского, сознательно перенимал манеру письма Ефрема Сирина, создателя жития Иоанна Златоуста.

В. О. Ключевский

· «Древнерусские жития святых как исторический источник) // Чтения ОИДР. 1914. Кн. 1

· Житие – не жизнеписание, расстояние между ним и биографией, по словам Ключевского, как между иконой и портретом

В. О. Ключевский. Пять тезисов:

· Первый - биографические факты являются определенными формами для выявления идеального образа святого.

· Второй -«Житие» берет только такие черты, которые ведут к определенной задаче

· Третий -избранные черты сильно обобщаются в житии

· Четвёртый -автор жития описывает только кульминационные моменты жизни героя

· Пятый -количество и качество биографических фактов в житии обратно пропорциональны торжественности причины создания жития и времени

· Сборники подробных повестей о жизни и подвигах святых

· книги для чтения («Четии Минеи»)

· «синаксары», или «прологі».

ü две прологовые редакции жития Евфросинии Полоцкой

Житие Евфросинии Полоцкой

· написано в конце ХII в. и сохранилось в переработках XVI – XVIII вв.

· Более 100 списков, 6 редакций:

ü Сборники Степенной книги, Макарьевские великие Четьи Минеи

ü две Прологовые и редакция «Книги житий святых»

· Описано:

ü пострижение в монахини сестер Евфросинии

ü "начала книги писать своими руками, и прибыль отдавала нуждающимся"

ü паломничество в Святую Землю

· Опубликовано: «Житие св. Евфросинии Полоцкой» (ст.слав). в «Кніге жыцій і хаджэнняў» сост. Мельников А.А. Мн., 1994. С. 25-41.

· Оригинал находится в: Рукописный сборник 16 в. Росс. нац. библ., Москва, Ф.113, №632, лл.206-225об. (первый вариант редакции Сборников).

Житие Кирилла Туровского

· 3 канона, 8 «Слов», повесть, около 30 молитв на каждый день недели и поучений.

· послания Андрею Боголюбскому

· В конце XII—XIII веке было создано прологовое житие Кирилла Туровского.

· В житии он назван «другим Златоустом», молитва Кириллу Туровскому с просьбой от безбожных агарян.

· Опубликовано: Житие Кирилла Туровского (ст.слав). в кн.: Мельнікаў А.А. Кірыл, епіскап Тураўскі. Жыццё, спадчына, светапогляд. 2-е выд. Мн., 2000. С. 14-16.

· || Оригинал: список Стишного Пролога 16 в., Росс. нац. библ., СПб., Общество любителей древней письменности, F.212, лл. 299-300об.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.022 с.)