Развитие культуры на белорусских землях в 9-13 веках. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие культуры на белорусских землях в 9-13 веках.



До конца 10 в на белорусских землях не сущ.ествовало монумент.альной архитектуры, но были богатые традиции деревянного зодчества. Принятие христианства вызвало необходимость в возведении в городах нашего края культовых камен. храмов! Интересн. архитект. школа сложилась в Полоцке. Она вобрала в себя лучшие традиции как местной, так и Европейской культуры. Одним из самых известных строений Полоцка явл. Софийский собор (50-е годы 11 в.)Собор был построен Вс. Чародеем, как символ мощи Полоцкого кн-ва, богатства и символ рав-ва с Киевом и Новгородом. Соф. собор был большим в размерах (26x31 м), крестово-купольным храмом с 7 куполами. Храм был украшен фресками, в нем хранилась гос. козна, архив, библиотека. Там подписывались самые важные договора и хранилась печать Полоцкого княжества. Святая София – символ православия. Во времена сев. войны в храме был размещен пороховой склад, что привело к уничтожению собора в 1710 г. В середине 18 в. собор был перестроен в стиле Виленского барокко.

В 20-30 е годы 12 в. строится под Полоцком большой собор Бельчицкого монастыря. В его архитектуре ощущалось влияние Византийской школы. Он был украшен фресками и керамич. плиткой. В середине 12 в. по заказу Е. Полоцкой строится Спасо-Преображенская церковь Спасо-Ефрасиньевского монастыря (8-12 м). Эта церковь – первый памятник-храм, в котором Византийские традиции были переработаны в национ. духе. Всего в Полоцке в 12 в. было построено 10 храмов. 6 из них найдены в археологических раскопках. Они свидетельствуют, что в Полоцке сформировалась своя архитектурная школа, которая имела влияние на др. земли (Новгород, Смоленск и др. городов). Еще одна архитектурная школа в г. Гродно. Характерный представитель этой школы – Борисо-Глебская церковь (Коложская кон. 12в.). Стены украшены фресками, а пол выложен плиткой. В верхней части стен вмонтированы сосуды-голосники, улучшающие акустику храма. Снаружи украшена плиткой и тесаным камнем в форме крестов и геометрических фигур. Такое оформление храмов не встречается больше нигде в храмовой архитектуре 12в. Всего учеными установлено существование около 5 храмов в г. Гродно (Княж. терем, Нижн. церковь и т.д.). Все это говорит о том, что в городе работал самобытный зодчий (неизвестно).

Гродненская архит. школа развивалось под влиянием Полоцкой и Волынской. Храмы строились на нашей территории в Витебске, Турове и др. Таким образом в 9-12 вв. на бел. землях сформировались архитектурные школы, которые опирались на местные традиции и опыт киевской и Византийской школ. В этот период были заложены основы градостроительства и оборонительного зодчества. Новые социально-экономические отношения, рост торговли и городов способствовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства и т.д. В 12-13 вв. на наших землях насчитывалось около 60 видов ремесел (резьба по дереву, ювелирное, кузнечное, гончарное и т.д.) В производстве домашней утвари, оружия, украшений использовали дерево, железо, серебро, золото, стекло и т.д. Из дерева – ложки, гребни, из кости – гребни, шахматы, из камня – кресты, иконки, из золота – украшения. Славились своим умением ювелиры. Шедевр ювелирного искусства – крест, сделанный Лазарем Богшей в 1167г. 6-конечный крестдлинной 52 см. был украшен золотом, серебром, миниатюрами святых и орнаментами. По своим худ. качествам он не уступал лучшим примерам прикладного искусства того времени. В 1941г. он пропал Могилевского краеведческого музея. В 1997г. мастером Н. Кузьмичем была сделана копия.

С появлением гончарного круга более интер. и разнообразным стало стало производство посуды и др. изделий из глины (украшения, кирамич. плитка) В Полоцке, Турове, Гродно – изделия из стекла. С появлением христианства стала распространяться живопись (роспись храмов) – фрески Софийского собора, Спасо-Преображенской церкви и т.д. Полоцкие мастера были хорошо знакомы с классич. Византийской манерой письма использовали местные традиции. В 12-13 вв. у нас появл. иллюстр. рукописи, в которых находились рисунки – минатюры. Самая известная – Радзивиловская летопись (около 600 рисунков), Оршанское и Лавришеское евангелие. Жизнь наших предков была тесно связана с музыкой, песнями и танцами. Профессионалы, для которых искусство – средство существования, являлись скоморохи (жонглеры, актеры). Они участвовали в княж. застольях, военных походах и др. Среди муз. инструментов, на кот. играли, были трубы, дудки, гусли, рожки. Все это говорит о том, что в 9 – 13 вв. на бел. землях развивалась худ. культура, что особенно видно в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.

Причины возникновения ВКЛ

В 13-14 вв. определились 2 центра консолидации восточных славян.Один из них был связан с древнерусскими городами Новогрудодком и Вильной,вокруг которых объединялись заподнорусские и литовские земли и формировалось могущественное государство-Великое княство Литовское.Второй центр-Москва,консолидирующая восточнорусские земли.Вокруг нее сформировалось также большое и могущественное Московское государство.Возникает вопрос:почемузаподнорусские и литовские земли середины 13 в.. стали объединяться и создовать единое государство-Великое княство Литовское?

Существует 3 группы причин образования ВКЛ.Первая из них-это социально-экономические причины.Интенсивное развитие феодальных отношений,закрепощение новых категорий населения-свободных общинников,усиление боярства,развитие земледелия,рост городов,расширение торговли,ремесел,возникновение территориальнойспециализации труда-все это возрождало объединяющую тенденцию-тенденцию к созданию единого государства,в котором после продолжительной феодальной раздробленности можно было более успешно решать социально-экономические задачи.

Вторая группа-внутриполитические причины.Дальнейшее развитие феодальных отношений неизбежно вело к обострению социальных противоречий,принимавших различные формы:от кражи феодальной собственности,уничтожения знаков,которыми феодалы обозначали захват и присвоение общинных земель,до поджога строений феодалов,убийств представителей феодальной администрации.Социальные конфликты в феодальном обществе всегда являлись одним из факторов объединяющих процессов.Хозяева земли сплатились для усиления правового регулирования и унификации феодальных отношений,чтобы принудить крестьян работать на земле феодалов.

Третья группа-внешнеполитические причины.Угроза в 13 в. Заподнорусским (современным белорусским) землям с запада от крестоносцев (Ливонский и Тевтонский ордены),с юга и востока-от татаро-монголов (завоевание Восточной и Южной Руси) подталкивала заподнорусские и литовские княжества к объединению и созданию единого государства.

Процесс образования ВКЛ был длительным и имел сложный характер.Он происходил более века-со второй четверти 13 в. По третью четверть 14 в.В одних случаях территории присоединялись при помощи военной силы,в других-на основании соглашений между русскими и литовскими князьями,в третьих-путем династичесих браков.На протяжении 13-14 вв. в Центральной и Восточной Европе образовалось феодальное государство-Великое княство Литовское,охватывавшее территорию современных Литвы и Беларуси,большую часть Украины и часть России (Смоленскую,Тульскую,Орловскую и часть Московской области).В период своего расцвета в 15 в. ВКЛ простиралось от Балтийского до Черного моря и от границ Польши и Венгрии до Можайска,что в 100 км от Москвы.

9.Кревская уния:причины,сущность,последстви

Реальная угроза отпадения русских земель побудила аукштайтскую знать обратить свои взоры в сторону быстро крепнувшего заподного соседа-Польского королевства.Польские феодалы к 14 в. Захватили Галицко-Волынскую Русь-этническое ядро будущей Украины,и лелеяли планы дальнейшей экспансии на русские земли.В этом их интересы сталкивались с амбициями ВКЛ.Однако общая угроза со стороны немецких крестоновцев толкала обе стороны к сближению,т.к. немецкие крестоносцы стремились расширить свои прибалтийские владения.Они жестоко опусташали соседние польские,литовские,русские земли.Однако крестоносная угроза не шла ни в какое сравнение с татарской,не раз ставившей под вопрос само бытие народов,окозавшихся жертвой вторжения кочевых орд.

Таким образом,крестоносная угроза содействовала польско-литовской унии,но отнюдь не была ее основной причиной.Главной причиной было стремление литовских феодалов,опираясь на помощь Польши,удержать и расширить русские владения.Польские же феодалы,в свою очередь,надеялись инкорпорировать в состав Польши саму Литву вместе с ее русскими владениями.

Сближение Литвы с Польшей имело еще один чрезвычайно важный аспект.Литва оставалась последним в Европе языческим государством,где языческие меньшиство доминировало над христианским большинством.

В начале лета 1385г три больших посольства-Великого княжества,Полиши и Венгрии-собрались в Крево.Переговоры велись без торопливости,и к 14 августа были выробатаны обязательства Ягайло,которые он должен выполнить за получение королевской короны.Великий князь обещал принять католичество и обратить в эту веру своих родственников и подданных,покрыть нанесенный Польше ущерб,отвоевать все захваченные другими странами польские земли и «страны свои Литву и Русь навечно присоеденить к короне королевства Польского».Была среди договоренностей еще одна.В 1378тг. При подписании договора о женитьбе Вильгельма Габсбурга на Ядвиге стороны условились о выплате компенсации в 200 тысяч флоринов (это более 700 кг золота) стороной,отказавшейся от брака.В Крево и эту сумму Ягайло обязался заплатить за польскую сторону.

На съезде 1385 г. Были одобрены такие условия унии:объединенными государствами должен управлять один человек,сочетающий функции короля и великого князя,сначала таковым будет Ягайло,а затем-прямой потомок его и Ядвиги,ведение внешнеполитических дел,касающихся обеих держав,а также защита территории должны быть совместными,внутреннее управление в каждой из стран-раздельное,и в Польше,и в Великом княжестве-свои войска,правительство и одна казана.

Условия Кревской унии в большей мере были выгодны польской знати,которая упорна стремилась на вечные века присоеденить земли Великого княжества Литовского к Польше.Значительная часть белорусских феодалов не хотела мириться с ущемлением политической и государственной самостоятельности Великого княжества.Поэтому началась борьба против Ягайло и его политики.

Князь АндрейОльгердович 9брат Ягайло),набрав инфлянтских рыцарей и латгальких воинов,при поддержке князя смоленского Святослава напал на Великое княжество.Собрав войско,князья Скригайло,брестско-гродненский Витовт,новгород-северный Корибут выступили к Мстиславлю,который осождали войска смоленского князя Чвятослава.В ожесточенной битве смоляне были разгромлены.Святослав с многими своими боярами погиб,его сыновья Глеб и Юрий попали в плен.После этого войска Велткого княжества пошли на Полоцк,взяли его,а князя Андрея заковали в цепи и посадили в склеп.В Полоцке стал княжить Скригайло,в смоленском княжестве остался его ставленник.

11.Социально-экономическое развитие ВКЛ 14-первая половина 16 вв.

Социально-экономической основой развития белорусских земель в средневековую эпоху являлось сельское хозяйство.Верховным собственником земли был великий князь.Значительным земельным фондом владели бывшие князья и родственники князя,которых называли магнатами.За военную и гражданскую службу князь наделял людей землей во временное или постоянное пользование.Этих людей называли боярами,а с 15 в-шляхтой.Землевладельцами являлись также церковные учреждения и духовные иерархи.Крестьяне собственной земли не имели.Они работали и жили на земле магнатов или шляхтичей,за что до конца 15 в. В основном рассчитывались с помещиком продуктами-зерном,медом,домашней утварью и т.д.

Крестьяне относились к низшему сословию и назывались «люди»,»мужики»,»подданные».Формой общественной организации являлись соседская сельская община,которая входила в состав более широкой организации-волости.Община владела правом разбора некоторых криминальных дел в копном суде,распредилением и сбором дани и налогов.В общественном пользовании общины были пастбища,сенокосы,леса и вода.

В соответствии с характером земельной собственности,на которой проживали крестьяне,они подразделялись на помещичьих,государственных и церковных.В зависемости от количества земли,которой они пользовались,и характера повинностей,крестьяне делились на тяглых,огородников,бобылей,коморников,кутников и др.От степени личной зависемости от феодалов выделялась челядь невольная(крестьяне,которые не имели своего хоз-ва,жили в имениях феодалов),челядь придворная (прислуга),»похожие» люди (крестьяне с правом перехода от одного имения к другому) и «непохожие» люди (крестьяне,которые были лишены такого права.

В середине 15 в. В заподной Европе увеличился спрос на зерно,торговля которым давала помещикам большой доход.Поэтому они стали переходить к фольварочной системе хоз-ва.Помещики на лучших землях организовывали хоз-во,в котром выращивали зерновые культуры и разводили скот.С этого времени крестьяне за пользование землей должны были отрабатывать определенное количество дней на помещичьей земле (барщина) своим инвентарем или платить деньги (чинш).

В середине 15 в. началась аграрная реформа,которая получила название «волочной помери».Целью ее был более полный учет и распределение земли,унификация крестьянских повинностей.В качестве основной единица налогооблажения была волока (19,5 десятины,или в современном исчеслении 21,3 га),а главной повинностью-барщина.

В связи с реформами ускорялся процесс закрепощения крестьянства.Начало законодательного оформления крепостного права в ВКЛ было положено правилием в 1447г,а «Уставы на волоки» 1557г. Распространила его на ту часть крестьян,которая еще сохраняла право перехода от феодалов.Это было зафиксировано Статутом 1566г,который определил 10-летний срок сыска беглых крестьян,а Статутом 1588 г этот срок был удвоен.Таким образом,юридически было закреплено крепостное право.С этого времени крестьяне потеряли личную свободу,помещики могли их продовать,менять,закладывать в залог как всю семью,так и тодельных членов семьи.В западной и центральной Беларуси осуществление реформы привело к смене общинного землепользования подворным.

8.Основные этапы становления ВКЛ.

ВКЛ-это средневековое Белорусское государство,возникшее в 13-14 вв. в результате объединения Новогрудком вокруг себя соседних древних княжеств-Полоцкого,Турово-Пинского и Смоленского на экономической и культурной основе,а также земель,которые заселяли племена литва,латыголь,ятвазь и другие.

В своем развитии ВКЛ прошло 3 основыных этапа:становление и укрепление-13-14 вв.,расцвет и наивысшее магущество-15-первая половина 17 в.,постепенное ослабление и упадок-вторая половина 17-конец18 в.Начальный этап развития нового Белорусского государства характеризовался сильными централистскими тенденциями Новогрудка,его непримиримой борьбой с Жамойтью,Галицко-Волынской землей,а также с крестоносцами-Ливонским и Тевтонским орденами,которые в 1237 г объеденились для более эффективной экспансии.И далее ВКЛ стремилось к расширению своих границ, как путем прямых завоеваний во времена Альгерда (1345-1377) и Витовта (1392-1430),так и путем заключения политических союзов в период княжения,Александра из Ягайлоьичей (1492-1506).

Пределы ВКЛ увеличивались и за счет мирного перехода его юрисдикцию соседних государств,яркий пример чему-добровольное присоединение в 1559-1560 г Инфлянтов,которые искали спасения от Московии.

10.Общая характеристика ВКЛ,органы гос.власти,управления.Статуты ВКЛ.

Политический строй Белорусакого гос-ва,который,конечно,эволюционировал в период расцвета,определялся наличием высшего законодательного органа-Главного съезда (Сойма),депутаты которого избирались на уездных соймиках шляхты.Достаточно сильной и совершенной была исполнительная власть ВКЛ во главе с великим князем.Города,имевшие самоуправление.так называемое магдебурское право,возглавлялись войтами,назначенными монархом.

Делопроизводство во всех гос.учреждениях Княжества велось на белорусском языке,как того и требовал статут.Все собственники Княжества-землевладельцы,арендаторы,таможенники и другие централизованно вносили налоги в общую княжескую казну.Собранные деньги использовались преимущественно на содержание административного,судебного аппарата и армии.

ВКЛ являлось полиэтничным гос-ом,но не федеративного,а унитарного типа,поскольку на всех землях его начиная с 15 в действовал единый,общепринятый свод законов,вносить изменения в который местной администрации не разрешалось,на всей территории существоавала твердая денежно-финансовая и налоговая система,действовали единые принципы судебного и администативного отправления,был принят общий порядок назначений руководителей земель,воеводств и поветов,которые имели равные права и обязанности,везде существовали одинаковые правила выбооав на соймик и на главный съезд,монархом определялся единый для всех порядок и даже одни и те же дни проведения шляхетских соймиков.

Как видим,в ВКЛ действовали унитарные принципы государственно-политического управления,а не федеративные,как обычно утверждается.Более того,разного рода сепаратистские устремления присоедененных кКняжеству земель,воеводств,волостей или просто отдельных крупных феодалов считались нарушением законов ВКЛ,гос. Преступлением и поэтому жестопреследовались.Своеобразный феодальный федералихм в ВКЛ имел место только на начальном этапе после восхождения новых земель в состав ВКЛ,в определенный «переходный период»,когда присоединенные земли «осваивались».Но со временем он,как правило,разрушался под натиском общей унитарной тенденции,которая господствовала в гос-ве,особенно в конце 14 в,когда Витовт на пртяжении 1392-1396 гг полностью уничтожил систему местного (удельного) княжения.Со второй половины 15 вцентрализационные процессы ускорились,приобретя силу общегосударственных законов.

В 16 в происходит постепенный переход к другому типу права-к статутному.Самыми значительными из них принадлежат статутам,изданным в 1529,1566,1588 г.Для всех статутов было характерно явно гуманистическая направленность.

Статут 1529 гговорил о ответственности только по закону и только по суду,в нем было 13 разделов,состоящие из 244 статей.Возникновение новых обстоятельств и событий привело к утвержеднию нового статута.Специальная комиссия для его подготовки была образована из 10 чел.Половина из них была провославной,половина-католики.

Право простых людей избирать князя и об утановлении уголовной ответственности с 14 лет было обозначено в Статуте 1566 г.Потребность в кодификации все возрастала,а после Люблинской унии 1569 г приняла активную напрвленность.И в 1568 году Сом назанчил комиссию для разработки нового проекта статута.

И в 1588 г Жигимонт Сигизмунд 3 Ваза утвердил его.Третий по счету статут установил ВКЛ как суверенное гос-во,вопреки Люблинской унии.Статут 1588 г был переходным сводом законов,провозглашавший плавный переход от феодолизма к капиталистическим отношениям.Проявлялось это в разделе властей,ограничении власти великого князя,в единстве права для всего гос-ва,необходимость в гос-ом суверенитете и в идеи равенства всех людей перед законом.

По принципу раздела властей,власть респределялась между Соймом (законодательная),Великим князем и Радой (иполнительная) и великокняжескими и местными судами (судебная).Статут установил привлечение к уголовной ответственности с 16 лет,за убийство простого человека также полагалась уголовная ответственность,призывал к веротерпимости,провозглашал шляхецкие льгот и привилегии,что немного подрывало идею равенства перед законом.Но в целом статуты имели прогрессивные черты:ограничивали власть князя,укреплялся прававой порядок,в соответствии с которым все гос-ые органы должны действовать в соответствии с законом,провозглашал идеи суверенитета.

12.Культура Беларуси в 14-16 вв.

Важным явлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература.Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князей Литовских»,»Хроника ВКЛ и Жемойтского»,»Хроника Быховца»,»Хроника польская,литовская,жемойтская и всей Руси» М.Старыйковского.Во второй половине 16 в. На смену традиционному летописанию пришла историко-мемуарная литература:»Письма» оршанского старосты Ф.Кмиты-Чернобыльского,мемуары новогрудского судьи Ф.Евлашевског,»Баракулабская хроника».

На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства заподноевропейских стран.Переосмысливая это наследие,белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом,романском стиле и стиле барокко.Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах,Мало-Можейкове,Супрасли,заславле.Во второй половине 16 века были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже).С конца 16в. Появляется барокко.В этом стиле итальянским архитектором Дж.М.Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел.В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке,Лиде,Гродно,Мире и др.Их возникновение было вызвано необходимостью обороны.

В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура.Наиболее активно развивалась иконопись.Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства.Характерными являются иконы «Матерь божья Замилованне»,»Матерь божья Иерусалимская»,»Матерь божья Смоленская» и др.С 15 в появляются произведения светской живописи в жанре портрета.Распрстраненным был и такой вид живописи,как книжная миниатюра-рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения.Скульптурные призведения укращали церкви,костелы,дворцы феодалов.

Таким образом,14-16 вв. это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры,синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций,расширения культурных связей между белорусским и другими народами.

13.Люблинская уния 1569 г:истоки и содержание.

21 декабря 1568 г Сигизмунд Август выдал литовским представителям указание касательного плана работы совместного польско-литовкого сейма.Заседания сейиа начались в январе 1569 г.

В начале первого совместного заседания посланники польской шляхты потребовали,чтобы во всех дискуссиях участвовали обе стороны,и никто не проводил отдельных совещаний.Поляки на опыте прежних сеймов опасались,что литовские вельможи,собираясь отдельно,смогут подавить оппозицию со стороны своей шляхты.Литовцы отказались принять польское требование, и на первом своем самостоятельном собрании попытались сформулировать свой план унии.как того и опасались посланники польской шляхты,окончательным вариантом литовской программы стала программа вельмож.В итоге каждая из двух сторон-поляки и литовцы-представлячла на рассмотрение совместных заседаний свой собственный прект унии,и существенные расхожднеия обеих сторон в соотношении характера унии прводили в тупик.

Поляки настаивали на полном включении ВКЛ в состав Польши.Даже само название Литва должно было быть исключено,и у монарха должен был быть единственный титул-«король Польши».

Литовцы,наоборот,предлагали тесную федерацию Польши и Литвы.Общего правителя должен выбирать совместный сейм,который следует проводить на границе между двумя странами,и в Кракове монарха будут короновать королем Полиши,а в Вильно-великим князем Литовским.для решения вопросов внешней политики,войны,и других важных дел,касающихся интересов обеих стран,должен будет собираться по очереди то в Польше,то в Литве совместный польско-литовский сейм.Местные дела каждого из гос-ств должны будут обсуждаться отдельно на польских и литовских сеймах.Литва сохранит свои собственные законы и систему правосудия.Только коренные жители великого княжества смогут быть назначены на официальные должности в великокняжеском правительстве и администрации.Однако полякам и литовцам будет позволено покупать земельные угодья в другой стране-участнице договора.Понятно,что поляком такой план не нравился.

1 июля 1569 г договор об унии был подписан как поляками,та ки литовцами.4 июля Сигизмунд Август утвердил его.

В своей основе договор представлял собой польский план унии.Пожелания литовцев были приняты в расчет только в некотрых деталях.Основные принципы были следующими:

1.Польша и Литва должны были составить единое содружество,единое гос-во,единый народ.

2.Они должны иметь единого суверина,с титулом «король Польский,Великий князь Литовский».

3.Суверен должен избираться сенатом и шляхтой объединенного народа.

4.Избирательный сейм должен будет собираться в Польше,а не в Литве.

5.Вновь избранный король,после того как примет корону,должен дать клятвузащищать свободы обеих народов.

6.король должен быть коронован в Кракове.Отдельной церемонии посажения на ВКЛ не будет.

7.Будет существовать лишь один сенат и один сейм,и тот и другой будут установлениями польской короны («коронными»).

8.Внешняя политика будет одной и тойже для обеих народов.

9.Земельные угодья могут приобретаться поляками в Литве и литовцами в Польше.

Легче было провозгласить эти принципы,чем воплотить их в реальность.Полностью Литва в состав Польши так и не вошла и сохранила свою автономию даже после Люблинской унии.

Показательно,что противоречия в этом отношении были в самом тексте договора.Хотя слияние двух народов-поляков и литовцев и было провозглашено,в договоре все-таки упоминались «два народа»,пусть и объединенные.Все еще продолжал использоваться титул «Великий кнгязь Литовский».Все должности в правительстве и высшей администрации великого княжества остались нетронутыми.Великое княжество все еще сохраняло свой гос-ый герб.Литве было позволено пользоваться ее собственным сводом законов (статутом),хотя ей и были даны указания,пересмотреть его для координации с польским законодательством.

В дальнейшем развитии взаимоотношений между Польшей и Литвой автономия последней подтверждалась частои во многих аспектах.Договор об унии запрещал дальнейшую деятельность литовского сейма.

Согласно Люблинской унии,литовский свод законов должен был быть пересмотрен для того,чтобы приспособить литовские законы к польским,эта ревизия была проведена в Литве литовско-русскими юристами и продолжала традиции первых двух статутов.Русский язык остовался официальным языком правительства,администрации и законотворчества ВКЛ на протяжении более чем столетия после Люблинской унии.

Даже после совершенной полонизации в конце 7 в Литва сохраняла свою втономию еще на протяжении почти столетия.Лишь в соответствии с положениями польской конституции от 3 мая 1791 г остатки литовской конституции были аннулированы,и полное вхождения Литвы в состав Польши состоялось окончательно.

Хотя Литва и оставлась автономной после Люблинско унии,ее мощь значительно ослабла из-за присоединения к Польше украинских областей великого княжества.В политическом отношении на передний план выдвинулась шляхта,и совет вельмож вынужден был с этим смириться.Главный удар был нанесен унией по русским Теперь вся Западная Русь была разделена на 2 части,одна из котрых оставалась присоединенной к Литве,а другая находилась под властью Польши,Белоруссия и Украина в политическом отношении были отделены друг от друга.

Постепенно поляком удалось распространить свое влияние на основную часть украинского дворянства,но они не смогли добиться того же с украинскими казаками и крестьянами.вскоре стало очевидно,что в Люблине Польша «проглотила» больше чем она могла «переварить».

14.Положение ВКЛ в составе речи Посполитой (17-18 вв.)

В результате жесткой борьбы за независимость и территориальную целостность на Люблинском сейме и после него руководящим кругам ВКЛ удалось сохранить часть территории бывшего гос-ва,а также остатки государственности и автономию в пределах Речи Посполитой.Оба бывших самостоятельных гос-ва сохранили свои прежние названия названия-ВКЛ иПольская Корона,а также свои законы,органы исполнительной власти,судебную и финансовую системы,местное самоуправление,вооруженные силы и до конца 17 в свои гос-ые языки.Статутом ВКЛ 1588 г чужеземцам 9в том числе этническим полякам,польским магнатам) запрещалось на территории княжества покупать землю и собственность,а так же занимать гос-ые должности.Таким образом,Речь Пасполитая была федеративным гос-ом,в котором ВКЛ и Польша имели относительную самостоятельность,ограниченную деятельность Польского короля иединого органа законодательной власти-сейма Речи Пасполитой.Вместе с тем в конце 17-18в усилилась тенденция к засилью польских панов и распространению польского влияния на белорусских и литовских землях.

В результате Брестской церковной унии 1596 г была создана униатская церковь.Она подчинялась папе Римскому,но обряды сначала оставались православными,позже они стали заменяться католическими.При помощи униатской церкви Ватикан и польское католическое духавенство пытались постепенно,незаметно,путем обмана,через использование белорусского языка в проповедях окаталичить православное население Беларуси.

Т.о.,униатскя церковь представляла собой средство окаталичивания населения на национальной основе,а не национальную церковь как символ суверенитета гос-ва.Белорусская шляхта перешла в католическую,а униатами стали крестьяне и городские низы,которых нередко силой и обманом присоединяли к униатской церкви.

15.Войны и социально-экономические конфликты середины 17 века на территории Беларуси.

В 1648-1651 гг в Беларуси шла антифеодальная война,которая развернулась в связи с началом восстания под руководством гетмана Б.хмельницкого на украине.В освободительной войне украинского народа Хмельницкий и его казацкая старшина,стремясь создать собственное гос-во,имело планы включения в него земель юго-восточной Беларуси-Поднепровья и Полесья.Уже весной 1648 г в эти районы направляются агитаторы,вскоре появляются и казацкие отряды с Украины,которые инициируют освободительное движение местных жителей.

Летом 1648 г юг и восток был охвачен борьбой казацко-крестянских отрядов против шляхты,купцов,магантов и католического духовенства.Оживление антифеодального движения на Беларуси в 1649 г было связано с появлением там казацкого корпуса полковников Голоты,Кричевского,Гаркуши и Побадайло.Антифеодальная война 1648-1651 гг на Беларуси являлась составной частью освободительной войны,которая началась на Украине.В истории Беларуси это самая масштабная вооруженная борьба нижних слоев общества против феодального гнета.

В 1654-1667 гг Беларусь оказалась в самом центре войны России с Речью Посполитой.В 1654 г на Беларусь вошло 100-тысячное войско царя Алексея Михайловича.10-тысячный корпус гетмана Я Радзивилла не смог оказать ему реального сопротивления.В результате московские воеводы смогли овладеть всей территорией Беларуси по Днепр и Западную Двину.Вовремя кампании 1655 г царские войска захватили Минск и столицу ВКЛ Вильно,заняли фактически всю Беларусь В такой ситуации гетман Я Радзвилл вынужден был пойти на подписание в Кейданах межгосударственной унии со Шведским королевством,что означало разрыв условий Люблинской унии 1569 г с Польшей.

С 1659 г опять возобновились военные действия регулярных войск Речи посполитой на территории Беларуси,которые постепенно начали отвоевывать утраченное.В декабре 1667 г в д.Андросово около Мстиславля было подписано мирное соглашение на 13,5 лет.Войнва 1654-1667 гг-наиболее катастрофическая для экономики и демографической ситуации на Беларуси.

16.Культура Беларуси в 17-18 вв.

Во второй половине 17- 18 вв условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились.усилились полонизация и окаталичивание населения восточных земель Речи Пасполитой.Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и гос-ого делопроизводства,а в конце 17 в его использование как официального и письменного языка было запрещено.Постановленим сейма в 1969 г все переводилось на польский язык.С 17 в книги печатались на польском,французском,латинском,итальянском,немецком,русском,еврейских языках.Усилилось ущемление прав православных и протестантов.В 1668 г Сейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания.Православной шляхте,священникам,мещанам был запрещен доступ в гос-ые органы власти.

Интеллектуальная жизнь во второй половине 17-начала 18 вв. характеризовалась как бы движением вспять.Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации,снова приобрели популярность идеи периода средневековья.Условия,в которых развивалась культура Белоруссии,определили ее особенность-полилингвистический характер.Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура-культура крестьянства,городских низов,части шляхты и духовенства.

Школьное образование до середины 18 в концентрировалось,в основном,в руках монашенских орденов.Большинство школ принадлежало иезуитам.Была прекращена деятельность братских и протестанских школ.Преподование велось на латинском языке,предметами для обучения были грамматика,риторика,диалектика,арифметика,геометрия,музыка и астрономия.

В общественно-политической мысли господствовала схоластика.Однако широкую известность получили атеистические взгляды Казимира Лыщинского.Оставив орден иезуитов он написал трактат «О несуществовании Бога»,где утверждал,что Бог не существуте,а является только иллюзией,рожденной фантазией людей.Католическое духовенство жестоко расправилось с белорусским вольнодумцем.в 1689 г Лыщинский был сожжен на костре.

Во второй половине 18 в на территорию беларуси стали проникатьнаучно-философские идеи заподноевропейских просветителей Вольтера,Руссо,Дидро,Декарта.В беларуси появились ученые-философы,разделявшие просветительские идеи французов.Среди них Нарбут,дабшевич,Карпович.Широкую известность получил философ и церковный деятель Конниский,котороый высоко ценил естественные науки и их роль в познании природы. Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий (1629 - 1680 гг.). Существенная часть его жизни была связана с Москвой. С. Полоцкий создал рукописные сборники «Ветроград многоцветный», «Рифмологион». Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко -латинскую академию. На становление белорусской литературы в немалой степени повлияло устное народное творчество. Литературная жизнь Беларуси XVIII в. отличалась еще большими полилингвизмом, чем в предыдущую эпоху.

Театральная жизнь Беларуси на рубеже XVII - XVIII вв. была представлена школьным театром и народным кукольным - батлейкой. В их репертуаре преобладали постановки на польском и латинском языках. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры. Магнаты приглашали на придворную сцену зарубежных актеров, музыкантов. Особенно высоким был художественный уровень крепостных театров Несвижа, Слуцка, Шклова, Гродно, Ружан, Слонима, Могилева.

В каменном зодчестве проявились особенности барокко. В городах и деревнях строились помпезные костелы, монастыри, замки. К таким сооружениям относятся бернардинский, бригидский, иезуитский костелы в Гродно, францисканский костел в Пинске, Монастырский комплекс в Жировичах и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.059 с.)