Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественный строй на белорусских землях в период капитализмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Включение белорусских земель в состав Российского государства в результате трех переделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) между Россией, Пруссией и Австрией открыло еще одну страницу в истории белорусского народа, которая была не менее сложной и противоречивой. Екатерина II, Павел I, Александр и Николай I проводили политику насаждения русского землевладения: раздавали белорусские земли вместе с крестьянами своим генералам, чиновникам и своим фаворитам без всякого ограничения. Беларусь оказалась в ином социокультурном пространстве, с которым она была связана православными, нравственно-этическими ценностями, но которое не знало Возрождения и Реформации, а Просвещение затронуло лишь верхи российского общества. Политическая система Российского государства была основана на идеях сильного государства и харизматической личности, отсутствии прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем, централизованное государство с сильной властью в этот период обеспечивало определенный уровень политической стабильности, что отсутствовало в Речи Посполитой. Система власти и управления в Российском государстве (1795-1917 гг.). Российская государство на момент включения в него белорусских земель было абсолютной монархией, имевшей статус империи, в которой вся власть принадлежала царю-императору. В политической системе неограниченного самодержавия все распоряжения монарха должны были выполняться соответствующими государственными учреждения, должностными лицами и подданными. Он полновластно распоряжался казной и собственностью государства, ему были подчинены все вооруженные силы. Свою власть российский император осуществлял посредством огромной армии чиновников и громоздкого аппарата государственного управления, который становился все более разветвленным. В 1802 г. царским «Манифестом об учреждении министерств» были образованы восемь министерств (военных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и торговли, народного просвещения). С 1810 г. стал функционировать Государственный Совет как совещательный орган при царе. В системе высших органов Российского государства особое место занимала Царская канцелярия, состоявшая из четырех подразделения. Первое - выполняло особые поручения царя и контролировало работу чиновников, второе - готовило проекты законов, третье, небезызвестное, - руководило секретной полицией и жандармерией, четвертое - занималось попечительством и благотворительностью. Местные органы государственной власти на белорусских землях были такими же как и во всей империи, однако на их территории существовали еще генерал-губернаторства, состоящие из губерний. Генерал-губернаторы являлись наместниками царя и назначали местную администрацию – губернаторов, возглавлявших губернское правление как совещательный и исполнительный орган, состоявший из «общего присутствия» (губернатор, вице-губернатор, советники, асессоры и канцелярия). До 1811 г. все государственные институты и должностные лица на Беларуси руководствовались Статутом 1588 г. (многие его положения еще ранее, в 1649 г., вошли в Соборное уложение Московского государства). Его действие также как и других старых актов было отменено Сводом законов Российской империи от 25 июня 1840 г. Вхождение белорусских земель в состав огромной бюрократизированной и централизированной державы, имевшей статус империи, распространяло на них законы абсолютной монархии, жесткого бюрократического централизированного контроля. На белорусских землях административное управление находилось в руках русских чиновников, не знавших культуры, обычаев и языка белорусского народа. Были ликвидированы автономия феодальной знати, федералистские отношения, остатки самоуправления городов на основе Магдебургского права (начало этому было положено еще в Речи Посполитой), что «подрубало корни под самодеятельностью третьего сословия». Вхождение белорусских земель в состав Российского государства означало втягивание их в логику развития огромной многонациональной державы, мучительно пытавшейся осуществить переход к индустриальной технологии и интенсивным формам жизни, заимствовать, начиная с реформ Петра I, отдельные элементы европейской культуры. Развитие белорусского народа также осуществлялось в русле тех социально-экономических проблем и противоречий, которые были характерны для Российского государства на протяжении всего XIX и начала ХХ в. Так, в границах российского государства белорусы стали возрождать свои национальные традиции, культуру, литературу; и, одновременно белорусская нация сталкивается с давлением новых социокультурных норм и русификаторскими тенденциями в политике царизма. В связи с участием студентов в восстании 1830-1831 гг., был закрыт Виленский университет. Не только Литва, но и Беларусь, лишались своего культурного центра (имелись факультеты моральных и политических наук, физико-математический, медицинский, литературный и свободных искусств), в котором обучались писатели А. Мицкевич, Ю. Крашевский, историк И. Данилович, геолог И. Дамейка и др. После подавления восстания 1863 г. в Петербург был переведен Горы-Горецкий земледельческий институт (где обучались даже выходцы из Германии и Франции). Царизм перешел к политике русификации белорусских земель. В 1840 г. Николай I запретил использовать в официальных государственных документах название «Беларусь», делопроизводство и преподавание в учебных заведениях переводилось на русский язык. Вместе с тем развитие Беларуси осуществлялось и в русле тех социально-политических процессов, которые были связаны с поиском подходов к реализации культурных, социально-экономических и политических прав народов, составляющих многонациональное российское государство. Зарождается белорусское общественно-политическое движение. В 1902 г. на основе культурно-просветительских кружков молодежи Вильно, Гродно, Минску было создана первая национальная политическая партия Белорусская Революционная Громада, которая затем получила название Белорусская Социалистическая Громада (БСГ). В 1904 г. были основаны Социалистическая партия Белой Руси и Конституционно-католическая партия Литвы и Беларуси. До революции 1917 г. и после нее действовали Белорусская народная партия социалистов, Белорусская партия социалистов-революционеров, Белорусская партия социалистов-федералистов, Белорусская социал-демократическая рабочая группа, Белорусская социал-демократическая рабочая партия (в Петрограде), Белорусская социал-демократическая партия, Бунд и др. В условиях нарастания революционной борьбы в Беларуси и других регионах Российского государства, вылившейся в революцию 1905-1907 гг., правящие круги были вынуждены пойти на учреждение первого российского парламента – Государственной Думы (1906-1917 гг.) как представительного и законодательного учреждения. Однако система власти и управления существенно не изменилась. Согласно новой редакции основных государственных законов (23 апреля 1906 г.) император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним министерство (назначал и сменял главу правительства), руководство внешней политикой, управлением армией и флотом, мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной Думой. Таким образом, российский монарх фактически стоял над парламентом и неоднократно разгонял Думу. Кроме того, с момента основания Думы в 1906 г. над ней был поставлен Государственный Совет (1810–1917 гг.), который фактически являлся второй законодательной палатой с правом вето не решения Государственной Думы (последняя не имела права изменять основные государственные законы, из ее ведения изымалась значительная часть государственного бюджета). Все это превращало Государственную Думу в безвластный орган. Эта форма правления, называемая сегодня конституционный монархизм, не смогла предотвратить новый революционный взрыв 1917 г., приведший к краху Российской империи. Сложности и противоречия российского периода истории белорусского народа проявились в замедленности процесса оформления национальной идентичности белорусов, противоречивом осознании народом его исторического прошлого и политических интересов. Вместе с тем, нельзя не согласиться с той точкой зрения, что именно в российский период «начали складываться этнические, экономические и политические предпосылки для становления национальной белорусской государственности» (Н. Сташкевич. С. 139). С конца XIX – начале ХХ в. в ходе формирования представлений о белорусской государственности определилось два подхода, которые оказывают свое воздействие на развитие политических процессов вплоть до настоящего времени. Сторонники западноруссизма считали, что белорусы только часть русской нации, обладающая незначительными этническими особенностями и рассматривали будущее белорусских земель в качестве составного элемента России, ее западной части. Представители национально-демократического подхода отстаивали возможность самоопределения Беларуси как автономной республики в границах будущего демократического федерального государства, не исключая возможность становления самостоятельной государственности белорусов. Однако, белорусский вопрос, в силу глубокой инкорпорированности белорусских земель в общероссийскую политико-государственную организацию, оставался внутренним делом Российского государства вплоть до первой мировой войны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.01 с.) |