Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный строй на белорусских землях в период капитализма

Поиск

Включение белорусских земель в состав Российского государства в результате трех переделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) между Россией, Пруссией и Австрией открыло еще одну страницу в истории белорусского народа, которая была не менее сложной и противоречивой. Екатерина II, Павел I, Александр и Николай I проводили политику насаждения русского землевладения: раздавали белорусские земли вместе с крестьянами своим генералам, чиновникам и своим фаворитам без всякого ограничения. Беларусь оказалась в ином социокультурном пространстве, с которым она была связана православными, нравственно-этическими ценностями, но которое не знало Возрождения и Реформации, а Просвещение затронуло лишь верхи российского общества. Политическая система Российского государства была основана на идеях сильного государства и харизматической личности, отсутствии прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем, централизованное государство с сильной властью в этот период обеспечивало определенный уровень политической стабильности, что отсутствовало в Речи Посполитой.

Система власти и управления в Российском государстве (1795-1917 гг.). Российская государство на момент включения в него белорусских земель было абсолютной монархией, имевшей статус империи, в которой вся власть принадлежала царю-императору. В политической системе неограниченного самодержавия все распоряжения монарха должны были выполняться соответствующими государственными учреждения, должностными лицами и подданными. Он полновластно распоряжался казной и собственностью государства, ему были подчинены все вооруженные силы. Свою власть российский император осуществлял посредством огромной армии чиновников и громоздкого аппарата государственного управления, который становился все более разветвленным. В 1802 г. царским «Манифестом об учреждении министерств» были образованы восемь министерств (военных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и торговли, народного просвещения).

С 1810 г. стал функционировать Государственный Совет как совещательный орган при царе. В системе высших органов Российского государства особое место занимала Царская канцелярия, состоявшая из четырех подразделения. Первое - выполняло особые поручения царя и контролировало работу чиновников, второе - готовило проекты законов, третье, небезызвестное, - руководило секретной полицией и жандармерией, четвертое - занималось попечительством и благотворительностью. Местные органы государственной власти на белорусских землях были такими же как и во всей империи, однако на их территории существовали еще генерал-губернаторства, состоящие из губерний. Генерал-губернаторы являлись наместниками царя и назначали местную администрацию – губернаторов, возглавлявших губернское правление как совещательный и исполнительный орган, состоявший из «общего присутствия» (губернатор, вице-губернатор, советники, асессоры и канцелярия).

До 1811 г. все государственные институты и должностные лица на Беларуси руководствовались Статутом 1588 г. (многие его положения еще ранее, в 1649 г., вошли в Соборное уложение Московского государства). Его действие также как и других старых актов было отменено Сводом законов Российской империи от 25 июня 1840 г.

Вхождение белорусских земель в состав огромной бюрократизированной и централизированной державы, имевшей статус империи, распространяло на них законы абсолютной монархии, жесткого бюрократического централизированного контроля. На белорусских землях административное управление находилось в руках русских чиновников, не знавших культуры, обычаев и языка белорусского народа. Были ликвидированы автономия феодальной знати, федералистские отношения, остатки самоуправления городов на основе Магдебургского права (начало этому было положено еще в Речи Посполитой), что «подрубало корни под самодеятельностью третьего сословия».

Вхождение белорусских земель в состав Российского государства означало втягивание их в логику развития огромной многонациональной державы, мучительно пытавшейся осуществить переход к индустриальной технологии и интенсивным формам жизни, заимствовать, начиная с реформ Петра I, отдельные элементы европейской культуры. Развитие белорусского народа также осуществлялось в русле тех социально-экономических проблем и противоречий, которые были характерны для Российского государства на протяжении всего XIX и начала ХХ в.

Так, в границах российского государства белорусы стали возрождать свои национальные традиции, культуру, литературу; и, одновременно белорусская нация сталкивается с давлением новых социокультурных норм и русификаторскими тенденциями в политике царизма. В связи с участием студентов в восстании 1830-1831 гг., был закрыт Виленский университет. Не только Литва, но и Беларусь, лишались своего культурного центра (имелись факультеты моральных и политических наук, физико-математический, медицинский, литературный и свободных искусств), в котором обучались писатели А. Мицкевич, Ю. Крашевский, историк И. Данилович, геолог И. Дамейка и др. После подавления восстания 1863 г. в Петербург был переведен Горы-Горецкий земледельческий институт (где обучались даже выходцы из Германии и Франции). Царизм перешел к политике русификации белорусских земель. В 1840 г. Николай I запретил использовать в официальных государственных документах название «Беларусь», делопроизводство и преподавание в учебных заведениях переводилось на русский язык.

Вместе с тем развитие Беларуси осуществлялось и в русле тех социально-политических процессов, которые были связаны с поиском подходов к реализации культурных, социально-экономических и политических прав народов, составляющих многонациональное российское государство. Зарождается белорусское общественно-политическое движение. В 1902 г. на основе культурно-просветительских кружков молодежи Вильно, Гродно, Минску было создана первая национальная политическая партия Белорусская Революционная Громада, которая затем получила название Белорусская Социалистическая Громада (БСГ). В 1904 г. были основаны Социалистическая партия Белой Руси и Конституционно-католическая партия Литвы и Беларуси. До революции 1917 г. и после нее действовали Белорусская народная партия социалистов, Белорусская партия социалистов-революционеров, Белорусская партия социалистов-федералистов, Белорусская социал-демократическая рабочая группа, Белорусская социал-демократическая рабочая партия (в Петрограде), Белорусская социал-демократическая партия, Бунд и др.

В условиях нарастания революционной борьбы в Беларуси и других регионах Российского государства, вылившейся в революцию 1905-1907 гг., правящие круги были вынуждены пойти на учреждение первого российского парламента – Государственной Думы (1906-1917 гг.) как представительного и законодательного учреждения. Однако система власти и управления существенно не изменилась. Согласно новой редакции основных государственных законов (23 апреля 1906 г.) император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним министерство (назначал и сменял главу правительства), руководство внешней политикой, управлением армией и флотом, мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной Думой. Таким образом, российский монарх фактически стоял над парламентом и неоднократно разгонял Думу.

Кроме того, с момента основания Думы в 1906 г. над ней был поставлен Государственный Совет (1810–1917 гг.), который фактически являлся второй законодательной палатой с правом вето не решения Государственной Думы (последняя не имела права изменять основные государственные законы, из ее ведения изымалась значительная часть государственного бюджета). Все это превращало Государственную Думу в безвластный орган. Эта форма правления, называемая сегодня конституционный монархизм, не смогла предотвратить новый революционный взрыв 1917 г., приведший к краху Российской империи.

Сложности и противоречия российского периода истории белорусского народа проявились в замедленности процесса оформления национальной идентичности белорусов, противоречивом осознании народом его исторического прошлого и политических интересов. Вместе с тем, нельзя не согласиться с той точкой зрения, что именно в российский период «начали складываться этнические, экономические и политические предпосылки для становления национальной белорусской государственности» (Н. Сташкевич. С. 139). С конца XIX – начале ХХ в. в ходе формирования представлений о белорусской государственности определилось два подхода, которые оказывают свое воздействие на развитие политических процессов вплоть до настоящего времени.

Сторонники западноруссизма считали, что белорусы только часть русской нации, обладающая незначительными этническими особенностями и рассматривали будущее белорусских земель в качестве составного элемента России, ее западной части. Представители национально-демократического подхода отстаивали возможность самоопределения Беларуси как автономной республики в границах будущего демократического федерального государства, не исключая возможность становления самостоятельной государственности белорусов. Однако, белорусский вопрос, в силу глубокой инкорпорированности белорусских земель в общероссийскую политико-государственную организацию, оставался внутренним делом Российского государства вплоть до первой мировой войны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.01 с.)