Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности эволюции политической системы Республики БеларусьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процессы становления политической системы Республики Беларусь обусловлены, прежде всего, условиями системной трансформации белорусского общества. Последняя предполагает решение целого комплекса задач в различных сферах общественной жизни: · в области экономики – развитие рыночной системы хозяйствования, осуществления разгосударствления и приватизации; · в социальной сфере – актуальным вопросом является формирование новой социальной структуры белорусского общества и, в первую очередь, среднего класса, – как социальной основы гражданского общества и фактора демократизации политической системы; · в политической сфере приоритет принадлежит реализации принципов, заложенных в конституции РБ – развитие демократического социального правового государства, основанного на суверенитете народа, разделении власти, многообразии политических институтов и т.д. Одновременное наложение друг на друга данных вопросов создают специфическое политическое пространство, характерное не только для Беларуси, но и для других посткоммунистических государств, пытающихся решить сходные задачи. В этих условиях как никогда актуальной становится разработка четкой стратегии преобразований, учет и взаимодополнение изменений в различных областях. Особого внимания требуют менталитет общества, стереотипы социального мышления и поведения, состояние политической культуры, т.е. все те факторы, которые, являясь «неосязаемыми», тем не менее, оказывают серьезное воздействие на трансформационные процессы в социуме, в конечном итоге во многом определяют их результаты. Данные обстоятельства необходимо учитывать и при рассмотрении эволюции политической системы нашего государства. Формальным началом становления политической системы Республики Беларусь можно считать принятие 27 июля 1990 г. Верховным Советом БССР Декларации о государственном суверенитете. «Во имя свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики», Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет БССР как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории». Декларация, первоначально не обладая конституционным статусом, стала основой для принятия в последующем ряда нормативно–правовых актов, конституировавших основные институты политической системы. Прежде всего, она установила верховенство Конституции и законов республики на ее территории. Были провозглашены такие важные составляющие государственного суверенитета как гражданство, неделимость и неприкосновенность территории государства, право на собственные вооруженные силы и самостоятельность в проведении внутренней и внешней политики. В Декларации закреплен принцип разграничения законодательной, исполнительной и судебной властей, уважение и защиты прав личности. Дальнейшее развитие политической системы Беларуси в значительной мере предопределил внешнеполитический фактор – августовские события 1991 г. в Москве. Под их влиянием 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР», который открыл новую страницу в политической истории Беларуси. Наше государство вступило на путь независимости. В целях реального утверждения государственного суверенитета был принят ряд нормативных актов: Закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР» (26 августа 1991 г.), «О гражданстве Республики Беларусь» (18 октября 1991 г.). 19 сентября 1991 г. Верховный Совет закрепил новое название БССР – «Республика Беларусь» и принял решение о введении новой государственной символики – герба «Пагоня» и бело–красно–белого флага. 15 марта 1994 г. Верховный Совет принял Конституцию РБ. Согласно Конституции, Республика Беларусь провозглашалась унитарным демократическим правовым социальным государством, основанным на принципе разделения властей и суверенитете народа. Конституционно закреплялись важнейшие права и свободы личности, обеспечение которых «является высшей целью государства». Основной закон также провозгласил основополагающие принципы общественно–политического развития Беларуси, которые могут рассматриваться как базовые постулаты национально–государственной идеологии, среди них: · государственный суверенитет Беларуси; · признание человека высшей общественной ценностью и целью государства; · обеспечение реальных гарантий прав и свобод граждан; · унитарный характер белорусского государства; · принцип верховенства права; · народовластие; · социально ориентированный характер экономики страны; · справедливость, солидарность и партнерство в отношениях между различными социальными силами; · веротерпимость и свобода совести. Конституция определила систему высших органов государственной власти Республики Беларусь, их полномочия, порядок взаимодействия. Высшим представительным и законодательным органом являлся однопалатный Верховный Совет. Его компетенция включала решение широкого круга вопросов. Во–первых, полномочия Парламента касались сферы законодательства – принятие и изменение Конституции, принятие законов, постановлений, толкование законов и Конституции. Широкими прерогативами Верховный Совет обладал при формировании других органов государственной власти и избрании высших должностных лиц. Депутаты Парламента избирали членов Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, Центральной избирательной комиссии, Генерального прокурора, председателя и Совет Контрольной палаты, Председателя и членов Национального банка. С согласия Верховного Совета Президент назначал (освобождал от должности) премьер–министра и ряд ключевых членов правительства (заместителей премьер–министра, министров иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, председателя КГБ). Парламент обладал и значительными контрольными функциями. Он утверждал бюджет государства, отчет о его исполнении, осуществлял контроль за денежной эмиссией. Конституция предусматривала процедуру импичмента в отношении главы государства, а также право Верховного Совета требовать от любого члена правительства отчет по вопросам исполнения законов. Главой государства и исполнительной власти являлся Президент, избираемый гражданами на прямых всеобщих равных выборах. К сфере полномочий Президента относились, в частности, руководство системой органов исполнительной власти и обеспечение их взаимодействия с представительными органами, назначение и освобождение от должности членов правительства. Глава государства принимал участие в формировании высших органов государственной власти (представлял в Верховный Совет кандидатуры для избрания на должность Председателей Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, Председателя Национального банка), а также был субъектом законодательного процесса (обладал правом законодательной инициативы). Для реализации функций исполнительной власти, осуществления государственного управления различными сферами общественной жизни при Президенте создавался Кабинет министров (Правительство). Основной закон ввел в систему органов государственной власти новую структуру – Конституционный суд, призванный осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов. На основании новой конституции в 1994 были проведены выборы первого президента РБ, которым г. стал А.Г. Лукашенко. Введение в систему государственной власти Беларуси поста президента повлекло за собой необходимость согласования полномочий различных ветвей власти, практического использования конституционных норм. Однако развитие политических событий показало, что в Конституции отсутствовал механизм разрешения возникавших споров между парламентом и президентом, четко не разграничены полномочия между государственными органами, не отработана система сдержек и противовесов. Ситуацию усугубил социально–экономический кризис, отсутствие в обществе традиций политического компромисса, свое влияние оказал и субъективный фактор. В результате возник острый конституционный кризис, связанный с противостоянием между Верховным Советом и Президентом Республики Беларусь. В условиях обострения внутриполитического кризиса Президент А.Г. Лукашенко выступил с инициативой проведения общенационального референдума. На рассмотрение граждан были вынесены следующие вопросы: о переносе Дня независимости республики на 3 июля; о свободной, без ограничений купле – продаже земли; об отмене смертной казни; о выборности руководителей местных органов власти; об исключительно бюджетном финансировании всех ветвей власти, а также проекты новой редакции конституции 1994 г. (проект, предложенный Президентом и проект фракции коммунистов и аграриев). На состоявшемся 24 ноября 1996 г. референдуме большинство избирателей (70,45%) поддержало внесение изменений в Основной закон, предложенные главой государства. Новая редакция Конституции закрепила изменения в структуре институтов политической системы, порядке их взаимодействия и функциональной роли. Значительно расширились полномочия Президента, повысилась его роль в обеспечении координации деятельности всех ветвей государственной власти. Изменился статус Президента, который помимо Главы государства стал гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, олицетворением единства народа. Юридически не являясь главой исполнительной власти (такой статус Президент имел согласно Конституции 1994г.), Президент обладает широким кругом прерогатив в этой области (определяет основные направления внутренней и внешней политики, структуру правительства, назначает на должность и освобождает от должности членов правительства, руководителей республиканских органов государственного управления и т.д.). Возросли властные полномочия Главы государства и в сфере законодательства. По Новой редакции Конституции он получил право наряду с изданием подзаконных актов – указов и распоряжений, издавать декреты, имеющие силу закона. При этом декреты сохраняют силу в том случае если они не отменены большинством не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. При проведении своего политического курса Глава государства опирается на «президентскую вертикаль», включающую исполнительные комитеты различного уровня и Администрацию. Принципиальные изменения были внесены в структуру законодательной власти – вместо однопалатного Верховного Совета учреждалось двухпалатное Национальное собрание, состоящие из Палаты представителей и Совета республики. Согласно Новой редакции Конституции произошло перераспределение полномочий законодательной власти в пользу Главы государства. Изменилась роль Парламента при формировании высших органов государственной власти. Так, при формировании правительства согласие Палаты представителей необходимо только при назначении премьер–министра; в формировании Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов, назначении Генерального прокурора, Председателя и членов Национального банка наряду с Парламентом активно участвует Президент. Следовательно, для модели правления в Республики Беларусь характерно сочетание признаков как президентской республики (контроль президента за формированием и деятельностью исполнительной власти, широкие полномочия в назначении высших должностных лиц), так и смешанной, полупрезидентской республики (двойная ответственность правительства – перед Главой государства и Парламентом). Вместе с тем необходимо учитывать тот факт, что сама специфика переходного общества приводит к формированию моделей государственности, которые не укладываются в рамки классических форм правления. Сформировавшаяся в РБ модель государственной власти и управления характеризуется высокой степенью централизации, преобладанием института президентуры в системе разделения властей что в принципе соответствует общим тенденциям развития государственности на постсоветском политическом пространстве. Таким образом, можно констатировать сложность процессов развития политической системы Республики Беларусь, неоднозначность подходов к ее формированию. Направленность дальнейшей эволюции политической системы Беларуси будет во многом зависеть от расстановки политических сил, позиции наиболее активных социальных слоев, а также от динамики трансформации белорусского общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.202 (0.008 с.) |