Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.

Поиск

Особое место в системе законодательства принадлежит Конституции – основному закону государства. Принятая на референдуме Новая редакция Конституции страны создала необходимые предпосылки для реформирования сильной государственной власти, без которой невозможно было бы выйти из кризисной экономической ситуации и перманентной политической нестабильности. Воля народа положила конец периоду бессмысленной политической суеты, создала условия для плодотворной созидательной работы.

Конституция определила принципы и нормы создания такого законодательного органа, который ныне представляет собой слаженно работающий и высокоэффективный механизм.

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики (ст. 90).

Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседании депутатов местных Советов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики, 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Следует отметить, что количественный состав Парламента Республики Беларусь в последние годы претерпел существенные изменения. Если ранее численный состав был 485 депутатов, в последующем – 360, затем – 260, то ныне – 174 (в Палате представителей – 110, в Совете Республики – 64). Указанная норма является оптимальной, что позволяет, с одной стороны, Парламенту быть органом достаточно широкого представительства народа республики, а с другой – работоспособным. Расчеты показывают, что в парламентах Японии, ФРГ, Бразилии, Великобритании, Франции, Италии от 1 млн. жителей представлено соответственно 6,2; 4,3; 9,2; 11,4; 15,2; 16,5 избранников.

Как видим, если подходить с формальной стороны, то для Парламента нашей республики характерно достаточно широкое представительство. Однако не следует забывать о другом важном аспекте. Парламент должен быть работающим, инициативным, полноправным центром государственной власти и, что не менее важно, не слишком дорогим для налогоплательщиков.

Показатели того факта, что Парламент – реально представительный орган, является его социальный состав. К таким характеристикам следует отнести возраст депутатов, количество мужчин и женщин в парламенте, их профессиональную принадлежность. С возрастной структурой обычно косвенно связана деятельность пребывания одних и тех же лиц в Парламенте. У нас пока не получила распространение тенденция к многолетнему участию в Парламенте одних и тех же лиц, т.е. их профессионализация. Для депутатов нет ограничений относительно пребывания в Парламенте, хотя дебаты по этому поводу иногда ведутся (например, в США).

Для сравнения заметим, что наибольшее представительство женщин в органах, принимающих решение, характерно для Скандинавских стран. В парламенте Швеции, Финляндии, Дании их до 40%. В правительстве Швеции, сформированном в 1993 г. из 21 министра – 8 женщин. Среди них министры финансов, иностранных дел, юстиции, культуры, спикер Парламента. В ЮАР женщин – членов Парламент – 25%. У нас в Верховный Совет 12–го созыва (1990–1995 гг.) было избрано 13 женщин. Сейчас в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь 5 женщин, а в Совете Республики – 19.

Палата представителей избирает из своего состава Председателя Палаты представителей и его заместителя. Совет Республики избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя.

Палата представителей и Совет Республики из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

Функции Палаты представителей:

1. Палата представителей рассматривает по предложению Президента или по инициативе не менее 150 тыс. граждан РБ, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

2. Рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денансации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, об определении порядка решения вопросов административно–территориального устройства; о местном самоуправлении; о судоустройстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов.

3. Назначает выборы Президента;

4. Дает согласие Президенту на назначение Премьер–министра;

5. Заслушивает доклад Премьер–министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу.

6. Рассматривает по инициативе Премьер–министра вопрос о доверии Правительству.

7. Выражает вотум недоверия Правительству.

8. Принимает отставку Президента.

9. Выдвигает обвинения Президенту в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления (согласно соблюдению определенной процедуры), принимает решения о смещении Президента и т.д.

Совет Республики:

1. Одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов.

2. Дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального Прокурора, Председателей и членов Правления Национального банка.

3. Избирает 6 судей Конституционного Суда.

4. Избирает 6 членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

5. Отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству.

6. Принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения ими требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законов.

7. Рассматривает выдвинутое Палатой Представителей обвинения против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности.

Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Решения Палаты Представителей принимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера.

Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.

Следует отметить, что законотворческая деятельность государства является весьма плодовитой. И качественно, и количественно она стала принципиальной иной. Особенно это касается принятия большого количества Кодексов Республики Беларусь – Гражданского, Уголовно–исполнительного, Уголовно–процессуального, Хозяйственного, Жилищного, Инновационного и ряда других.

Вместе с тем, нынешняя ситуация не позволяет успокаиваться, пустить этот процесс на волю случая. В новых условиях надо искать свои пути выхода. Законодательство должно полнее отвечать объективным законам общественного развития, а механизм его реализации – полнее соответствовать белорусским реалиям. Надо искать и находить корни тех явлений, которые более всего беспокоят общество, и в соответствии с этим строить стратегию и тактику государства.

Нужны законы, которые комплексно регулируют те или иные сферы общественных отношений, а также касаются ряда важных вопросов государственного строительства: базовые, систематизирующие, имеющие значение на длительную перспективу. Они должны соответствовать приоритетам страны в ее внутренней и внешней политике.

Главное при этом, чтобы законодательство вписывалось в стратегию общества, исходило из модели белорусской государственности. Прежде всего, важно уделять больше внимания гражданскому, хозяйственному законодательству. Это одна из наиболее острых проблем, так как она в нынешних условиях затрагивает вопросы выбора между рыночным участием государства, с одной стороны, и активной ролью государства в управлении, – с другой.

Существующие ныне экономическое законодательство, хотя и охватывает в довольно–таки полной степени важнейшие экономические отношения, однако, во многом пока еще не отличается громоздкостью и противоречивостью, не в полном мере отвечает требованиям и реалиям стратегии развития. Отличительной его чертой в целом является то, что это законодательство переходного периода зарождения рыночных отношений. Оно в значительной мере сформировалось без достаточного прогноза социально–экономических и политических последствий.

Государству необходима сбалансированная система законодательства, которая закрепляла бы в правовых нормах единую оптимальную модель развития экономических отношений. Необходимость совершенствовать законодательство о предпринимательской деятельности, о предприятиях, акционерных обществах и хозяйственных объединениях, по проблемам приватизации и разгосударствления, о кооперации, сферах валютной деятельности.

Следует выделить вопрос о налоговом законодательстве, которое пока еще слабо стимулирует товаропроизводителя, нередко отпугивает потенциальных инвесторов. К тому же оно громоздко и запутано. Его надо упрощать, делать более понятным любому гражданину.

Более четкого и полного определения требует статус Главы государства. Твердое и последовательное закрепление его в Конституции и законах страны является правовой гарантией единства всей системы государственной власти, обеспечивает последовательное разделение властных полномочий между государственными органами, превращает аппарат в хорошо отлаженный, синхронно действующий организм.

Необходимо было бы пересмотреть подходы при принятии в Парламенте проектов законов, внесенных Президентом Республики Беларусь, а также подготовленных на основе временных его декретов. Несвоевременное рассмотрение этих актов снижает эффективность правового регулирования ряда общественных отношений.

Государственная власть, чтобы иметь реальный успех, должна опираться на всесторонне продуманные, понимаемые и поддерживаемые народом системы национальных интересов и целей. Наряду с решением экономических и социальных проблем она обязана обеспечить решение стоящих перед государством и обществом задач внутренней и внешней стабилизации, воспитания людей, борьбы с коррупцией и преступностью, разворовывания народного достояния; давать решительный отпор противникам этого курса, осуществлять эффективный воспитательный процесс в обществе. Необходимость принятия этих мер носит объективный характер.

Сложившаяся после распада СССР ситуация характеризуется не только серьезными экономическими потрясениями, но и заметной маргинализацией и люмпенизацией населения, ростом у значительной части людей частнособственнических настроений. Жажда наживы, нравственная ограниченность привели к нарушению пропорций между духовным и материальным. Отсутствует система идейно–политического воспитания населения. И все это уводит общество и государство от гражданского к догражданскому состоянию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.85 (0.008 с.)