Беларусь і сусветнае супольніцтва. Яе адносіны з снд і Расійскай федэрацыяй. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беларусь і сусветнае супольніцтва. Яе адносіны з снд і Расійскай федэрацыяй.



Распад СССР положил начало принципиально новому этапу в международной жизни Беларуси. Ее статус государственной независимости признан международным сообществом: по состоянию на середине 2001 г. Республика Беларусь признана 137 странами мира. В 1991-1995 гг. подписано более 600 двусторонних межгосударственных и межправительственных договоров по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. За это время республика стала полноправным участником Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Присоединившись к Договору о сокращении войск в Европе, она выполнила свои обязательства о ликвидации к установленным размеров танков, боевых машин пехоты и других общевойсковых вооружений. В 1992 г. республика вывела со своей территории тактическое ядерное оружие и отказалась от статуса ядерной державы. В 1996 г. ядерное оружие было выведено за пределы страны полностью.

В экономическом сотрудничестве Республика Беларусь в 90-х гг. развивала прежде всего связи со странами СНГ. 29 марта 1996 г. был подписан договор об углублении экономической интеграции с Россией, Казахстаном и Кыргызстаном («союз четырех»), 2 апреля 1996 г. – Договор о Сообществе суверенных государств – Республики Беларусь и Российской Федерации, который обеспечил гражданам обеих стран равные права в получении образования, здравоохранении, трудоустройстве, оплате труда, законодательстве и других областях.

Сегодня СНГ находится в поиске наиболее приемлемых для всех участников принципов межгосударственного сотрудничества. Принят ряд документов, в том числе Устав СНГ. Действует межпарламентское объединение. Одновременно развиваются двусторонние отношения между государствами, которые образовались на месте бывшего СССР. Центром СНГ определен г. Минск.

Важным шагом в дальнейшем углублении интеграции стала подписание 2 апреля 1997 г. в Москве Договора о союзе Беларуси и России, которым предусматривается обеспечение устойчивого социально-экономического развития Беларуси и России, их безопасности, обороноспособности, узаемавы-гаднага сотрудничества со странами Европы и мира. 8 декабря 1999 г. в Москве был подписан Договор о создании Союзного государства Бела-руси и России. По выполнению настоящего договора ведется работа и сейчас.

С середины 90-х гг. Беларусь начала активно развивать торгово-экономическое сотрудничество с государствами далекого зарубежья, создавать совместные предприятия. Общая численность их составляла в 1992 г. – 116, в 1996 г. – около одной тыс. фирм.

В 1997 г. основными торговыми партнерами республики являлись: Россия – 55,7% от общего объема товарооборота, Украина – 9,8%, Германия – 6%, Польша – 3,2%, Литва – 2, 2%, США – 1,6%, Италия – 1,5%. Свой вклад в налаживание экономического сотрудничества с заграничными фирмами вносили такие новые для республики структуры, как Союз предпринимателей, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателями, ассоциация делового сотрудничества «Гранат», акционерное общество «Центр XXI века» и др..Республика Беларусь является участницей многих международных организаций и обязана вносить средства в их бюджет. Например в 1994 г. они составили: в международные финансовые органы – 4 млн. долларов, на содержание ООН и других международных организаций – 11,8, на открытие и содержание различных иностранных учреждений – 10,1 млн. дол. Кроме этого, республика частично финансировала организационное и техническое обеспечение деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.

Одним из направлений международной деятельности Беларуси являлось решение проблемы экологической безопасности, связанной с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На территорию республики пришлось 70% всего радиоактивного загрязнения. В этой зоне оказалась третья часть площади, на которой проживало более 2,2 млн. человек критическом состоянии оказались 20% лесов, 73 республиканских и 162 местные заказники, 336 памятников природы. Среди них – Беловежская и Налибокская пущи, Березинский и Припятский заповедники, Освейское озеро и др.. Несмотря на усилия, предпринятые руководством страны по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, а также до-помощь правительственных организаций и общественности зарубежных стран, проблемама Чернобыля по сей день остается острой. Вообще, пре-одолеть результаты такой крупной техногенной катастрофы, как Чернобыльской, Беларуси возможно только с помощью международного сообщества.


60. Пошукі шляхоў выпрацоўкі эканамічнай палітыкі Рэспублікі Беларусь.

Отсчет времени экономических реформ в Беларуси начался с 13 октября 1990 г., когда Верховный Совет БССР по решению союзного руководства принял правительственную программу перехода к рыночной экономики, в которой было объявлено о строительстве национальной самостоятельной экономики. После денонсации союзного договора и создания СНГ (1991 г.) хозяйство бывшего СССР превратилась в международную экономическую систему. Этот факт требовал новых подходов во взаимоотношениях между бывшими республиками в сфере денежно-кредитной, торговой и таможенной политики. Верховный Совет принял ряд законов, направленных на реформирование экономики. Среди них – о собственности, о Национальном банке и банковской деятельности, Таможенный кодекс, о предпринимательстве, о госпредприятиях, о праве собственности на землю, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности, об экономической несостоятельности и банкротстве и др.. Законы должны были создать базу для социально-экономического суверенитета и способствовать стабилизации. Однако реальными результатами стали экономический кризис, крах кредитно-финансовой системы, стремительный рост инфляции и катастрофическое снижение уровня жизни населения Беларуси. На кризисные явления в экономике негативно повлияли разрыв хозяйственных связей, расширение долга по поставкам продукции из других республик. Особенно острое положение сложилось с поставками в республику сырья, материалов, машин и оборудования, комплектующих изделий.

С 1992 г. рыночные реформы вступили в новую фазу. Их суть сводилась к либерализации цен и введения механизма свободной конкурентности предприятий. Но стимулирующего воздействия на экономику Беларуси и других государств СНГ это не оказало, так как надежды на помощь Запада не имели под собой никакой основы и экономические показатели продолжали ухудшаться. Итоги работы народного хозяйства в 1992 г. свидетельствовали о том, что национальный доход республики в сравнении с 1991 г. сократился на 11%, производство промышленной продукции – на 9,4%, сельскохозяйственной – на 6%; внешнеторговый оборот составил 1,8 млрд. долларов США и уменьшился по сравнению с предыдущим наполовину. Не определив самостоятельной экономической политики, продолжаю-чи использовать рубль в качестве платежного средства, республика попала в полную зависимость от экономической ситуации в Российской Федерации. Между странами СНГ возник острый межгосударственный платежный кризис. Проведение реформ в 1992-1994 гг. позволило создать в Беларуси необходимый минимум рыночных институтов, нормативно-правовых документов, преобразовать систему государственного руководства экономикой в новую систему с рыночными регуляторами. Сделан прак-ные шаги по повышению открытости экономики, либерализации хо-жалованных связей, реформированию отношений собственности. Постепенно менялися социально-психологические установки субъектов хозяйствования, их экономические поведение. Вместе с тем рыночные преобразования в Беларуси происходили противоречиво и непоследовательно. Это связано с новизной и масштабностью задач перехода от плановой социалистической экономики к капиталистической рыночного типа, а также с инерционность экономических процессов, невозможностью создания нового экономического базиса за короткое время. Для преодоления кризисных явлений и недостатков, а также определения перспективных задач в проведении рыночных реформ были разработаны «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.», Принятые первом Всебелорусском народном собранием в октябре 1996 г.

Проведение экономической политики в Беларуси имеет свои особенности. К ним относятся:

- Во-первых, руководство государства взяло за основу социально ориентированную модель рыночной экономики. Для нее характерны плюра-социализм форм собственности, более широкое участие государства в регулировании экономики, удовлетворение социальных потребностей в области образования, здравоохранения, культуры

- Во-вторых, приостановлено стихийная приватизация и создание крупных частных капиталов

- В-третьих, государство отказалось от покупки-продажи земель сельскохозяйственной назначения, от демонтажа крупного колхозно-совхозной производства и замены ее крестьянским (фермерским) хозяйством.

На первом этапе рыночных реформ Беларусь взаимодействуют со странами СНГ в новой экономического пространства, хранила максимальную присутствие белорусских предприятий на российском рынке и в то же время проводила политику, которая бы поощряла производителей искать новых партнеров. Увеличение экспортного потенциала республики остается очень серьезной и трудноразрешимых проблемой, которая требует времени, структурной перестройки экономики, больших материальных и финансовых ресурсов, патерналистской политики со стороны государства.

Пути к эффективной рыночной экономики известны, они выработаны многими зарубежными странами и принесли положительные результаты. В их основе проведение приватизации, формирование слоя собственников, создание стабильной национальной финансовой инфраструктуры, интеграцииция в мировую экономику, создание законодательной базы либерализа-ции экономических отношений.

Второе Всебелорусское народное собрание приняло программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.

Таким образом, в Беларуси в 90-е гг. не удалось преодолеть негативные тенденции в экономическом развитии. Требуется научно обоснованная, эффективная экономическая концепция и программа выхода страны из кризиса, обеспечить развитие производительных сил, процветание Отечества, повышение уровня жизни белорусского народа.


61. Культурнае і духоўнае жыццё сучаснай Беларусі.

Демократизация общественно-политической жизни, провозглашение государственной независимости республики определили направление развития культуры Беларуси. В изменившихся условиях проявились ее новые черты: постепенное преодоление идеологического и государственного контроля в культуре, расширение негосударственных, альтернативных форм и жанров развития культуры, осуществление конкретных шагов на пути к национально-культурного возрождения.

С целью восстановления белорусского культуры, создания благоприятных условий для сохранения ее самостоятельности и дальнейшего развития 26 февраля 1990 г. был принят закон о языках, в котором белорусский язык становился государственным. При подготовке и популяризации положения закона большую роль сыграло Общество белорусского языка имени Ф. Скорины, которое в 1989 г. возглавлял народный поэт Беларуси Н. Гилевич. Усилиями активистов ТБМ (таварыства белорускай мовы) выдано много произведений белорусского исторического наследия.

4 сентября 1991 г. был принят закон о культуре, который гарантировал свободу творческой деятельности, плюрализм направлений и стилей, защиту интеллектуальной собственности, гуманистическую направленность и т.д. Постепенно создается национальная система образования, которая регулируется законом об образовании, принятом 29 октября 1991 г. Этот закон основывается на принципах научности с ориентацией на мировой уровень образования, демократизм, экологическую направленность, преемственность и непрерывность.

Демократизация общественной жизни способствовало развитию гуманитарной науки и образования. Наиболее значительные успехи сделаны в белорусистике. Вышли в свет и проведены исследования по истории и культуре Беларуси. Среди них работы В. Игнатовского, М. ДовнарЗапольскага, М. Щекотихина, А. Мальдиса, А. Лиса, М. Ермоловича, В. Конона, Г. Кохановского, А. Лойко, Г. Штыхова и др..У истоков современного национально-культурного возрождения находилась деятельность общественных организаций историко-культурного и краеведческого направления «Толока» в Минске, «Факел» в Гродно и др. Заметным явлением стало проведение съездов Союза писателей Беларуси. Литературное творчество Я. Брыля, В. Быкова, Р. Бородулина, Г. Буравкина, Н. Гилевича, А. Дударева, выделяется высокой гражданской позицией. Одной из важных задач политики государства в области культуры является сохранение памятников отечественной истории и культуры. В Конституции Республики Беларусь говорится о том, что государство ответственно за сохранение гисторыкакультурнай и духовного наследия. Сегодня на территории Беларуси насчитывается более 15 тысяч памятников истории и культуры республиканского значения. В 1992 г. был принят Закон Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия».

Целенаправленная работа проводится не только по возврату наследия, но и по реставрации памятников. Большие реставрационные работы в конце 80-90х гг. проводились, например, в Мирском замке – памятнике архитектуры XVI в. Постановлением Совета Министров Несвижа был придан статус Национального заповедника, а для возрождения его историко-культурного наследия был создан международный фонд «Несвиж». Проводятся работы по реставрации памятников архитектуры на Новогрудчине, Лидского замка, Барысаглебавскай церкви, исторической застройки Минска, Бреста, Гродно. Чрезвычайную ценность для Беларуси имеет Полоцкий историко-культурный заповедник, включающий 18 памятников истории, археологии и культуры.

В развитие белорусского театрального искусства внесли значительный вклад режиссеры В. Раевский и Б. Луценко, актеры С. Станюта, Н. Еременко, Р. Янковский, А. Климова, М. Захаревич, Л. Бржазовская, Ю. Троян и др.. В современном изобразительном искусстве четко расширились неформальные тенденции. В составе неофициального творческого объединения работают признанные мастера А. Марочкин, Я. Кулик, К. Хорошевич, В. Шарангович, М. Купава и др.. В общем, современное состояние изобразительного искусства республики характеризуется значимостью событий и оживлением, что связано с активизацией деятельности и расширением художественного рынка.

Дальнейшее развитие получила музыкальное искусство. Создан Государственный камерный хор, Минский оркестр духовых инструментов «Немига», коллектив по возрождению музыкального наследия «Белорусский капелла» под руководством М. Финберга. Традиционным стало проведение ряда музыкальных фестивалей, среди которых «Славянский базар» в Витебске, «Магутны Божа» в Полоцке и «Золотой шлягер» в Могилеве, фестиваль молодых исполнителей в Молодечно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.012 с.)