Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеология в политических процессах переходного общества. Приоритеты идеологии белорусского государства.

Поиск

Проблема ценностей, идеалов и норм – важнейшая проблема переходного общества, в котором происходит разрушение старой и появление новой системы ценностных ориентаций. В этих условиях ценностно–нормативная система общества превращается в арену жесткого политического идеологического противоборства, сопровождаемого попытками монополизации новых ценностей и политизации идеалов – сведения их к исключительным преимуществам определенных классов, общественных групп, партий.

Во взаимоотношениях идеологии и политики в условиях социальной трансформации белорусского общества можно выделить два этапа.

· С середины 80-х политический процесс в Беларуси, также как и в других республиках бывшего Советского Союза, развивался под лозунгом «деидеологизации». Стремясь уйти от тотальной подчиненности общества идеологическому контролю государства и развести теорию с идеологией, ряд обществоведов и политиков выдвинули тезис о деидеологизации, понимаемой как отказ от идеологии вообще, что фактически означало курс на разрушение ценностных ориентиров политики.

Действительно характерной чертой жизни белорусского общества к середине 80-х годов стал кризис социалистической идеологии и постулируемых ею ценностей в том воплощении, которое она имела в бывших социалистических государствах - интерпретация марксистской доктрины с позиций марксистско-ленинской идеологии при запрещении других идеологий.

Потеря доверия к социалистической идее первоначально произошла не в результате распространения альтернативных ценностей (либеральных, христианских и т.д.), а вследствие растущего несоответствия между официальными идеалами и действительностью. «Все мы помним никого не трогающую наглядную агитацию типа «Слава КПСС», идеологические семинары по изучению «Малой земли», «Целины»: мероприятия пустые, формальные» (Лукашенко А.Г. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию // О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003 г. – Мн., 2003. – С.8).

"Реальный социализм" оказался экономически нерациональным, политически неравноправным, социально несправедливым, т.е. противоречил базовым ценностям социалистического идеала – равенству и справедливости. Идеологический нигилизм как настроение значительной части нашего общества – неизбежный продукт прошлого, воспоминание об оторванных от реальных высокопарных словах и лозунгах. Однако в пылу перестройки и саму идеологию рассматривали лишь «ложной формой сознания», взлелеянной тоталитаризмом, мешающей успешному переходу к рыночной системе хозяйства. Но оказалось, что идеология необходима человеку и в постсоветском обществе.

· С середины 90–х годов в политическом процессе и политическом сознании Беларуси, как и других постсоциалистических государств, происходит постепенная реабилитация самого термина «идеология». Идеологический фактор становится важным способом идентификации людей. Для политического сознания общества ужене характерна ориентация только на официальные ценности, возникаетдифференциации в идейно–политических предпочтениях людей, которые начинают соотносить себя с различными идейно-политическими устремлениями - коммунистической, либеральной, национально-патриотической и другими идеологиями.

Белорусское общество переживает сложный момент как бы второго рождения идеологии – восстановления ее социального статуса и престижа в обществе и нахождения своего места в условиях социальной трансформации. Процесс национально–государственной самоидентификации суверенного белорусского государства вступает в новый этап. Среди белорусских политиков, государственных деятелей и ученых начинаются дискуссии по проблеме формирования идеологии белорусской государственности.

Во многих статьях и публикациях красной нитью проводится мысль, что основополагающей идеей развития белорусской нации в современных условиях является формирование идеологии белорусского государства как суммы идей, представлений и принципов о путях развития государства и общества, характере взаимоотношений с другими народами (см. публикации В.А. Мельника, Н.С. Сташкевича, О.Г. Слуки и др.).

Потребность в формировании национально–государственной идеологии обусловлена объективными процессами общественного развития нашей республики. На рубеже веков, когда прежние мировоззренческие, политические, экономические и культурные основания жизни оказались несостоятельны, от выбора приоритетов развития зависит историческая судьба белорусского общества. Формирование национально–государственной идеологии является важнейшей задачей государственной политики.

Эти проблемы стали предметом обсуждения на семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы в марте 2003 г. В докладе Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» отмечалось: «Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан» (Лукашенко А.Г. О состоянии идеологической работы … С.5). Обращалось внимание на необходимость восстановления социального статуса и престижа государственной идеологии, но не в прежнем однобоко политизированном виде, а именно как комплекса общественно предпочитаемых и реализуемых государством ценностей.

Обсуждение данного вопроса на самом высоком уровне показало: «несмотря на значительный вклад российских, белорусских и зарубежных в теоретическое осмысление понятия идеологии, содержания, функций, форм и методов ее реализации, следует признать, что этот вклад к современным белорусским реалиям не всегда применим» (Основы идеологии белорусского государства. Учебная программа спецкурса для высших учебных заведений. Мн., 2003. С.3). В центре теоретических дискуссий оказались категории «государственная идеология», «идеология национальной государственности», «идеология белорусской государственности».

Использование понятия «государственная идеология» представляется возможным и допустимым, если понимать его не в прежнем однобоко политизированном смысле, а рассматривать государственную идеологию как комплекс общественно предпочитаемых и реализуемых государственных ценностей, которые разделяются людьми разных убеждений и фиксируются конституционным порядком. Именно конституция является правовым документом, оформляющим гражданское и национальное согласие общества.

В Беларуси, также как и в других постсоветских государствах, еще не сложился консенсус между различными социально–политическими силами относительно базовых ценностей общественного развития.

Белорусские политологи отмечают, что уже во второй половине 90–х годов на уровне политических партий и организаций наметилась тенденция к сближению позиций относительно ряда основополагающих общественных ценностей и целей государства, которые сегодня не оспариваются ни одной социально–политической силой Беларуси. Эти процессы получили закрепление уже в Конституции Республики Беларусь, в которой важнейшими приоритетами государственной идеологии и политики определены следующие идейно–политические ценности:

· государственный суверенитет Беларуси;

· признание человека как высшей общественной ценности и цели государства;

· превалирование прав человека над правами общества, нации и государства;

· обеспечение реальных гарантий, прав и свобод граждан;

· унитарный характер белорусского государства;

· социально ориентированный характер экономики страны;

· справедливость, солидарность и партнерство в отношениях между различными социальными группами;

· веротерпимость и свобода совести (Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология. – Мн., 2000. – С. 202).

Каковы функции идеологии в условиях переходного общества? Наряду с той ролью, которую идеология играет в стабильных системах, в обществе, переживающих период трансформации социальных структур, она должна решать специфические задачи, соответствующие конкретной социальной и исторической ситуации.

Процесс социальной трансформации сложный и противоречивый. Его исходным противоречием является наложение различных социокультурных типов – устаревших структур, норм, принципов и новых, основанных на товарно-денежных связях и институте гражданства. В направленности и соотношении этих процессов важная роль принадлежит государству, функции которого в переходных обществах неизмеримо более значимы, чем в сложившихся рыночных системах.

· Задачи государственной идеологии состоят в том. чтобы выявить какие структуры и отношения являются устаревшими, а какие могут стать основой для дальнейшего развития, какие инновации жизненно–важны, а какие представляют собой лишь копирование чужого опыта и перенос его на чуждую почву ему социокультурную почву.

В условиях социальной трансформации и переходного состояния общественных структур государственная идеология призвана стать как бы переходным мостом от традиционных стереотипов сознания к современным формам мышления и поведения.

В сложном противоречивом переходном обществе идеология должна не только помочь человеку разобраться в вопросах «куда?» и «зачем?», но и способствовать формированию активной социальной и гражданской позиции людей. Она должна объяснить новую реальность, обосновать групповые и национально–государственные приоритеты, найти компромисс между традициями и современностью, западными и самобытными формами жизнедеятельности, индивидуальным и коллективным.

Функционирование идеологии в трансформирующихся обществах требует пристального внимания к проблеме соотношения идеологии и ментальности. Мировой опыт свидетельствует, что процессы модернизации сопровождаются оживлением глубинных ментальных установок – долговременных духовных структур общественного сознания («архетипы» сознания), отражающих ключевые вехи истории, культуры и этногенеза народа, неосознанно воспроизводящиеся в каждом поколении.

Лишь те идеологические доктрины пускают корни, которые находят себе почву в ментальности, преобразуясь вместе с ней, т.е. «идеологию государства надо выстраивать на своем, родном фундаменте» (Лукашенко А.Г. О состоянии идеологической работы… – С.12).

Важной задачей государственной идеологии в трансформирующемся обществе должна стать «расшифровка» его национальной идеи и ее корректировка в соответствии с современными задачами развития. Этим понятием принято обозначать «доминирующие в национальном сознании представления, которыми данный народ выражает смысл своего исторического существования» (Мельник В.А. Там же. – С.45).

Белорусскими исследователями справедливо обращается внимание на то. что идеология белорусской государственности сможет осуществить и усилить социально–политическую консолидацию нашего общества, только в том случае если обеспечит объединение «по более обобщенному, чем национальность критерию, каковым может быть только гражданство (выделено мной – Н.К.), т.е. неразрывная связь человека или группы со своим государством… всех его социальных слоев и этнических групп, всех конфессий… которая делает всех нас гражданами одного государства, одного Отечества» (Бабосов Е.М. Менталитет восточных славян и идеология белорусской государственности // Менталитет восточных славян: история, современности, перспективы. – Гомель, 1999. – С.70, 71).

Очевидным представляется и то, что в условиях глобализации, когда определяющей чертой мира является развитие государств в составе крупных региональных объединений (ЕС, НАФТА и др.), идеология белорусской государственности не может быть основана только на одной национальной идее. Ее систематизирующим ядром должна стать и цивилизационная компонента, объясняющая и защищающая геополитические интересы славянских государств и народов в современном мире.

Таким образом, идеология белорусской государственности должна дать ответ на «вызовы» времени, обосновать новую национальную, социальную и цивилизационную идентичность белорусского общества, соответствующую потребностям молодого суверенного белорусского государства, духовному складу славянских народов и задачам развития интеграционных процессов в восточнославянском регионе.

В ряде важнейших государственных документов – Декларации Верховного Совета о государственном суверенитете Республики Беларусь, Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями), серии Договоров об образовании Сообщества (1996), о Союзе (1997), о создании Союзного государства (1999) Беларуси и России, материалах второго Всебелорусского народного собрания (2001), выступления Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, были намечены важнейшие составляющие государственной идеологической доктрины.

Дальнейшее уточнение приоритетов и содержания государственной идеологии дано в докладе Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003 г., в котором анализируется ее важнейшие составляющие – ценности мировоззренческого, культурно–исторического, политического, экономического и социогуманитарного характера (См. далее «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию…» – С. 20–23).

Мировоззренческая, культурно–историческая составляющая государственной идеологии включает совокупность идей и представлений относительно происхождения места и роли народа в мировом и историческом процессе. Белорусское общество должно развиваться в рамках собственной социокультурной традиции. К заимствованию идеалов, ценностей и целей необходимо подходить осторожно. Собственные традиции, идеалы и ценности не придуманы, а выстраданы в результате естественного приспособления общества к окружающему природному и социальному миру.

Политический компонент белорусской государственной идеологии закреплен в основном Законе – Конституции, принятой народом и являющейся правовой основой идеологии государства. В ней дан ответ на вопрос «Какое общество мы строим?» – унитарное демократическое правовое социальное государство. Народ высказался за президентскую форму правления с эффективной системой власти. Формирующееся гражданское общество опирается на три основные общественные силы: Советы депутатов, профсоюзы и молодежную организацию.

Экономическая составляющая государственной идеологии – теория белорусской модели социально–экономического развития. Она предполагает формирование социально ориентированной, многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием государственной и частной собственности. Белорусская экономическая модель на деле доказала свою жизненность. В нашей республике – первой и пока единственной среди стран СНГ превзойден уровень промышленного производства 1990 г. Характерной чертой белоруской модели развития является высокий уровень социальной защищенности. Государство будет ориентироваться на поддержку всех форм собственности, создание конкурентной среды в экономике, повышение уровня жизни народа.

Социогуманитарная составляющая государственной идеологии – комплекс идей, касающихся взаимоотношений государства, общества и человека, также определены Конституцией. В ст. 2 записано «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью общества и государства… Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин, в свою очередь, ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него конституцией».

В Республике Беларусь создается государство, которое ставит своей целью воплощение общечеловеческих идеалов и нравственных ориентиров, реализацию принципов народовластия, сохранение высших ценностей белорусского народа и обеспечение преемственности национальных традиций, сохранение и приумножение фундаментальных ценностей духовной веры, семьи, коллектива, здоровья нации, обеспечение многовекторности внешней политики.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. – Мн., 1998.

2. Лукашенко А.Г. Доклад Президента Республики Беларусь «За сильную и процветающую Беларусь» // За сильную и процветающую Беларусь. Материалы второго всебел. нар. собр. 18 марта 2001 г. – Мн., 2001.

3. Лукашенко А.Г. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию // О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Мн., 2003.

4. Лукашенко А.Г. Послание Президента Республики Беларусь Национальному собранию Республики Беларусь 16 апреля 2003 г.

5. Бабосов Е.М.. О современном характере идеологии // Беларуская думка. 2003. № 3.

6. Величко В.П. Нужна ли обществу идеология? // Беларуская думка. 1996. № 5.

7. Данилов А.Н. Идеология как инструмент политической коммуникации и власти // Власть. 1998. № 8–9.

8. Майхрович А.С. Идеология. Сущность, назначение, возможности. – Мн., 2001.

9. Маркс К. Манифест Коммунистический партии. // К. Марк, Ф. Энгельс. Соч. 2–е изд. М., 1953. Т 4.

10. Манхейм К. Идеология и утопия. – М., 1996.

11. Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна. //Полис. 1992. № 1–2.

12. Мельник В.А. Государственная идеология: понятие, элементы, функции. – Мн., 2002.

13. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1997.

  1. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2000.

 

 


Канашевич Н.М.

Лекция 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.186 (0.008 с.)