Государственность великого княжества Литовского (середина XIII – 1569 Г. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственность великого княжества Литовского (середина XIII – 1569 Г. ).



Во второй половине XIII в. возникло Великое Княжество Литовское (ВКЛ), которое в конце XIV в. стало называться Великим Княжеством Литовским, Русским, Жемайтским. Вопрос о его образовании трактуется белорусскими историками неоднозначно.

В советской историографии доминировала точка зрения (Л.А. Абецедарский и др.), что Великое Княжество возникло первоначально без участия славян и поэтому оно было чуждым для белорусов и украинцев. Причем доминирующее значение в процессе образования ВКЛ придавалось факту агрессии со стороны литовских феодалов. Согласно другой точке зрения предложенной белорусским историком Н. Ермоловичем, именно белорусский компонент сыграл немаловажную роль в процессе формирования ВКЛ. Он пришел к выводу, что именно Новогородское княжество, подчинив себе при помощи Миндовга, получившего затем титул короля (1253 г.), часть литовских земель, стало тем политическим центром, вокруг которого началась консолидация белорусских, литовских и украинских земель (Ермалович Н. Старажытная Беларусь. Мн., 1998).

С позиций еще одного направления белорусской исторической школы решающая роль отводится естественным процессам сближения белорусского и литовского обществ в результате развития экономических, культурных и военно-политических связей, усилившихся в связи с необходимостью объединения сил для отражения угрозы со стороны крестоносцев и татар. Причем это был своеобразный белорусско-литовский общественный синтез, в процессе которого великие литовские князья, имевшие в тот период более сильную военно–политическую организацию, способствовали политической консолидации славянских, в том числе и белорусских земель. Одновременно они «заимствовали экономический, политический, правовой, религиозный фундамент, письменность, которой они сами не имели, у более развитого народа» (Гiсторыя Беларусi: У 2 ч. / Пад рэд. прафесарау Я.К. Новiка i Г.С. Марцуля.Ч. 1. Мiнск, 1998. С.84). Аргументом в пользу данной точки зрения является и то, что государственным языком ВКЛ был старобелорусский.

До настоящего времени остаются открытыми и вопросы о юридической основе объединения балтских и славянских территорий в единое государство, соотношении основных этнических компонентов в политической, экономической и культурной сферах его жизни. Одни белорусские историки считают, что это было белорусско-литовское государство, другие – что в процессе развития этого государства, объединившего также часть русских и украинских земель, «все более отчетливо проявлялась белорусско-литовская сущность, а позднее более выраженным стал белорусский фактор, третьи – что его можно рассматривать государством четырех народов.

Официальным наименованием нового государства стало Княжество, однако, для обозначения государственности использовались и другие понятия, каждое из которых имело свой смысловой оттенок. В названии «княжество» подчеркивалась величина территории и форма власти в государстве, «господарство» – стремление рассматривать государство как личное владение государя, термином «панство» характеризовались властные полномочия, а в понятие «речи посполитой» вкладывалось понимание государства как общего дела, общих интересов и общего благополучия (Юхо П. Кароткi нарыс гiсторыi дзяржавы i права Беларусi. Мiнск, 1992. С.76).

Специфика власти и управления в Великом Княжестве Литовском. Великое княжество возникло как феодальная монархия во главе с великим князем («королем», «гаспадаром»), который обладал значительными полномочиями. В его компетенцию входило осуществление исполнительно-распорядительной власти: назначение на должности, раздача земельных владений, поддержание дипломатических отношений, объявление войны и мира. От его имени издавались законодательные акты, за ним и главами местных судов была закреплена судебная власть. Под его личной опекой были города, получавшие по его разрешению Магдебургское право. Однако князь не обладал абсолютной властью.

При князе находился постоянно действующий государственный орган, состоявший из наиболее знатных людей - Господарская Рада панов (паны-рада), участвовавшая в принятии всех важнейших государственных решений. Первоначально Рада, в состав которой входили верхи класса феодалов, являлась совещательным органом, но затем превращается в центральный государственно-политический институт – исполнительно-распорядительный, законодательный, судебный и контрольный. Ее главное предназначение состояло в том, что охранять права магнатов от покушения на них со стороны монарха, а также территориальную неприкосновенность и целостность самого государства.

С 40-х годов XV в. Рада стала ограничивать даже власть самого великого князя. Система власти и управления все более выступает как ограниченная феодальная монархия. Без Рады князь уже не мог издавать законы и постановления общего характера, раздавать и отнимать должности, самостоятельно расходовать государственные доходы, осуществлять дипломатические отношения. Дальнейшее развитие этих процессов связано с появлением сословного института представительной власти общего Сойма («вальны», «агульны» Сойм), истоки которого уходят в древние вечевые сходы Полоцкой земли. Регулярный созыв сеймов относят к XIV в. (1492 г.), что было связано с повышением социальной и политической роли служилого (шляхетского) сословия. Привилей (грамота), выданный в 1492 г., рассматривается как «первая общегосударственная хартия шляхетских вольностей». Посредством привилеев монарх был связан различного рода договорными обязательствами со шляхтой (системе вассалитета в то время практически отсутствовала в Московском государстве).

Первоначально в работе Сойма могли принимать участие все представители шляхты. Однако в дальнейшем он утверждается как представительный орган, в состав которого стали входить по два представителя – «посла» от каждого повета, избираемых на поветовых соймиках. Кроме того, в его работе участвовали Великий князь, паны-рады, должностные лица центрального и местного управления, высшее духовенство.

В XIV-XV вв. Сойм был лишь совещательным органом - собранием всего господствующего класса, которое получало информацию и обсуждало принятые государем и радой решения. В дальнейшем ему передается часть полномочий Рады и он становится высшим законодательным органом власти (принятие Статутов, избрание князя). Однако все важные государственные решения подготавливались и выносились на его заседания князем и Радой. Особенностью государственно-территориального устройства ВКЛ была широкая автономия составляющих его земель и местного самоуправления (большинство городов управлялось на основе Магдебурского права).

XVI – сер. XVII вв. называют белорусским Ренессансом (этот этап по аналогии с европейскими странами выделен в исследованиях В. Конона и С. Подокшина). Наиболее видными представителями ренессансной культуры были Ф. Скарина, С. Будный, В. Тяпинский, А. Волан, М. Смотрицкий, Н. Гусовский, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др. В этот период интенсивно шло формирование белорусской народности. Процесс формирования этнического самосознания белорусов проявился в развитии языка, письменности, философской и социально-политической мысли, правотворчества. Подтверждением высокой правовой культуры ВКЛ стали своды законов феодального права - Статуты 1529, 1566, 1588 гг., которые явились, своего рода, феодальными конституциями (Статут 1588 г. действовал до 40-х годов XIX в.).

Великое Княжество Литовское было толерантным, веротерпимым государством: на его территории законом разрешалась деятельность различных церквей – православной, католической, мусульманской, иудаистской. Важные последствия для политико-государственного развития ВКЛ имело принятие великим князем Ягайло польской короны, что было закреплено в Кревской унии (1386 г.). Согласно этому документу Польша и ВКЛ вступали в военно-политический союз«персональную унию» во главе с единым королем (избрание нового князя требовало уже санкций польского короля). Католичество объявлялось государственной религией ВКЛ, католики получали преимущественное право на замещение государственных должностей, и в Раду не допускались ни православные иерархи, ни протестантское духовенство.

Последствия Кревской унии имели неоднозначный политический характер. С одной стороны, союз двух государств был необходим в связи с угрозой агрессии со стороны Тевтонского ордена (Грюнвальдская битва 1410 г.). Начали развиваться культурные и церковно-религиозные связи с европейскими государствами, переживавшими расцвет ренессансной культуры. С другой стороны, Кревская уния положила начало 400-летнему политическому господству католического польско-литовского государства на белорусских землях. Это вело к обострению этнорелигиозных отношений, т.к. подавляющее большинство восточнославянского населения сохраняло христианское вероисповедание в его православной греко-византийской традиции.

Естественным следствием этих процессов стало нарастание оппозиционных настроений среди белорусских феодалов, добившихся специального привилея, согласно которому литовская и белорусская шляхта уравнены в правах (последняя допускалась в паны-раду). Если в конце XIV в. литовские феодалы составляли порядка 84% от состава паны-рады, белорусы – 9%, в другой половине XV в. литовцы – 67%, белорусы – 17%, то в первой четверти XVI в. литовцы составляли уже только 46%, а белорусы – 38%. В 1569 г. незадолго до Люблинской унии белорусы и украинцы составляли большинство (Гiсторыя Беларусi: У 2 ч. / Пад рэд. прафесарау Я.К. Новiка i Г.С. Марцуля. Ч. 1. С.101).

Белорусские правоведы считают, что для определения государственности ВКЛ есть все основания употреблять термин «белорусско-литовское государство» (С. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Минск, 1998. С. 160). Таким образом, рассматривая генезис белорусской государственности, следует отметить, что современная Беларусь имеет полное историческое право считать себя наследницей государственности и политико-правовой культуры ВКЛ.

Однако результатом сложных и противоречивых процессов этого этапа политической истории белорусского народа стало то, что он не привел ни к появлению белорусской национальной государственности, ни к формированию единой политической культуры на национальной религиозной основе. Исследователи отмечают (Н. Скок), что на территории ВКЛ фактически сформировались две политические культуры, в основе которых лежал этноконфессиональный фактор – политическая культура православно-славянского общества (Центральная, Восточная, Юго-восточная Беларусь) и литовско-католическая политическая культура (Западная, Северо-западная Беларусь).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.006 с.)