Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Местное управление и самоуправление в системе государственного управления.

Поиск

В системе становления идеологии правового государства, гражданского общества важная составляющая и исключительная роль отводится местному самоуправлению вопросам его реформирования. Ставится цель – обеспечить, чтобы в основе грядущего мироустройства, управления делами государства стал человек с его правами, свободой и ответственностью, чтобы он на деле активно выполнял гарантированные ему Конституцией властные полномочия. С другой стороны, важно. Чтобы и власть была не только эффективной, но и подконтрольной народу. Чтобы не только она воздействовала на человека, но чтобы и человек влиял на нее, был ее субъектом и творцом. В стране должно быть подлинное народное самоуправление, обеспечивающее решение жизненно важных задач черед человека и во имя человека.

Местное самоуправление в нынешних условиях, опираясь на местные материальные ресурсы, должно стать полноценным выразителем существующих традиций и обеспечить такое положение, чтобы в стране были в достаточной степени обеспечены экономическая и личная свобода для одних и социальная защита для других и при их общей консолидации.

Во многих развитых странах мира централизованное управление делами государства сочетается с местным управлением и самоуправлением.

Наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы.

В соответствии с Хартией под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

В силу того, что местное самоуправление является формой организации граждан для решения стоящих перед ними задач, оно способствует приближению власти к населению с учетом существующих местных условий и особенностей. Можно утверждать, что местное самоуправление является властью, создаваемой населением. Самоуправление – это право граждан принимать решения по поводу организации своей жизни на местах проживания и нести за них ответственность. Оно выступает как форма экономической и политической власти народа, при которой общественными делами управляют сами граждане или через своих представителей, подконтрольных, подотчетных, действующих в интересах этих граждан и по их воле. Через местное самоуправление государственная власть получает возможность ускорить осуществление реформ, вовлекая в этот процесс наиболее активную часть населения на местах. Местное самоуправление – это эффективный способ аккумуляции идей представителей различных социальных групп, общественных движений. Это самая массовая форма участия граждан в формировании условий своей собственной жизнедеятельности.

Закон Республики Беларусь «О местном самоуправлении и самоуправлении в Республике Беларусь» определяет местное самоуправление как форму «организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избранные ими государственные и общественные органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе законов, собственной материально-финансовой базы и привлечения средств».

Согласно ст. 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области.

Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов – представительные органы государственной власти на территориях соответствующих территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.

Неотъемлемым признаком местного самоуправления и управления, а также их роль в идеологии белорусского государства закреплены в Конституции и Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Основные полномочия органов местного самоуправления и управления, а также их роль в идеологии белорусского государства закреплены в Конституции и Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Они обладают широкими правами и обязанностями в сфере экономических, социальных отношений, бюджета, финансов, охраны общественного порядка и др.

Важнейшими полномочиями органов местного самоуправления (в данном случае местных Советов депутатов) является утверждение программы экономического и социального развития (ст. 121 Конституции). С учетом особенностей компетенции местных Советов различных уровней (первичного, базового, областного – они вправе также утверждать программы жилищного строительства, коммунально–бытового и социально–культурного обслуживания населения, охраны природы (ст. 16, 17, 18 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»). На них возлагаются также организация, контроль и утверждение отчетов о выполнении этих программ.

В области бюджета и финансов местные Советы депутатов утверждают отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Местные Советы депутатов определяют в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью соответствующие административно–территориального образования. Они определяют правовой режим имущества, входящего в коммунальную собственность соответствующего образования. К компетенции Советов депутатов базового уровня относятся дача согласия на размещение и развитие на территории Совета предприятий, хозяйственных организаций и учреждений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующего административно–территориально образования; рассмотрение планов и программ размещения, развития и специализации предприятий (объединений) и социально–культурных учреждений различных форм собственности, дача по ним заключений и в необходимых случаях внесение предложений в соответствующие органы управления и др.

В области земельных отношений, использования природных ресурсов местные Советы депутатов осуществляют распоряжение и контроль за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, находящихся в ведении Советов.

Право распоряжаться землей и другими природными ресурсами местные Советы осуществляют путем предоставления их в установленном законом порядке во владение и пользование предприятиям и гражданам.

Местные Советы депутатов осуществляют управление находящимися в их ведении учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и другими учреждениями и организациями.

Органы местного управления в основном решают стоящие перед ними задачи формами и методами, одинаковыми или схожими с государственными. Их деятельности присущи такие характеристики для государственных органов черты, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на соответствующей территории. Они интегрированы в единый государственный механизм управления страной, наделены властно-распорядительными полномочиями, при определенных условиях выполняют управленческие функции.

Все органы самоуправления, обладая самостоятельностью, взаимодействуют с государственными органами, выполняют задачи как местного, так и общегосударственного значения. Будучи самыми нижними в структуре государства, местные образования в то же время являются в ней самыми важными звеньями.

Предоставление широких социально–экономических и правовых полномочий местным органам самоуправления вовсе не означает ослабления государственного воздействия на местные сообщества. Неуправляемого социального пространства быть не должно, поэтому органы государственной власти на основе конституционных положений и законодательных актов могут осуществлять контроль за деятельностью структур местного самоуправления. Вплоть до их расформирования в случае нарушения Закона. Одно вмешательство государственной власти в компетенцию местных органов управления и самоуправления должно быть возможным лишь в случаях, когда деятельность последних противоречит основам Конституции и другим основополагающим правовым актам. В рамках же согласованного перечня ведения дел вмешательства центральных органов в деятельность местных структур управления недопустимо. Следовательно, правовое государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Это предполагает, в свою очередь, организационную обособленность местного самоуправления от государственной власти.

Государство выступает в роли гаранта становления и развития местного самоуправления. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально–финансовые условия для реформирования местного самоуправления, посредством государственных актов придают решениям последних обязательную для исполнения силу, обеспечивают их поддержку и защиту. Они же, осуществляя контроль за законностью в деятельности органов местного самоуправления, не вмешиваются в их работу, если она ведется в соответствии с законодательством.

В ходе реформирования государство должно освободить себя от мелочной опеки над регионами, оставляя за собой лишь функции нормативно–правового регулирования стратегических социально–экономических процессов. На местный уровень должны последовательно передаваться те реальные управленческие полномочия и источники доходов, которые дают местным сообществам и связанным с ними секторами экономики реальные возможности и стимулы саморазвития.

Взаимоотношения государства с местными органами управления и самоуправления должны основываться на ряде принципов. Основные из них следующие:

· самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения (этот принцип отражает суть местного самоуправления и, в свою очередь, предполагает: полновластие муниципальных органов на соответствующей территории в пределах, ограниченных правом; выборность местных органов местным сообществом; самостоятельность и зависимость муниципальных органов, их ответственность за решение вопросов местного значения перед населением);

· признание местного самоуправления как демократического института, наличие гарантий местного самоуправления;

· организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством;

· многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

· соразмерность полномочий местного самоуправления материально–финансовыми ресурсами;

· законность;

· гласность и учет общественного мнения, сотрудничество и взаимодействие местных органов власти и их должностных лиц с партиями, общественными движениями и объединениями граждан.

Местная власть обладает рядом признаков, присущих государственной власти. К ним можно отнести: четко выраженный институциализированный характер; наличие специального аппарата, осуществляющего эту власть; деятельность, основанную на законах и иных нормативных актах; возможность применения законодательно обоснованного насилия; установление и сбор налогов; самостоятельное формирование местного бюджета и др. Территория местного сообщества есть государственная территория, местные жители являются гражданами государства. Статус местного самоуправления определяется государством в Конституции Республики Беларусь, он защищается органами государственной власти; местные дела решаются хотя и самостоятельно, но в русле единой государственной политики; решения органов местного самоуправления обязательны к исполнению всеми, кому они адресованы.

Однако органы местного самоуправления не обладают правом осуществления собственной законодательной власти. Хотя они могут издавать нормативные акты, содержащие правила поведения общего характера, но отнести их к законам нельзя, т.к. по своей природе они являются административными документами. Негосударственный характер органов местного самоуправления состоит еще и в том, сто в их системе отсутствует строгая иерархия и соподчиненность, они действуют самостоятельно; вопросы местного значения решаются с учетом особенностей развития этой теории; их материально–финансовую базу составляет муниципальная собственность и муниципальный бюджет; у органов местного самоуправления практически отсутствуют политические функции. По характеру своей деятельности и организационно–правовым принципам власть сочетает в себе общественное и государственное начало.

На пути становления и реформирования местного самоуправления существует целый ряд тормозящих факторов. Среди них – недостаточно высокая правовая культура граждан. С одной стороны, люди еще слабо ориентируются в своих правах и возможностях, нередко по вопросам, которые входят в компетенцию местных органов, обращаются в самые высокие инстанции, не владеют механизмом собственного участия в решении жизненно важных для них задач; не могут, естественно, совмещать свои завышенные требования с собственными возможностями.

С другой стороны, не готовы к реализации в полном объеме принципов местного самоуправления многие государственные организации и руководители. Они не всегда идут на открытый диалог с населением, усматривают в местном самоуправлении и проявляемой при этом активности людей покушение на свое положение и статус. Унаследованные от тоталитарного режима стереотипы создания сформулировали установку: «коль все в нашем обществе принадлежит государству, то пусть оно всем и управляет». Отсюда – боязнь проявления личной инициативы.

Органы местного управления часто превращаются декоративные образования, так как они не обладают финансами, недвижимостью и т.д. и в итоге не обладают реальными властными полномочиями. Не имея прочной экономической основы, сельские исполкомы превратились, по сути дела, в органы регистрации сельской жизни и выполнения текущих дел. Реальная же власть на селе находится в руках руководителей колхозов, совхозов, предприятий, а благополучие сельчан зависит от отношения руководства этих хозяйств к нуждам села, а также от государственных вышестоящих властных структур.

Центральная власть, лишив сельсоветы должного финансирования, прочной хозяйственной базы и правовых основ управления местностями, создает благоприятные условия для возвеличивания хозяйственных руководителей, принижая в глазах населения местных органов власти.

Эти и многие другие недостатки в развитии местного самоуправления делают эту проблему особенно актуальной в условиях трансформации белорусского общества. Необходим поиск оптимальных самоуправления общества с учетом национальных особенностей и традиций, лучшего зарубежного опыта.

Литература:

1. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент //Народная газета. 29 марта 2003.

2. Лукашенко А.Г. Послание Президента Республики Беларусь Национальному собранию Республики Беларусь 16 апреля 2003г. //Советская Беларусь. 17 апреля 2003.

3. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями. Мн.: Беларусь, 2000.

4. Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Мн., 2001.

5. Бабосов Е. О современном характере идеологии //Беларуская думка. - 2003.- №3

6. Василевич Г. Конституционное развитие и белорусское государство. //Беларуская думка. - 2003.- №2.

7. Майхрович А.С Идеология, сущность, назначение, возможности. Мн., 2001.

8. Шинкарев В.В., Вартанова Л.В. Идеология белорусской государственности и общественного развития Республики Беларусь. Мн., 2003.

9. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты. Мн., 2003.

10. Яскевич Я.С. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства. Мн., 2003.


Корольков П.В.

Лекция 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.011 с.)