Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы самоидентификации белорусов, становление и развитие национальной идеи.

Поиск

По мнению некоторых отечественных ученых, перед белорусским обществом, как и перед мировой цивилизацией, стоит ряд проблем требующих серьезного осмысления с целью их разрешения. Среди них, прежде всего можно выделить проблему выживаемости в атомном веке. С изобретением ядерного оружия перед человечеством встала реальная угроза уничтожения людей как вида. В связи с этим основной установкой постклассического мышления является направленность не на изменение и преобразование окружающей действительности, а на обеспечение выживаемости человечества. Быстрые темпы развития техногенной цивилизации обострили проблему экологической выживаемости человека. На биосферу оказывается значительное технологическое давление. Природные компоненты во все возрастающей степени потребляются из природы. Но для восстановления природной среде необходимо значительное время, скорость развития техногенной цивилизации оставляет окружающей действительности мало шансов на существование. В результате прогрессирующий экологический кризис, поставивший перед человечеством проблему собственного существования.

Обращается внимание на проблему сохранения целостности личности. Ускоренное развитие современной цивилизации включает человека в различные социальные структуры, тем самым индивид, выполняя большое количество социальных ролей, иногда противоречащих друг другу, испытывает возрастающий дискомфорт. И только благодаря определенным манипуляциям со своим сознанием человек может приспособиться к современному обществу.

Важной считается проблема коммуникативного единства человечества. Необходимо способствовать реальному воплощению в мировую и национально-государственную практику человеческого общения идеалов гуманизма, открытости, взаимопонимания. Непосредственно для Беларуси важнейшей задачей является исторический выбор путей собственного развития, формирование системы идей способных объединить белорусский народ. Необходимо способствовать возрождению национальных традиций и преодолевать проблемы национальной самоидентификации. Общечеловеческие ценности, являясь мировоззренческими идеалами, не отделимы от национальных ценностей. Понимание общечеловеческих ценностей на государственно-национальном уровне может способствовать решению проблемы выживания человека как вида, и сохранению человека как личности.

Наше общество, вне всяких сомнений, нуждается в консолидирующей системе идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, образ жизни и социальную активность. Именно идеология является той системой взглядов, которая может придать дополнительный импульс развитию общества, его экономической, и социально-политической сфер. Идеология характерна для всех государств. Так, политика государства в социальной, политической областях, опирается на систему определенных идейно-политических целей, ориентиров, принципов, однако само правительство, являясь представителем народа, в своей деятельности должно реализовывать требования народных масс. При избрании руководства страны претендующая на власть политическая группа представляет программу своей деятельности. Народ, избирая данную партию, выбирает и её программу. Программа в свою очередь представляет собой определенный комплекс идей и систему взглядов, направленных на решение актуальных общественных проблем. В противном случае у претендующей на власть политической группы нет шансов победить на выборах. Таким образом, голосуя за того или иного кандидата, народ в определенной степени, голосует за идеологию его политической организации. Следовательно, данная система, по мнению большинства, является наиболее соответствующей для разрешения социально-экономических и политических проблем общества. Демократическая процедура выборов способствует поиску оптимальной программы развития общества. Республика Беларусь не является исключением. Стабильная поддержка на выборах, оказываемая гражданами определенному курсу социально-экономического и политического развития общества, по видимому, является следствием соответствия данного курса устремлениям большинства белорусов.

Вместе с тем следует указать, что национальные особенности, национальная идея формируются только при наличии национальных традиций. Термин «белорусская национальная идея» используется по аналогии с философским термином «русская идея», введенным русским философом В. С. Соловьевым в 1887-88 годах для обозначения русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества. Традиция (от лат. – предание, передача)- это способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, норм поведения, мировоззренческих установок, форм сознания и человеческого общения [27; 12]. Традиция являясь гарантом сохранения прошлого, определенной консервативной установкой, в тоже время обеспечивает передачу и сохранение человеческого опыта. На основе национальных традиций формируется национальная культура, то есть культура определенной нации, сложившаяся на протяжении её исторического развития. Спецификой национальной культуры белорусов является особенности ее возникновения. Становление и развитие национальной культуры происходило в тесном взаимодействии с культурами других этнических групп, таких как русские, литовцы, евреи и др. Учеными, изучающими белорусскую культуру, она определяется как культура, носящая «пограничный» характер[7;7], то есть культура, которая на протяжении всего своего развития испытывала значительное влияние других культур, и сама в определенной степени влияла на другие культуры. Обусловленностью такого положения можно считать географическое расположение Беларуси. Исторически она находилась под влиянием таких больших культурных миров, как православно-византийский и римско-католический. Постоянно подвергалась влиянию мощных соседних государств. Располагаясь в географическом центре Европы, находясь на перекрестье торговых путей Беларусь, подвергалась влиянию достижений как восточной, так и западной культур. Данная ситуация способствовала складыванию уникальной и самобытной культуры. В тоже время, разноплановое влияние помешало белорусской культуре стать в полной мере самостоятельной. Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих государственных традиций наравне с нациями, имеющими претензии на исключительность в их культивировании. Нахождение белорусов в составе Речи Посполитой, России, а позже в составе СССР существенно повлияло на их самоидентификацию. Территория Беларуси подвергалась постоянному переделу, видимо, этим можно объяснить то, что «самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, редко возвышаясь до уровня нации и государства» [5; 3].

Особое внимание на проблему самоопределения и самосознания, поиска своего пути обращалось в белорусской культуре на протяжении всей ее истории. Идея белорусского пути была сформулирована белорусским мыслителем И. Абдзираловичем (Кончевским) в его трактате «Адвечным шляхам: дасьледзіны беларускага сьветагляду» (1921 г.). По его мнению, история Беларуси представляет собой историю колебания между Востоком и Западом. Важнейшим понятием он считает «раздорожье», на котором, находились белорусы не определив направления своего движения. Кончевский считает, что движение белорусской культуры осуществляется между двумя европейскими типами культуры – Востоком и Западом. И только творчество, по Кончевскому, может позволить остановить колебание между этими двумя полюсами.

Существенный вклад в идентификацию белорусской культуры внес М. Богданович в своей работе, получившей название «Белорусское Возрождение» (1914 г.). По его мнению, до 18 века белорусская культура развивается в русле западноевропейской. В 18 в. культура высшего сословия отделяется от своего фундамента - низшего слоя, и достигает уровня развития западной цивилизации. А культура низшего сословия продолжает развиваться сама в себе, создавая богатейший в Европе фольклор. Высшее сословие через единую культуру растворяется в польской элите. Низшее сословие создает практически новую элиту. Воплощается данная культура в творчестве Ф. Богушевича и развивается далее через деятельность представителей «Нашей нивы» [2;270].

Проследим этапы становления белорусской самоидентификации и национальной идеи. Современная территория Беларуси в 9-13 вв. находилась под влиянием восточно-европейского культурного типа. С конца 13 по 15 век развиваются процессы культурного взаимодействия между славяно-византийской традицией и западноевропейскими творческими импульсами. Усиление западного культурного влияния происходит в 16 веке, когда происходит складывание и формирование основных ценностей и характерных черт белорусской культуры, определяющих ее бытие на долгое время. В конце 17 – начале 18 века важнейшую роль в культурной идентичности белорусского народа начинает играть конфессиональный фактор. В конце 18-19 вв. существенную роль играют явления народной культуры. Сохраняя себя, белорусская культура «перешла» на иной уровень – культуры народной, поскольку высшие слои интеллигенции переходили то в польскую, то в русскую культуру. Непосредственно поиском белорусского «Я» характеризуется становление белорусской культуры 19 – начала 20 века. В этот период над формированием национальной идеи творчески работали Ф. Богушевич, Я. Купала, И. Абдзиралович, А. Цвикевич и др. Проблемы национальной самоидентификации белорусов связывают также с особенностями возникновения и существования белорусской интеллигенции. 30-е годы 20 века в СССР характеризуются политикой практически полного уничтожения национальных интеллигенций. Интеллигенция Беларуси, непосредственный носитель национальной идеи, благодаря которому остальные граждане могут присоединиться к национальной культуре, была физически уничтожена.

Существование Советского Союза характеризуется складыванием особого типа человека «советского белоруса». Данный тип идентифицировал себя с общесоветской культурой, а не с культурой Беларуси. В этом отношении интересной является культурная самоидентификация населения будущей Беларуси еще во времена Речи Посполитой. В частности, белорусский историк В.А. Сосно считает, что для данного периода развития белорусской истории для населения характерной является тройственная самоидентификация. Например, Адам Мицкевич, в локальном смысле считал себя новогордцем. Следующий, средний уровень самоидентификации, литвин. И последний макроуровень –– поляк. В советские времена самоидентификация носила во многом такой же характер. Например, первый уровень – могилевчанин. Второй уровень самоидентификации – белорус. И макроуровень – советский человек.

Для современной Беларуси характерно отсутствие целостного культурного пространства в том виде, в котором оно существует у других народов. В тоже время, белорусская культура, сформировавшись как культура синтетическая, которая легко ассимилировала в себе влияния других культур, является культурой толерантной и восприимчивой к иной позиции. Следовательно, это культура динамичная и мобильная в своих содержательных аспектах. У белорусов присутствуют необходимые для развития в рамках современной цивилизации фундаментальные черты – толерантность, гибкость, открытость, отзывчивость, доброта. Приоритетной задачей для Беларуси должно стать возрождение национальной культуры. В процессе укрепления белорусской государственности национальная идея, выступающая в роли консолидирующего и стабилизирующего основания общества, становится обязательной частью личных переживаний современных людей. Национальная идея, как объединяющая идея, должна включать в себя такие важнейшие компоненты, которые затрагивали бы не только приоритетные ценности белорусского государства, но и такие жизненные ценности каждого гражданина, как ориентация на социальную защищенность каждого гражданина, высокий статус культурно-духовных ценностей и традиций общества, соблюдение прав человека; национальные интересы, обеспечивающие безопасность и суверенитет Республики Беларусь, ее независимость; предусматривать создание динамично развивающейся, социально ориентированной и наукоемкой экономики; осознавать миссию белорусского народа в выполнении роли творческого посредника между Востоком и Западом в силу соответствующего геополитического статуса Беларуси и синтетичности ее культуры; возрождать и обогащать национальные традиции, патриотические чувства и ценности. Уникальная и неповторимая белорусская национальная культура, опирающаяся на национальные духовные принципы, способна стимулировать духовно возвышающие человека ценности.

В эпоху трансформации обществу необходимы мировоззренческие идеи, выраженные в концентрированном виде цели, к которым стремится общество. Возникают данные идеи в результате кристаллизации из духовных ценностей понятных каждому человеку. Такие идеи могут выступать в качестве мобилизующего мировоззренческого начала. Так, например, развитию государственности в США значительно содействовало провозглашение, так называемой, «американской мечты». Благодаря подобным идеологическим концепциям, люди, проживающие в государстве, ощущают своё единство как нации. Сплоченность населения способствует преодолению различного рода трудностей, возникающих как в социальной, так и в политической жизни. На постсоветском пространстве интерес возник к идеям построения демократического государства, как гаранта соблюдения прав и свобод граждан, к установлению рыночных отношений в сфере экономики, созданию гражданского общества как высшей формы демократии. Образ современной Беларуси – это цивилизованное, суверенное молодое государство с древними традициями, способное решать возникающие перед ним проблемы с опорой на собственные силы. Велика роль славянских традиций духовных культуры в становлении суверенной Беларуси. В иерархии духовных традиций и ценностей славянства можно выделить: общеславянские ценности; ценности восточного славянства (наряду с другими типами регионального славянства – западного и южного); духовные ценности национального славянства (белорусы, русские, украинцы и т.д.).

Анализируя славянский этнос, известный русский философ В. С. Соловьев, основные отличия славянской духовности от западной видел в сплаве язычества (мифологизм), христианства (мудрость) и европейского мышления (рационализм). Внутренне присущими чертами славянской духовности, по мнению исследователей, являются: святость и добродетель, коллективизм и соборность, вера в идеал, служение обществу, в противоположность таким ценностям, как агрессивность, уверенность в себе, умение владеть собой, прагматизм, характерным для западного общества.

Православно-византийское духовное наследие оказало большое влияние на формирование духовных ценностей восточного славянства. Через братьев Кирилла и Мефодия был передан богатейший опыт, накопленный византийской цивилизацией. Влияние ига Золотой орды, долгий путь освобождения от него, постоянные княжеские междоусобицы формировали специфический путь развития восточной ветви славянства, отличный от других ветвей. Возникала стойкость к жизненным испытаниям, твердость душевной организации, особая преданность в сохранении христианских заветов.

Важное место в общеславянских духовных ценностях занимают ценности национального славянства – белорусов, русских, украинцев, поляков, и т.д. Специфика русской ментальности, ее двойственность, обусловлена влиянием непосредственно славянской культуры, а также византийско-православной и золотоордынской культур. Отсюда трудолюбие и праздность, набожность и безбожие. Восточный культ почтения и раболепия переплетался со стремлением к независимости.

Спецификой развития белорусских духовных ценностей является влияние западной и восточной культур, наличие поликонфессиональной среды, миролюбие, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления. Белорусская культура имеет много общего с русской и украинской культурой. В тоже время одним из основных отличий можно назвать толерантность – высокая степень национальной, расовой, конфессиональной и др. видов терпимости. Толерантность белорусов связывают не только с поликонфессиональной средой, когда терпимость по отношению к представителям другой религии является обязательным условием существования в мире для всего государства, но также с жизненной необходимостью, обусловленной существованием в сложной социально-экономической и политической ситуации. Необходимость поддержания сложного равновесия разнонаправленных сил и влияний, в сфере воздействия которых постоянно оказывался белорусский народ, определяла существование государства как такового. Среди прочих характерных для белорусов национальных черт выделяют трудолюбие, бережное отношение к земле и дому, хозяйственность, бережливость. Некоторыми исследователями обращается внимание на определенную неоднородность ментальности белорусов ее региональные особенности. Определенная индивидуализация жизни характерна для Гродненщины и других районов Западной Беларуси. Эти территории развивались под влиянием католичества и протестантской этики Западной Европы. Культ сельской общины преобладает в Полесье, православная соборность - граничащем с Россией белорусском Поозерье. На современном этапе для белорусов являются приоритетными следующие ценности: 1) белорусская государственность, 2) развитие национальной культуры, 3) развитие национального языка, 4) изучение собственной истории, национальных традиций, 5) следование и соблюдение общечеловеческих идеалов добра, правды, справедливости, прав человека.

Отмечая существующие в настоящее время тенденции к единению славян, получившие название панславизм, следует отметить, что подобные идеи были характерны для социально-философской мысли еще во времена Московской Руси. Опирались они в основном на объединение славян по религиозному признаку. Позже конфессиональный фактор перестает играть решающую роль. В 1848 году в Праге состоялся первый Славянский конгресс, в 1908 году Всеславянский съезд прогрессивных студентов, в 1929 году 1 Международный съезд славянистов, и Всеславянский съезд в 1998 году. Развал СССР приостановил процесс объединения славян, но славянские духовные ценности, мощное мировоззренческое образование способное преодолеть различные трудности.

Мировоззренческо-нравственное состояние, наблюдаемое сегодня в белорусском обществе лишь часть идейного кризиса охватившего все постсоветское пространство. Республика Беларусь находясь еще в стадии трансформации общества, переживает становление новых, еще не оформившихся моделей мировосприятия, и в тоже время еще сохраняются некоторые коммунистические поведенческие установки. Многие традиционные идеалы, такие как любовь к ближнему, отказ от соблазнов богатства переживают упадок. В тоже время постсоветское существование, осложненное переживанием проблемы Чернобыля, усиливает необходимость возрождения национальных традиций и создания новых ценностных ориентиров, стратегий развития страны. Позитивно влияют на становление обновленной структуры развития процессы социальной динамики, проходящие в Республике Беларусь. Согласно данным социологических опросов большое значение в развитии новых мировоззренческих ценностей белорусской государственности имеют следующие факторы: провозглашение суверенитета, независимости Беларуси, введение института президентства, ориентация на общественное согласие, консенсус членов общества, на верховенство закона, плюрализм мнений, многопартийность, отказ от распределительных отношений и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.012 с.)