Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марксизм: важнейшие приоритеты и цели

Поиск

В противовес либеральной модели «общества индивидуальных собственников» Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали учение о справедливом обществе, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком, его отчуждением от власти, собственности и результатов труда. Идеалом этого общества было провозглашено – «Свободное развитие каждого как условие свободного развития всех», т.е. ставилась задача совмещения либерального идеала «свободы» с социалистическими ценностями «равенства» и «справедливости».

Марксизм возник не только как теоретическое обоснование возможности нового устройства общества, но и как система мировоззренческих установок, направленная на идеологическое обеспечение интересов рабочего класса, и обоснование политических средств их реализации.

Возникновение марксизма как идеологии пролетариата было подготовлено развитием европейского общества. Марксистская идеологическая доктрина возникла на основе анализа двух основополагающих процессов европейской истории XVII-XIX вв. – Великой Французской революции 1789-1793 гг. и промышленной революции, развернувшейся в Англии и других европейских странах в начале XIX в.

Результатом этих процессов стало окончательное формирование социально–классовой структуры индустриального общества, появление нового класса – пролетариата, выход его на арену западноевропейских стран. Об этом свидетельствовали восстания силезских рабочих (1841, 1844), лионских ткачей (1831), чартистское движение в Англии (30-40-е гг. XIX в.). Дальнейшее развитие марксистское учение получило на основе анализа опыта европейских буржуазно-демократических революций (1848 г.) и Парижской Коммуны (1871 г.), явившейся первой попыткой установления диктатуры пролетариата его политического господства.

К. Маркс и Ф. Энгельс были не только учеными, оказавшими влияние на развитие философии, экономической теории, социологии и политической мысли, но и идеологами пролетариата. Как писал о К. Марксе французский социолог Р. Арон, он «одновременно был ученым и пророком, социалистом и революционером» (Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993. – С.152).

Политическая доктрина К. Маркса изложена в работах: «Манифест Коммунистической партии» (1848), «Классовая борьба во Франции» (1851), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1851-1852), «Капитал» (1864), «Гражданская война во Франции» (1871), «Критика Готской программы» (1875) и др.

Приоритеты марксистской идеологии.

Марксистская идеология наиболее полно отразила политические и идеологические интересы класса наемных работников раннеиндустриального общества. Основные идеи марксистской идеологии:

· Движущей силой общественного развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями общества, которое в социальной жизни принимает форму классовой борьбы. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. – С.424).

· Классовая борьба ведется эксплуатируемыми массами ради справедливого распределения собственности и политической власти. Высшей точкой нарастания классовых антагонизмов является социальная революция.

· Особая роль в осуществлении революции и построении нового общества принадлежит пролетариату, условия жизнедеятельности которого способствуют формированию в нем коллективности, солидарности и интернационализма.

· Свои цели пролетариат может реализовать посредством установления диктатуры – политического господства рабочего класса при опоре на широкие трудящиеся массы.

· Диктатура пролетариата является способом гармонизации общественных отношений и обеспечивает переход к бесклассовому обществу («историческая миссия рабочего класса»).

· Идеал общественного устройства – сознательно регулируемое, бестоварное, самоуправленческое общество, базирующееся на общественной собственности на средства производства, в котором будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда.

Характеризуя созданную основоположниками марксизма теорию в целом, исследователи отмечают ее всеобъемлющий характер и логическую последовательность. Вместе с тем, очевидным является и то, что соединение в рамках одного учения глубоких теоретических построений со злободневными политическими программами не только серьезно обесценило высказанные Марксом и Энгельсом концептуальные положения, но и создало условия для той вульгаризации теории, которой она подверглась после смерти ее создателей.

Вступление К. Маркса и Ф. Энгельса в активную политическую деятельность, их ориентация на антикапиталистические и революционаристские настроения раннеиндустриального пролетариата, не могли не привести к определенной субъективности их теоретических выводов (определение конкретных сроков социалистической революции в Европе, стран, где она произойдет), средств достижения нового общественного устройства.

Политическая доктрина К. Маркса отражала современные ему реалии, но не в полной мере смогло предугадать тенденции изменений индустриального общества и оказалась неадекватной переменам, которые произошли в ХХ в. Общество стало развиваться не совсем по тем закономерностям, которые были увидены Марксом и Энгельсом на раннем его этапе. Новые возможности и пути борьбы рабочих за свои права открыла парламентская демократия, значение которой недооценивалось классиками марксизма.

Не подтвердились положения об абсолютном и относительном обнищании пролетариата, о неизбежном обострении классовых противоречий вплоть до насильственного свержения буржуазного строя в процессе революции, о стирании национальных перегородок между государствами и т.д. Это потребовало корректировки ряда концептуальных положений еще при жизни основателей марксизма (в последних работах Ф. Энгельс пришел к выводу о возможности эволюционного развития капитализма и мирного врастания его в социализм).

Краеугольным камнем политической доктрины марксизма были принципы равенства, справедливости и солидарности. Проблема же свободы приобрела, по сравнению с ними, второстепенное значение. В дальнейшем это породило серьезные проблемы при попытках реализации марксистской доктрины на практике. Возникли проблемы индивидуальной мотивации труда и творчества: совмещения уникального, индивидуального человеческого мира с общими интересами и нормативными требованиями, согласования интересов коллектива и отдельного индивида и т.д.

Вместе с тем, именно тот факт, что политическая идеология К. Маркса была основана на научных достижениях европейской материалистической и гуманистической мысли, позволило ей стать идеологией глобального и эпохального значения. Более ста лет она являла собой более или менее адекватное отражение социальной реальности и давало сотням миллионов людей ориентиры в борьбе за социальное равенство и справедливость.

Марксистское учение, сформировавшееся в эпоху раннеиндустриального общества, смогло отразить те тенденции общественных изменений, которые в условиях научно-технической революции второй половины ХХ в., стали определяющими (нарастающие процессы интеграции производства, формирование ассоциативных черт жизни, расширение сферы применения творческого труда).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.007 с.)