Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Октябрьская революция 1917 г. и национально–государственное самоопределение Беларуси.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема практического создания белорусской национальной государственности, ее идеологического обеспечения и международного признания выдвинулась на первое место в общественно-политической жизни Беларуси в период Октябрьской революции и годы гражданской войны, что осуществлялось в обстановке острых социальных столкновений и потрясений, вызванных этими событиями. Идею оформления белорусской государственности в 1915-1918 гг. разрабатывали различные белорусские партии и организации, в том числе, Белорусская социал-демократическая рабочая группа (БСДРГ), Белорусский народный комитет, Белорусская социалистическая Громада. Рассматривалось несколько вариантов: автономия в составе демократической Российской Федерации, Литовско-белорусская конфедерация, независимое белорусское государство. Вопрос о форме социально-государственного самоопределения белорусов в этот период встал следующим образом: пойти либо по пути создания белорусского государства в составе федерации равноправных республик, либо по пути становления суверенного, независимого от других республик государства. На позициях первого подхода стояли руководители Северо-западного обкома РСДРП (б). Второй подход попыталась воплотить в условиях гражданской войны революционно-демократическая партия социалистической ориентации - Белорусская Социалистическая Громада. Участники Белорусской конференции 1918 г. (Вильно) и избранная на ней Виленская Белорусская Рада (ВБР) не отказывались от идеи белорусско-литовской конфедерации, но после объявления независимости Литвы полностью встали на позиции создания независимой белорусской государственности. Провозглашенная в условиях немецкой оккупации Белорусская Народная Республика (БНР) (март 1918 г.), по мнению исследователей, не стала реальным государственным образованием даже, как, например, считает белорусский правовед В.А. Крутолевич, «в марионеточной форме». Вместе с тем, отмечается и то, что хотя «в юридическом смысле БНР государством не стала», ее следует рассматривать в качестве «неосуществленной альтернативы на пути восстановления белорусской государственности» (Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Минск, 1998. С.173-174). Рада БНР и Народный секретариат, созданные как органы законодательной и исполнительной власти, не были признаны ведущими странами мира (летом 1918 г. консульства БНР были открыты на Украине, в Литве, дипломатические миссии направлены в некоторые европейские страны). Функции правительства БНР фактически ограничивались политическим представительством при германской оккупационной администрации (этот оттолкнуло от него белорусскую интеллигенцию). Заявление о самоопределении и создании белорусской государственности осталось декларацией и не было поддержано в основной своей массе населением Беларуси, увлеченным идеей советской государственности и не обладавшего развитой национальной идентичностью. Хотя БНР была провозглашена в границах этнического проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории она не осуществляла. Ее деятельность ограничивалась решением задач в культурно-образовательной сфере (были открыты белорусские школы, педагогический институт), в области развития местной промышленности и торговли (организована Белорусская торговая палата). Была утверждена Временная конституция, вводился паспорт БНР и государственная символика - бело-красно-белый флаг и герб «Погоня». Однако отсутствовала армия, финансовая система, не сформировались органы власти на местах. Не пользуясь поддержкой населения, «правительство БНР» было согласно и на то, чтобы ввести на Беларуси советскую конституцию при условии признания Советской Россией независимости БНР, но это предложение не было принято. В 1919 г. представители Рады БНР вели консультации-переговоры с польскими властями, надеясь на их помощь в создании белорусского государства и объединения белорусских земель. Однако правительство Пилсудского не признало право Беларуси на государственную самостоятельность. Все это привело к расколу Рады БНР на Наивысшую Раду БНР (ориентировалась на Польшу) и Народную Раду БНР (искала контактов с РСФСР). Хотя БНР не была государством «только на бумаге» и попыталась воплотить в жизнь идею белорусской национально-демократической государственности, однако эта идея оказалась неосуществленной, так как не была поддержана большинством населения (в октябре 1923 г. руководство БНР выехало в Прагу). Новая страница, открывшая целую эпоху в политической истории Беларуси, связана с национально–государственным самоопределением Беларуси – со становлениембелорусского советского государства. Именно на основе идеи советской государственности на белорусских землях впервые была создана политико-территориальная единица со всеми атрибутами государственности. Первого января 1919 г. был обнародован Манифест Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси, в котором провозглашалось создание Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР), которая и стала первым реальным белорусским государством (Манифест 1919 г. выполнил роль первого конституционного акта). Процесс формирования белорусской советской государственности осуществлялся в сложных условиях. Трудности были обусловлены и тем, что большинство руководителей Северо-Западного обкома РСДРП (б) недооценивали значимости национального вопроса и самоопределения наций. Они считали, что создание независимых национальных республик – явление временное в преддверии мировой пролетарской революции, которая ликвидирует национальные границы. Некоторые члены Северо-Западного обкома в решении белорусского вопроса выдвигали принцип областной автономии, в соответствии с которым все белорусские губернии должны были объединиться в территориальную областную единицу и на этой основе войти в состав РСФСР. Однако в ходе острых дискуссий стала доминировать точка зрения, согласно которой в вопросе о самоопределении белорусских земель, речь должна идти не о создании административной единицы, а о политическом автономной образовании в составе РСФСР. Однако к концу декабря 1918 г. ситуация резко изменилась. В Польше к власти приходит правительство Пилсудского, поднявшего на щит идею «великой Польши в исторических границах». В этих условиях лидеры большевистской партии приходят к выводу, что образование Белорусской Советской республики будет способствовать защите революции и Советской власти. Беларусь должна была выполнить роль одного из плацдармов при наступлении революции и одновременно в случае возможного отступления стать буфером между Польшей и РСФСР, которая рассматривалась как прообраз будущей мировой республики Советов. Образование Белорусской Советской Социалистической Республики: система власти и управления. 2-3 февраля 1919 г. в Минске проходил I Всебелорусский съезд Советов, на котором была принята первая Конституция БССР, законодательно закрепившая становление советской власти, новые формы государственной и общественной жизни. Провозглашалась власть Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Собственность на землю и все средства производства объявлялись государственными. Вводилось ограничение в избирательных правах для представителей привилегированных классов и всеобщая трудовая повинность. В соответствии с Конституцией высшим органом государственной власти провозглашался Всебелорусский съезд Советов, в период между съездами вся полнота власти принадлежала Центральному исполнительному комитету (ЦИК) БССР, имевшему законодательные полномочия и ответственному перед Съездом Советов. Конституция БССР в отличие от Конституции РСФСР (которая была взята в качестве образца) не предусматривала создание Совета Народных Комиссаров. Для общего управления делами и руководства хозяйством республики ЦИК БССР избирал правительство - Большой и Малый Президиумы ЦИК. На этом же съезде из состава БССР были выделены и вошли в состав РСФСР три губернии – Витебская, Могилевская, Смоленская, а остальные территории объединились с Литовской ССР в одно государственное образование – Литовско-Белорусскую ССР, которое существовало до августа 1919 г. (была оккупирована польскими интервентами). Второе провозглашение БССР произошло в июле 1920 г. Декларация о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии (имевшая значение конституционного акта), принятая 31 июля 1920 г. на совместном заседании представителей государственных и партийных органов, общественно-политических организаций и профсоюзов объявляла о восстановлении БССР. II Всебелорусский съезд Советов (декабрь 1920 г.) приняла положение о Конституции БССР, которая устанавливала порядок формирования съездов Советов и создавала Высший орган правления – Совет Народных Комиссаров (СНК). Советский период белорусской государственности. Новый этап государственного становления белорусского народа связан с движением от унитаризма к федерализму в процессе объединения советских республик в Союзное государство с общими органами управления. В основу союзного государства, в состав которого Беларусь вошла на правах республики-учредителя наряду с РСФСР, УССР, ЗСФСР, была положена идея ограниченного суверенитета. Провозглашая Союзное государство в Договоре об образовании СССР (1922 г.), советские республики приняла сталинскую формулировку о том, что всякое государственное объединение в рамках СССР ограничивает суверенитет его членов в пользу центральных органов управления. Централизованное государство рассматривалось как средство осуществления революционных идеалов. Постулат об ограниченном суверенитете советских республик вошел в Конституции СССР 1924 и 1936 гг. Этапы конституционного процесса в рамках союзного государства. Основы государственного устройства советских республик определилаКонституция СССР 1924 г., утвердившая приоритет общегосударственных интересов над интересами отдельных республик и границы их суверенных прав - самостоятельно принимать конституцию и вносить в нее изменения, решать вопрос о гражданстве, создавать высшие органы государственной власти и управления. Новые формы государственной и общественной жизни в республике закрепила Конституция БССР (февраль 1925 г.), одобренная на четвертой сессии ЦИК. Республика объявлялась социалистическим государством диктатуры пролетариата. Из политической жизни исключались те, кто эксплуатировал чужой труд и жил на нетрудовые доходы, служители религиозных культов, бывшие служащие полиции и жандармерии. Следующий этап в развитии конституционных основ белорусской советской государственности связаны с принятием Конституции СССР 1936 г., в которой провозглашалась победа социализма. Чрезвычайный XII Всебелорусский съезд Советов 19 февраля 1937 г. утвердил новую Конституцию БССР. Она устанавливала, что БССР является социалистическим государством рабочих и крестьян, закрепляла две формы социалистической собственности (государственную, кооперативно-колхозную), определяла полномочия высших органов государственной власти, утвердила государственную символику (герб, флаг). Еще один этап в развитии белорусского социалистического государства обозначен принятием Конституции СССР 1977 г., которая была провозглашена Конституцией развитого социализма. Новая Конституция БССР, принятая на внеочередной сессии Верховного совета республики 14 апреля 1978 г., законодательно закрепляла основы социалистического общенародного государства: Советы народных депутатов как политическая основа общества, КПСС как ядро политической системы. Уточнялась структура высших органов государственной власти и управления: Верховный совет как высший орган государственной власти, Президиум Верховного Совета и Совет Министров - исполнительно-распорядительные органы (образуемые Верховным Советом и подотчетные ему). В Конституции СССР 1977 г. было зафиксировано положение о том, что «союзная республика – суверенное государство». Это положение отражало новые веяния и в годы перестройки стало правовой основой движения за обновление Союза. Таким образом, в государстве, основанном на принципе пролетарского интернационализма, понятие «национальный интерес» было фактически устранено из политической жизни: «Уже в начале 30-х годов реальным суверенитетом БССР, как и другие республики, не обладала… К тому времени СССР, в силу самой логики развития централизованной административной системы, существования монополии коммунистической партии на власть, на деле утвердился в качестве унитарного государства» (Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Минск, 1998. С. 178). Однако нельзя не согласиться и с той точкой зрения, что при всей ограниченности суверенитета в советский период, «БССР отнюдь не была фикцией. Первый опыт белорусской государственности имел огромное значение для развития белорусского народа на протяжении всего ХХ столетия. За 70 лет своего существования в составе Советского Союза Белорусская ССР постепенно собрала основную часть этнической территории белорусов («укрупнение» БССР в 1924 и 1927 гг., воссоединение Западной Беларуси с БССР в 1939 г.) и выполнила государственно-политическую и культурную роль объединения белорусской нации. Впервые в истории на белорусских землях были созданы реально действующий аппарат государственной власти, национальная система просвещения и науки, государственная институционированная система профессионального искусства и культуры, массовая национальная пресса и т.д. Беларусь стала индустриально развитой республикой и прославилась на весь мир героическим сопротивлением немецко-фашистским оккупантам в годы Великой Отечественной войны. На основе БССР в 1991 году была провозглашена суверенная Республика Беларусь». (Сташкевич Н. С. 143). Литература 1. Лукашенко А.Г. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию // О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Мн., 2003. 2. Абдіраловіч І. Адвечным шляхам. Мн., 1993. 3. Ермалович Н. Старажытная Беларусь. Мн., 1998. 4. Вiшнеускi А.Ф. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi. Вучэбны дапаможник. Мн., 2000. 5. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Минск, 1998. 6. Вiшнеускi А.Ф., Саракавiк I.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi. Мiнск, 1997. 7. Гiсторыя Беларусi: У 2 ч. / Пад рэд. прафесарау Я.К. Новiка i Г.С. Марцуля.Ч. 1. Мiнск, 1998. С.84. 8. Круталевич В.А. История Беларуси: Становление национальной державности (1917–1922 гг.). – Мн., 1999. 9. Мельник В.А. Белорусская идея и национальная государственность. – Мн., 2003. 10. Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология. – Мн., 2000. 11. Сташкевич Н. Формирование идеологии белоруской государственности // Беларуская думка. 2001. № 1. С.138. Сокал С.Ф. Гiсторыя дзяржавы i права БССР (дакастрычнiцкi перыяд). Мн., 1989 Усов П.Г. Лекция 4 .
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.253 (0.012 с.) |