Либерализм: основные принципы и цели. Неолиберализм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Либерализм: основные принципы и цели. Неолиберализм



Понятие «либерализм» (от лат. liberalis – касающийся свободы, присущий свободному человеку) вошло в западноевропейский политический словарь в 30 – 40-е гг. ХIХ в. с легкой руки группы испанских политиков, определивших составленную ими конституцию (1811 г.) как либеральную. Однако еще с глубокой древности понятие «либерализм» употреблялось для характеристики определенного образа мышления и поведения людей.

Первые попытки идейно-теоретического обоснования и осуществления идеологии либерализма восходят в европейских странах к концу ХVII – ХVIII вв. Окончательно сформировалось это течение к середине XIX века. Создателями либерализма являются такие выдающиеся мыслители, как Дж. Локк, Ш-.–Л.Монтескье, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Смит, И. Бентам, А де Токвиль, Дж. Ст. Милль.

Сегодня понятие «либерализм» имеет несколько смысловых значений:

Образ мышления и деятельности, интеллектуальная и нравственная установка, истоки которой берут свое начало в античности (философия Цицерона). Либерализм в этом смысле – это антитрадиционализм – ориентация поведения уверенного в себе человека, ценящего свободу мышления, отличающегося независимостью по отношению к традициям и предрассудкам, способностью к активному самоопределению в мире.

Политическая доктрина, восходящая к периоду буржуазных революций ХVII – ХVIII вв., на основании которой сложились институты и механизмы западной демократии. В этом значении под либерализмом понимается совокупность идей, учений и программ, ставящих своей целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к личности и социальной группе.

Идеология и политика либеральных партий, объединенных в Либеральный Интернационал, ориентирующихся на развитие механизмов рыночного хозяйства при минимально необходимой регулирующей роли государства, умеренном реформировании, признании политических и экономических прав индивида в пределах, определенных законом и конституцией (Демократическая партия в США, Либеральная в Англии, Партия свободных демократов Германии).

Истоки и основные ценности либеральной доктрины. Либеральная идеология в процессе своего развития впитала в себя различные идеи и концепции. Ее важнейшими источниками стали:

· идеология нового класса – буржуазии, сформировавшаяся на основе английской буржуазной («тихой») революции, служившая обоснованием свободы предпринимательства (А. Смит, Дж. Локк и др.);

· идеи, развившиеся из радикально-рационального духа французского революции, служившие обоснованием духовной и политической свободы человека (Ш. Монтескье, Б. Констан, А. де. Токвиль и др.).

В Европе либерализм и консерватизм первоначально формировались как альтернативные идейно-политические традиции – первый вышел из идеологии Просвещения и защищал буржуазные ценности, а второй служил интересам аристократии. В Соединенных Штатах, где не было феодализма, эти идеологические течения с самого начала представляли лишь разные интерпретации фундаментальных принципов Просвещения – демократическую (Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн) и умеренную (Дж. Адамсон, А. Гамильтон, Дж. Мэдисон), соответствовавших интересам нового класса (Харц Л. Либеральная традиция в Америке. – М., 1993. – С.303).

Идеология и практика либерализма в дальнейшем получила наибольшее развитие и распространение в США, где фактически заняла монопольное положение, хотя здесь, также как и в Европе, присутствовали четыре идеологические традиции: либерализм, консерватизм, правый и левый радикализм (в т.ч. социализм). Однако две последние идеологии не получили здесь значительного развития и фактически, как считает автор известной работы «Либеральная традиция в Америке» Л. Харц, у американцев был один–единственный «блистательный идеологический бог» – либерализм.

Либерализм наиболее полно выразил потребности и интересы буржуазного класса, отстаивавшего ценности Свободы, Собственности, Индивидуализма. Важнейшими принципами либерального мировоззрения стали:

· Человек – высшая ценность и он не должен быть средством для достижения каких-либо целей. Первоосновой общественного устройства считается личность, а не общество.

· Индивидуальная свобода – наличие у каждого человека естественных, данных ему от природы – независимо от его воли, воли коллектива или общества, неотчуждаемых прав (право на жизнь, свободу, собственность и т.д.).

· Свобода от произвольного вмешательства государства в частную жизнь гражданина – государство является результатом общественного договора и ограничено в своих функциях поддержанием порядка внутри страны и безопасности во внешних отношениях («ночной сторож»).

· Индивидуализм и эгоизм – индивид использует свою свободу и собственность для собственного блага в рамках закона, невмешательство государства в экономику, свобода личной инициативы как условие процветания его и общества.

· Независимость от предрассудков, свобода взглядов, совести, волеизъявления, мораль как частное дело человека.

· Ответственность человека перед своей свободой и обществом (гарантией этой свободы и ответственности являются законы, которые человек создает сам).

· Частная собственность, невмешательство государства в экономику, свобода личной инициативы как условия процветания общества.

· Естественное неравенство людей как факт, обусловленный особенностями их биологических и социальных характеристик.

· Вера в социальный прогресс – общество находится в состоянии непрерывного совершенствования, возможное его умеренное реформирование.

· Вера в силу Разума, способного познать высшие истины и регулировать весь уклад жизни.

Идеи либерализма были положены в основу политической системы западных демократий. Главными политическими идеалами либерализма можно считать : права и свободы граждан, равенство их перед законом, договорное происхождение государства, разделение властей, конституционализм.

Этапы эволюции либерализма. За прошедшие двести лет либеральная идеология столь существенно изменилась, что иногда поднимается вопрос о возможности использования самого термина «либерализм». В развитии либеральной идеологии выделяют три основных рубежа.

· Классический либерализм ХVII – ХVIII вв. оформился в процессе европейских буржуазных революций (Дж.Локк, А.Смит, Ш.Монтескье и др.). Его представители, обосновали систему «естественной» свободы в экономике и политике, связали свободу личности с уважением основополагающих прав человека, институтом частного владения, свободной конкуренцией, рынком.

· Либерализм ХIХ в. сформировался под воздействием промышленной революции в Европе и окончательного оформления буржуазного уклада жизни и представлял собой апологетику крайнего индивидуализма. Английский философ-экономист Дж. Бентам, известный как родоначальник утилитаризма, первым создал образ «человека-счетчика», который живет, руководствуясь личными эгоистическими интересами, постоянно сопоставляя пользу и убытки, довольствия и потери.

· Социал-либерализм последней трети ХIХ – начала ХХ в. – возник в процессе деятельности Ф.Д. Рузвельта и приверженцев рузвельтовского Нового курса, основывался на идеях, наработанных «экономистами–либералами» в конце ХIХ – начале ХХ в, но на практике был более радикален, что обусловлено новыми историческими обстоятельствами.

Социал-демократизация американского либерализма определила магистральную линию эволюции этой идеологии. Изменения в классическом либерализме оказались столь существенны, что принято говорить об оформлении на рубеже XIX-XX вв. в виде социал–либерализма. Реформы Ф.Д. Рузвельта адаптировали к условиям социально–экономического кризиса 1929 г. идеи экономистов Дж. С. Милля и Дж. Кейнса о необходимости «государственного дирижизма» - расширения социальных и регулирующих функций государства (для проведения действенной социальной политики, достижения эффективного спроса и обеспечения занятости). Это стало жизненно необходимым в условиях вызова со стороны тоталитарных систем, радикально покончивших с безработицей.

· Следующий этап социал-демократизация либерализма пришелся на 60-70-е гг. ХХ в. Ведущий либеральный идеолог этого периода Дж. К. Гэлбрейт развил концепцию своеобразного исторического компромисса между капитализмом и социализмом, а для обозначения этого компромисса использовал понятие «конвергенция» (Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М., 1969). Он же выдвинул идею «социализации капитализма», указав, что свободный рынок превратился в анахронизм.

Социал–демократическая тенденция в либерализме 60–70–х гг. получила развитие в программах «Новые рубежи» Дж. Кеннеди и «Великое общество» Л. Джонсона, которые осуществлялись под лозунгом «конца идеологии» и «эры технократии». При всех противоречиях этих либеральных реформ они способствовали созданию государственных систем социальной защиты не только для работающих, но и нетрудоспособных, бедных, многосемейных и иных «наименее приспособленных» американцев. Это способствовало формированию социал–либеральной теории «государства благосостояния» (welfare state). Социал–реформаторская тенденция в американском либерализме достигла высшей точки на рубеже 60–70–х гг., когда ее выразителями стали лидеры правого крыла Демократической партии Ю. Маккарти и Д. Макговерн.

Тем не менее, опыт последних десятилетий ХХ в. выявил пределы социал–демократизации либерализма, когда государство благосостояния вступило в противоречие с потребностями экономического роста и развития предпринимательской активности.

· Ведущие позиции в либерализме 80–х годов заняло течение неолиберализма.

Неолиберализм. Формирование этого течения в либерализме соответствовало тем тенденциям, которые выявились в развитии европейского либерализма после Второй мировой войны в результате сближения ценностных установок либеральной и консервативной идеологии (Б. Рассел, Ф. Хайек), а затем проявились и в развитии американского либерализма. Представители неолиберализма, ориентируясь на японские и германские модели социально–экономического развития, потребовали рационализации государственного регулирования, прагматической социальной политики перехода от общества всеобщего благоденствия к «оптимальному воспроизводству человеческого капитала», использования социальных расходов преимущественно для развития системы переподготовки, а не для увеличения пособий бедным и безработным.

Доминирующие позиции в идеологии европейского неолиберализма принадлежали выдающемуся австрийскому экономисту и философу Фридриху Хайеку. Он считал, что кризисные явления в развитых странах запада были обусловлены отходом от принципов классического либерализма, активным вмешательством государства в социально–экономическую сферу, утверждением идей коллективизма и планирования. Ядром политической концепции Хайека стала мысль об угрозе свободе со стороны массовой демократии, высказанная им в работах «Дорога к рабству», «Общество свободных».

· В последнее десятилетие ХХ наметились новые тенденции в развитии либерализма – сближение идейно–политических позиций «новых демократов» США, эволюционирующих в духе неолиберализма и европейской социал–демократии. На международной конференции во Флоренции (1999), в работе которой, помимо лидеров западноевропейской социал–демократии, принял участие президент США Б. Клинтон, представлявший Демократическую партию своей страны, были обозначены общие идейно–политические позиции, объединяющие европейскую социал–демократию и «новых демократов» США:

· «Новая экономика», открытая «упорядоченной» глобализации, в которой усилия национальных государств сосредоточены на стимулировании НТР, при преимущественном развитии информационных технологий.

· «Государство социальных инвестиций», в котором вместо принципа всеобщности государственных услуг действует принцип вложения в человеческий или социальный капитал («здоровье людей» и «высокий профессионализм» экономически активного населения).

· Гибкая система трудовых отношений, способствующая профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы.

· Экологически чистая природа, достигаемая координацией усилий, как на национальном, так и на международном уровнях.

· «Глобальное гражданское общество» с эффективными правовыми и политическими надстройками, способными обеспечить права человека на национальном, региональном, планетарном уровнях (Перегудов С. Западная социал–демократия на рубеже веков // Мировая экономка и международные отношения. 2000. № 7. С.57).

Однако неолиберализм продолжает сохранять основополагающие либеральные идеи, которые продемонстрировали серьезную ограниченность данной идеологии и ее меньшую способность к адаптации и ответу на «вызовы» современности» по сравнению с ценностями консерватизма.

К числу таких «атрибутивных слабостей» либерализма, по мнению российского исследователя А.И. Соловьева, можно отнести: «ориентацию по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека и негативное отношение к вере (что сужает отношения индивида и общества, провоцирует нарастание одиночества человека), враждебное отношение к интересам различных общностей (народу, нации, государства, партии и др.)… эгоизм потребностей, автономию воли и разума» (Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2000. С.342).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.015 с.)