Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Либерализм: основные принципы и цели. НеолиберализмСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «либерализм» (от лат. liberalis – касающийся свободы, присущий свободному человеку) вошло в западноевропейский политический словарь в 30 – 40-е гг. ХIХ в. с легкой руки группы испанских политиков, определивших составленную ими конституцию (1811 г.) как либеральную. Однако еще с глубокой древности понятие «либерализм» употреблялось для характеристики определенного образа мышления и поведения людей. Первые попытки идейно-теоретического обоснования и осуществления идеологии либерализма восходят в европейских странах к концу ХVII – ХVIII вв. Окончательно сформировалось это течение к середине XIX века. Создателями либерализма являются такие выдающиеся мыслители, как Дж. Локк, Ш-.–Л.Монтескье, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Смит, И. Бентам, А де Токвиль, Дж. Ст. Милль. Сегодня понятие «либерализм» имеет несколько смысловых значений: Образ мышления и деятельности, интеллектуальная и нравственная установка, истоки которой берут свое начало в античности (философия Цицерона). Либерализм в этом смысле – это антитрадиционализм – ориентация поведения уверенного в себе человека, ценящего свободу мышления, отличающегося независимостью по отношению к традициям и предрассудкам, способностью к активному самоопределению в мире. Политическая доктрина, восходящая к периоду буржуазных революций ХVII – ХVIII вв., на основании которой сложились институты и механизмы западной демократии. В этом значении под либерализмом понимается совокупность идей, учений и программ, ставящих своей целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к личности и социальной группе. Идеология и политика либеральных партий, объединенных в Либеральный Интернационал, ориентирующихся на развитие механизмов рыночного хозяйства при минимально необходимой регулирующей роли государства, умеренном реформировании, признании политических и экономических прав индивида в пределах, определенных законом и конституцией (Демократическая партия в США, Либеральная в Англии, Партия свободных демократов Германии). Истоки и основные ценности либеральной доктрины. Либеральная идеология в процессе своего развития впитала в себя различные идеи и концепции. Ее важнейшими источниками стали: · идеология нового класса – буржуазии, сформировавшаяся на основе английской буржуазной («тихой») революции, служившая обоснованием свободы предпринимательства (А. Смит, Дж. Локк и др.); · идеи, развившиеся из радикально-рационального духа французского революции, служившие обоснованием духовной и политической свободы человека (Ш. Монтескье, Б. Констан, А. де. Токвиль и др.). В Европе либерализм и консерватизм первоначально формировались как альтернативные идейно-политические традиции – первый вышел из идеологии Просвещения и защищал буржуазные ценности, а второй служил интересам аристократии. В Соединенных Штатах, где не было феодализма, эти идеологические течения с самого начала представляли лишь разные интерпретации фундаментальных принципов Просвещения – демократическую (Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн) и умеренную (Дж. Адамсон, А. Гамильтон, Дж. Мэдисон), соответствовавших интересам нового класса (Харц Л. Либеральная традиция в Америке. – М., 1993. – С.303). Идеология и практика либерализма в дальнейшем получила наибольшее развитие и распространение в США, где фактически заняла монопольное положение, хотя здесь, также как и в Европе, присутствовали четыре идеологические традиции: либерализм, консерватизм, правый и левый радикализм (в т.ч. социализм). Однако две последние идеологии не получили здесь значительного развития и фактически, как считает автор известной работы «Либеральная традиция в Америке» Л. Харц, у американцев был один–единственный «блистательный идеологический бог» – либерализм. Либерализм наиболее полно выразил потребности и интересы буржуазного класса, отстаивавшего ценности Свободы, Собственности, Индивидуализма. Важнейшими принципами либерального мировоззрения стали: · Человек – высшая ценность и он не должен быть средством для достижения каких-либо целей. Первоосновой общественного устройства считается личность, а не общество. · Индивидуальная свобода – наличие у каждого человека естественных, данных ему от природы – независимо от его воли, воли коллектива или общества, неотчуждаемых прав (право на жизнь, свободу, собственность и т.д.). · Свобода от произвольного вмешательства государства в частную жизнь гражданина – государство является результатом общественного договора и ограничено в своих функциях поддержанием порядка внутри страны и безопасности во внешних отношениях («ночной сторож»). · Индивидуализм и эгоизм – индивид использует свою свободу и собственность для собственного блага в рамках закона, невмешательство государства в экономику, свобода личной инициативы как условие процветания его и общества. · Независимость от предрассудков, свобода взглядов, совести, волеизъявления, мораль как частное дело человека. · Ответственность человека перед своей свободой и обществом (гарантией этой свободы и ответственности являются законы, которые человек создает сам). · Частная собственность, невмешательство государства в экономику, свобода личной инициативы как условия процветания общества. · Естественное неравенство людей как факт, обусловленный особенностями их биологических и социальных характеристик. · Вера в социальный прогресс – общество находится в состоянии непрерывного совершенствования, возможное его умеренное реформирование. · Вера в силу Разума, способного познать высшие истины и регулировать весь уклад жизни. Идеи либерализма были положены в основу политической системы западных демократий. Главными политическими идеалами либерализма можно считать : права и свободы граждан, равенство их перед законом, договорное происхождение государства, разделение властей, конституционализм. Этапы эволюции либерализма. За прошедшие двести лет либеральная идеология столь существенно изменилась, что иногда поднимается вопрос о возможности использования самого термина «либерализм». В развитии либеральной идеологии выделяют три основных рубежа. · Классический либерализм ХVII – ХVIII вв. – оформился в процессе европейских буржуазных революций (Дж.Локк, А.Смит, Ш.Монтескье и др.). Его представители, обосновали систему «естественной» свободы в экономике и политике, связали свободу личности с уважением основополагающих прав человека, институтом частного владения, свободной конкуренцией, рынком. · Либерализм ХIХ в. – сформировался под воздействием промышленной революции в Европе и окончательного оформления буржуазного уклада жизни и представлял собой апологетику крайнего индивидуализма. Английский философ-экономист Дж. Бентам, известный как родоначальник утилитаризма, первым создал образ «человека-счетчика», который живет, руководствуясь личными эгоистическими интересами, постоянно сопоставляя пользу и убытки, довольствия и потери. · Социал-либерализм последней трети ХIХ – начала ХХ в. – возник в процессе деятельности Ф.Д. Рузвельта и приверженцев рузвельтовского Нового курса, основывался на идеях, наработанных «экономистами–либералами» в конце ХIХ – начале ХХ в, но на практике был более радикален, что обусловлено новыми историческими обстоятельствами. Социал-демократизация американского либерализма определила магистральную линию эволюции этой идеологии. Изменения в классическом либерализме оказались столь существенны, что принято говорить об оформлении на рубеже XIX-XX вв. в виде социал–либерализма. Реформы Ф.Д. Рузвельта адаптировали к условиям социально–экономического кризиса 1929 г. идеи экономистов Дж. С. Милля и Дж. Кейнса о необходимости «государственного дирижизма» - расширения социальных и регулирующих функций государства (для проведения действенной социальной политики, достижения эффективного спроса и обеспечения занятости). Это стало жизненно необходимым в условиях вызова со стороны тоталитарных систем, радикально покончивших с безработицей. · Следующий этап социал-демократизация либерализма пришелся на 60-70-е гг. ХХ в. Ведущий либеральный идеолог этого периода Дж. К. Гэлбрейт развил концепцию своеобразного исторического компромисса между капитализмом и социализмом, а для обозначения этого компромисса использовал понятие «конвергенция» (Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М., 1969). Он же выдвинул идею «социализации капитализма», указав, что свободный рынок превратился в анахронизм. Социал–демократическая тенденция в либерализме 60–70–х гг. получила развитие в программах «Новые рубежи» Дж. Кеннеди и «Великое общество» Л. Джонсона, которые осуществлялись под лозунгом «конца идеологии» и «эры технократии». При всех противоречиях этих либеральных реформ они способствовали созданию государственных систем социальной защиты не только для работающих, но и нетрудоспособных, бедных, многосемейных и иных «наименее приспособленных» американцев. Это способствовало формированию социал–либеральной теории «государства благосостояния» (welfare state). Социал–реформаторская тенденция в американском либерализме достигла высшей точки на рубеже 60–70–х гг., когда ее выразителями стали лидеры правого крыла Демократической партии Ю. Маккарти и Д. Макговерн. Тем не менее, опыт последних десятилетий ХХ в. выявил пределы социал–демократизации либерализма, когда государство благосостояния вступило в противоречие с потребностями экономического роста и развития предпринимательской активности. · Ведущие позиции в либерализме 80–х годов заняло течение неолиберализма. Неолиберализм. Формирование этого течения в либерализме соответствовало тем тенденциям, которые выявились в развитии европейского либерализма после Второй мировой войны в результате сближения ценностных установок либеральной и консервативной идеологии (Б. Рассел, Ф. Хайек), а затем проявились и в развитии американского либерализма. Представители неолиберализма, ориентируясь на японские и германские модели социально–экономического развития, потребовали рационализации государственного регулирования, прагматической социальной политики перехода от общества всеобщего благоденствия к «оптимальному воспроизводству человеческого капитала», использования социальных расходов преимущественно для развития системы переподготовки, а не для увеличения пособий бедным и безработным. Доминирующие позиции в идеологии европейского неолиберализма принадлежали выдающемуся австрийскому экономисту и философу Фридриху Хайеку. Он считал, что кризисные явления в развитых странах запада были обусловлены отходом от принципов классического либерализма, активным вмешательством государства в социально–экономическую сферу, утверждением идей коллективизма и планирования. Ядром политической концепции Хайека стала мысль об угрозе свободе со стороны массовой демократии, высказанная им в работах «Дорога к рабству», «Общество свободных». · В последнее десятилетие ХХ наметились новые тенденции в развитии либерализма – сближение идейно–политических позиций «новых демократов» США, эволюционирующих в духе неолиберализма и европейской социал–демократии. На международной конференции во Флоренции (1999), в работе которой, помимо лидеров западноевропейской социал–демократии, принял участие президент США Б. Клинтон, представлявший Демократическую партию своей страны, были обозначены общие идейно–политические позиции, объединяющие европейскую социал–демократию и «новых демократов» США: · «Новая экономика», открытая «упорядоченной» глобализации, в которой усилия национальных государств сосредоточены на стимулировании НТР, при преимущественном развитии информационных технологий. · «Государство социальных инвестиций», в котором вместо принципа всеобщности государственных услуг действует принцип вложения в человеческий или социальный капитал («здоровье людей» и «высокий профессионализм» экономически активного населения). · Гибкая система трудовых отношений, способствующая профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы. · Экологически чистая природа, достигаемая координацией усилий, как на национальном, так и на международном уровнях. · «Глобальное гражданское общество» с эффективными правовыми и политическими надстройками, способными обеспечить права человека на национальном, региональном, планетарном уровнях (Перегудов С. Западная социал–демократия на рубеже веков // Мировая экономка и международные отношения. 2000. № 7. С.57). Однако неолиберализм продолжает сохранять основополагающие либеральные идеи, которые продемонстрировали серьезную ограниченность данной идеологии и ее меньшую способность к адаптации и ответу на «вызовы» современности» по сравнению с ценностями консерватизма. К числу таких «атрибутивных слабостей» либерализма, по мнению российского исследователя А.И. Соловьева, можно отнести: «ориентацию по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека и негативное отношение к вере (что сужает отношения индивида и общества, провоцирует нарастание одиночества человека), враждебное отношение к интересам различных общностей (народу, нации, государства, партии и др.)… эгоизм потребностей, автономию воли и разума» (Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2000. С.342).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.01 с.) |