Структура и функции политической культуры. Механизмы формирования политической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и функции политической культуры. Механизмы формирования политической культуры



Политическая культура – это многоаспектное явление, имеющее глубокие исторические и психосоциальные корни.

Применительно к политической культуре можно выделить относительно постоянный элементы, определяющий ее социально-политическое содержание и дающий ей определенную идейно-политическую направленность, а также «переменные» компоненты, изменяющиеся в зависимости от конъюнктурных сдвигов в различных сферах общественной жизни. Стабильные элементы политической культуры составляют ее идеологические, социально-политические и социально-психологические компоненты, определяющиеся общественно-историческими, национально-культурными, социально-экономическими и другими долговременными факторами, условиями, образованиями. Эти элементы можно назвать ядром политической культуры Именно они характеризуются относительной устойчивостью, имеют тенденцию к воспроизводству. Эти компоненты включают, как правило, ориентации и установки людей в отношении существующей общественно-политической системы и строя в целом, составляющих ее институтов и организаций, важнейших правил общественно-политического поведения и деятельности. «Переменные» же компоненты политической культуры – это те, которые поддаются изменениям в силу действия кратковременных факторов. Наиболее изменчивы конкретные политические деятели, их взгляды и ориентации, отдельные группы людей, некоторые институты политической системы, политические настроения и др.

В политической культуре целесообразно различать рациональный и эмоционально-волевой уровни. Первый складывается на основе коренных социально-экономических и политических интересов, социального статуса различных категорий населения, а также формируемых на базе этих интересов соответствующих ориентаций, установок и др.; второй – на основе рассудочных и иррациональных элементов и феноменов, которые определяются, прежде всего социокультурными и социопсихологическими факторами.

Кроме того, некоторые исследователи вычленяют в структуре политической культуры сферу сознания и сферу поведения и институциональную сферу, где в той или иной мере проявляются политические отношения и предпочтения, которые свойственны политической культуре.

К сфере сознания относятся:

– степень интереса субъекта к политике (большой, средний, малый, полное отсутствие интереса);
– степень развития политического сознания субъекта;
– отношение к существующей политической системе в целом, ее отдельным институтам (например, правительству), их символам и представляющим их лицам;
– отношение к другим участникам политического процесса (проявляющееся, в частности, в терпимости или нетерпимости к ним);
– готовность принять личное участие в тех или иных политических акциях и связанные с этим ожидания;
– представления о “правилах политической игры” (в том числе о границах дозволенного и недозволенного и т.п.);
– отношение к закону;
– характер политической и политико-идеологической самоидентификации (“я – левый”, “я – центрист”, “я – либерал”);
– политический язык.

В сфере поведения политическую культуру характеризуют следующие основные переменные:

– формы и степень участия в политической жизни общества (митингах, демонстрациях, политических забастовках, пикетах, партийной деятельности);
– формы и уровень взаимодействия с государственными институтами (конфронтация, сотрудничество, несотрудничество);
– формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества (в частности, с политическими партиями и движениями);
– формы и уровень взаимодействия с другими субъектами политического процесса;
– тип электорального поведения.

В институциональной сфере проявляются следующие составляющие политической культуры:

– методы управления системой (демократические, авторитарные, тоталитарные и т.п.);
– методы принятия и осуществления политических решений;
– методы взаимодействия с другими политическими системами и институтами;
– методы регулирования социально-политических конфликтов (в частности, степень готовности использовать силу);
– тип электорального процесса (формы и методы организации выборов);
– способы защиты корпоративных (национальных) интересов.

Политическая культура выполняет следующие основные функции:

– нормативную (задает индивидам, группам, обществу в целом определенные нормы, стандарты политического мышления и поведения, реакции на окружающую политическую среду; обозначает границы, которые политическому субъекту не следует преступать; фиксирует иерархию политических ценностей – например, приоритетную ориентацию в одних случаях на государство, в других – на какую-то общину, в третьих – на самого себя и т.п.);
– воспитательную (формирует определенный тип “человека политического”, адекватного данной политической системе);
– мобилизационную (организует граждан на решение определенных политических и социальных задач);
– интеграционную (обеспечивает усвоение гражданами политических норм и ценностей, присущих данной общности, и тем самым сплачивает их);
– репродуктивную (способствует воспроизводству данной системы общественно-политических отношений со всеми присущими ей противоречиями и особенностями и тем самым связывает друг с другом уходящие и приходящие поколения, обеспечивая в итоге историческую преемственность и непрерывность политического процесса).

Политическая культура – продукт естественно-исторического развития. Конечно, общество или группа стремится сформировать ее, исходя из определенных целей и задач. Но действие стихийных социальных и политических сил – а они проявляют себя даже в тоталитарном обществе – вносит в этот процесс свои коррективы, так что получаемый “на выходе” продукт более или менее существенно отличается от замысла. При этом большую роль в формировании политической культуры на национальном уровне играют такие факторы, как геополитическое положение страны; социальная и политическая структура общества; характер общественных отношений; политические традиции; особенности национальной психологии.

В формировании политической культуры, наверное, самую главную роль выполняет государство в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов. Даже действуя в сравнительно ограниченных рамках, государство определяет важные параметры политической культуры: разрабатывает законодательные нормы, определяющие политическое поведение граждан; формирует и закрепляет национальные политические символы и т.д. Роль государства особенно возрастает там, где оно непосредственно включается в процесс манипулирования массовым сознанием, как это имеет место при тоталитарных и некоторых авторитарных режимах.

Наряду с государством – а в определенных ситуациях в тесном взаимодействии с ним, как это было в том же СССР – в формировании политической культуры участвуют общественные организации, в первую очередь политические партии. Они закладывают матричные формулы (шаблоны) политического мышления и поведения, формируют тип отношения граждан к политическим объединениям и партийной системе.

Участвует в создании политической культуры и церковь. Особенно велика ее роль в странах, где большинство граждан – верующие.

В последнее десятилетие заметно возросла роль средств массовой информации,выступающих порою скорее в роли средств массового манипулирования и в этом качестве действительно выполняющих властные функции. Именно пресса формирует многие расхожие убеждения, установки, стереотипы, определяющие наше политическое сознание и поведение.

Участвуют в формировании политической культуры и такие общественные силы, как деловая община (сообщество бизнесменов), академическая община (сообщество ученых) и, естественно, армия. Во многих странах с традиционно сильной и влиятельной армией (именно этот институт оказывается источником таких переносимых на общество в целом ориентаций, как единоначалие, действие “по команде”, акцент на использование силовых методов решения проблем.

Названные выше силы не только формируют политическую культуру, но и участвуют в процессе внедрения ее в сознание граждан или, как называют его социологи и политологи, процессе политической социализации. Однако большинство из этих сил выполняют эту функцию на поздних стадиях социализации, когда основы – по крайней мере, эмоционально-психологические – многих ориентаций сознания и моделей поведения уже заложены в сознание человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.007 с.)