Влияние христианских ценностей на становление самосознания белорусов. Конфессиональная ситуация в Республике Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние христианских ценностей на становление самосознания белорусов. Конфессиональная ситуация в Республике Беларусь.



Религиозные верования являются теоретически обоснованным выражением духовной жизни. В периоды общественных потрясений и крушений прежних идеалов, религиозные системы верований привлекают своей «устойчивостью». Данные социологических исследований, проведенных белорусскими социологами, говорят о том, что около 50% взрослого населения Беларуси считают себя верующими. Среди верующих более 80% православных; более 10% католиков; почти 2% протестантов; 0,2% мусульман; 0,2% иудеев; еще около 1% исповедуют другие религии. Более точные цифры указать невозможно, так как официальной статистики по данной проблеме нет. Как мы можем заметить большинство граждан в Республике Беларусь считают себя православными христианами. Сам термин христианство возник по христианским источникам, в Антиохии Сирийской. Первоначально последователи Иисуса не называли себя и свою сообщность – христианами. Этот термин употреблялся в отношении верующих во Христа противниками данной религии. Но в последствии, связавшись в семантике христианства с искупительной жертвой Иисуса, оно конституировалось в контексте христианской церкви как самоназвание. Христианство представляет собой наиболее последовательное и полное воплощение теизма, основываясь на Тринитарном догмате о бытии всеблагого, всеведущего и всемогущего Бога как трансцендентного миру Абсолюта, единого в трех лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Сейчас это одна из мировых религий, объединяющая многочисленные конфессионально дифференцированные направления. Возникло христианство в 1в. в восточных провинциях Римской империи, в 311г. приобретает легальный статус, в 324г. становится государственной религией. В 1054г. в результате разногласий между Восточной и Западной христианскими Церквями по проблеме филиокве (христианская формула, интерпретирующая Дух Святой в контексте Троицы как исходящий не только от Бога-Отца, но и от Сына) происходит раскол единой христианской Церкви на православие и католицизм. В контексте культурного движения Реформации осуществляется дистанцирование от католицизма такой конфессии христианства, как протестантизм (1526 г.). На белорусские земли христианство пришло в 10 веке. На протяжении всей истории развития Беларуси за преобладание в умах населения боролись две основных ветви христианства: православие и католицизм. Кроме этих конфессий на белорусских землях были распространенны протестантизм, униатство, иудаизм и мусульманство. Для Великого Княжества Литовского была характерна чрезвычайно сложная этноконфессиональная ситуация. Если учитывать, что одним из важнейших факторов самоидентификации нации является религия, можно предположить что самоидентификация белорусов была в определенной степени затруднена. В частности, проблемы в самоидентификации выразились в определениях: католик – значит поляк, православный – русский. Следует отметить, что подобная самоидентификация означала не просто принадлежность к определенной конфессии. Это была принадлежность к определенным традициям, обычаям, политическим и социально-экономическим образцам поведения, определяющим положение индивида в социуме. Некоторые ученые считают униатство попыткой создать собственно белорусскую религию. Именно с ним в конце 18 века отождествляло себя порядка 70% населения Беларуси. Униатство не только стала религией большинства населения, но и способствовала сохранению белорусского языка. На белорусском языке читались проповеди, на нем обращались священники к верующим во время службы. После ликвидации унии в 1839 году начался массовый переход в католичество и православие. Христианство принесло с собой развитие искусства, письменности, науки и т.д. Вне всякого сомнения, христианство оказало значительное благотворное влияние на становление и развитие белорусской нации.

Конфессиональная ситуация в Республике Беларусь на современном этапе разнообразна. На 1 января 2003 года в республике насчитывалось 2825 религиозных общин, в их числе 1265 – православные и 432 католические. Старообрядческих общин в республике – 33, Христиан веры Евангельской – 492. Евангельских христиан-баптистов – 268. Совет церквей ЕХБ – 29. Греко- католических – 13, Новоапостольских – 20, Иудейских – 27, Исламских – 27. Свидетелей Иеговы – 26, бахаи – 6, мормонов – 3, кришнаитов – 6, первых христиан –1. Число религиозных общин продолжает увеличиваться. Большое количество религиозных организаций действуют без регистрации, не получая статуса юридического лица. На территории Беларуси функционируют 1003 православные церкви, 371 костелов и других культовых помещений. В настоящее время строится более 234 новых культовых помещений, в том числе православных – 157, католических – 37, протестантских –39, многие культовые здания ремонтируются и реставрируются [12;4]. Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связаны с политикой и идеологией государства. Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы, религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение. Повышается уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики.

В отношении политики нашего государства в религиозной сфере показательным является Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организаций». Данный Закон был принят 27.06.2002 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики 2 октября 2002 г. 31 октября 2002г. он был подписан Президентом Республики Беларусь. Этот правовой акт закрепляет законодательным путем белорусский религиозный плюрализм и одновременно упорядочивает деятельность религиозных организаций, начиная от регистрации, дифференциации статуса согласно организационным и уставным формам до приостановления и ликвидации религиозной организации в случае нарушения ей белорусского законодательства. Данный закон признает определяющую роль Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Именно православие в современной Беларуси начинает приобретать особое значение культурного центра и символа национальной идентичности. В Законе отмечается также духовная, историческая и культурная роль Католической церкви на территории Беларуси. Закон признает неотделимость от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама. Религии представлены в Законе с учетом степени их распространенности, влияния на формирование духовных, культурных, государственных традиций белорусского народа. Конечно, на государстве лежит обязанность обеспечить принцип равенства религии перед законом. Но в своей деятельности государство должно учитывать культурно-исторический аспект влияния религии. В данном случае влияние Православной и Католической церквей, безусловно, неоспоримо выше чем, например иудаизма. Равенство религий должно быть в юридическом смысле, а государство должно его неукоснительно обеспечивать. Но права государства подразумевают возможность выбирать себе партнера для сотрудничества в религиозной сфере, с учетом роли конфессии в формировании культуры страны. Право на особые отношения с культурообразующей и пользующейся поддержкой большинства населения, религией конкретной страны – законное право любого государства. Нарушение принципа равенства религий в юридическом смысле произошло бы в случае, например, изымания построенного на пожертвования молитвенного здания и передачи его другой конфессии. Конечно, и перед Православной церковью сейчас стоит большое количество проблем. Как отмечает диакон Православной церкви Андрей Кураев в своей статье «Секуляризация и духовность – восточный взгляд», за годы советской власти на территории бывшего СССР, подверглись репрессиям примерно полмиллиона служителей церкви. При этом более 200 тысяч из них были физически уничтожены. Это огромная цифра, превышающая число священнослужителей в канун революции 1917 г. По его мнению: «Сегодняшняя Церковь подобна человеку, на которого напали разбойники, переломали ему руки-ноги, и, ограбленного и избитого, бросили умирать. Он выжил, но вряд ли уместно ждать от него очень уж изящных танцевальных па». Еще одна важнейшая проблема, связана с повсеместным ростом интереса к религии, необходимостью открывать новые приходы, но ведь для полноценных отправлений религиозных обрядов необходимы знающие священники. А для этого им необходимо учиться и церковь сейчас физически не успевает готовить специалистов нужного уровня квалификации. Кураев А. считает, что священнослужители должны обратиться к народу с несколько не церковной просьбой: «потерпите нас…, Мы еще очень много не умеем, забыли, как это делается. В голове-то память об этом есть, в книгах, а вот "мышцы забыли", как делать эту работу...». Возрождению религии на современном этапе, по мнению диакона, способствует появление наук, которые осуществляют научное исследование мира не только на языке математики, а и на языке людей (социология, психология, история, лингвистика и т.д.). Язык естественнонаучной мысли, признававшийся единственно правомочным сто лет назад, теперь уже не считается таковым. Следующей важнейшей проблемой стоящей сейчас перед православием является увлечение людей оккультными сектами. Многие из них носят деструктивный характер, наносят серьезный вред человеческому сознанию и здоровью. Но в 1996 г. диакон А. Кураев посетил Финляндию и встретил там православных ученых финского происхождения, от рождения исповедовавших лютеранство. В беседах выяснилось, что ученые пришли в православие через увлечение эзотерическими методиками. Вначале они разочаровались в своей религии, заинтересовались оккультными практиками. Но, не увидев в новых способах познания себя необходимого им знания, решено было икать его в христианстве, но на новом уровне. Диакон пишет, что: «Они многому научились в своих восточных странствиях. Они поняли значение традиции. Они осознали значение непрерывной преемственности в передаче духовного опыта и в православии встретили Священное Предание. Они поняли Православие и приняли его, и потому строптивость православия, отказывающегося растворяться в "современности", заслуживает не осуждения, а как минимум понимания» [9; с. 116].

Следует заметить, что в целом в Республике Беларусь созданы необходимые конституционно правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций. Разумеется, проблемы существуют, и их разрешение есть и останется на многие годы важнейшей задачей государства и общества. Но важнейшим фактором демократизации страны и ее конституционного строя является создание условий для полного выражения каждым человеком своей духовной свободы.

Важную роль в процессе объединения общества играет чувство патриотизма. Патриотизм (от греч. – patris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению ее могущества и укреплению авторитета на международной арене. Историческим источником патриотизма является веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формировавшее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях формирования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Приобретает особую актуальность в период формирования новых государств, развития наций и национально-освободительных движений, войн. Патриотизм сыграл позитивную роль в истории России и СССР, объединив народы в борьбе с иноземной агрессией. Психологической базой патриотизма является чувство сопринадлежности к той или иной системе, общности. В современных условиях интеграции, интернационализации и глобализации именно патриотизм, направленный на социальный прогресс, помогает сохранять особенности национальной культуры народов. Показательны в этом отношении слова М.Г. Чернышевского: «Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству». Доведенный до абстрактного абсолютизирования патриотизм выражает узкокорыстные интересы и смыкается с национализмом и шовинизмом, расизмом. Национализм - теория, политика, психология отдельных социальных групп, личностей, утверждающая приоритет национальных ценностей и национальной культуры перед всеми прочими социальными ценностями. Исторические границы национализма как политической практики охватывают эпоху распада империй на многонациональные государства и создание федераций нового типа, связанных с отделением колоний от метрополий. В современном мире национализм – одно из влиятельных идейно-политических течений как регионального, так и государственного уровня. Особую опасность представляет собой государственная политика, основанная на спекуляции лозунгом общенациональных интересов, поощряющая проповедь национальной обособленности, недоверие к другим нациям, поддержание межнациональной вражды. Национализм проявляется в актах насилия и агрессии. Развитие белорусской культуры и становление национальной идеи несовместимы с национализмом. Прежде всего, из-за специфики национально-конфессионального развития Беларуси. Многонациональное и поликонфессиональное белорусское государство отличается высокой терпимостью к представителям других наций. Расизм – совокупность убеждений и социальных процессов, направленная на дискриминацию других из-за их предполагаемой принадлежности к «расовой» группе. Термин использовался в разнообразных описаниях системы мысли и доктрин, оправдывающих биологическое превосходство одной социальной группы и порождающих расовую дискриминацию и угнетение в отношении других. Известный ученый Б. Андерсон в своей работе «Воображаемые сообщества», подвергает анализу такие феномены как «патриотизм» и «расизм». В отношении появления и функционирования патриотизма, он считает, что «национальность уподобляется цвету кожи, полу, родословной или эпохе, в которую довелось родиться, т. е. всему тому, что не дано изменить. И в этих «природных узах» человек ощущает то, что можно было бы назвать «прелестью gemeinschaf (общности)» Иначе говоря, именно потому, что эти узы не выбирают, они и окружены ореолом бескорыстной преданности. В то время как историки, дипломаты, политики и социальные ученые легко оперируют понятием «национального интереса», для большинства обычных людей, к какому бы классу они ни принадлежали, самая суть нации состоит в том, что в нее не вкладывается никакого корыстного интереса. Именно поэтому она и может требовать жертв» [3; с. 162]. Анализируя проблему расизма, ученый считает, что «расизм не просто выражает обычную политическую враждебность, он стирает национальную принадлежность, редуцируя другого к его биологической физиогномике. Национализм мыслит категориями исторических судеб, тогда как расизму видится вечная зараза, передаваемая из глубины веков через бесконечную череду человеческих взаимоотношений» [3; с. 168].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.009 с.)