Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социал–демократизм: характерные черты и идеиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социал-демократизм – социально-политическое учение и течение, ориентированное на реализацию социального равенства и индивидуальной свободы в рамках демократического социализма, его достижение на основе реформ. Эта идеология зародилось еще в недрах II Интернационала (1889–1914), лидерами и теоретиками которого были Э. Бернштейн, К. Каутский и др. Идеологов II Интернационала не устраивало отрицание в марксизме ряда идей либерализма (отрицание позитивной роли буржуазного государства, парламентской демократии) и радикализм в методах осуществления целей (курс на революцию, слом старой буржуазной государственной машины, установление диктатуры пролетариата). Они предприняли пересмотр (ревизию) марксизма и выступили с позиций мирного врастания капитализма в социализм, утверждая приоритет эволюционных средств достижения социализма. Суть взгляда на социализм как постоянный процесс развития общественной жизни выразил лозунг Э. Бернштейна «Движение – все, конечная цель – ничто». Термин «социал-демократия» стал применяться в отношении партий, стоявших на позициях эволюционного пути развития, объединившихся в самостоятельное политическое движение в рамках Рабочего Социалистического Интернационала (1923-1940 гг.). Самые ярые критики социал–демократии, обвинявшие ее в деструктивной этатизации и деформации свободных рыночных отношений, не могли отрицать, что на этапе обострения кризиса «свободного капитализма» в конце 20–х годов именно пропагандируемые социал–демократами методы активного вмешательства государства в экономику помогли странам Запада исправить «огрехи» либерализма и справиться с ситуацией. В 1951 во Франкфурте-на-Майне был создан Социалистический интернационал, в состав которого вошли социал-демократические, социалистические, лейбористские, рабочие, демократические и другие партии. Сегодня Социнтерн объединяет в своих рядах объединяет в своих рядах около 140 политических партий, представляющих различные направления современной социал–демократии. Согласно данным его XXI Парижского конгресса (ноябрь 1999), более 50 партий – членов этого объединения, возглавляют правительство либо находятся у власти в коалиции с другими партиями. Укреплению взаимодействия между партиями Социнтерна способствовали процессы европейской интеграции. Образован Союз социал–демократических партий ЕС (1974), представители которых объединились в самостоятельную фракцию в Европарламенте (180 чел.) (Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 6. – С. 40). С 1951 г. основным программным документом социал–демократии стала Декларация «Цели и задачи демократического социализма» (Франкфуртская декларация). На конгрессе в Стокгольме (1989 г.) принята декларация принципов Социнтерна. Принципы демократического социализма · Общее понимание: социализм – не структура или состояние общества, а система ценностей, организации, методов решения реальных общественных противоречий. · Демократический социализм – этический идеал, к которому следует стремиться, но достичь его невозможно. · Политическая демократия: Свобода, Равенство, Справедливость как базовые и взаимообусловленные ценности Демократии. · Отрицание радикальных методов преобразования общества, приоритет мирных, демократических средств достижения целей и завоевания власти. · Отказ от классовой борьбы, перенос центра тяжести на максимальное согласование интересов всех социальных слоев. · Ориентация на политический плюрализм и консенсус, приверженность принципам парламентаризма, правового государства. · Экономическая демократия: социальная рыночная экономика, предполагающая плюрализм форм собственности. · Государственное регулирование экономики; контроль над рынком труда; система прогрессивного налогообложения капитала. · Социальная демократия: участие трудящихся в управлении производством и обществом. · Государство – гарантирует благополучие малообеспеченных слоев населения. · Социальный прогресс как движение к максимальному учету и согласованию общественных, групповых и индивидуальных интересов. Результатом деятельности социал–демократических партий стала реализация в ряде европейских стран модели государства благосостояния или социального государства. Практически во всех странах, где проводились социал–демократические реформы, произошло существенное сглаживание социального неравенства, наблюдалось внедрение демократических начал в отношения на производстве, смягчение негативных социальных последствий экономических кризисов, общее повышение управляемости социально–экономического развития. Недаром даже многие консервативные (не говоря уже о либеральных) правящие партии фактически взяли на вооружение идеи и методы социал–демократов. Однако уже с конца 70–х годов начались разговоры о кризисе государства благосостояния, о растущей нехватке средств на его поддержание и развитие в связи с ростом безработицы, увеличением числа пенсионеров, возрастанием стоимости современных медицинских и прочих услуг. Стала звучать критика неоконсерваторов, акцентировавших внимание на росте иждивенческих настроений, на разлагающем влиянии щедрых государственных пособий на трудовую этику определенных групп. К началу 80-х годов многие европейские социал-демократические партии были оттеснены от власти. Это активизировало внутрипартийные и межпартийные дискуссии о выборе дальнейшей стратегии. Одной из первых заявок на новое видение проблемы бедности стала брошюра известного британского социолога Энтони Гидденса, опубликованная в 1995 г. в качестве дискуссионного документа Исследовательским институтом социального развития ООН. Гидденс заявлял о неспособности традиционного «государства благосостояния» справиться с «риском неопределенности», создаваемым самим человеком в условиях НТР («искусственно созданная неопределенность»). Новые задачи и новая философия социального государства как «государства социальных инвестиций» сводятся к тому, что государство уже не просто «штопает дыры и смягчает общественное неравенство», но «открывает новые возможности», поощряет инициативу, творчество (Перегудов С. Западная социал–демократия на рубеже веков // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 6. – С. 44–45). Центральное место в условиях «информационного общества» или общества, основанного на знаниях (knowledge–based society) будет занимать развитие системы образования, его качество, разнообразие и профессионализация. Этому же отвечает получившая общее признание идея «обучение в течение всей жизни», реализация которой дает возможность человеку не «выпадать» из общества в условиях быстрого научно–технического прогресса, структурной перестройки экономики, отмирания старых и рождение новых профессий. Из работы Гидденса вошли в политический лексикон понятия «социальная включенность» (inclusion) и «благосостояние для труда» (welfare to work). Перспективы социал–демократической доктрины. Несмотря на общность подходов к принципиальным проблемам современного развития, в среде европейской социал–демократии отсутствует полное совпадение позиций. Единой унифийцированной модели «третьего пути» пока не существует. Можно говорить о нескольких моделях общественного развития, которые стали прослеживаться в ориентациях социал–демократических партий на рубеже XXI в.: · преимущественно рыночная ориентация, "общество всеобщей включенности" ("новый лейборизм" в Великобритании); · рыночная ориентация с сильной консенсусной составляющей (Партия труда Нидерландов); · этатистский путь (социалистическая партия Франции); · реформирование государства благосостояния (шведская социал-демократия); · "полноценное общество участия" (германский вариант). По мнению специалистов, ведущими являются две социал–демократические модели – германская и англосаксонская. Как уже отмечалось, на рубеже XXI в. наметилось сближение социал–демократической и неолиберальной идеологии. Этому способствовало то, что западная социал–демократия в последние десятилетия существенно пересмотрела свои позиции, отказавшись от государственного социализма, национализации, дирижизма и других послевоенных составляющих этатистского социализма. Тем самым она очень близко подошла к позициям социал–реформизма либерального, рузвельтовского толка, который, в свою очередь, также существенно эволюционировал. Литература: 1. Лукашенко А.Г. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию // О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Мн., 2003. 2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993. 3. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М., 1969. 4. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. – М., 1998. 5. Ленин В.И. Три источника, три составных части марксизма. Полн. собр. соч. Т. 6. Манхейм К. Идеология и утопия. – М., 1996. 7. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. Изд 2–е. – М., 1953. Т.4. 8. Милова Т. Принципы либерализма. – Мн., 2002. 9. Перегудов С. Западная социал–демократия на рубеже веков. // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 6, 7. 10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.. 1997. 11. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2000. 12. Франк С. По ту сторону «правового» и «левого». Статьи по социальной философии. // Новый мир. 1990. № 4. 13. Харц Л. Либеральная традиция в Америке. – М., 1993. 14. Шлезингер–младший А. Циклы американской истории. – М., 1992. Канашевич Н.М. Лекция 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.101 (0.007 с.) |