Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки и виды социалистической идеологии

Поиск

Социализм (от лат. sociales – общественный) – общечеловеческий идеал о справедливом общественном устройстве, истоки которого уходят в глубь истории. Социалистические идеи присутствовали в учении Платона, раннем христианстве, работах представителей утопического социализма.

Само понятие «социализм» было предложено французским мыслителем начала XIX в. стало Пьером Леру (1834 г.) для противопоставления «индивидуализму». К середине XIX века в Европе возникают социалистические организации, ставящие целью достижение устройства общества, в котором реализовались бы принципы коллективизма, равенства, социальной справедливости, развития личности. Возникло несколько видов социалистической идеологии: утопический социализм, марксизм, коммунизм, социал–демократизм, которые различались интерпретацией ее базовых ценностей.

Утопический социализм. Идеи и представления о справедливом общественном устройстве, равном отношении к индивидам первоначально присутствуют в истории различных народов в форме мифов (греческий миф и русская сказка о медном, серебряном и золотом царстве и т.д.).

Истоки идеи социализма одни усматривают в «идеальном государстве» Платона, предложившего ввести общность имущества, жен, детей и быта; другие возводят эту идею к Иисусу Христу, который прогнал торговцев из храма и призывал всех быть равными друг другу. В любом случае идеи социализма возникают вместе с переходом человечества к классовому обществу, с появлением социальной дифференциации и социального неравенства. Как показывает опыт исторического развития, их могли использовать представители различных общественных групп. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» различали несколько исторических видов социализма: реакционный (феодальный, мелкобуржуазный, немецкий (истинный), консервативный или буржуазный (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд.2–е. – М., 1953. – Т.4. С.448–457).

прусский, казарменный, утопический социализм.

Идеология утопического социализма стала первой попыткой разработки теоретически систематизированных представлений об идеальном обществе. Выделяют несколько этапов ее развития:

· XVI-XVII вв. – ранний утопический социализм, представленный работами английского гуманиста Т. Мора «Утопия» (1510) и итальянского философа Т. Кампанелла «Город солнца» (1516), английского гуманиста Дж.Уинстенли;

· XVIII в. – утопические идеи французских мыслителей эпохи Великой французской буржуазной революции (1789 г.) (Ж. Мелье, Морелли, Мабли, Г. Бабеф).

· В первой трети XIX в. возникает критический утопический социализм (А. де Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн), представители которого оказали воздействие на становление марксизма.

Опираясь на общечеловеческие идеалы, эти мыслители объявили Свободу, Равенство, Справедливость высшими ценностями жизни. Главными чертами нового общественного устройства провозглашались общность имущества, обязательность труда для всех, равное распределение его результатов, реализацию способностей личности. Представители утопического социализма исходили из того, что с установлением общественной собственности на смену индивидуализму придет ассоциативная деятельность людей, интересы которых не будут вступать в разрушающий общество конфликт.

Ценности, провозглашенные представителями утопического социализма в течение двух столетий вдохновляли мыслителей, ориентировавшихся на ценностные идеологические приоритеты, которые в дальнейшем оформились как марксизм, коммунизм, социал–демократизм и в той или иной степени присутствовали в программах коммунистических и социал–демократических партий.

Концептуальное оформление приоритетов социалистической идеологии связано с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Сам марксизм формировался как преемник различных социально-политических течений европейской мысли. По традиции, идущей от теоретика германской социал-демократии К. Каутского, получившей дальнейшее развитие в статье В.И. Ленина «Три источника, три составные части марксизма» (1913 г.), в качестве источников марксизма рассматривались:

· английская классическая буржуазная политическая экономия – А. Смит (1723-1790), Д. Рикардо (1772-1823)

· немецкая классическая философия – Г. Гегель (1770-1831), Э. Кант (1724-1804), Л. Фейербах (1804-1872)

· французский утопический социализм – А. де. Сен-Симон (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэн (1771-1858)

По мнению современных исследователей, эта версия нуждается в корректировке. Материалистические элементы марксистской теории в большей степени, чем это было принято раньше, восходят не к трактатам Л. Фейербаха, а к трудам А.-Р.Ж. Тюрго и Ж.-Ж. Руссо, Э.-Б. де Кондильяка и Ж.-А. де Кондорсе, А. Фергюсона и Э.Э. Фефстбери, Д. Юма и А. Смита (В.Л. Иноземцев. За пределами экономического общества. – М., 1998. – С. 68).

В дальнейшем при непосредственном участии К. Маркса и Ф. Энгельса были созданы первые международные пролетарские организации «Союз коммунистов» (1847-1852 гг.) и I Интернационал или «Международное товарищество рабочих» (1864-1873 гг.), положившие начало институционализации коммунистической идеологии. В рамках I Интернационала марксизму оппонировали идеологи мелкобуржуазного социализмаП.Ж. Прудон, Бланки, М. Бакунин, Л. Блан. При участии Ф. Энгельса, Э. Бернштейна и К. Каутского был создан II Интернационал, в рамках которого оформляется социал–демократическая идеология.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.198.150 (0.009 с.)