ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методология анализа идеологии белорусского государства.



Предметом анализа основ идеологии белорусского государства является государственная идеология – это составляющая основу деятельности государства относительно целостная совокупность идей, ценностей, норм и представлений, в которых данный народ (в нашем случае белорусский) осознаёт себя как общность, своё положение и место в окружающем мире, выражает смысл своего исторического бытия, свои потребности и интересы как единого целого, оправдывает свои социально-политические цели и устремления, и обосновывает пути и средства их реализации с помощью государственной власти.

Понимаемая таким образом государственная идеология является атрибутом любого национального государства как социального субъекта. Государственная идеология – это форма выражения самосознания нации. Таким образом, государственная идеология такой же неотъемлемый признак государства, как суверенитет, территория, власть, право. С утратой данного признака государство утрачивает свою субъектность и прекращает своё существование в качестве политически организованного сообщества. Разрушение идеологии означает разрушение самого государства. Например: СССР разрушался под лозунгом деидеологизации (а на самом деле произошла замена одной идеологии на другую).

Государство, будучи формой самоорганизации нации (народа), с момента своего возникновения становится носителем идеологии данного народа. Поэтому, во всех странах мира как общество в целом, так и государство имеют в основе своей деятельности определённые идеологические принципы и ориентиры, или базовые ценности и идеи.

В отличие от партийной, государственная идеология имеет особенности:

1. Она почти не содержит в себе утопических планов будущего социально-политического устройства и не представляет собой детально разработанной, выдуманной в кабинете, навязываемой сверх программы жизни. Поэтому она требует постоянной научной конкретизации и постоянно проверяется действительностью.

2. Государственная идеология едина для всех составляющих общество индивидов и институтов, начиная от рядового обывателя и завершая правительством, т.к. государственная идеология – это область согласия данного общества относительно представлений о самом себе. Совпадение базовых идей правящего в данный момент правительства с фундаментальными ценностями, разделяемыми данным обществом является условием гражданского и национального согласия в стране, признаком благополучия народа. Так, например: обстоит дело в странах, которые принято называть демократическими и цивилизованными, где одна правительственная партия сменяет другую, но ни одна из них не покушается на «базовые ценности» данного общества. Если же политическая сила предпримет попытку такого покушения, то она неизбежно утрачивает статус общенародной и, как правило, самим народом устраняется с политической арены.

3. Хорошо сформулированная государственная идеология является условием эффективности развития общества, его стабильности и прочности, т.к. она призвана мобилизовать граждан на достижение общественно значимых целей. Разрушение государственной идеологии означает разрушение и самого государства. Это происходит потому, что нациями не рождаются, а становятся в процессе исторического развития социальной общности. И свою жизнеспособность доказывают лишь те сообщества людей, которые способны осознать, выразить и постоянно обновлять исторический смысл своего бытия (национальное сознание народа).

4. Государственная идеология, будучи формой выражения самосознания народа, есть конкретно-исторический феномен, её содержание формируется и развивается одновременно со становлением и развитием самой нации. И это означает, что от эпохи к эпохе государственная идеология изменяет свои формы, обогащает содержание, формирует новые приоритеты в устремлениях народа с учётом достигнутых результатов его развития и произошедших изменений в условиях его жизнедеятельности. Но при этом в содержании государственной идеологии сохраняются базовые идеи как генетическая основа, отражающие смысл исторического существования, душевный склад и национальный характер данного народа. Утрата же народом по каким-либо причинам своих базовых ценностей или замена смыслообразующими ценностями другого народа (например – язык) – это признак вырождения национальной идентичности данной общности или её ассимиляции с другой национальной общностью (например: белорусизация, русификация, полонизация, вестернизация). Таким образом, не существует государственно оформленных сообществ людей, т.е. наций и народов, без своей государственной идеологии. Кроме того действует объективный закон социальной регенерации. Его суть: если разрушается социальная организация общества, но сохраняется людской материал –население, условия его жизнедеятельности, геополитика, материально-культурные традиции и т.д., то вновь создаваемая социальная организация в ряде черт тоже будет близка к разрушению.

5. В основе государственной идеологии любой нации лежит национальная идея – это доминирующие в национальном сознании представления, которыми данный народ выражает смысл своего исторического существования. В содержание национальной идеи (и государственной идеологии) входят представления о «начале» исторической судьбы народа, его генетических истоках, месте в мире, целях существования, исторической и культурной миссии, отношениях с соседними народами, основаниях его уникальности, особенностях национального характера (совокупности ментальных черт и ценностей) и др. Национальная идея не изобретается, а вырастает естественным образом из базовых ценностей и менталитета определённого народа, которые предполагают его целостность и узнаваемость другими народами. Таким образом, национальная идея – главный итог познания народом самого себя и условий своего бытия. Она служит основой программ деятельности общности по устройству и переустройству способов своего существования в меняющихся исторических условиях, единой общенациональной стратегии. (Например: жизнь без государственной идеологии в России за последние 10 лет привела к тому, что 70 % населения оказалось в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, породившего рост депрессий, психозов, наркомании и т.д.)

6. В состав государственной идеологии входит и понятие «идеология государственности» – это систематизарованная сумма идей и представлений данного народа относительно истории становления и развития своей государственности, об особенностях устройства институтов государственной власти данной страны, направлениях, целях и задачах дальнейшего развития её институтов, формах и способах взаимодействия данного государства с другими государствами, то есть, идейно-теоретическая интерпретация государственности. Это важно, ибо одним из основных субъектов политических отношений (и международных в т.ч.) выступают государственно организованные сообщества людей, которые в ХХ веке были определены как «нация – государство».

 

Вопрос №14

В условиях Беларуси местное самоуправление в концепции идеологии государства призвано сыграть роль базиса демократии, связую­щего звена в демократизации политической системы; стать инстру­ментом повышения доверия населения к органам власти, обеспечения на этой основе лучшей управляемости страной, отдельными территори­ями и производственными единицами.

основными функциями идеологической работы на местах являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него соб­ственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; созда­ние в глазах общественного мнения позитивного образа предлагаемых в стране идеалов, целей и задач экономического, социального, полити­ческого развития; распространение и пропаганда их в трудовых коллек­тивах и по месту жительства населения; обеспечение целенаправленных действий людей в целях исполнения поставленных перед государством в целом и конкретной территорией задач. Идеология присущими ей формами и методами должна способствовать созданию подлинного на­родного самоуправления, обеспечивающего решение жизненно важ­ных задач через человека и во имя человека.

Для того, чтобы идеология, а также идея местного самоуправления и концепция его реформирования стали влиятельным фактором обще­ственного развития, они должны в комплексе войти в отлаженную си­стему работы с населением. В результате граждане страны, прежде всего - на местном уровне, должны хорошо усвоить, что они сами хозя­ева своей судьбы и могут в решающей степени рассчитывать только на себя. Не только экономическими методами, но и посредством идеологи­ческого воздействия предстоит укрепить уверенность каждого человека в возможности материального обеспечения как себя, так и своей семьи.

Признавая, что субъектом самоуправления является сам народ, надо идеологическими и организационно-практическими, разъяснитель­ными и правовыми методами обеспечивать такую ситуацию, при кото­рой бы исключались крайности, толкающие к противопоставлению ин­тересов граждан и государства. Декларируя местное самоуправление как власть народа, надо путем активного разъяснения и практических действий преодолевать восприятие его как чужеродного элемента (а это еще не редкость) по отношению к государственной власти, как сво­его рода ненужную самодеятельность.

 

Вопрос №15

Подобно тому, как мировоззрение представляет собой систему взгля­дов на мир в целом и место человека в нем, идеология в обобщенной форме выражает систему взглядов, представлений и идей об основах со­циально-политического устройства общества, интересах, мировоззрен­ческих и политических идеалах, ценностях и обусловленных ими ориен­тирах социально-политического поведения и действия различных субъек­тов политики (партий, сообществ, общественных движений, полити­ков и общественных деятелей и др.), обеспечивающих сохранение или преобразование существующего общественного устройства.

Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззренчес­ких позиций и ценностных ориентиров. Она обосновывает механизмы и умение анализировать социально-политические процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов. Идеология является необходимым компонентом политических и общественных организаций, сплачивая и объединяя людей по политическим устрем­лениям, общности целей и социального статуса. Идеология обеспечива­ет механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры.Как в структуру мировоззрения, так и в структуру идеологии включаются такие компоненты, как знания, взгляды, ценности, нормативы, -убеждения, действия, волевой компонент. Взгляды, представления, идеи об основах социально-политического устройства общества, об обществе в целом и его отдельных феноменах историчны и изменчивы, наполня­ясь новым содержанием вместе с развитием общества и государства, его политической системой, сменой политических режимов и процес­сов, становлением и развитием гражданского общества, политических партий, различных политических институтов, избирательных технологий. Важнейшим компонентом системы мировоззрения и идеологии является убеждение. Убеждение - это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждения - это звено перехода от знания к практике.

 

Вопрос №16





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.007 с.)