Условия формирования белорусской экономической модели.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия формирования белорусской экономической модели.



Развитие человека тесно связано с социально-экономическим развитием страны. Особенно с её экономической безопасностью. Поэтому теория модели социально-экономического развития является важнейшей частью идеологии белорусского государства.

Беларусь вступила в ХХI век с экономикой, находящейся на стадии реформирования. Была реализована программа Основных направлений социально-экономического развития на 1996-2000 гг. В результате в 2000 г. были превышены показатели докризисного 1990 г. по:

· объёму производства промышленности (100,7 %)4

· потребительских товаров (110, 1 %)

· реальных денежных доходов населения (107 %)

Хотя: ВВП составил лишь 89%, продукция сельского хозяйства = 71,4, инвестиций в основной капитал = 52 %, но, начиная с 1996 г., наблюдается рост ВВП на душу населения и уровня жизни населения. Однако рост ВВП сопровождается тревожными симптомами (внутренние экономические проблемы):

1) низкая конкурентноспособность продукции, так как высоки издержки производства, что увеличивает объёмы нереализованной продукции. Например: в 2002 г. на 1 января, запас готовой продукции = 63,8 % от произведённой, а в 2003 г. = 67 %;

2) рост кредиторской задолженности предприятий и недостаток инвестиций;

3) низкий уровень рентабельности, в результате чего не обеспечиваются условия для расширенного воспроизводства (расширения производственных мощностей); например: рентабельность в 2000 г. = 15,8 %, а в 2003 г. 10,5 %

4) рост числа убыточных предприятий; например: на 1 января 2003 г. – 32,9 % (от общего количества, в основном, это лёгкая, стройматериалов, пищевая отрасли промышленности);

5) физический и моральный износ активной части основных производственных фондов на 2003 г., достигали 70-80 %;

6) политика сохранения занятости работающих на предприятиях и в организациях: с одной стороны (+) обеспечила низкий уровень безработицы и бедности во второй половине 90-х гг., с другой стороны (–) к 2004 г. стала системным препятствием на пути устойчивого роста экономики и благосостояния людей, т.к. привела к:

-высокой скрытой безработице (через вынужденный отпуск, частичную занятость)

-низкой конкурентоспособности, т.к. инвестиции в старую структуру производства, где сохранены рабочие места тратятся на выплату зарплаты и т.п., а не на обновление и расширение производственных фондов (проедаются на 90).

Решение этих проблем предусматривается в следующих документах:

1) Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг.;

2) Разрабатывающимися и утверждающимися президентом годовыми прогнозами социально-экономических параметров развития страны.

Однако выполнение этих показателей становится всё более сложной задачей. например: в 2000 г. были выполнены все показатели годового прогноза, в 2001 – 12 из 16, в 2002 достигнуты 6 из 16, а в 2005 – 15 из 16.

Наблюдается ухудшение финансового положения в бюджетной сфере. Для улучшения состояния и обеспечения устойчивого развития необходимо:

1)резкое снижение общих и материальных затрат на единицу продукции (сейчас в 1 рубле белорусском = 65 – 68 копеек – это затраты);

2)уменьшение энергоёмкости производства;

3)увеличение доли сертифицированной продукции;

4)рост удельного веса новых видов такой продукции.

Особую роль в развитии человеческого потенциала играет агропромышленныйкомплекс, который обеспечивает продовольственную безопасность. Например:для обеспечения продовольственной безопасности в Европе дотируется 50% АПК. И хотя по производству молока, мяса, картофеля на душу населения РБ занимает 1 место среди всех стран СНГ, качество жизни в сельской местности намного хуже, чем в городе.

В этой сфере наблюдаются следующие проблемы:

1) низкая заработная плата (например: на 2002 г. заработная плата в сельском хозяйстве составляла 49,9 % среднереспубликанского уровня);

2) неблагоустроенноё жильё, а в итоге – миграция молодых людей в город;

3) нехватка трудовых ресурсов в АПК в будущем;

4) сельское хозяйство развивается неустойчиво, т.к. зависит и от погодных условий;

5) проблемы дефицита кормов и их качества;

6) проблемы сокращения поголовья скота (например:по сравнению с 1995 г. оно уменьшилось на 20,8% в 2003 г.) и сокращение реализации скота и птицы (по сравнению с 1995 – в 2002 г. на 20,6%, производство молока снизилось на 3,3 %, яиц – на 13%.); в структуре сельского хозяйства с 1994 г. стало преобладать растениеводство;

7) сложное финансовое положение предприятий АПК;

8) продолжающийся износ их основных фондов;

9) нехватка инвестиций;

10) нерешённость проблемы собственности на землю, что отпугивает инвесторов, т.к. нет гарантий, что не отберут (нет хозяина – нет заботы);

11) необходимость долгосрочного реформирования АПК, в т.ч. необходимость совершенствовать социальную инфраструктуру села: благоустройство жилья на селе, повышение зарплаты, экономически обоснованная занятость населения, реформирование структуры собственности и внедрение новых механизмов мотивации к труду (например:участие работников в прибылях предприятия, начисление дивидендов на долевую собственность и т.п.)

Наряду с тем, что растёт уровень сбережений граждан (например: сбережения в 2001 г. = 19,6%, то в 2002 г. = 22%), сохраняется дефицит бюджета страны (например:1995 = «– 2,7 %», 2001 г. = «– 1,6%», 2002 = «– 0,4%»). В том числе товарооборот с Россией имеет отрицательное сальдо (к нам больше товаров, чем от нас к ним) и, в результате, 1 млрд. 789 млн. $ (они на нас зарабатывают), что в 1,3 раза больше, чем в 2001г. (см. «Национальную экономическую газету.– 6 января.– 2003г.) По этим причинам идёт постоянное экономическое моделирование (например:2004 г. (23-24 мая) в Ялте переговоры: Россия+Украина+Казахстан+Беларусь, и в сентябре создаётся Единое Экономическое Пространство (ЕЭП).

 

Вопрос №7

В нашей республике проблема формирования новой политики в отношении молодежи стала особенно актуальной в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Глубокие изменения в судьбе Белоруссии, которы­ми отмечены эти годы, сказались на всех сферах жизни, в том числе на положении молодежи.

В новых условиях важнейшей задачей молодежной политики ста­ла адаптация молодого поколения белорусов к новым экономическим и социальным реалиям.

В этих условиях формирование молодежной политики возможно только на основе взаимосвязи с теми процессами, которые происходят во всей общественной системе в соответствии с логикой развития бело­русского общества.

В задачи молодежной политики входят:

• выявление потребностей и интересов молодежи;

• создание благоприятных условий для реализации этих потребно­стей и интересов;

• регулирование отношений между молодежью и обществом, меж­ду молодежью и иными социальными группами общества;

• регулирование отношений внутри молодежи как особой социаль­но-профессиональной группы общества;

• создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров;

• содействие молодежной занятости;

• поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья, воспитания детей;

• формирование политических взглядов и навыков политического участия молодежи в политической жизни общества в условиях поли­тического плюрализма;

• формирование новой концепции воспитания молодежи. Государственная молодежная политика в Республике Беларусь

имеет длительную историю, которая своими корнями уходит еще в период нахождения республики в составе Советского Союза. Тогда глав­ным организационным институтом и инструментом реализации мо­лодежной политики был комсомол. ВЛКСМ - Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи - и его республиканское отделе­ние ЛКСМБ - Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Бело­руссии - был очень влиятельным и сильным общественным объеди­нением, которое в условиях политической системы советского обще­ства было интегрировано во все сферы управления и оказывало огром­ное влияние на все стороны жизни молодого поколения.

Комсомол очень тесно взаимодействовал с Коммунистической парти­ей, органами государственного управления, с профсоюзами.

В деятельности комсомола сочетались самостоятельность, инициа­тива, самоуправление с дисциплиной, идеологическим принуждением, бюрократизмом. Фактически комсомол являлся органичной частью об­щественно-государственной системы Советского Союза, той ее частью, которая проводила политику государства по отношению к молодежи.

Главная идея, которая лежит в основе концепции молодежной политики, состоит в том, что государство как основной субъект моло­дежной политики ставит своей целью обеспечить полноценный пра­вовой и социальный статус молодым гражданам республики, защи­тить их права и свободы.

Концепция государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и га­рантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Концепция молодежной политики исходит из того, что эффективная организация системы социального развития молодежи, ее воспитания позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе, достигнуть гражданского согласия и создать предпосылки для процве­тания сильной, демократической Беларуси.

Она ориентирована на то, чтобы создать эффективные механизмы по привлечению самой молодежи и молодежных организаций к разре­шению молодежных проблем, к формированию молодежной политики, новой модели развития белорусского общества.

 

Вопрос №8

Понятие национальной идеологии включает систему взглядов, основанную на принципах об нации и приоритета ее интересов в различных жобщественной жизни. Оценивая это понятие, необходимо "погружать" его в конкретно-исторический контекст При определенных условиях, международных и внутрених оно может способствовать консолидации нации в отстаивании ею своего самостоятельного экономического и политического развития, суверенитета и государственной независимости. Рост националы! самосознания в нашей и других национальных республиках привел в последние годы к возрождению национальной идеологии, национальной культуры, языки традиций, символики. Основной функцией идеологии" понимаемой в таком контексте, с учетом национальных традиций и новаций реформируемого обще должно быть достижение согласия, ценностного консенсуса общества по проблемам обеспечения корен! интересов граждан. Поскольку же идеология белорусе! государства может быть понята как выражение систем ценностей и идей пришедших к власти политических сил, правомерно использовать термины "идеология русской государственности". Идеология государственности таким образом, достаточно стабильное образование, целенное на долговременную перспективу, учитывая национальные интересы и нормы общества, в котором важнейшим фактором достижения социального прогресса, mi ряду с гражданским обществом, является государство. Поэтому для трансформирующегося общества, которым сегодня является Беларусь, чрезвычайно важно изуче­ние и обоснование системы идеологических ценностей, выяснение через систему социологических исследова­ний личностного восприятия респондентами мод государственного устройства, функционирующей в Республики, определение контуров оптимальной ее Республики. системы экономических и политических ценней и приоритетов, которые бы могли стать фундамент

фомировании белорусской государственности и национальной идеологии. В то же время следует иметь в виду, что в своих край них формах национальная идеология смыкается с на­ционализмом, сепаратизмом и экстремизмом, служит обоснованием для стремления некоторых националисти­ческих элементов и групп к политическому лидерству и захвату государственной власти, приводит к пренебре­жительному отношению к интересам других наций и национальных групп, к высокомерию, демонстрации личного превосходства, стремлению подчинить государ­ственные интересы локальным.

Несмотря на то, что в нашем трансформирующемся обществе пока еще не сформирована целостная система политических ценностей, ориентированная на различ­ных представителей общества, результаты Референдума по новой редакции Конституции, а также результаты проведенных социологических опросов позволяют пред­полагать, что конституционные нормы общественной жизни восприняты населением и должны составлять базисные принципы формирования государственной идеологии. Так, гуманитарная элита республики, высту­пившая в качестве эксперта в социологическом иссле­довании, проведенном в 1988 г. по анкете "Государст­венное устройство и политические ценности" (66,4% — кандидаты и 7,5% — доктора наук, среди которых пре­подаватели, старшие преподаватели, доценты, заведую­щие кафедрами составляют 67,1%; 4,1% — директора институтов, ректоры высших учебных заведений, дека­ны; 13% — старшие ведущие сотрудники, заведующие отделами; 6,2% — аспиранты), считает наиболее значи­мыми событиями для будущего республики (и фунда­ментальными ценностями, которые имеют стратегиче­ское значение в формировании белорусской государст­венности), провозглашение независимости Беларуси, введение института Президента, создание Союза Бела­руси и России, равный статус белорусского и русского языков.

 

Вопрос №9



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.015 с.)