Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая культура белорусского общества как условие эффективной реализации идеологии белорусского государства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политическая культура – это исторический опыт, политические традиции, ценности, нормы, установки, убеждения, образцы поведения, присущие данному обществу, социальной общности, группе Политическая культура Беларуси имеет свои особенности, обусловленные историческим опытом страны, национальными белорусскими традициями и противоречиями «переходного» состояния общества, свойственными переходному периоду от тоталитаризма к демократии. Особенности нынешнего состояния политической культуры белорусского общества уходят корнями в национальное культурное наследие. Начиная со времён феодальной раздробленности в политической культуре населения присутствовали элементы патриархальной, подданнической и активистской культур. Во-первых, досоветский период малограмотный трудящийся люд, лишённый информации о жизни общества, проявлял слабый интерес к политике. Интерес к политике обнаруживался в среде богатой част населения. Рядовые жители города и деревни имели возможность участвовать в местной общественной и политической жизни посредством таких демократических институтов, как вече, городское самоуправление согласно магдебургскому праву, предоставленному многим городам Беларуси в XIV – XVIII вв., и сельская община (бел. «грамада») Сельская община имела свои корни в первобытнообщинном строе и просуществовала на Беларуси вплоть до первой мировой войны. Характерная черта общины – круговая порука, выражавшаяся в общей ответственности сельских жителей за современную уплату налогов и выполнение повинностей (например, содержание дорог, мостов, материальное обеспечение хозяйственных чиновников и находившихся на постое военных). В её функции входило поддержание дисциплины и порядка на территории общины, судебные функции, осуществляемые посредством народного суда, так называемой, «копы». Община защищала своих членов от произвола государственных чиновников, оказывала своим членам помощь в кризисных ситуациях (при пожаре, неурожае, в случае болезни и т.д.). Вопросы и проблемы общественной жизни принимались на собраниях крестьян, где принимались коллективные решения. Поведение членов сообщества регулировалось нормами народной морали и этикета. Например: на собраниях нельзя было ссориться, свистеть, плеваться, являться в нетрезвом виде. Нарушителей изгоняли из собрания, наказывали штрафами и розгами. В эту эпоху и особенно в эпоху белорусского Возрождения (XIV – XVI вв.) был заложен фундамент национального характера белорусов. В число ментальных черт попали: трудолюбие, выносливость, добродушие, гостеприимство, доверчивость, толерантность, рассудительность. Кроме того, длительное существование общины сформировало коллективистское сознание у белорусов, которое стало нормой деловых отношений и ценилось выше индивидуализма, что сдерживало развитие предприимчивости у белорусов, которая произрастает на основе частной собственности. Общинное сознание влияло и на отношение членов общины к государству, которое воспринималось сельскими жителями как ненужное учреждение, ничего не дающее крестьянам, а лишь облагающее их налогами, повинностями и подавляющее протесты против крепостничества. Таким образом, внутри страны формировалось различное отношение к общине и к государству, можно сказать, двойные стандарты в политическом сознании белорусов. С одной стороны, коллективистское сознание объединяет людей в рамках общины, но с другой – формирует внутри страны различное отношение к «своим» и «чужим» общинникам, что вело к разъединённости белорусского этноса. Этому же способствовало и отсутствие единой религии в Беларуси. Существовало и православие, и католицизм, и униатство, и протестантизм и другие. Различные стандарты в сознании приводили и к различным стандартам в поведении. Так, присутствовало осуждение обмана, воровства внутри общины, но одновременно равнодушное отношение, а иногда и одобрительная реакция на эти явления в деятельности государства. Это способствовало и до сих пор способствует развитию правового нигилизма в белорусском обществе. Коллективистские отношения имели место и в городах, чему благоприятствовали производственные объединения ремесленников: цехи, «сотни», братства, а также общественные объединения наёмных ремесленных рабочих (челяди) и учеников, так называемые челядные управы. Кроме того, развитию коллективистского сознания и поведения горожан способствовала эмиграция в города сельских общинников с их социальной психологией (коллективистской). На политическую культуру Беларуси повлияло и пребывание белорусских земель в составе Речи Посполитой и Российской империи. Власти каждого из этих государственных образований стремились ассимилировать, растворить её в своей культуре путём устранения языка, традиций, обычаев и этнического самосознания белорусов. Но, вместе с тем, каждое из них являлось своеобразным каналом проникновения в Беларусь политико-культурных ценностей глобальных культур: европейской и азиатской. Так, через Польшу в Беларусь проникали либерально-демократические ценности Западной Европы: гуманизм, парламентаризм, идеи свободы, частной собственности и предпринимательства и другие. Вместе с образцами великой русской культуры внедрялись восточные ценности: абсолютизация власти главы государства, его харизматизация, превалирование государственного интереса над частным, исполнительной власти – над представительными органами и т.д. Отсутствие у белорусов своей государственности, отдалённость центральных государственных органов от Беларуси, отсутствие достоверной информации об их деятельности, защита государственной политики церковью – всё это вырабатывало у простых людей веру в непогрешимость и невиновность в их социальных бедах государственных правителей. Например: «вера в доброго царя». Главным «виновником» тяжёлой жизни считались непосредственные работодатели и представители местной власти (отсюда и восстания были направлены против местных помещиков и власти). Всё это вместе с отчуждённостью от собственности и власти, социальной и политической незащищённостью приводило к тому, что к свойственной белорусам национальной и религиозной толерантности добавлялась политическая толерантность, и приводила к снижению этнического и гражданского самосознания, развитию конформистского отношения к центральным властям. Поэтому и протестовавших против самодержавия, крепостничества, католицизма в этот период были «считанные» люди. В их числе Казимир Лыщинский, Франк Савич, Кастусь Калиновский и др. Большой массовости социально-политические движения на Беларуси достигли лишь в начале ХХ века. В это время в политическую культуру белорусов проникают либеральные и социалистические идеи. Стали действовать политические партии. (Например: Белорусская социалистическая громада с 1903 г.). Появилось много рабочих кружков и комитетов, профсоюзных организаций. Возникли новые формы политической власти – Советы рабочих и крестьянских депутатов. Во второй, советский период, при создании БССР были продекларированы многие демократические права и свободы. (См. Конституции 1919, 1927, 1937, 1978 гг.). С 1922 г., когда Беларусь стала одной из республик СССР, её политическая культура развивалась под влиянием КПСС и советского руководства. Позитивные явления этого периода в развитии политической культуры выразились в следующем: – значительно возросли политическая образованность и политизация массового сознания; – трудящиеся получили возможность высказываться в СМИ, на митингах, на собраниях; – граждане получили возможность участвовать в политической деятельности; – наблюдались проявления героизма в годы ВОВ, на трудовых фронтах, при выполнении интернационального долга; – развитие патриотизма и интернационализма; – право на труд, образование, бесплатное медицинское обслуживание… Негативные явления: – жёсткая ориентация политического сознания на восприятие единственной идеологии – коммунистической; – возможность высказываться регламентировалась цензурой, партийными и государственными органами; – инакомыслие и взгляды, не совпадавшие с официальной идеологией, преследовались вплоть до заключения в тюрьмы и психические лечебницы; – участие части граждан в политической деятельности осуществлялось только по необходимости; – всеобщая покорность репрессиям и произволу; – ненависть к капитализму и мировому империализму; – ограничение политических прав и свобод. Кроме воздействия политики КПСС и советского государства, в этот период на политическую культуру белорусов продолжали влиять старые политические традиции, которые получили новое идейно-политическое оформление. Были модернизированы патриотизм, коллективизм толерантное (интернационалистское) отношение к другим этносам, харизматическое отношение к вождям и т.п., которые стали называться советскими социалистическими традициями. Традиционная бедность сельских и городских жителей, негативное отношение в советские времена к частному предпринимательству, преуспевающим, богатым людям, общинное коллективистское сознание, постоянные надежды (традиционно) при решении личных проблем на государство и прежде всего на вождей (т.к. они распоряжаются всеми ресурсами в обществе) – всё это благоприятствовало укреплению общественной собственности, командно-административной системы управления, веры в хорошего вождя и поиск причин тяжёлой жизни в действиях плохих председателей колхозов, директоров предприятий и государственных чиновников. Закреплению этих традиций способствовало относительное улучшение материального положения населения Беларуси в «брежневско-машеровские» времена, когда работа и заработок были гарантированы. Третий современный этап в развитии политической культуры Беларуси представляет собой сложный и противоречивый процесс. Особенности политической культуры Республики Беларусь: 1) Современная политическая культура включает элементы разных политических эпох: от патриархальной (общинное сознание) до образцов гражданской политической культуры с ориентацией на демократические ценности и преобразования. 2) Современная политическая культура республики отличается конфликтностью, вызванной борьбой между традиционными (в нашем случае советским) и новыми представлениями о политических ценностях. Хотя в индивидуальном политическом сознании они часто существуют в комбинированном виде, и это естественно для переходного периода. 3) Современная политическая культура испытывает на себе влияние государства, политических партий, общественных организаций, СМИ, образцов политических культур других народов и различных цивилизаций и т.д. Всё это приводит к развитию противоречивых тенденций в политической культуре современных белорусов. К числу таких тенденций относятся: – попытка консервации сохранившихся социальных и политических установок и возврат исчезающих ценностей советского общества; Учитывая всё вышесказанное, многие учёные называют и следующие особенности характерные для нынешнего состояния политической культуры Беларуси: 4) патернализм (убеждённость граждан в «отеческой» опеке государства над своими подданными, выработанная в условиях постоянных нашествий и войн, когда государство берёт на себя социальные функции; 5) политическая толерантность, лояльность и подданническое отношение большинства граждан к власти (при этом они не доверяют государству как политическому институту и его законам, а только отдельным представителям верховной власти, предрасположены к политическомуконформизму, некритически воспринимают идеи и действия политической элиты, политического режима, преувеличивают возможности властныз структур; 6) неразвитость (политической культуры) гражданского общества и сильные проявления правового нигилизма в политической жизни, понижение национальной самооценки, чувство «жертвы»; 7) недостаточный для функционирования демократии уровень политического опыта, политических знаний и навыков большинства населения; 8) «тонкий слой» национальной политической элиты, способной профессионально и последовательно воплощать в жизнь ценности правового государства и гражданского общества с учётом национальных приоритетов; преимущественно закрытые способы её назначения на руководящие государственные должности. Вопрос№ 29
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.56 (0.01 с.) |