Политическая культура белорусского общества как условие эффективной реализации идеологии белорусского государства.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая культура белорусского общества как условие эффективной реализации идеологии белорусского государства.



Политическая культура – это исторический опыт, политические традиции, ценности, нормы, установки, убеждения, образцы поведения, присущие данному обществу, социальной общности, группе

Политическая культура Беларуси имеет свои особенности, обусловленные историческим опытом страны, национальными белорусскими традициями и противоречиями «переходного» состояния общества, свойственными переходному периоду от тоталитаризма к демократии. Особенности нынешнего состояния политической культуры белорусского общества уходят корнями в национальное культурное наследие. Начиная со времён феодальной раздробленности в политической культуре населения присутствовали элементы патриархальной, подданнической и активистской культур.

Во-первых, досоветский период малограмотный трудящийся люд, лишённый информации о жизни общества, проявлял слабый интерес к политике. Интерес к политике обнаруживался в среде богатой част населения. Рядовые жители города и деревни имели возможность участвовать в местной общественной и политической жизни посредством таких демократических институтов, как вече, городское самоуправление согласно магдебургскому праву, предоставленному многим городам Беларуси в XIV – XVIII вв., и сельская община (бел. «грамада»)

Сельская община имела свои корни в первобытнообщинном строе и просуществовала на Беларуси вплоть до первой мировой войны. Характерная черта общины – круговая порука, выражавшаяся в общей ответственности сельских жителей за современную уплату налогов и выполнение повинностей (например, содержание дорог, мостов, материальное обеспечение хозяйственных чиновников и находившихся на постое военных). В её функции входило поддержание дисциплины и порядка на территории общины, судебные функции, осуществляемые посредством народного суда, так называемой, «копы». Община защищала своих членов от произвола государственных чиновников, оказывала своим членам помощь в кризисных ситуациях (при пожаре, неурожае, в случае болезни и т.д.). Вопросы и проблемы общественной жизни принимались на собраниях крестьян, где принимались коллективные решения. Поведение членов сообщества регулировалось нормами народной морали и этикета. Например: на собраниях нельзя было ссориться, свистеть, плеваться, являться в нетрезвом виде. Нарушителей изгоняли из собрания, наказывали штрафами и розгами. В эту эпоху и особенно в эпоху белорусского Возрождения (XIV – XVI вв.) был заложен фундамент национального характера белорусов. В число ментальных черт попали: трудолюбие, выносливость, добродушие, гостеприимство, доверчивость, толерантность, рассудительность. Кроме того, длительное существование общины сформировало коллективистское сознание у белорусов, которое стало нормой деловых отношений и ценилось выше индивидуализма, что сдерживало развитие предприимчивости у белорусов, которая произрастает на основе частной собственности. Общинное сознание влияло и на отношение членов общины к государству, которое воспринималось сельскими жителями как ненужное учреждение, ничего не дающее крестьянам, а лишь облагающее их налогами, повинностями и подавляющее протесты против крепостничества.

Таким образом, внутри страны формировалось различное отношение к общине и к государству, можно сказать, двойные стандарты в политическом сознании белорусов. С одной стороны, коллективистское сознание объединяет людей в рамках общины, но с другой – формирует внутри страны различное отношение к «своим» и «чужим» общинникам, что вело к разъединённости белорусского этноса. Этому же способствовало и отсутствие единой религии в Беларуси. Существовало и православие, и католицизм, и униатство, и протестантизм и другие.

Различные стандарты в сознании приводили и к различным стандартам в поведении. Так, присутствовало осуждение обмана, воровства внутри общины, но одновременно равнодушное отношение, а иногда и одобрительная реакция на эти явления в деятельности государства. Это способствовало и до сих пор способствует развитию правового нигилизма в белорусском обществе.

Коллективистские отношения имели место и в городах, чему благоприятствовали производственные объединения ремесленников: цехи, «сотни», братства, а также общественные объединения наёмных ремесленных рабочих (челяди) и учеников, так называемые челядные управы. Кроме того, развитию коллективистского сознания и поведения горожан способствовала эмиграция в города сельских общинников с их социальной психологией (коллективистской).

На политическую культуру Беларуси повлияло и пребывание белорусских земель в составе Речи Посполитой и Российской империи. Власти каждого из этих государственных образований стремились ассимилировать, растворить её в своей культуре путём устранения языка, традиций, обычаев и этнического самосознания белорусов. Но, вместе с тем, каждое из них являлось своеобразным каналом проникновения в Беларусь политико-культурных ценностей глобальных культур: европейской и азиатской. Так, через Польшу в Беларусь проникали либерально-демократические ценности Западной Европы: гуманизм, парламентаризм, идеи свободы, частной собственности и предпринимательства и другие. Вместе с образцами великой русской культуры внедрялись восточные ценности: абсолютизация власти главы государства, его харизматизация, превалирование государственного интереса над частным, исполнительной власти – над представительными органами и т.д.

Отсутствие у белорусов своей государственности, отдалённость центральных государственных органов от Беларуси, отсутствие достоверной информации об их деятельности, защита государственной политики церковью – всё это вырабатывало у простых людей веру в непогрешимость и невиновность в их социальных бедах государственных правителей. Например: «вера в доброго царя». Главным «виновником» тяжёлой жизни считались непосредственные работодатели и представители местной власти (отсюда и восстания были направлены против местных помещиков и власти).

Всё это вместе с отчуждённостью от собственности и власти, социальной и политической незащищённостью приводило к тому, что к свойственной белорусам национальной и религиозной толерантности добавлялась политическая толерантность, и приводила к снижению этнического и гражданского самосознания, развитию конформистского отношения к центральным властям.

Поэтому и протестовавших против самодержавия, крепостничества, католицизма в этот период были «считанные» люди. В их числе Казимир Лыщинский, Франк Савич, Кастусь Калиновский и др. Большой массовости социально-политические движения на Беларуси достигли лишь в начале ХХ века. В это время в политическую культуру белорусов проникают либеральные и социалистические идеи. Стали действовать политические партии. (Например: Белорусская социалистическая громада с 1903 г.). Появилось много рабочих кружков и комитетов, профсоюзных организаций. Возникли новые формы политической власти – Советы рабочих и крестьянских депутатов.

Во второй, советский период, при создании БССР были продекларированы многие демократические права и свободы. (См. Конституции 1919, 1927, 1937, 1978 гг.). С 1922 г., когда Беларусь стала одной из республик СССР, её политическая культура развивалась под влиянием КПСС и советского руководства.

Позитивные явления этого периода в развитии политической культуры выразились в следующем:

– значительно возросли политическая образованность и политизация массового сознания;

– трудящиеся получили возможность высказываться в СМИ, на митингах, на собраниях;

– граждане получили возможность участвовать в политической деятельности;

– наблюдались проявления героизма в годы ВОВ, на трудовых фронтах, при выполнении интернационального долга;

– развитие патриотизма и интернационализма;

– право на труд, образование, бесплатное медицинское обслуживание…

Негативные явления:

– жёсткая ориентация политического сознания на восприятие единственной идеологии – коммунистической;

– возможность высказываться регламентировалась цензурой, партийными и государственными органами;

– инакомыслие и взгляды, не совпадавшие с официальной идеологией, преследовались вплоть до заключения в тюрьмы и психические лечебницы;

– участие части граждан в политической деятельности осуществлялось только по необходимости;

– всеобщая покорность репрессиям и произволу;

– ненависть к капитализму и мировому империализму;

– ограничение политических прав и свобод.

Кроме воздействия политики КПСС и советского государства, в этот период на политическую культуру белорусов продолжали влиять старые политические традиции, которые получили новое идейно-политическое оформление. Были модернизированы патриотизм, коллективизм толерантное (интернационалистское) отношение к другим этносам, харизматическое отношение к вождям и т.п., которые стали называться советскими социалистическими традициями.

Традиционная бедность сельских и городских жителей, негативное отношение в советские времена к частному предпринимательству, преуспевающим, богатым людям, общинное коллективистское сознание, постоянные надежды (традиционно) при решении личных проблем на государство и прежде всего на вождей (т.к. они распоряжаются всеми ресурсами в обществе) – всё это благоприятствовало укреплению общественной собственности, командно-административной системы управления, веры в хорошего вождя и поиск причин тяжёлой жизни в действиях плохих председателей колхозов, директоров предприятий и государственных чиновников. Закреплению этих традиций способствовало относительное улучшение материального положения населения Беларуси в «брежневско-машеровские» времена, когда работа и заработок были гарантированы.

Третий современный этап в развитии политической культуры Беларуси представляет собой сложный и противоречивый процесс.

Особенности политической культуры Республики Беларусь:

1) Современная политическая культура включает элементы разных политических эпох: от патриархальной (общинное сознание) до образцов гражданской политической культуры с ориентацией на демократические ценности и преобразования.

2) Современная политическая культура республики отличается конфликтностью, вызванной борьбой между традиционными (в нашем случае советским) и новыми представлениями о политических ценностях. Хотя в индивидуальном политическом сознании они часто существуют в комбинированном виде, и это естественно для переходного периода.

3) Современная политическая культура испытывает на себе влияние государства, политических партий, общественных организаций, СМИ, образцов политических культур других народов и различных цивилизаций и т.д. Всё это приводит к развитию противоречивых тенденций в политической культуре современных белорусов. К числу таких тенденций относятся:

– попытка консервации сохранившихся социальных и политических установок и возврат исчезающих ценностей советского общества;

Учитывая всё вышесказанное, многие учёные называют и следующие особенности характерные для нынешнего состояния политической культуры Беларуси:

4) патернализм (убеждённость граждан в «отеческой» опеке государства над своими подданными, выработанная в условиях постоянных нашествий и войн, когда государство берёт на себя социальные функции;

5) политическая толерантность, лояльность и подданническое отношение большинства граждан к власти (при этом они не доверяют государству как политическому институту и его законам, а только отдельным представителям верховной власти, предрасположены к политическомуконформизму, некритически воспринимают идеи и действия политической элиты, политического режима, преувеличивают возможности властныз структур;

6) неразвитость (политической культуры) гражданского общества и сильные проявления правового нигилизма в политической жизни, понижение национальной самооценки, чувство «жертвы»;

7) недостаточный для функционирования демократии уровень политического опыта, политических знаний и навыков большинства населения;

8) «тонкий слой» национальной политической элиты, способной профессионально и последовательно воплощать в жизнь ценности правового государства и гражданского общества с учётом национальных приоритетов; преимущественно закрытые способы её назначения на руководящие государственные должности.

Вопрос№ 29



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.006 с.)