Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственность речи посполитой (1569-1795 гг. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Новую страницу политической истории белорусского народа открыла Люблинская уния (1569 г.), согласно которой Великое Княжество Литовское, ослабленное войной с Московией, входит в состав Речи Посполитой. По условиям Люблинской унии ВКЛ как государство прекращало свое существование, однако в реальности на некоторое время оно сохранило свой автономный характер в рамках конфедерации, в дальнейшем его государственный суверенитет был утерян. Заключение унии польские правящие круги восприняли как полное слияние Княжества и Короны. Они стали проводить на территории ВКЛ политику, направленную на насаждение католицизма и полонизацию. Берестейская уния 1596 г., на основе которой создавалась униатская церковь и фактически устранялась православная, означала разрыв исторических связей с православной культурой и способствовала дальнейшему усилению религиозно-национальной вражды. Система власти и управления в Великом Княжестве Литовском после унии с Польшей (1569 г.). После заключения унии Великое Княжество и Корона стали управляться одним лицом, имевшим титул «король польский и великий князь литовский и русский». Высшим органом власти становился общий Сойм, избиравший короля, который был обязан собирать его каждые два года. Заседания общего Сойма, состоявшего из двух палат - Сената и Посольской избы (палаты депутатов), проходили в следующем порядке: два раза в Польше (Варшаве) и один раз в Литве и Беларуси (Гародни). Сойм Великого Княжества (также как и в самой Польше) собирался уже перед общими Соймами Речи Посполитой и обсуждал вопросы, которые должны были защищать его представители, а также дела Княжества. Наряду с тем, что возникла Речь Посполитая – конфедеративное государство, в компетенцию которого входили, прежде всего, вопросы совместной международной политики и взаимной обороны, с единым королем и парламентом; Великое Княжество еще сохраняло суверенитет - свое название, государственный герб и печатку, систему почетных званий и должностей, государственную администрацию (отсутствовало единое для всего государства правительство), судебную и финансово-денежную системы, войско, казну, таможню и государственный язык (старобелорусский, до конца XVII в.), в отличие от Польши, где юридические документы велись на латыни. (Беларусь. Энцыклапедычны даведнiк. Мiнск, 1995. С. 686). После унии с Польшей в Великом Княжестве наблюдается неоднозначная реакция местной шляхты. С одной стороны, она стремится юридически закрепить свою самостоятельность от польской короны, что нашло подтверждение в Статуте 1588г., предисловие к которому было написано канцлером ВКЛ. Львом Сапегой. По мнению исследователей (Юхо Я.А. С. 150), Третий Статут, провозглашая принцип государственного суверенитета, как бы не замечает Люблинской унии о включении ВКЛ в состав Польши и сохраняет автономию государственных институтов ВКЛ. Статут 1588 г. содержал нормы государственного (конституционного) права – административного, военного, судебно-процессуального, брачно-семейного и опекунского, гражданского, наследственного, лесного и охотничьего, криминального права. По единодушному мнению исследователей, этого в то время не было ни в одном европейском государстве. Третий Статут стал «важным вкладом наших соотечественников в развитии правовой культуры и развитии юридической мысли феодального общества не только ВКЛ, но и всей Европы» (Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Минск, 1998. С. 168). В Статуте 1588 г. утверждались такие принципы государственной жизни ВКЛ как ограничение власти государя, разделение властей (законодательная власть закреплялась за Соймом, исполнительная – за великим князем и Радой, судебная – за великим князем и главами местных судов). Ограничение власти государя проявлялось в том, что ему запрещалось без разрешения Сойма назначать войну, вводить новые налоги на военные нужды, издавать законы, которые противоречили бы Статуту, лишать должностей и званий. Исследователи считают, что, наряду с наличием типичных для ограниченных феодальных монархий черт, система власти и управления, юридически закрепленная Статутом 1588 г., существенно отличалась большей ограниченностью прав государя в сфере законодательства и суда, а также его выборностью. Отмечается и то, что форма правления в ВКЛ содержала в себе некоторые элементы правового положения президента в республике (права великого князя основывались на выборных началах, правовых нормах Статута и были делегированы от класса феодалов) (Юхо Я.А. Кароткi нарыс гiсторыи дзяржавы i права Беларусi. Мiнск, 1992. С.179). Третий Статут юридически закрепил обособленность территории ВКЛ (подданство, законодательство, гражданство) и другие атрибуты государственности, запретил занимать государственные и духовные должности, приобретать земли чужестранцам. В исторической литературе традиционно отмечался федеративный характер государственного устройства Речи Посполитой. В исследованиях же современных белорусских правоведов столь же единодушно (Юхо Я.А., Вишневский А.Ф.) обращается внимание на конфедеративный характер Речи Посполитой и делается вывод, что «белорусская государственность после заключения Люблинской унии существовала в составе единой конфедерации в рамках Великого княжества Литовского до третьего раздела Речи Посполитой. С другой стороны, необходимо обратить внимание и на то, что правящие круги Литвы была заинтересована в получении привилегий, которыми пользовалась польская шляхта. Их постепенное распространение на господствующий класс ВКЛ (не только первоначально на католиков, но затем и на православных) способствовало сближению интересов правящих кругов двух государств, развитию процессов полонизации белорусской шляхты и переходу ее в католичество. Это имело неблагоприятные последствия для духовного и политического развития Беларуси, так как лишало ее своей политической элиты и открывало дорогу для усиления польско-католического политико-культурного влияния на все население. В 1697 г. Сойм принимает решение - считать языком официальной документации польский, что стало дополнительным препятствием на пути консолидации белорусского этноса, способствуя углублению его разобщенности по сословно-религиозному принципу. Острейшая религиозно-национальная борьба белорусского и украинского народов, расшатывавшая Речь Посполитую, не прекращалась вплоть до воссоединения их с Россией. Система власти и управления в Речи Посполитой (1569-1795 гг.). Речь Посполитую историки оценивают как «шляхетскую аристократическую республику». Дословный перевод названия Речи Посполитой - республика (от лат. rex publica). Однако, по словам В. Игнатовского, это была республика без всяких признаков демократизма, для которой были характерны многочисленные «шляхетские вольности». Только шляхта обладала гражданскими правами – свободой собраний, слова, неприкосновенности личности, жилья и собственности. Полномочия короля были весьма ограничены. Ни сам король, ни Сойм при жизни короля не могли назначить ему преемника. Этим обеспечивалась полная свобода шляхты при избрании короля, что осуществлялось особым соймом с присутствием всей шляхты при условии единогласного голосования. Поэтому выборы нового короля могли затянуться от нескольких месяцев до нескольких лет. Кроме того, работа Сойма была затруднена и правом «вольного вето» (“либерум вето”), на основе которого любой представитель шляхты мог сорвать его работу. Многочисленные вольности, которым обладала польская шляхта, вплоть до права заключать военные союзы против своего короля и правительства в случае нарушения ее прав, расшатывали государственный организм изнутри. Конституция третьего мая (1791 г.), принятая после первого раздела Польши (1772 г.), изменяла характер государственного строя Речи Посполитой с конфедерации на федеративное государственное устройство. В дальнейшем предполагалось создание унитарного государства на основе полного слияния Короны и Княжества (об этом говорилось в дополнительном акте к конституционному документу). На всей территории Речи Посполитой устанавливалась единая системы власти (шляхте ВКЛ обещана половина мест во всех органах власти и управления). По замыслу реформаторов новая Конституция должна была ограничить власть магнатов, способствовать централизации и стабилизации Речи Посполитой. Принцип выборности короля был заменен наследованием власти, а единогласное голосование в Сойме – голосованием на основе большинства. В конституции 1791 г., авторы которой находились под влиянием идей Великой французской революции (1789 г.), делался шаг навстречу признанию прав мещан, которым также как и шляхте предоставлялось право приобретать земли, посылать в Сойм своих представителей, занимать младшие офицерские звания и т.д. Декларировалась свобода вероисповедания при сохранении приоритета католической религии. Однако Речь Посполитая как государственное образование была уже исторически обречена. Таким образом, в составе Речи Посполитой белорусский народ постепенно утрачивал самобытные формы своей государственной жизни и государственный суверенитет. Католическое государство не было заинтересовано в сохранении белорусского народа, его приверженности православному вероисповеданию. В то же время польско-католическое давление способствовалодальнейшей самоидентификации белорусов как самобытного народа и в последующем его политическому самоопределению. «Именно в этот период большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса, они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности» (Н. Сташкевич. С.139).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.34 (0.008 с.) |