Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия - стратегический союзник БеларусиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В жизнедеятельности любого государства, каким бы большим или малым оно ни было, первостепенную важность имеет вопрос о его стратегических союзниках. Скажем прямо, в одиночку, без союзников Беларусь не сможет трансформироваться в общество постиндустриального типа. В современных условиях ни одна страна, находящаяся на доиндустриальной или индустриальной стадии, не способна к динамичному развитию на основе только лишь собственного ресурсного, научно-технического и человеческого потенциала. Экономика нашей страны также не самодостаточна для того, чтобы самостоятельно перейти на качественно иную, более высокую стадию. Эта задача может быть решена только при условии экономической и политической интеграции с государством или союзом государств, обладающих достаточным для их полноценного развития совокупным экономическим и военно-стратегическим потенциалом. Таким союзником нашей страны может быть только Российская Федерация. Выбор России в качестве главного стратегического союзника и внешнеполитического партнера Беларуси обосновывается несколькими факторами. Во-первых, общностью этнического происхождения белорусского и русского народов. Оба они сформировались на одной этнической основе - древнерусской народности. В ее становлении важнейшую роль сыграло одно из самых крупных восточнославянских племен — кривичи, пространство расселения которых простиралось от Немана до Волги. С полным основанием великий русский поэт А.С. Пушкин писал о белорусах, что это — «народ, издревле нам родной» [28]. Во-вторых, цивилизационной идентичностью белорусского и русского народов, что обстоятельно показано в одной из предыдущих тем учебного пособия. Здесь еще раз подчеркнем схожесть белорусского и русского языков, которые сформировались на единой языковой основе. Несомненна также близость духовно-нравственных ориентиров, систем ценностей, смысложизненных установок, свойственных белорусам и русским. В-третьих, высоким уровнем производственно-экономических, военно-политических и духовно-культурных связей, сложившихся между двумя народами в предшествующие периоды их истории. Напомним, что русские и белорусы более двухсот лет жили в одном государстве, вместе преодолевая невзгоды и отражая вооруженные вторжения извне. Интеграционные связи между нашими народами упрочились в советский период и особенно в трагические годы Великой Отечественной войны. Наконец, в-четвертых, волей белорусского народа, выраженной на двух всенародных референдумах. На Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г. за сохранение СССР высказалось 82,7% граждан Беларуси, принявших участие в голосовании; на Республиканском референдуме 14 мая 1995 г. политику, направленную на экономическую интеграцию с Россией, одобрили 83,3% белорусов, участвовавших в голосовании [29]. И ныне белорусский народ активно продолжает выступать за развитие союзнических отношений с Россией. По данным социологических опросов, в настоящее время более 80% белорусских граждан убеждены в необходимости развития интеграционных процессов в сферах науки, образования и культуры. Две трети населения страны (67%) выступают за экономическую интеграцию, видя в этом эффективное средство подъема всех сторон жизни наших братских народов [30]. К настоящему моменту достигнут весьма высокий уровень партнерского взаимодействия между двумя странами. Это свобода передвижения, получения образования, равные права граждан Беларуси в России и граждан России в Беларуси. Россия является важнейшим внешнеэкономическим партнером нашей страны. Заключив договор о создании Союзного государства, Беларусь и Россия поставили своей целью вывести свои отношения на качественно новый уровень. Этот путь оказался более трудным, чем он представлялся с самого начала. Однако альтернативы Союзному государству не существует. Как подчеркнул Президент Республики Беларусь в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 24 апреля 2007 г., «в интересах нашего народа преодолеть возникшие трудности и идти дальше, выбирая форму союзного строительства исходя из очевидных потребностей двух государств и народов» [31]. Разумеется, стратегическое партнерство с Россией ни в коей мере не исключает возможности и необходимости развития взаимовыгодного сотрудничества Беларуси со всеми другими странами. На максимальную реализацию такой возможности направлены в настоящее время усилия руководства нашего государства. Вслед за Россией предметом внешнеполитических приоритетов Беларуси являются Украина и Другие страны Содружества Независимых Государств. Опыт последних лет выявил как сложности процесса интеграции в рамках СНГ, так одновременно и его потенциальные возможности. Сегодня СНГ — это объективная реальность. Беларусь выступает за превращение СНГ в авторитетную региональную организацию с высоким уровнем экономической и политической интеграции. Наша страна является участником таких интеграционных образований на постсоветском пространстве, как Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ; члены — Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС; члены — Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан); она активно выступает за создание таможенного союза 3-х стран СНГ — Беларуси, России, Казахстана. Одновременно Беларусь наращивает свои двусторонние связи с другими странами СНГ. Беларусь заинтересована в развитии взаимовыгодных отношений со странами-членами Европейского союза, Соединенными Штатами Америки, другими государствами Запада. У нашей страны очень высокий уровень товарооборота со странами Западной Европы: в настоящее время он примерно равен объему товарооборота с Россией. С Италией, Германией, другими странами сложились прочные связи в гуманитарной сфере. Однако аналитики вполне резонно указывают на то, что Беларусь далеко не использует резервы западноевропейского вектора своей политики. Наша страна может интересовать Европейский союз не как источник сырья, а как технологический партнер. Мобилизация наших соответствующих возможностей вполне может превратить Беларусь в анклав высоких технологий и емкий рынок. Беларусь, равно как и Россия, не входит в число тех стран, в которые Запад готов вкладывать средства с целью осуществления с ними интеграционных проектов. Западные исследователи и политики проявляют единодушие в том, что постиндустриальные страны должны направлять свои усилия на поддержание жизнедеятельности западной цивилизации, преодоление имущественного неравенства и снижение социальной напряженности внутри своих стран, а не на формирование других цивилизаций по западному образцу. Поэтому Запад, прежде всего в лице Европейского союза, разрабатывает и осуществляет только такие интеграционные проекты, которые сулят выгоду в первую очередь его собственным странам. Запад изъявляет готовность реально интегрироваться с родственными по своей истории и культуре народами, исключая народы исторически мусульманские и православные. «Цивилизационная модель, - пишет С. Хантингтаон, — дает четкий, исчерпывающий ответ на вопрос, стоящий перед жителями Западной Европы: «Где заканчивается Европа?» Европа заканчивается там, где заканчивается западное христианство и начинаются ислам и православие» [32]. Между тем вышеизложенное отнюдь не означает, что Европа навсегда обречена оставаться цивилизационно разделенной. Напротив, к началу XXI в. Европа объективно оказалась в положении, когда только цивилизационный синтез может придать ей новые стимулы и новые ориентиры движения. Это — императив будущего, причем, как нам представляется, не очень далекого будущего, которому непременно последуют европейские и, если подходить шире, евразийские народы. Беларусь, расположенная на стыке двух европейских цивилизаций, может внести в этот процесс особо ценный вклад. По образному выражению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, наша задача — быть соединяющим мостом между Востоком (Россия) и Западом (Европа) [33]. Исходя из этого, руководство белорусского государства осуществляет курс на всестороннюю интеграцию Беларуси с Россией, другими странами СНГ и одновременно на налаживание прагматичного сотрудничества с Европейским союзом, всеми государствами Запада. Такая политика, несомненно, отвечает интересам всех участвующих в ней сторон. Наконец, Беларусь может быть надежным партнером всех народов, государств и международных организаций, которые проявляют готовность проводить по отношению к ней политику взаимовыгодного сотрудничества. В данном направлении за последние годы многое уже сделано. Налажено государственное сотрудничество с рядом стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Примерами взаимовыгодного партнерства являются отношения Беларуси с такими странами, как Индия, Китай, Венесуэла, Вьетнам, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Оман. Республика Беларусь стремится повысить эффективность своего участия в международных организациях, прежде всего в Организации Объединенных Наций. Наша страна является членом-учредителем ООН и имеет более чем 60-й опыт работы в ней. В последнее время Беларусь выступила в структурах ООН с рядом инициатив гуманитарного характера, получивших широкую международную поддержку. Интересам нации служит участие нашей страны в Движении неприсоединения. Его составляют государства, не входившие в период «холодной войны» ни в какие военно-политические блоки, а ныне выступающие за справедливое мироустройство. Кстати будет заметить, что Беларусь — единственная европейская страна, которая является членом этой организации. Через Движение неприсоединения отдельное государство может решать свои собственные проблемы. Именно благодаря участию в этом международном объединении Беларусь открыла новые страницы истории своих отношений с рядом государств мира. Разумеется, белорусское государство включается в работу других международных организаций, в том числе региональных, деятельность которых отвечает интересам нашего народа. Из изложенного видно, что с момента провозглашения суверенитета Республики Беларусь проделана огромная работа по созданию достаточно прочных позиций страны на международной арене. Можно с полной уверенностью говорить о том, что за это время созданы необходимые внешнеполитические предпосылки для успешного продвижения Беларуси к своей стратегической цели - обществу постиндустриального типа, для ее устойчивого инновационного развития в XXI в.
Рекомендуемая литература Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 3 января 2002 г.: в редакции Закона от 6 января 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. № 16, 2/1560. О ратификации договора о создании Союзного государства: Закон Республики Беларусь, 24 декабря 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 4, 2/118. Об утверждении Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г.: в редакции Указа от 12 мая 2009 г. // Там же. 2009. № 119, 1/10688. Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь, 14 ноября 2005 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. № 188, 2/1157. О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007—2010 гг.: Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г.: в редакции Указа от 12 мая 2009 г. // Там же. 2009. № 119, 1/10688. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М., 1999. Государство для народа: Документы и материалы третьего Всебелорусского народного собрания (2—3 марта 2006 г.) / редкол.: А.Н. Рубинов [и др.]. Минск, 2006. Данилов, А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации / А.Н. Данилов. Минск, 1997. За сильную и процветающую Беларусь: Материалы второго Всебелорусского народного собрания (18 мая 2001 г.). Минск, 2001. Князев, С.Н. Национальная безопасность Республики Беларусь / С.Н. Князев, А.В. Гулякевич. Минск, 2005. Лукашенко, А.Г. Государство для народа: доклад на третьем Всебелорусском народном собрании / А.Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. 2006. 24 мая. Лукашенко, А.Г. Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на XIV Саммите стран-членов Движения неприсоединения, 15 сентября 2006 г., Гавана / А.Г. Лукашенко // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2006. № 9. Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь / А.Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. 2006. 24 мая. Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь / А.Г. Лукашенко. // Советская Белоруссия. 2007. 25 апреля. Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь Национальному собранию Республики Беларусь / А.Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. 1999. 8 апреля. Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь / А.Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. 2009. 24 апреля. Матусевич, Е.В. Национально-государственные интересы Республики Беларусь в контексте процесса глобализации / Е.В. Матусевич. Минск, 2005. Мясникович, М.В. Наука Беларуси на современном этапе. Задачи и организация научной, научно-технической и инновационной деятельности / М.В. Мясникович, А.И. Лесникович, С. М. Дедков. Минск, 2006. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.: Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. Минск, 2004. Нейсбит, Дж. Мегатренды / Дж. Нейсбит. М., 2003. Никитенко, П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика: стратегия инновационного развития / П.Г. Никитенко. Минск, 2006. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Минск, 2003. Стратегия экономического развития Республики Беларусь на современном этапе: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов (21-22 марта 2002 г.). Минск, 2002. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М., 2003.
Примечания 1. Философский словарь. М., 2001. С. 466, 479-480. 2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М., 1999. 3. Солоневич, ИЛ. Народная монархия / И.Л. Солоневич. М., 2003. С. 59. 4. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. С. СХ, 19, 154, 656. 5. Никитенко, П.Г. Модель устойчивого социально-экономического развития Беларуси: проблемы формирования и эволюции / П.Г. Никитенко. Минск, 2000. С. 9. 6. Федотова, ВТ. Неклассические модернизации и альтернативы модернизационной теории / В.Г. Федотова // Вопросы философии. 2002. № 12. С. 81. 7. В социально-политической литературе общественное устройство, которое приходит на смену обществу индустриального типа, принято называть по-разному: «постиндустриальное общество», «информационное общество», «ноосферное общество», «постэкономическое общество», «социально-демократическое общество» и т.п. Все это — варианты обозначения одной и той же формирующейся социальной реальности. Но, видимо, окончательное название нового типа общества далеко еще не определилось. В настоящее время в среде аналитиков обсуждается центральный, с научной точки зрения, вопрос: можно определить складывающуюся в западных странах общественную реальность в позитивных терминах или же следует и далее пользоваться определениями, основанными на применении префикса «пост-». По-видимому, грядущую эпоху невозможно будет обозначить как «пост»-нечто, но одновременно очевидно, что ее позитивное обозначение невозможно определить вплоть до той поры, когда индустриальное общество не будет полностью замещено формирующимся. 8. Послание Президента Республики Беларусь Национальному собранию Республики Беларусь 7 апреля 1999 г. // Советская Белоруссия. 1999. 8 апреля. С. 1. 9. Базылев, НИ. Экономическая теория / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. Минск, 2005. С. 17. 10. Там же. С. 22 11. Никитенко, П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика: стратегия инновационного развития / П.Г. Никитенко. Минск, 2006 12. Поппер, К. Открытое общество и его враги: в 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 397. 13. Маркс, К. Собрание сочинений / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 9. С. 130— 136; Хайек, Ф. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма / Ф. Хайек. М., 1992. С. 53-54. 14. Стратегия экономического развития Республики Беларусь на современном этапе: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов 21-22 марта 2002 г. Минск, 2002. С. 23-38. 15. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М., 1989. 16. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.: Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь / редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. Минск, 2004. С. 11. 17. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. Минск, 1997; Национальная стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Минск, 2004. 18. Карпова, Ю.А. Введение в социальную инноватику / Ю.А. Карпова. СПб., 2004. С. 16. 19. Там же. С. 21. 20. О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007—2010 гг.: Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г.: в редакции Указа от 12 мая 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. № 119, 1/10688. 21. Сидорский, С.С. Государственная программа и механизмы инновационного развития Республики Беларусь / С.С. Сидорский // Проблемы управления. 2007. №1. С. 4-5. 22. Политические партии: Беларусь и современный мир. Минск, 2002. С. 161, 177-178, 184, 208, 216, 269, 277, 284. 22. Цицерон. Об обязанностях./ Цицерон. М., 1999. С. 131. 24. Гоббс, Т. Сочинения: в 2 т. / Т. Гоббс. М., 1991. Т. 2. С. 95, 132. 25. Об утверждении Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г.: в редакции Закона от 12 мая 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. № 119,1/10688; Республика Беларусь: Энциклопедия: в 6 т. Минск, 2009. Т. 5. С. 359. 26. Об утверждении Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 69, 1/2852. 27. Отвести народ от пропасти: Тезисы программы кандидата в Президенты Республики Беларусь Александра Лукашенко // Советская Белоруссия. 1994. 14 июня. С. 2. 28. Пушкин, А.С. Собрание сочинений: в 10 т. / А.С. Пушкин. М., 1976. Т. 6. С. 84. 29. Василевич, ГА. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. Минск, 2003. С. 53», э43. 30. Бабосов, ЕМ. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов. Минск, 2007. С. 438. 31. Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь / А.Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. 2007. 25 апреля. С. 2; Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь / А.Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. 2009. 24 апреля. С. 7. 32. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М., 2003. С. 244 33. Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь / А.Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. 2009. 24 апреля. С. 6.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.016 с.) |