Денежно-кредитная система Беларуси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Денежно-кредитная система Беларуси.



Денежная система – организация денежного обращения в стране, регулируемая государственными законами. Денежная система функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определяющими механизм функционирования денежно-кредитной системы. Денежная система РБ включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.

НБ РБ законом предоставлено монопольное право эмиссии банкнот и монеты на территории РБ в качестве официального платежного средства. Национальная денежная единица является единственным законным платежным средством в любых формах на территории РБ, за исключением внешнеэкономических, если иное не предусмотрено законом. На Национальный банк возложено обеспечение изготовления, хранения, обновления банкнот и монет.

Денежно-кредитная система РБ является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики РБ, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые Правлением Национального банка.

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Основными целями денежно-кредитной политики любого государства являются поддержание стабильности курса национальной валюты, рост ВВП и как результат – обеспечение занятости и повышения жизненного уровня населения. Денежно-кредитная политика государства включает различные способы и инструменты воздействия на денежное предложение с целью изменения уровня ВНП.

 

Бюджетно-налоговая система Беларуси

Бюджетная система (БС) – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. БС РБ включает республиканский и местный бюджеты. Местные бюджеты делятся на: • бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские); • бюджеты базового уровня (районные и городские); • бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска). Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в РБ могут создаваться внебюджетные фонды. БС РБ основывается на принципах: • единства; • полноты отражения доходов и расходов бюджетов; • сбалансированности бюджетов; • гласности; • самостоятельности бюджетов; • эффективности использования бюджетных средств; • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; • достоверности бюджетов; • адресности и целевого назначения бюджетных средств; • ответственности участников бюджетного процесса.

Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налогов, принципов, форм и методов их установления. Налоги являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог – одно из проявлений суверенитета государства. Налоговая система Республики Беларусь включает в себя республиканские и местные налоги.

 

Тенденции и факторы международной интеграции.

Международная экономическая интеграция (МЭИ) – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.

На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

В условиях интернационализации мировой экономики растет зависимость развития каждой национальной экономики от внешних факторов. Это подтверждается ростом мирового товарооборота, объемов инвестирования капиталов за рубеж, активизацией международной миграции рабочей силы. Тенденциями международной экономической интеграции является глобализация мировой экономики и регионализация. Развитие международных экономических отношений, под воздействием специализации и разделения труда, приводит к глобализации. Основные черты глобализации: изменяется форма производства, она переходит в международную форму в виде ТНК; изменение содержания производства и обмена под воздействием специализации, т.е. ориентация национальной экономики на международные стандарты; принципиальные изменения в хозяйственной жизни – международные центры управления, международные системы информации, система международных стандартов.

Факторы международной экономической интеграции: • углубление международного разделения труда, специализация и кооперация производства; • ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий; • расширение региональных группировок;

Интеграционные процессы в экономике стран СНГ: проблемы и

Пути решения.

СНГ было создано в декабре 1991г. (подписали РБ, РФ и Украина) с целью как сохранения экономических, социальных, культурных и др. связей между бывшими советскими республиками, так и решения на постсоветском пространстве межгосударственных проблем. Участниками СНГ стали 12 стран: РФ, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Украина, Армения, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия. Стратегическими целями эконом интеграции СНГ являются: • max использование международного разделения труда; • специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого соц-эконом. развития; • повышение уровня и качества жизни населения всех гос-в СНГ.

Для интеграционных процессов СНГ свойственна непоследовательность и противоречивость. Причины, сдерживающие интеграционные процессы: • различные модели соц-эконом развития отдельных гос-в; • разная степень рыночных преобразований и различные подходы к выбору приоритетов, средств их осуществления; • неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость нац валют; • несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики; • применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле; • большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги. В настоящее время нац. экономики стран СНГ во многом конкурируют, а не дополняют друг друга. Объективные предпосылки для более тесной интеграции усилятся после завершения реформ, восстановления экономики в этих странах.

43. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации:

Проблемы и пути решения

Среди стран СНГ наиболее последовательно экономическцую интеграцию осуществляют РБ и РФ, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, год спустя – Договор об образовании Союза Беларуси и России. В Союзном государстве Россия и Беларусь остаются независимыми государствами. Каждое государство сохраняет свой суверенитет, свою независимость, свое гражданство, проводит самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Но два государства создают общее государство. Главной целью экономической интеграции РБ и РФ является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эф-го использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления эконом роста. Достижение этой цели предполагает проведение согласованной политики в области структурной перестройки экономики, осуществление единой политики в области государственного регулирования социально-экономических процессов, внешнеэкономической деятельности, а также согласованной социальной политики. Россия являлась главным поставщиком энергоресурсов в Беларусь взамен на поставку различного технологического оборудования и машин.

Важную роль в экономической интеграции РБ и РФ играет региональное сотрудничество. Не в полной мере используются преимущества создания общего эконом и таможенного пространств, единого рынка, обеспечивающих эффективное функционирование имеющегося научно-производственного потенциала двух стран. Завершающим этапом в экономической интеграции РБ с РФ должно быть введение единой валюты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.032 с.)