Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие национальной экономики.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Научный, научно-технический и инновационный потенциал РБ. Научный потенциал опр-ется как совок-сть ресурсов и условий осущ-ния научных исследований. Научно-технический потенциал — это совок-сть ресурсов и условий осущ-ния прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опыт-технологические работы. Инновационный потенциал — это совок-сть всех видов ресурсов и усл. обеспечения практического освоения рез-тов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии. Все эти потенциалы являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга звеньями единого инновационного цикла.Главным звеном данного цикла являются научно-технические разработки и их результат: научно-техническая продукция. Наряду с законодательной базой в стране была создана организационная система научной деятельности, а также система органов гос. управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ), Нац. академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Принципы формирования научно-технической политики гос-ва определены в Законе РБ «Об основах государственной научно-технической политики». В их чис ло входят: - гос. поддержка фундаментальных и прикладных исследований;- выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержки научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики; - ориентация научной, научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств,и технологий; и др.Значение, качество и продуктивность потенциалов научной и научно-технической деятельности как креативного ядра инновационной системы страны характеризуют следующие количественные и качественные параметры и показатели: - количество научных организаций, их структура; - объемы и структура исследований и разработок; - научные кадры; - финансовое обеспечение; - материально-техническая база; - научно-информационные ресурсы; - система управления научной сферой.Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационно: способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями: - уровнем научно-технических разработок; - состоянием и мощностью опытно-экспериментальное базы отраслей и предприятий; - наличием резервных производственных площадей; - уровнем технологической базы производства и технического оборудования. Инновационностъ экономики — это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений. Инновационность означает также совершенствование и развитие существующих технологий в сфере производства, эксплуатации, сфере услуг, внедрение новых решений в организации и управлении, совершенствование и развитие инфраструктуры, особенно в области сбора, переработки и получен формации. Транспорт и связь. Транспорт - одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Управление отраслью осуществляет Мин. транспорта и коммуникаций. Транспорт как вид хоз. деятельности подразделяется на транспорт общего (железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный) и необщего пользования. По характеру выполняемой работы - пассажирский и грузовой. К транспортному комплексу предъявляются следующие требования: • наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров; • повышение экономичности перевозочных процессов; • сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров; • обеспечение регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий или других факторов; • повышение уровня комфортности при перевозке пассажиров, обеспечение полной сохранности перевозимых грузов, безопасности движения. Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок грузов, объем перевозок пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Связь - отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных инф. потоков. Связь играет важную роль в производственно-хоз. деят-ти общества, управлении гос-вом, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения. Развитие систем связи и информатизации стало одним из важнейших приоритетов научно-технической и эк. политики РБ. Связь в РБ подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Мин. информации (телевидение и радиовещание). Образование, культура и искусство, здравоохранение: проблемы и Пути решения Образование – отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование. Государственными программами предусматривается дальнейшее реформирование всех звеньев образования, которое будет направлено на качественное обновление, развитие информационных образовательных технологий и методик обучения, решение проблемы поиска дополнительных источников финансирования и укрепление материально-технической базы отрасли, расширение рынка образовательных услуг населению. Основной формой получения образования останется бесплатная с сохранением справедливого и гарантированного доступа к нему различных категорий молодежи. Здравоохранение – система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Структурные подразделения отрасли: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоровья матери и ребенка; санитарно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологическая служба; лекарственное обеспечение; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование. Культура и искусство – совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Виды культурной деятельности: • художественное творчество; • культурное наследие; • клубная и развлекательная деятельность; • массовое создание и распространение культурных благ.
27. Торговля, общественное питания и бытовое обслуживание: Проблемы и пути решения Торговля – совокупность предприятий, реализующих товары народного потребления путем купли-продажи; позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Управление отраслью осуществляет Министерство торговли РБ. В Беларуси существует многоукладная торговая система. Постепенно повышается доля частной собственности в структуре розничного товарооборота и снижается доля государственного сектора. Число магазинов в розничной торговле значительно расширилось. Общественное питание (ОП) – отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов др.). Управление отраслью осуществляет Министерство торговли РБ. Одним из главных показателей развития ОП является удельный вес продукции собственною производства в розничном товарообороте, который на протяжении последних лет составляет от 70% до 75%. Положительную тенденцию имеет развитие общедоступных объектов ОП. Бытовое обслуживание (БО) населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. В БО выделяют 9 на отраслевых групп услуг: • химическая чистка и крашение, услуги прачечных; • ремонт и строительство жилья; • ремонт, окраска и пошив обуви; • ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; • ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; • услуги парикмахерских, бань и душевых, услуги организаций по прокату, ритуальные и обрядовые услуги; • услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, пр. услуги производственного характера; • ремонт и техническое обслуживание бытовой теле- и радиоэлектронной аппаратуры. 29. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике. Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и любой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят эти изменения, достаточно велика — для разных стран она может колебаться от нескольких лет до десятилетий. Все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, существенности различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену. Переходный период включает три этапа: • первый — деформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы что связано нередко с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике; • второй — становление нового экономического порядка, Целью которого является создание необходимых условий и зарождение новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка; • третий — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.
Экономики Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики. Функции государственного регулирования экономики: • целевая; • направляющая и координирующая; • функция распределения и перераспределения; • стимулирующая; • контрольная. Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры госуправления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде. Государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на: • законодательную; • исполнительную; • судебную. Госорганы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживая и уравновешивая друг друга. Беларусь – президентская республика. Президент – глава государства, обладает большими властными полномочиями в области внешней и внутренней политики, издает: декреты, имеющие силу закона, указы, распоряжения. Парламент – Национальное Собрание РБ – представительный и законодательный орган РБ, состоит из 2 палат: Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 человека). Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями. Правительство – Совет Министров РБ – это коллегиальный центральный орган государственного управления РБ, осуществляющий исполнительную власть в РБ. В своей деятельности Правительство полностью подотчетно Президенту. Судебная власть в РБ принадлежит только судам. В судебную систему РБ входят: • Конституционный суд; • общие суды (во главе находится Верховный Суд); • хозяйственные суды (во главе – Высший Хозяйственный Суд). 38. Система планирования и прогнозирования национальной Экономики Беларуси Планирование – это процесс принятия управленческих решений, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. Планы бывают: • долгосрочные: планы на период от 15-20 лет; • среднесрочные: срок 3-5 лет; • краткосрочные: планы сроком до 1 года; • оперативные: планы на сутки, неделю и декаду. Долгосрочный план отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Среднесрочные планы конкретизируют основные направления стратегии; их разрабатывают на срок 3-5 лет. Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В конце каждого года осуществляется корректировка среднесрочных планов. Составной частью планов являются целевые комплексные программы. Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социального развития республики на год. При осуществлении планирования разрабатывается система планов: • на макроуровне: планы, программы эк-го и социального развития страны на региональном уровне; • на микроуровне: планы развития отдельных предприятии, имеющие вид бизнес-планов. Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения. Прогнозирование бывает социально-экономическое и научно-техническое. Социалъно-экономическое дает оценку возможным перспективам и изменениям экономических и социальных условий жизнедеятельности общества. Научно-техническое нацелено на разработку научных, технических и технологических средств реализации перспективных планов социально-экономич-го развития.
Пути решения. СНГ было создано в декабре 1991г. (подписали РБ, РФ и Украина) с целью как сохранения экономических, социальных, культурных и др. связей между бывшими советскими республиками, так и решения на постсоветском пространстве межгосударственных проблем. Участниками СНГ стали 12 стран: РФ, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Украина, Армения, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия. Стратегическими целями эконом интеграции СНГ являются: • max использование международного разделения труда; • специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого соц-эконом. развития; • повышение уровня и качества жизни населения всех гос-в СНГ. Для интеграционных процессов СНГ свойственна непоследовательность и противоречивость. Причины, сдерживающие интеграционные процессы: • различные модели соц-эконом развития отдельных гос-в; • разная степень рыночных преобразований и различные подходы к выбору приоритетов, средств их осуществления; • неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость нац валют; • несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики; • применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле; • большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги. В настоящее время нац. экономики стран СНГ во многом конкурируют, а не дополняют друг друга. Объективные предпосылки для более тесной интеграции усилятся после завершения реформ, восстановления экономики в этих странах. 43. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации: Проблемы и пути решения Среди стран СНГ наиболее последовательно экономическцую интеграцию осуществляют РБ и РФ, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, год спустя – Договор об образовании Союза Беларуси и России. В Союзном государстве Россия и Беларусь остаются независимыми государствами. Каждое государство сохраняет свой суверенитет, свою независимость, свое гражданство, проводит самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Но два государства создают общее государство. Главной целью экономической интеграции РБ и РФ является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эф-го использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления эконом роста. Достижение этой цели предполагает проведение согласованной политики в области структурной перестройки экономики, осуществление единой политики в области государственного регулирования социально-экономических процессов, внешнеэкономической деятельности, а также согласованной социальной политики. Россия являлась главным поставщиком энергоресурсов в Беларусь взамен на поставку различного технологического оборудования и машин. Важную роль в экономической интеграции РБ и РФ играет региональное сотрудничество. Не в полной мере используются преимущества создания общего эконом и таможенного пространств, единого рынка, обеспечивающих эффективное функционирование имеющегося научно-производственного потенциала двух стран. Завершающим этапом в экономической интеграции РБ с РФ должно быть введение единой валюты.
Понятие национальной экономики. НЭ — это хоз. сис-ма страны, отв-щая принципам суверенности, целостности, соц-сти, нац. ориентации. Ее хар-ные черты и усл.: -суверенитет нации и государства; -территориальная целостность; -единство экономического пространства и юридической среды; -общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности; -наличие единого платежного средства — национальной денежной единицы — и целостной финансовой системы; -развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэк. и геополитических отношений; -эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации. НЭ как сложная система включ. комплекс орг., структ., функцион-ных, институц-ных и других подсистем, компонентов, хар-стик. В организационном плане — это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.В структурном плане — это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других.В функциональном плане — это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологич. и др.В институциональном плане — это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка факторов производства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, фондового рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и других. По уровням функционирования и управления НЭ подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена). Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сегменты национального рынка опосредованы: • формами и правами собственности; • движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда; • финансовыми потоками (денежной массы — наличных и безналичных денег), движением ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей и др.); • юридической средой (законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти всех ветвей и уровней, а также системой международных договоров и соглашений). Социально-экономические процессы, протекающие в национальной экономике, в совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Их функционирование и конечный результат оцениваются комплексом важнейших социально-экономических показателей и макропараметров, в том числе накопления и потребления, характеризующих движение общественного продукта. Важнейшими характеристиками НЭ являются эффективность и конкурентоспособность, отражающие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в мировой экономике. 3. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Программа соц.-экон. развития РБ на 06-10 гг.НЭ Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления: формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства; преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства; глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда. Все эти процессы проис-дят в режиме непрер-го функц-ния и развития, поскольку эк-кую деят-сть страны остановить нельзя. Для успешного осуществления указанных трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия, создание которых позволит придать экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):• общесистемные; системные; внутрисистемные. Всесторонний учет присущих Беларуси геополитических, геогр., соц-эк, эколог., демогр. и др. особенностей является важнейшей методологической предпосылкой выбора направлений, моделей и механизмов развития национальной экономики. Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничестна и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Внутрипол. предпосылками явл-ся совершенствование полит. сис-мы в рамках Конституции РБ на пути становления демократии, оптимизация гос. структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражд. акт-сти.Принципиальной предпосылкой построения, функц-ния и устойчив. развития нац. эк-ки явл-ся закрепление в стратегических программах соц-эк развития Бел долгосрочных ориентиров и общесист. усл. упреждающего хар-ра. Такой опыт в стране есть (Нац. стратегия уст. соц.-эк развития (НСУР) РБ до 2020 г)Важнейшей предпосылкой явл-ся и уважение соц., соц.-психол., культурных, ценностных ориентаций народа. Наконец, следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий перевода эк-ки на инновац., высокотехнологический, наукоемкий тип развития. Программа соц-эк развития РБ па 2006 — 2010 годы. Приоритеты развития: 1. инновационное развитие эк-ки, основанное на энерго- и ресурсосбережении; 2. развитие экспортного потенциала, основанного на развитии экспортоориентированных предприятий и импортозамещающих произв-ств; 3. развитие жилищн. строительства, основанного на внебюдж. источниках финанс-ния и в основном строительство с использованием местных строительных мат-лов; 4. развитие отраслей АПК, развитие соц. структуры села; 5. развитие малых и ср. городов; 6. совершенствование базы здравоохранения. 4. Система национальных счетов. СНС возникла в 40-ч гг. ХХ в. в западных странах в результате интеграции 2 направлений исследований: 1)работ в области статистики НД (чистой продукции); 2) анализа экономического цикла – получение общей и систематизированной картины состояния и развития экономики на макроуровне.Социалистические страны, в том числе и РБ, вплоть до начала 90-х г. использовали статистические системы, основанные на балансе народного хоз-ва.Но уже с 1992г. начала исп-ся СНС. В СНС предусмотрено использование 4 видов цен: производителя, покупателя, основных и факторных. Для хар-ки физ. объемов затрат и выпуска, их динамики в различных секторах и отраслях эк-ки введены сопоставимые цены.Ныне СНС как международный стандарт 1992г. представляет собой макроэконом., бухгалтерское, цифровое отражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хоз. периода. Основным назначением СНС является обеспечение эффективного учета, анализа, прогнозирования и гос.регулирования эк-ки на всех уровнях исходя из реально сложившихся связей, фактической орг-ции пр-ва и распределения продукта и дохода. СНС применима не только на уровне экономики в целом, но и на более низких уровнях агрегирования, которыми являются ее отдельные секторы. Экономика в соответствии с СНС подразделяется на 5 секторов: 1) нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные пр-тия 2) финансовые учреждения 3) гос. управление 4)частные некоммерческие орг-ции, обслуживающие дом. хоз-ва. 5)дом. хоз-ва.СНС в узком смысле охватывает счета, кот. выявляют основные показатели эконом. развития (ВВП, НД и т.д.). В широком смысле – система макроэконом. расчетов, включающих также запасы ресурсов, межотраслевой баланс, платежный баланс и др. В международной системе СНС приняты следующие группы счетов: - для секторов эк-ки, - для отраслей эк-ки, - отдельных эконом. операций, - экономики в целом, или консолидированные счета. Группа счетов для секторов подразделяют на текущие счета, счета накопления и балансы активов и пассивов.В Беларуси переход от системы БНХ (Баланс народного хоз-ва) к СНС осущ. с начала 90-х гг. ХХ в. в связи с отказом от командно-административной системы управления экономикой и переходом к рыночной системе, где активную роль играют товарно-денежные отношения. Последние не находили должного отражения в системе БНХ. Кроме того, вхождение Беларуси как суверенного государства в мировое сообщество потребовало сближения ее статистической системы с международными стандартами. В соответствии с республиканской программой в стране был осуществлен комплекс мероприятий, обеспечивающих переход от системы БНХ (действовавшей в большинстве бывших социалистических стран) к системе национального счетоводства. Обновленный вариант СНС ООН 1992 г. послужил методологической основой создаваемой СНС РБ.В ходе реализации мероприятий программы была разработана республиканская Система национальных счетов 1993 г. (СНС—93), которая представляет собой свод обобщенных показателей экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также всех видов финансовых и нефинансовых активов, держателями которых эти субъекты являются. Система отражает сквозное движение стоимости продуктов и услуг на всех стадиях — от производства до конечного потребления и накопления через систему счетов для отраслей, институциональных секторов, наиболее важных экономических процессов (операций) и экономики страны в целом. В ней предусмотрены также счета для других стран мира, с которыми наше государство осуществляет экономические операции. СНС включает показатели объема, динамики, структуры производства ВВП, счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования национального располагаемого дохода, счет операций с капиталом и др. Завершается СНС построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период, и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.
5. Основные макроэк. показатели и пропорции национальной экономики. Эк-ку как целое изучает макроэкономика Объектом изучения макроэк-ки явл-ся сводные, обобщающ. пок-ли по хоз-ву страны в целом: нац. богатство, валовой нац. продукт (ВНП), валовой внутр. продукт (ВВП), нац. доход (НД), суммарные гос. и частные инвестиции, общее кол-во денег в обращ. Количественную (цифровую) инф-цию об уровне и возможностях разв. эк-ки страны в целом предоставляет соц-эк статистика. Основные статистические показатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС), или системе взаимоувязанных показателей, применяемых для описания и анализа макроэкономических процессов. Ключевым показателем является ВВП. ВВП — обобщ. экономич. показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназнач. для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов, методом формирования ВВП по источникам доходов. ВНП, в отличие от ВВП отражает совокупную стои-сть конечн. товаров и усл., ее данных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами, если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это есть размер ВНП.Важным макроэкономическим пока-лем является НД. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторов пр-ва, т.е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов. Как и ВНП, он может быть рассчитан по производству, распределению и использованию. Произведенный НД представляет собой основную часть ВНП, которая остается после вычета из него амортизации, т.е. составляет сумму чистой продукции (а не добавленной стоимости) всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги. Распределенный НД — это сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами данной страны. Использованный НД — это произведенный национальный доход за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, внешнеторгового сальдо и представляет собой сумму фондов потребления и чистого накопления. Одним из основных показателей уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.Для пересчета макроэкономических показателей из текущих цен в неизменные, или сопоставимые, используются специальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ). Нормальный ритм воспроизводственного процесса, динамика экспорто- и импортоориентированных отраслей зависят от пропорций экспорта и импорта, их объемов и товарных структур. 6. Типы нац.хозяйственных систем. Эк-кая модель каждой страны — это рез-т, длит. истор. процесса, в теч. кот. выстраивается соотношение эл-тов модели и формируется мех-зм их взаимодействия. Именно поэтому каждая НЭ система уникальна.Типологизация позволяет выявить основные черты, системообразующие эл-ты НЭ, уточнить совок-сть принципов, институтов, форм и мех-змов функц-ния, с тем чтобы с макс. пользой применить их для форм-ния и разв. нац. эк-ки Бел., ее продвижения к рынку.Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели: германскую (широко известная модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства); британскую (ее наиболее характерная черта — дерегулирование); французскую (известна своим дирижизмом, или государственным интервенционизмом); итальянскую (ее характерная особенность — кооперативизм); • шведскую (известна как «государство благосостояния»)Страновое разнообразие моделей эк-ки указанных выше и др. стран Европы имеет тенденцию к сближению с бщеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС). Доминантное положение в мире занимает американская модель, которая характ-ется интенс. перераспр-ем акционерной собств-сти. Особое место принадлежит японской экономической модели - социальная организация общества, предусматривающая гармонизацию отношений на всех его уровнях и во всех сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. Наряду с указ. м. выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, форм-юся в усл. эволюции эк-ки «чистого соц-зма». Из привед. выше моделей разв. стран выделить (по критерию «социальности») либеральную, соц. ориентированную и соц-демокр. группы. Эти группы рыночных моделей отличаются друг от друга: структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей поддерживаются пропорции смешанной экономики; социальной политикой — первая рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; вторая — на все население; в третьей проводится, по сути, уравнительная политика;участием государства в перераспределительных процессах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему;границами государственного участия в экономике — они расширяются в указанном выше направлении.Критериями отнесения страновых моделей к той или иной группе выступают их базовые характеристики. В общую совокупность таких характеристик, принципов входят следующие:отношения собственности, роль частной собственности и ее соотношение с государственной и другими формами собственности;-уровень развития и формы организации рыночной среды в целом и отдельных ее сфер;-границы и методы государственного воздействия на экономику;-цели и средства проводимой экономической политики;-формы взаимодействия государства и бизнеса;-методы регулирования экономических процессов обеспечения устойчивого развития;-объем и значение государственного сектора в производственном комплексе и др. 7. Состав совокупного экономического потенциала национальной экономики. Термин «потенциал» применительно к экономике означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. На макроуровне под совокупным эконом потенциалом поним максимально возможная способность НЭ производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.45 (0.014 с.) |