Формирование территории Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование территории Республики Беларусь



Началом процесса формирования нынешней территории Республики Беларусь можно считать территорию, которую занимала ССРБ после ее вто­ричного провозглашения 31 июля 1920 г. и Рижского мирного договора от 18 марта 1921 г. Первоначально территорию БССР составляли 6 уездов быв­шей Минской губернии, и по состоянию на май 1923 г. она равнялась 52,3 тыс. кв. км с населением немногим более 1,5 млн человек. Значительная часть территории проживания этнических белорусов вошла в состав Польши (За­падная Беларусь); на территории РСФСР также находилось гораздо больше белорусов, чем непосредственно в Белорусской ССР. В 1924 г. в порядке осуществления мероприятий по укрупнению Белорусской СССР в ее со­став были переданы 15 уездов и отдельные волости Витебской, Гомель­ской и Смоленской губерний. Территория БССР увеличилась более чем в 2 раза и составила 110 584 кв. км с населением 4,2 млн человек. После присоединения к БССР в 1926 г. Гомельского и Речицкого уездов террито­рия республики увеличилась еще на 15 727 кв. км, а население - на 649 тыс. чел. Таким образом, в результате территориального размежева­ния БССР и РСФСР в 1920-е гг. территория Беларуси увеличилась с 52,3 до 126,3 тыс. кв. км, а население - до 5 млн.

Формирование территории БССР продолжалось и в 1930-1940-е гг. В 1939 г., уже в условиях начавшейся Второй мировой войны, Западная Бе­лоруссия воссоединилась с БССР. Одновременно в соответствии с советско-литовским договором от 10 октября 1939 г. Виленский край вместе с г. Вильно был передан Литве. С окончанием войны заключенный 16 августа 1945 г. между Советским Союзом и Польшей договор определил советско-польскую государственную границу. Входившие в 1939-1941 гг. в состав БССР 17 районов Белостокской и 3 района Брестской области (среди них-Белостокский, Августовский, Ломжинский, Вельский, Граевский, Цехано-вецкий) по этому договору отошли к Польше.

В настоящее время территория Республики Беларусь составляет 207,6 тыс. кв. км, а ее население на начало 2007 г. -9 млн 714,5 тыс. жителей. Та­ким образом, с момента создания белорусского государства его террито­рия в международно признанных границах увеличилась в четыре раза и практически охватывает пределы расселения белорусов.

Источники: Нарысы псторьн Беларуси у2 ч. Мшск, 1995. Ч. 2. С. 104-106; Круталевич, В.А. История Беларуси: Становление национальной государственно­сти (1917-1922 гг.) / В.А. Круталевич. Минск, 2003. С. 549-550; Республика Бе­ларусь. Статистический ежегодник. 2007/ Министерство статистики и анализа. Минск, 2008. С. 51.

 

Из изложенного со всей очевидностью следует, что провоз­глашение БНР и создание БССР — это далеко не равнозначные события в становлении белорусской национальной государ­ственности. Провозглашение БНР не привело к созданию ре­альной государственности: ее институты были не государственными по своей сути политическими образованиями, а сама эта так называемая «республика» в принципе не была признана ми­ровым сообществом. Провозглашение же БССР означало со­здание первого в истории белорусского народа собственного государства, отвечающего основным критериям этого понятия. «Мы признаем, — подчеркивает Президент Республики Бела­русь А.Г. Лукашенко, — что именно с образования в составе Со­ветского Союза Белорусской Советской Социалистической Республики, — да, и мы были учредителями СССР, — начинает­ся наша государственность» [67].

В связи с этим встает резонный вопрос, какие же события в истории белорусского народа имеют значение подлинных на­циональных символов: те, что связаны с провозглашением БНР — несостоявшегося государства, или те, что связаны с созданием и защитой БССР - реального белорусского национального го­сударства? Ответ народа на данный вопрос известен: на рефе­рендуме 24 ноября 1996 г. своим главным государственным праздником — Днем Независимости Республики Беларусь (Днем Республики) — он признал 3 июля — день освобожде­ния в 1944 г. Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне. Это поистине судьбоносное событие в жизни белорусского народа — оно закрепило результаты борь­бы белорусов всех поколений и различной политической ори­ентации за свое существование и за собственную независи­мую национальную государственность.

 

Новый этап развития В 1991 г. после распада СССР на основе белорусской государственности БССР было провозглашено нынешнее государство Республика Беларусь. С этого момента белорусский народ вступил в но­вый этап своего исторического развития.

В ходе нынешних дискуссий об устроении белорусской го­сударственности в новых исторических условиях было выдви­нуто три концептуальных подхода:

• первый — совершенствование существующей белорусской национальной государственности в рамках воссозданного в но­вой форме союзного государственного образования и обеспе­чение на этой основе всестороннего прогресса общества;

• второй — поиск идеала белорусской государственности в политических образованиях, имевших место на территории ны­нешней Беларуси в далеком прошлом (скажем, рассмотрение в качестве такового Великого княжества Литовского), и стремле­ние к воссозданию того, «что было» и что «утеряно» в потоке исторических перемен («литвинско-униатская концепция»);

• третий — идея взять за образец государственность какой-либо западноевропейской страны и учредить характерные для нее политические структуры в Беларуси («либерал-радикальная концепция»).

Очевидно, что вторая и третья концепции исходят из посылки, что, по крайней мере, более чем два последних столетия были либо ошибкой в историческом развитии белорусского на­рода и его государственности, либо трагическим отклонением от магистрального пути развития человечества. Сторонники данных подходов ратуют фактически за слом нынешних госу­дарственных институтов Беларуси и замену их новыми не толь­ко по своей форме и названию, но и по сути.

Например, наиболее радикальные сторонники второго под­хода не рассматривают Республику Беларусь в качестве нацио­нального белорусского государства и предлагают «аднавць спрадвечную назву нашай гістарычнай дзяржавы — Вялікае княства Літоўскае», «распрацаваць і прыняць чацвертую рэдакцыю Статута Вялікага княства Літоўскага», «правесці свабодныя і справядлівыя выбары ў найвышэйшыя дзяржаўныя органы, якія павінны быць утвораны ў адпаведнасці са Стату­там ВКЛ» [68].

Суть предложений радикального толка авторов третьего подхода сводится к упразднению в Беларуси института президентства и установлению, развитию и укреплению «плюралисти­ческой парламентской демократии» [69].

Небезосновательно, таким образом, представителей второ­го концептуального подхода к белорусской государственности принято называть национал-радикалами, а третьего — либерал-радикалами. Как те так и другие ратуют также за интеграцию Республики Беларусь в структуры Европейского Союза с одновременным прекращением союзнических отношений с Российской Федерацией. Нетрудно убедиться в утопичности тех и других проектов и их пагубности как для самой белорус­ской национальной государственности, так и для белорусского общества в целом.

Надо прямо сказать, что в основе проекта национал-радика­лов — положение о том, что «палітычная незалежнасць Беларусі была загублена», когда состоялся последний раздел Речи Посполитой [70]. Этот ложный постулат служит также отправным моментом для обвинения соседнего государства, т.е. России, в ликвидации белорусской национальной государственности, на­сильственной «русификации» белорусов и т.п. Он же служит основанием для идеологических манипуляций, направленных на то, чтобы представить в обыденном сознании идеализиру­емый исторический период как, так сказать, светлое будущее белорусского народа. Отсюда берет свое начало и романтиче­ская привязанность национал-радикалов к отголоскам далекой старины и к самой старине. Отсюда и истоки идеи «белорусизации», хотя вряд ли кто может объяснить, в чем же должна со­стоять «подлинная белорусскость» сегодня.

На деле же данный проект сводится не просто к идее воссо­здания архаических политических структур, но к созданию ед­ва ли не любой ценой моноэтнического государства под пред­логом поддержки и создания благоприятных условий развития «карэннай нацыі» [71]. Нетрудно заметить заложенную в по­добной идее потенциальную возможность превращения нацио­нального государства в тоталитарное. Так, по данным переписи 1999 г., в составе населения Беларуси было 11,4% русских, 3,9% поляков, 2,4% украинцев, 0,3% евреев и 0,8% других националь­ностей [72]. И если речь пойдет когда-либо о планомерном по­строении этнократического «белорусского» государства, что возможно только в случае прихода к власти политических сил национал-радикального направления, то оно почти наверняка будет носить тоталитарный характер, объектом притеснения в котором станут граждане, не идентифицирующие себя в каче­стве белорусов. Данную идеологию нельзя квалифицировать иначе, как утопическую и — назовем вещи своими именами — крайне реакционную, т.е. стремящуюся отбросить белорусское общество даже не на десятки, а на сотни лет назад.

Единственно правильной альтернативой такому подходу яв­ляется ориентация общественности страны на понимание бело­русской нации, белорусского народа как политической общно­сти людей, как совокупности всех граждан Республики Беларусь независимо от их этнического происхождения. В своем подходе к «польскому», «русскому», «украинскому», «литовскому» или «еврейскому» вопросу в нашей стране политика государства должна исходить из необходимости сохранения своего суверени­тета на территориях с населением, не отождествляющим пока се­бя с белорусами, включения этнических меньшинств в много­гранную жизнь белорусского общества и государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.161.165 (0.024 с.)