Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Финансовое право Республики БеларусьСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос 1. Предмет и метод финансового права. Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы, и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность. Финансовое право в настоящее время – это самостоятельная отрасль системы права Республики Беларусь, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. Следовательно, предметом финансового права являются общественные отношения, которые возникают в процессе многосторонней финансовой деятельности государства. Их характерными, обличительными признаками являются: - во-первых, их возникновение всегда связано с образованием, распределением и использованием денежных фондов; - во-вторых, материальной основой этих отношений обязательно выступают деньги или денежные обязательства; - в-третьих, одной из сторон в этих отношениях выступает само государство в лице органов, представляющих его интересы. Метод – это способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права Республики Беларусь закреплены два возможных способа действия с целью выполнения норм права, административно-правовой и гражданско-правовой. Основным методом финансово-правового регулирования является метод власти и подчинения, т.е. административный. Его суть состоит в том, что решение всех вопросов осуществляется только одной стороной – государством или уполномоченным государственным органом. Властные предписания прежде всего исходят от финансовых, налоговых, кредитных и других органов, с которыми другая сторона финансово-правовых отношений не находится в какой-либо административной зависимости. Основная роль в финансовой деятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органы государства без исключения занимаются этой деятельностью. Основными субъектами, которые принимают участие в мобилизации денежных средств, в доход государства являются: - государство в целом; - административно-территориальные единицы (районы, города, области и т.д.); - органы государственной власти и государственного управления общей компетенции (высшие, представительные и исполнительные органы); - специально создаваемые органы управления финансовой системой государства (Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и др.); - финансовые органы (в широком смысле); - юридические лица; - определенная часть физических лиц являющихся налогоплательщиками, или кредиторами государства путем хранения денег в отделениях сбербанка Республики Беларусь и как покупатели ценных бумаг государства.
Все субъекты, которые участвуют в мобилизации денежных средств, одновременно являются и субъектами расходования (использования) этих же денежных средств самыми разнообразными способами. Вопрос 2. Финансовая деятельность государства и финансовая система Республики Беларусь. Под государственной финансовой деятельностью государства понимают деятельность по образованию и использованию денежных фондов, представляющих собой материальную основу функционирования государства. Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с общими и специфическими принципами присущими только финансовому праву. Основными общими принципам являются: - принцип законности; - принцип гласности финансового процесса; - принцип демократизации; - принцип плановости. Специфическими принципами финансовой деятельности являются: режим экономии, строго целевое расходование денежных средств, учет и контроль, накопление, хозяйственный расчет. Под финансовой системой Республики Беларусь понимают совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство осуществляет мобилизацию и распределение денежных средств, и совокупность специальных органов и учреждений, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансовую деятельность. Финансовая система Республики Беларусь состоит из следующих основных звеньев: - финансы Республики Беларусь; - финансы органов местного управления и самоуправления; - республиканский бюджет; - местные бюджеты; - бюджеты свободных экономических зон; - бюджет Союза Республики Беларусь и Российской Федерации; - республиканские внебюджетные фонды; - муниципальные внебюджетные фонды; - финансы предприятий и отраслей народного хозяйства; - имущественное, личное страхование и страхование ответственности; - государственный и банковский кредит.
Вопрос 3. Финансовый контроль в Республике Беларусь. Финансовый контроль – это контроль, за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и исполь- зования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Особенностью финансового контроля является его всеобъемлющий и универсальный характер. Главным назначением финансового контроля является обеспечение проведения в жизнь единой финансовой политики государства, обеспечение законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства. Основные задачи финансового контроля заключаются в следующем: - проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами; - проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении; - проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств; - выявление внутренних резервов производства; - устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения, финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. В зависимости от органов осуществляющих финансовый контроль выделяют финансовый контроль: а) Президента; б) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; в) исполнительных органов власти общей компетенции; г) финансово-кредитных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) аудиторский. В Республике Беларусь придается большое значение финансовому контролю. Основополагающим законодательным актом, регулирующим эту сферу отношений, является Указ Президента Республики Беларусь № 673 от 15 ноября 1999г. (в посл. ред. Указа №151 от 15 марта 2006г.) в соответствии с которым, образован совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.
Вопрос 4. Бюджетное право Республики Беларусь. 4.1. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Бюджетное устройство определяется админстративно-территориа-льным устройством Республики Беларусь как суверенного государства и представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Под бюджетной системой Республики Беларусь понимается система, основанная на нормах законодательства, экономических отношениях, совокупность республиканского и местных бюджетов, а так же бюджетов свободных экономических зон и Союза Российской Федерации и Республики Беларусь. Основным законодательным актом, регулирующим межбюджетные отношения, является Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 4 июня 1993г. (в ред. Закона от 15 июля 1998г. с посл. изм. и дополнениями).
4.2. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии. Бюджетный процесс – это регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Бюджетный процесс, включает четыре стадии деятельности: - составление проекта бюджета; - рассмотрение и утверждение бюджета; - исполнение бюджета; - составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Бюджетный процесс, строится на специфических принципах, которые присущи только этому процессу: 1) единство и полнота охвата всех доходов и расходов; 2) реальность запланированных средств; 3) гласность и публичность; 4) ежегодность; 5) специализации бюджетных показателей.
Вопрос 5. Налоговое право Республики Беларусь. Обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков, называются налогами. Основными признаками налога являются: 1) обязательность; 2) индивидуальная безвозмездность; 3) денежная форма уплаты налога; 4) внесение за счет средств, принадлежащих плательщикам;
5) внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В Республике Беларусь сформировалась национальная налоговая система, представляющая собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и других обязательных отчислений, а также законодательно определенный порядок установления, введения налогов, права и обязанности участников налоговых правоотношений. По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги. По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые. В зависимости от источника уплаты различают налоги уплачиваемые с заработной платы, выручки, дохода (прибыли), а также относящиеся на себестоимость. В зависимости от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные. Налоговому законодательству присущи следующие принципы: принцип справедливости, всеобщности, принцип равенства, установления налога Законом, принципы определенности налоговой обязанности; принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех не неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов налогового законодательства, принцип единства налоговой системы, принципы исчерпывающего перечня налогов, принцип подвижности, принцип стабильности налогового законодательства. Налоговый кодекс Республики Беларусь все налоги, сборы подразделяет на две группы – республиканские и местные. К республиканским налогам, сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы с физических лиц; экологический налог; налог с пользователей природных ресурсов; налог на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы и др. (ст.8 НК). Согласно ст.9 налогового Кодекса Республики Беларусь к местным налогам и сборам относятся: сбор с заготовителей, курортный сбор и налог на владельцев, содержащих собак. В настоящее время основополагающими законодательными актами, регулирующими налоговые отношения, являются: Конституция Республики Беларусь, Налоговый Кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002г., с посл. изменениями и дополнениями от 31 декабря 2013 г. № 96-З).
Вопрос 6. Правовые основы государственного кредита. Для привлечения денежных средств, в распоряжение государства, помимо других способов, применяется государственный кредит. Кредит – это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. С правовой точки зрения государственный кредит – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. Государственный кредит выступает в трех видах: займов Правительства у Национального банка; государственных ценных бумаг; иностранных кредитов. Государственный кредит имеет ряд существенных отличий от банковского кредита. Основным отличием является то, что если в отношениях по банковскому кредиту, кредитор и заемщик – равные стороны, то в отношениях по государственному кредиту такого равенства нет. Несмотря на то, что государство является заемщиком, оно всегда имеет верховенство над кредитором. Кредиторы в принципе не могут принудить государство к выполнению своих обязательств, и лишены возможности, прибегнуть к административному или судебному порядку защиты своих прав и законных интересов. При условии, если государство заимствует на внутреннем финансовом рынке, это приводит к образованию его задолженности перед юридическими и физическими лицами и понимается как внутренний государственный долг. В том случае, если заимствование осуществляется на внешних финансовых рынках, образуется внешний государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг в Республике Беларусь регулируются одноименными Законами «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» от 3 июня 1993г. Изменения и дополнения: от 24 сентября 1996 г. N 615-XIIIи Законом «О внешнем государственном долге в Республике Беларусь» от 22 июня 1998г., который утратил силу Кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г.
Вопрос 7. Правовые основы сметно-бюджетного финансирования. Основным направлением бюджетного финансирования является сметно-бюджетное. Государственные учреждения и организации непроизводственной сферы покрывают свои расходы в основном за счет бюджетных доходов. Объем расходов на содержание этих учреждений и организаций определяется на основании финансовых планов-смет. Объектами сметно-бюджетного финансирования являются все социально-значимые в государстве мероприятия: наука, образование, здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение и др. Сметно-бюджетное финансирование, осуществляется как на общих принципах финансирования (безвозмездность, безвозвратность, целевое направление, на определенный срок), так и на частных, присущих лишь этому режиму бюджетного финансирования (покрытие всех расходов на текущее содержание учреждений и затрат на расширение их деятельности из бюджета, тесная связь расходов с программами экономического и социального развития, установление предельных сумм ассигнований на каждый объект финансирования, соблюдение режима экономии, применение нормативного метода при планировании расходов, систематический учет и контроль, за финансовым состоянием учреждений со стороны вышестоящих и финансовых органов). Государственные расходы носят преимущественно безвозмездный характер, хотя не исключается осуществление государственных расходов в форме бюджетных ссуд, причем расходы могут быть как безвозвратными, так и возвратными. Законодательное установление государственных расходов является базовым принципом, обеспечивающим проявление названных принципов.
Вопрос 8. Правовые основы денежного обращения и валютных операций в Республике Беларусь. Правовое регулирование денежного обращения осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь, Банковского кодекса, законов, актов, издаваемых Президентом и Правительством, а также Национальным банком Республики Беларусь. Главная и особая роль в обеспечении функционирования денежного обращения принадлежит Национальному банку, обладающему исключительным правом на эмиссию денег в наличной и безналичной формах. Помимо этого именно он устанавливает порядок ведения кассовых операций, правила осуществления эмиссионных кассовых операций, правила, формы, сроки и стандарты при проведении безналичных и наличных расчетов. Банковский кодекс Республики Беларусь вступивший в силу с 1 января 2001г. является основным законодательным актом, регулирующим денежное обращение в стране. Национальным банком в развитие и конкретизацию данного кодекса принято ряд нормативных правовых актов, касающихся наличного и безналичного денежного обращения. Безналичное денежное обращение организуется посредством заключения гражданско-правового договора расчетного или текущего счета. В соответствии со ст.237 Банковского кодекса Республики Беларусь безналичные расчеты проводятся посредством: платежных поручений, платежных требований, платежных требований-поручений, аккредитивов, чеков, банковских пластиковых карточек. Налично-денежное обращение представляет собой движение наличных денег в сфере обращения и выполнения ими функций средства платежа и средства обращения. Оно осуществляется на основе кассовых планов банков по кассовым заявкам его клиентов. Валютный рынок и валютные правоотношения в их современном виде стали складываться относительно недавно. Государственное регулирование в осуществлении порядка открытия, ведения и режима счетов всем резидентам и нерезидентам в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте, а для нерезидентов – и в белорусских рублях. Национальный банк также устанавливает порядок открытия и ведения инвалютных счетов резидентами в банках за пределами Республики Беларусь. Все валютные операции подразделяются на: текущие и связанные с движением капитала. Организационно-правовые основы валютного регулирования и валютного контроля установлены Законом Республики Беларусь от 22 июня 2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле» с изм. и дополн. от 12 июля 2013 г. № 51-З, а сам порядок осуществления валютных операций урегулирован правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004г. №72, с изм. и дополн. от 24 мая 2010 г. № 169.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2030; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.01 с.) |