Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая система Республики Беларусь, ее сферы и звенья

Поиск

(табилизация в обществе и постепенный экономический ро< i требуют проведения активной финансовой политики и обеспечения четкого функционирования финансовой системы. Финансовая система — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, непосредственно уча­ствующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению1.

Согласно Конституции Республики Беларусь финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджет­ную систему, банковскую систему, а также финансовые сред­ства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, орга­низаций и граждан. В финансовую систему входят все фи­нансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.

Так как финансы являются носителями распределительных отношений, и это распределение происходит между различны­ми субъектами хозяйствования, выделяют две сферы финансо­вой системы:

• финансы организаций (децентрализованные финансы);

• общегосударственные финансы (централизованные финансы).

Дальнейшее разграничение финансовой системы на сферы обусловлено особенностями функционирования каждой сферы, различиями в методах формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Каждая из сфер финансовой системы складывается из не­скольких звеньев.

Структура финансовой системы Республики Беларусь пред­ставлена на рис. 3.1.

Основу финансовой системы государства составляют децен­трализованные финансы, поскольку в этой сфере формируется основная часть финансовых ресурсов государства. Выделяют следующие звенья:

• финансы домашних хозяйств;

• финансы организаций.

Финансы домашних хозяйств представляют собой финансо­вые отношения, субъектами управления которых выступают отдельные физические лица или семьи, ведущие совместное хозяйство, включая управление общими для них финансовы­ми ресурсами.

Характерными особенностями финансов домашних хозяйств являются: ограниченность финансовых ресурсов по

1 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Гряз-новой. М„ 2002. С. 208.

 

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

 


ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ

 


Финансы Финансы
домашних организаций
хозяйств  

Государ­ственный бюджет

Внебюджетные и целевые бюджетные фонды

Государ­ственный кредит

Финансы Финансы
коммерческих некоммерческих
организаций организаций
  Специальные  
Социальные фонды  
фонды экономического  
  назначения  
       

Рис. 3 .1. Финансовая система Республики Беларусь

сравнению с аналогичными ресурсами субъектов хозяйствова­ния и приоритетная ориентация на цели потребительского характера. От состояния этого звена финансовой системы зависит социально-экономическая и политическая стабиль­ность в обществе, финансовое благополучие основной массы населения.

Финансовые ресурсы граждан формируются за счет: зара­ботной платы; доходов от предпринимательской деятельности; социальных выплат (пенсий, стипендий, пособий на детей); страховых выплат; доходов по государственным ценным бума­гам; доходов от недвижимости; доходов от реализации имуше-с I на: депозитов в банках; ссуд, кредитов, займов; выигрышей в потерею; наследства и др.

Финансы домашних хозяйств участвуют в процессе форми­рования централизованных финансов посредством налоговых платежей и уплаты сборов и пошлин. От доходов населения 1НВИСИТ спрос на различные виды материальных и немате­риальных благ, что в свою очередь влияет на экономическое и Финансовое состояние страны в целом, особенно в условиях * овременного ведения хозяйства. Финансы организаций представляют собой систему эконо­мических отношений, связанных с формированием и исполь­зованием денежных фондов на нужды производства и потреб­ления. Различают финансы организаций (предприятий) сферы материального производства и финансы организаций (предприятий) непроизводственной сферы.

К финансам организаций (предприятий) материального производства относятся финансы:

• промышленности;

• сельского хозяйства;

• транспорта;

• строительства и др.

В этих отраслях экономики производится продукция, выполняются работы, оказываются услуги, формируется при­быль, которая является главным источником экономического и социального развития общества.

К финансам организаций (предприятий) непроизводствен­ной сферы относятся финансы:

• образования и науки;

• здравоохранения;

• культуры и искусства;

• страховых и кредитных учреждений;

• обороны и др.

Гражданский кодекс Республики Беларусь по организа­ционно-правовому признаку разделяет организации на коммер­ческие и некоммерческие (финансовая деятельность этих орга­низаций рассматривается в гл. 9).

Звенья сферы централизованных финансов используются для регулирования экономики и финансовых распределитель­ных отношений на макроуровне. Эта система отношений свя­зана, в основном, с процессом перераспределения националь­ного дохода. Общегосударственные финансы формируются за счет налогов, сборов, госпошлин, штрафов, внешних и мест­ных займов, доходов, полученных от государственных пред­приятий и т.д.

В состав централизованных финансов входят государствен­ный бюджет; внебюджетные и целевые бюджетные фонды; государственный кредит.

Государственный бюджет является основным финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономиче­ского и социального развития Республики Беларусь или соот-

ветствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсо­ветов). Централизация денежных средств в государственном бюджете позволяет не только аккумулировать и направлять финансовые ресурсы на решение важнейших задач экономиче­ского и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики. Бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и осуществля­ются по направлениям и в размерах, установленных законода­тельством Республики Беларусь на очередной бюджетный год.

Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Размер бюджета позволяет судить об экономическом развитии страны и материальном положении населения.

Следующим звеном централизованных финансов являются внебюджетные и целевые бюджетные фонды. Они представля­ют собой фонды денежных средств государственных и мест­ных органов власти, предназначенных для финансирования расходов, не включенных в бюджет. Фонды подразделяются на социальные фонды и специальные фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении социальных и экономических задач. Порядок формирования и использования внебюджетных и полевых бюджетных фондов регламентируется законодатель­ством (см. гл. 6).

В качестве самостоятельного звена в системе общегосудар­ственных финансов выделяют государственный кредит, кото­рый представляет собой отношения по поводу привлечения временно свободных средств населения и субъектов хозяйство­вания. Мобилизуемые средства используются государством дня финансирования своих расходов, и в первую очередь на покрытие бюджетного дефицита.

В качестве заемщика государство в лице органов власти привлекает денежные средства белорусских и иностранных физических лиц и субъектов хозяйствования, иностранных государств, международных финансово-кредитных организа­ций. Привлечение средств возможно в виде получения креди­ тов либо путем выпуска и размещения долговых государствен­ных ценных бумаг.

2Государство осуществляет кредитование отраслей экономи­ки. Предоставление денежных средств происходит на условиях срочности, платности и возвратности.

Финансовая система и связи между ее составляющими регу­лируется множеством способов и приемов, которые включают­ся в финансовую политику государства.

3.2. Финансовая политика государства, ее содержание, цели и задачи

Финансовая политика — совокупность мероприятий госу­дарства по организации и использованию финансов для осу­ществления своих функций и задач. Проявляется в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределении между социальными группами населения отрас­лями деятельности и регионами страны, в финансовом законо­дательстве, в структуре расходов и доходов. Финансовая поли­тика обслуживается государственным бюджетом и является одной из основных частей экономической политики, поэтому формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональ­ных интересов, определяющих развитие государственного сек­тора в отраслях народного хозяйства.

Финансовая политика охватывает центральное звено систе­мы экономических отношений и играет ведущую роль в реали­зации общегосударственных функций. Организация и регули­рование этих отношений осуществляются в соответствии с действующим финансовым правом и состоянием обществен­но-экономического развития страны. Финансовая политика должна быть жесткой, но справедливой и активной и должна стимулировать экономический рост, защищать национальные интересы, быть привлекательной для субъектов иностранных государств.

Построение и формирование финансовой политики - это достаточно сложный процесс. Необходимо определить прио­ритетные направления развития национального хозяйства и в ходе его структурной перестройки создать условия для пред­принимательской деятельности, защиты интересов собствен­ных товаропроизводителей и привлечения иностранных инвес­тиций.

 

 

Не менее сложной и важной проблемой остается разработ­ка и реализация стратегических направлений, определения норм и методов их обеспечения с учетом специфических при­родно-климатических и геополитических условий ведения хозяйства и расположения Республики Беларусь.

Субъектами финансовой политики являются органы зако­нодательной и исполнительной власти, которые определяют основные направления развития финансовых отношений с учетом интересов государства, субъектов хозяйствования и населения. Финансы должны активно регулировать процесс создания валового внутреннего продукта, а не только его распределение и перераспределение.

Практика требует финансового влияния на весь процесс круговорота капитала, способствовать его ускорению, эффек­тивному и целевому использованию материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Финансы выступают инструментом воздействия на процесс функционирования экономических субъектов. Это воздей­ствие осуществляется через финансовый механизм, элементы которого указаны в § 4.3.

Финансовый механизм существует в любой сфере управле­ния, в связи с чем его можно разделить на финансовый механизм: международный, государственный, хозяйствующих субъектов, граждан.

Каждый из этих механизмов включает отдельные структур­ные элементы. Например, механизм государственных финан­сов подразделяется на бюджетный механизм и механизм функ­ционирования внебюджетных и бюджетных целевых фондов. Финансовый механизм хозяйствующих субъектов (предприя-гий) делится на финансовый механизм коммерческих пред­приятий и финансовый механизм организаций, осуществляю­щих некоммерческую деятельность.

Кроме того, можно выделить отраслевые финансовые меха­низмы. В зависимости от особенностей отдельных отраслей финансовый механизм подразделяется на финансовый меха­низм: сельского хозяйства; сферы промышленного производ­ства; сферы торговли и общественного питания: транспортной отрасли; отрасли строительства; страхования; банковской сферы; кредитной сферы; инвестиционной сферы; сферы связи; коммунального хозяйства и др.

Основными составляющими ресурсной базы финансового механизма являются финансовые ресурсы экономических субъектов.

Без эффективно функционирующего финансового меха­низма не может успешно функционировать вся экономическая система.

Использование форм финансовых отношений, методов управления, финансовых рычагов и других элементов финан­сового механизма в их различных сочетаниях и взаимосвязях позволяет регулировать финансовые условия эффективной деятельности экономических субъектов.

При активном участии финансового механизма в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, происходит совершенствование хозяйственной деятельности государства.

Налоговая политика устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основ­ные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регу­лирует отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин), определяет отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалова­ния решений налоговых органов, действий должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулиру­емых налоговым законодательством.

Согласно проводимой финансовой политике не допускает­ся установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их упла­те, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Респуб­лики Беларусь и иные препятствия для осуществления пред­принимательской и другой деятельности организаций и физи­ческих лиц.

Налогом признается обязательный индивидуально безвоз­мездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собствен-

ности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и местные бюджеты.

Под сбором (пошлиной) признается обязательный платеж и республиканский и местные бюджеты, взимаемый с органи­заций и физических лиц, как правило, в виде одного из усло­вий совершения в отношении их с государственными органа­ми, иными уполномоченными организациями и должностны­ми лицами, юридически значимых действий, включая предо­ставление определенных прав или выдачу специальных разре­шений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Бюджетно-финансовая политика связана с формированием фонда денежных средств государства и дальнейшим их распре­делением. В основном она ориентирована на достижения урав­новешенного бюджета, сбалансированного по доходам и рас­ходам на протяжении всего бюджетного периода.

Под дефицитом бюджета понимается превышение расходов бюджета над его доходами. Большой размер бюджетного дефици­та стимулирует рост государственного долга, ведет к инфляции.

Под профицитом бюджета понимается превышение дохо­дов бюджета над его расходами. Считается, что при бюджет-пом профиците отдельные статьи бюджета не получают полно­го финансирования.

Поэтому основной целью бюджетно-финансовой политики является регулирование отношений между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмот­рении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджет­ных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отче­тов об их исполнении, определении прав и обязанностей участ­ников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуще­ствлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь — состав-пая часть единой государственной финансовой политики. Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредит­ной политики Республики Беларусь.

Основные направления денежно-кредитной политики Рес­публики Беларусь содержат важнейшие параметры развития этой сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспе­чивающий их реализацию комплекс мероприятий и механиз­мов регулирования и контроля.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направ­лена на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостоя­ния населения, прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной сг особно-сти и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Финансовая политика делится на внутреннюю и междуна­родную. В последнее время все большее значение приобретает международная финансовая политика, в основе которой лежит управление валютночринансовыми и кредитными отношения­ми в сфере международных отношений, связанных с формиро­ванием и погашением государственного долга, с участием в деятельности международных кредитно-финансовых организа­ций, с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

Финансовое право

В процессе осуществления финансовой деятельности госу­дарства возникают отношения, которые требуют правовой уре­гулированное™. Финансовое право закрепляет права, обязан­ности и ответственность субъектов этих отношений. Посред­ством урегулирования норм этих отношений финансовая система государства приводится в действие, и достигаются поставленные цели и задачи. Финансовое право имеет опреде­ленные закономерности, которые в первую очередь влияют на возникновение, функционирование и прекращение финансо­вых отношений. Финансовое право находится в постоянном развитии, совершенствуется и обновляется одновременно с происходящими в стране изменениями.

Предмет финансового права составляют общественные отношения, а также особенности их регулирования, возника­ющие в процессе образования, распределения и использова­ния денежных фондов в случаях:

• если объектом этих отношений выступают деньги, драго­ценные металлы, ценные бумаги или иные денежные обяза­тельства;

• когда отношения регулируются в интересах государства в целом.

На основе этих особенностей можно выделить следующие группы финансовых правоотношений:

- между Республикой Беларусь и местными администра­тивно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возника­ющие в связи с распределением финансовых ресурсов;

— между финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями - с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством и распределением между ними государ­ственных денежных средств;

— между государственными финансово-кредитными орга­нами в связи с образованием, распределением и использовани­ем соответствующих государственных денежных фондов;

- государственными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государ­ственными органами - с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организа­ции, учреждений;

- финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

— финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами - с другой, в связи с выпол­нением обязанностей последних перед бюджетом.

Отличительной особенностью этих отношений является то, что одной из сторон выступает государство. По экономическо­му критерию денежные отношения можно разделить на финансовые и нефинансовые. Финансовыми являются отноше­ния, опосредующие движение денежных средств и обладаю­щие характерными признаками финансов, это отношения по бюджетному регулированию, взимание налогов и т.д. Нефинан­совыми являются отношения, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе финансовых отношений и направлены на их создание, изменение или прекращение Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в про­цессе образования, распределения и использования денежных фондов либо финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, необходимых для решения их задач1.

В нормах финансового права закрепляются общие принци­пы и формы финансовых отношений государства, методы аккумуляции средств в государственном бюджете, виды используемых при этом платежей, порядок их взимания.

Субъект финансового права - это лицо, обладающее правос­убъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Субъектами финансового права являются отдельные физи­ческие и юридические лица. Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений явля­ются юридические факты, т.е. факты, предусмотренные нор­мами финансового права действия или события, которые вле­кут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязан­ностей.

При нарушении финансовых отношений применяются санкции. Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды финансово-правовой ответ­ственности нарушителей финансово-правовых норм. Посред­ством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Основанием для применения финансово-правовых санкций является наруше­ние норм финансового права, т.е. несоблюдение установлен­ных ими правил: нецелевое использование средств, несвоевре­менное перечисление бюджетных средств получателям, несо­блюдение нормативов финансовых затрат, неуплата или непол­ная уплата налогов, нарушение правил учета доходов и расхо­дов и объектов налогообложения, представление коммерче­ским банком недостоверной информации Национальному банку Республики Беларусь и т.д.

К источникам финансового права Республики Беларусь относятся правовые акты представительных и исполнительных

органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. В них закреп­ляются основы правовой организации финансовой деятельно-< in государства.

Главный источник финансового права — Конституция Рес­публики Беларусь.

Какого-либо единого источника (кодекса) по финансовому праву не имеется. Однако приняты кодифицированные источ­ники по налоговому, инвестиционному, банковскому праву, разработан бюджетный кодекс. Подобные правовые акты призваны сыграть важную роль в формировании современно-ю финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, кото­рые содержат нормы и других отраслей права — конституцион­ного, административного, гражданского и др. К ним относят­ся законы о местном самоуправлении, о банках, об организа­ции страхования и др.

11ормы финансового права содержатся в Законах Республи-| и Беларусь, указах Президента и постановлениях Правитель-С I ва Республики Беларусь, а также нормативно-правовых актах министерств Республики Беларусь.

Нею совокупность нормативно-правовых актов, содержа­ щих нормы финансового права, принято считать финансовым законодательством.

-■ ГЛАВА 4 ■-

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 982; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.244 (0.011 с.)