Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансовая система Республики Беларусь, ее сферы и звенья↑ Стр 1 из 40Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(табилизация в обществе и постепенный экономический ро< i требуют проведения активной финансовой политики и обеспечения четкого функционирования финансовой системы. Финансовая система — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению1. Согласно Конституции Республики Беларусь финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. В финансовую систему входят все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение. Так как финансы являются носителями распределительных отношений, и это распределение происходит между различными субъектами хозяйствования, выделяют две сферы финансовой системы: • финансы организаций (децентрализованные финансы); • общегосударственные финансы (централизованные финансы). Дальнейшее разграничение финансовой системы на сферы обусловлено особенностями функционирования каждой сферы, различиями в методах формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Каждая из сфер финансовой системы складывается из нескольких звеньев. Структура финансовой системы Республики Беларусь представлена на рис. 3.1. Основу финансовой системы государства составляют децентрализованные финансы, поскольку в этой сфере формируется основная часть финансовых ресурсов государства. Выделяют следующие звенья: • финансы домашних хозяйств; • финансы организаций. Финансы домашних хозяйств представляют собой финансовые отношения, субъектами управления которых выступают отдельные физические лица или семьи, ведущие совместное хозяйство, включая управление общими для них финансовыми ресурсами. Характерными особенностями финансов домашних хозяйств являются: ограниченность финансовых ресурсов по 1 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Гряз-новой. М„ 2002. С. 208.
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ
Государственный бюджет Внебюджетные и целевые бюджетные фонды Государственный кредит
Рис. 3 .1. Финансовая система Республики Беларусь сравнению с аналогичными ресурсами субъектов хозяйствования и приоритетная ориентация на цели потребительского характера. От состояния этого звена финансовой системы зависит социально-экономическая и политическая стабильность в обществе, финансовое благополучие основной массы населения. Финансовые ресурсы граждан формируются за счет: заработной платы; доходов от предпринимательской деятельности; социальных выплат (пенсий, стипендий, пособий на детей); страховых выплат; доходов по государственным ценным бумагам; доходов от недвижимости; доходов от реализации имуше-с I на: депозитов в банках; ссуд, кредитов, займов; выигрышей в потерею; наследства и др. Финансы домашних хозяйств участвуют в процессе формирования централизованных финансов посредством налоговых платежей и уплаты сборов и пошлин. От доходов населения 1НВИСИТ спрос на различные виды материальных и нематериальных благ, что в свою очередь влияет на экономическое и Финансовое состояние страны в целом, особенно в условиях * овременного ведения хозяйства. Финансы организаций представляют собой систему экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов на нужды производства и потребления. Различают финансы организаций (предприятий) сферы материального производства и финансы организаций (предприятий) непроизводственной сферы. К финансам организаций (предприятий) материального производства относятся финансы: • промышленности; • сельского хозяйства; • транспорта; • строительства и др. В этих отраслях экономики производится продукция, выполняются работы, оказываются услуги, формируется прибыль, которая является главным источником экономического и социального развития общества. К финансам организаций (предприятий) непроизводственной сферы относятся финансы: • образования и науки; • здравоохранения; • культуры и искусства; • страховых и кредитных учреждений; • обороны и др. Гражданский кодекс Республики Беларусь по организационно-правовому признаку разделяет организации на коммерческие и некоммерческие (финансовая деятельность этих организаций рассматривается в гл. 9). Звенья сферы централизованных финансов используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. Эта система отношений связана, в основном, с процессом перераспределения национального дохода. Общегосударственные финансы формируются за счет налогов, сборов, госпошлин, штрафов, внешних и местных займов, доходов, полученных от государственных предприятий и т.д. В состав централизованных финансов входят государственный бюджет; внебюджетные и целевые бюджетные фонды; государственный кредит. Государственный бюджет является основным финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соот- ветствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов). Централизация денежных средств в государственном бюджете позволяет не только аккумулировать и направлять финансовые ресурсы на решение важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики. Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь на очередной бюджетный год. Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Размер бюджета позволяет судить об экономическом развитии страны и материальном положении населения. Следующим звеном централизованных финансов являются внебюджетные и целевые бюджетные фонды. Они представляют собой фонды денежных средств государственных и местных органов власти, предназначенных для финансирования расходов, не включенных в бюджет. Фонды подразделяются на социальные фонды и специальные фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении социальных и экономических задач. Порядок формирования и использования внебюджетных и полевых бюджетных фондов регламентируется законодательством (см. гл. 6). В качестве самостоятельного звена в системе общегосударственных финансов выделяют государственный кредит, который представляет собой отношения по поводу привлечения временно свободных средств населения и субъектов хозяйствования. Мобилизуемые средства используются государством дня финансирования своих расходов, и в первую очередь на покрытие бюджетного дефицита. В качестве заемщика государство в лице органов власти привлекает денежные средства белорусских и иностранных физических лиц и субъектов хозяйствования, иностранных государств, международных финансово-кредитных организаций. Привлечение средств возможно в виде получения креди тов либо путем выпуска и размещения долговых государственных ценных бумаг. 2Государство осуществляет кредитование отраслей экономики. Предоставление денежных средств происходит на условиях срочности, платности и возвратности. Финансовая система и связи между ее составляющими регулируется множеством способов и приемов, которые включаются в финансовую политику государства. 3.2. Финансовая политика государства, ее содержание, цели и задачи Финансовая политика — совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач. Проявляется в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределении между социальными группами населения отраслями деятельности и регионами страны, в финансовом законодательстве, в структуре расходов и доходов. Финансовая политика обслуживается государственным бюджетом и является одной из основных частей экономической политики, поэтому формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие государственного сектора в отраслях народного хозяйства. Финансовая политика охватывает центральное звено системы экономических отношений и играет ведущую роль в реализации общегосударственных функций. Организация и регулирование этих отношений осуществляются в соответствии с действующим финансовым правом и состоянием общественно-экономического развития страны. Финансовая политика должна быть жесткой, но справедливой и активной и должна стимулировать экономический рост, защищать национальные интересы, быть привлекательной для субъектов иностранных государств. Построение и формирование финансовой политики - это достаточно сложный процесс. Необходимо определить приоритетные направления развития национального хозяйства и в ходе его структурной перестройки создать условия для предпринимательской деятельности, защиты интересов собственных товаропроизводителей и привлечения иностранных инвестиций.
Не менее сложной и важной проблемой остается разработка и реализация стратегических направлений, определения норм и методов их обеспечения с учетом специфических природно-климатических и геополитических условий ведения хозяйства и расположения Республики Беларусь. Субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют основные направления развития финансовых отношений с учетом интересов государства, субъектов хозяйствования и населения. Финансы должны активно регулировать процесс создания валового внутреннего продукта, а не только его распределение и перераспределение. Практика требует финансового влияния на весь процесс круговорота капитала, способствовать его ускорению, эффективному и целевому использованию материальных, трудовых и денежных ресурсов. Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства. Финансы выступают инструментом воздействия на процесс функционирования экономических субъектов. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, элементы которого указаны в § 4.3. Финансовый механизм существует в любой сфере управления, в связи с чем его можно разделить на финансовый механизм: международный, государственный, хозяйствующих субъектов, граждан. Каждый из этих механизмов включает отдельные структурные элементы. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный механизм и механизм функционирования внебюджетных и бюджетных целевых фондов. Финансовый механизм хозяйствующих субъектов (предприя-гий) делится на финансовый механизм коммерческих предприятий и финансовый механизм организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность. Кроме того, можно выделить отраслевые финансовые механизмы. В зависимости от особенностей отдельных отраслей финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм: сельского хозяйства; сферы промышленного производства; сферы торговли и общественного питания: транспортной отрасли; отрасли строительства; страхования; банковской сферы; кредитной сферы; инвестиционной сферы; сферы связи; коммунального хозяйства и др. Основными составляющими ресурсной базы финансового механизма являются финансовые ресурсы экономических субъектов. Без эффективно функционирующего финансового механизма не может успешно функционировать вся экономическая система. Использование форм финансовых отношений, методов управления, финансовых рычагов и других элементов финансового механизма в их различных сочетаниях и взаимосвязях позволяет регулировать финансовые условия эффективной деятельности экономических субъектов. При активном участии финансового механизма в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, происходит совершенствование хозяйственной деятельности государства. Налоговая политика устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин), определяет отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. Согласно проводимой финансовой политике не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь и иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц. Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собствен- ности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и местные бюджеты. Под сбором (пошлиной) признается обязательный платеж и республиканский и местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их с государственными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Бюджетно-финансовая политика связана с формированием фонда денежных средств государства и дальнейшим их распределением. В основном она ориентирована на достижения уравновешенного бюджета, сбалансированного по доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Под дефицитом бюджета понимается превышение расходов бюджета над его доходами. Большой размер бюджетного дефицита стимулирует рост государственного долга, ведет к инфляции. Под профицитом бюджета понимается превышение доходов бюджета над его расходами. Считается, что при бюджет-пом профиците отдельные статьи бюджета не получают полного финансирования. Поэтому основной целью бюджетно-финансовой политики является регулирование отношений между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь — состав-пая часть единой государственной финансовой политики. Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития этой сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения, прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной сг особно-сти и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы. Финансовая политика делится на внутреннюю и международную. В последнее время все большее значение приобретает международная финансовая политика, в основе которой лежит управление валютночринансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных с формированием и погашением государственного долга, с участием в деятельности международных кредитно-финансовых организаций, с осуществлением внешнеэкономической деятельности. Финансовое право В процессе осуществления финансовой деятельности государства возникают отношения, которые требуют правовой урегулированное™. Финансовое право закрепляет права, обязанности и ответственность субъектов этих отношений. Посредством урегулирования норм этих отношений финансовая система государства приводится в действие, и достигаются поставленные цели и задачи. Финансовое право имеет определенные закономерности, которые в первую очередь влияют на возникновение, функционирование и прекращение финансовых отношений. Финансовое право находится в постоянном развитии, совершенствуется и обновляется одновременно с происходящими в стране изменениями. Предмет финансового права составляют общественные отношения, а также особенности их регулирования, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов в случаях: • если объектом этих отношений выступают деньги, драгоценные металлы, ценные бумаги или иные денежные обязательства; • когда отношения регулируются в интересах государства в целом. На основе этих особенностей можно выделить следующие группы финансовых правоотношений: - между Республикой Беларусь и местными административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов; — между финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями - с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством и распределением между ними государственных денежных средств; — между государственными финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных денежных фондов; - государственными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными органами - с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организации, учреждений; - финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов; — финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами - с другой, в связи с выполнением обязанностей последних перед бюджетом. Отличительной особенностью этих отношений является то, что одной из сторон выступает государство. По экономическому критерию денежные отношения можно разделить на финансовые и нефинансовые. Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, это отношения по бюджетному регулированию, взимание налогов и т.д. Нефинансовыми являются отношения, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе финансовых отношений и направлены на их создание, изменение или прекращение Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов либо финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, необходимых для решения их задач1. В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовых отношений государства, методы аккумуляции средств в государственном бюджете, виды используемых при этом платежей, порядок их взимания. Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. Субъектами финансового права являются отдельные физические и юридические лица. Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. факты, предусмотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей. При нарушении финансовых отношений применяются санкции. Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды финансово-правовой ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права, т.е. несоблюдение установленных ими правил: нецелевое использование средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, несоблюдение нормативов финансовых затрат, неуплата или неполная уплата налогов, нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, представление коммерческим банком недостоверной информации Национальному банку Республики Беларусь и т.д. К источникам финансового права Республики Беларусь относятся правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельно-< in государства. Главный источник финансового права — Конституция Республики Беларусь. Какого-либо единого источника (кодекса) по финансовому праву не имеется. Однако приняты кодифицированные источники по налоговому, инвестиционному, банковскому праву, разработан бюджетный кодекс. Подобные правовые акты призваны сыграть важную роль в формировании современно-ю финансового права. Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и др. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др. 11ормы финансового права содержатся в Законах Республи-| и Беларусь, указах Президента и постановлениях Правитель-С I ва Республики Беларусь, а также нормативно-правовых актах министерств Республики Беларусь. Нею совокупность нормативно-правовых актов, содержа щих нормы финансового права, принято считать финансовым законодательством. -■ ГЛАВА 4 ■- УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 982; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.244 (0.011 с.) |