Органы управления финансами в Республике Беларусь, их задачи и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы управления финансами в Республике Беларусь, их задачи и функции



Организация управления финансами в Республике Беларусь включает стратегическое (общее) управление и оперативное (непосредственное) управление финансами.

Стратегическое управление выражается в определении источников и размеров финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство в пропорциях, заложенных прог­раммами социально-экономического развития государства; установлении оптимальных соотношений между финансовы­ ми ресурсами органов государственной власти, местного само­управления и субъектов хозяйствования; выявлении наиболее >ффективных направлений использования финансовых ресур­ сов и резервов их роста. Стратегическое управление финанса­ми осуществляют Президент и высшие органы законодатель­ ной и исполнительной власти, к которым в Республике Бела­русь относятся Национальное собрание (Парламент) и Совет Министров.

Президент Республики Беларусь, исходя из положений Кон-Ституции, призван обеспечивать согласованное функциониро-вание и взаимодействие органов законодательной и исполни- гельной власти, определять внутреннюю и внешнюю политику государства, на основе которой проводится финансовая поли-ГИка. Президент Республики Беларусь после принятия Парла­ментом Республики Беларусь бюджета на текущий год утвер­ждает его, издает декреты, указы по вопросам формирования И использования финансовых ресурсов государства, денежно- | pcjin гной политики, по регулированию валютных и таможен­ ных отношений, контролю за целевым, эффективным и закон­ ным расходованием государственных финансовых ресурсов.

Парламент Республики Беларусь как высший законодатель­ный орган принимает законы, в том числе регламентирующие финансовые отношения, устанавливает налоги, сборы, ненало-IOHые платежи. Совет Министров Республики Беларусь высту- tiaei как единый центр управления финансами в лице своих I гурных подразделений (Министерств, Государственных | омитетов, концернов и других отраслевых объединений).

 

Оперативное управление финансами осуществляют специа­лизированные органы на общегосударственном, отраслевом уровнях, на уровне отдельных организаций. На общегосудар­ственном уровне управление финансами осуществляют Минис­терство финансов, Министерство по налогам и сборам, Нацио­нальный банк Республики Беларусь.

Министерство финансов Республики Беларусь, являясь цен­тральным органом оперативного управления финансами, про­водит единую финансовую, бюджетную, налоговую политику, утвержденную Парламентом, Президентом и Правительством Республики Беларусь. Свою деятельность оно осуществляет на основании Конституции Республики Беларусь, иных законода­тельных актов, Положении о Министерстве финансов.

К основным задачам Министерства финансов относятся:

• проведение государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельно­сти и координация деятельности в этой сфере других респуб­ликанских органов государственного управления:

• обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национально­го дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

• разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с госу­дарством по обеспечению роста финансовых ресурсов;

• эффективное проведение бюджетно-финансовой и нало­говой политики;

• участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задол­женности;

• контроль за соблюдением финансовых интересов государ­ства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;

• проведение государственной политики в области страхо­вой деятельности, государственный надзор за страховой дея­тельностью на территории Республики Беларусь;

• осуществление лицензирования и контроль за соблюдени­ем законодательства об осуществлении лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и условий юридиче­скими лицами и индивидуальными предпринимателями, полу­чившими в установленном порядке специальные разрешения, выдаваемые Министерством финансов;

• государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности, аудиторской деятельности, рынка ценных бумаг и др.

Основные функции Министерства финансов в соответ­ствии с указанными задачами: осуществление методического руководства бюджетно-финансовой сферой в республике; изуче­ние экономики и финансов отраслей; разработка предложений по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета; организация работы по состав-нению проекта республиканского бюджета; определение порядка, сроков составления и представления в Министерство финансов республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнитель­ными комитетами, организациями прогнозных данных о дохо­дах и расходах бюджетов для разработки проекта республикан­ского бюджета, нормативов отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в местные бюджеты; ежегодная разработка проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год и представление его в Совет Министров; участие в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов эконо­мического развития государства, его платежного баланса; раз­работка и определение порядка и сроков составления и испол­нения республиканского бюджета, обеспечение его исполне­ния, осуществление систематического контроля за исполнени­ем республиканского бюджета, за соблюдением банками Рес­публики Беларусь его кассового исполнения; проведение ана­лиза и при необходимости корректировка в утвержденных пре­делах и с учетом имеющихся финансовых ресурсов важнейших показателей республиканского бюджета и др.

Возложенные на Министерство финансов задачи и функ­ции выполняют его структурные подразделения: Главное управ-нение бюджетной политики, Главное государственное казна­чейство, Главное контрольно-ревизионное управление, Глав­ное управление налоговой политики и доходов бюджета, Глав­ное управление финансирования социальной сферы и науки, I лавное управление регулирования государственных заимство­ваний и денежно-кредитной политики, Главное управление страхового надзора и др.

В систему Министерства финансов включаются органы управления на местном уровне, к которым относятся област-

u Зак. 935

ные и городские финансовые управления, городские и район­ные финансовые отделы, финансовые отделы районных адми­нистраций в городах с районным делением. В своей деятельно­сти местные финансовые органы подчиняются вышестоящим финансовым органам, а также местным исполнительным и распорядительным органам.

Министерство по итогам и сборам Республики Беларусь является республиканским органом управления, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование, управление и контроль в сфере налогообложения, а также координирующим деятельность в этой сфере других республи­канских органов государственного управления.

Основными задачами Министерства являются:

• осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лица­ми доходов, имущества и источников денежных средств, обес­печением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

• учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

• разработка предложений по упрощению налоговой систе­мы, порядка налогового учета и налогового контроля, совер­шенствованию порядка исчисления и уплаты налогов, других предложений по совершенствованию налогового законода­тельства, его унификации;

• предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства; принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, иных обязательных платежей в бюджет и др.

В соответствии с возложенными на Министерство по нало­гам и сборам задачами предусмотрено выполнение следующих функций: контроль за соблюдением налогового законодатель­ства; организация деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам по выполнению задач, стоящих перед нало­говыми органами; подготовка предложений по совершенство­ванию государственной политики в области производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий; проведе­ние разъяснительной работы по вопросам применения налого­вого законодательства, законодательства о предприниматель-

стве, о декларировании доходов физическими лицами; анализ отчетных данных, результатов проверок, проводимых налого­выми органами, на основании которого разрабатываются пред­ложения по совершенствованию деятельности инспекций; ряд других функций.

В структуру Министерства по налогам и сборам входят раз­личные структурные подразделения: главные управления, управления, отделы, на которые возложены конкретные задачи и функции. В систему министерства кроме центрального аппа­рата управления включены инспекции по областям и I Минску, районам и городам, районам в городах, а также госу-дарственные организации, подчиненные Министерству по налогам и сборам. Они в совокупности составляют систему налоговых органов Республики Беларусь.

В силу специфики своей деятельности Национальный банк Республики Беларусь не относится ни к одной из трех ветвей власти, однако подотчетен непосредственно Президенту Рес­публики Беларусь. На него возложены определенные задачи по оперативному управлению финансами, в частности защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иност­ранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

\\ соответствии с задачами Национальный банк выполняет следующие функции: разрабатывает и совместно с Правительс твом страны проводит единую денежно-кредитную политику п порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом и иными законодательными актами; принимает участие в разработке прогноза платежного баланса страны и организует составление платежного баланса; осу­ществляет валютное регулирование и валютный контроль, в I ом числе и через уполномоченные банки; организует эффек­тивное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов; регулирует денежное обращение и кредитные отношения; участвует в разработке и утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих функциони­рование финансовых и кредитных отношений, и др.

11а отраслевом уровне управление финансами осуществляют финансовые управления (отделы) соответствующих минис­тре тм, государственных комитетов, концернов и других отрас- 1011ЫХ объединений. Они выполняют следующие задачи: организуют управление финансовой деятельностью всей отрасли; составляют и организуют выполнение сводных финансовых планов и прогнозов; планируют и осуществляют мероприятия по повышению эффективности финансово-хозяйственной дея­тельности на подведомственных предприятиях (организа­циях); формируют и организуют эффективное использование целевых фондов денежных средств на уровне отрасли; осу­ществляют контроль за выполнением финансовых планов под­ведомственными организациями (предприятиями), за их финансово-хозяйственной деятельностью и др.

На уровне отдельных организаций (предприятий) управле­ние финансами возложено на финансовые отделы или другие экономические службы (бухгалтерии), которые выполняют следующие основные задачи: составляют и организуют выпол­нение финансовых планов, прогнозов, бизнес-планов на перс­пективу и текущий период; организуют своевременное и пол­ное выполнение финансовых обязательств перед государ­ством, покупателями, поставщиками, кредиторами, работника­ми; осуществляют контроль за выполнением запланированных финансовых показателей, изысканием дополнительных резер­вов увеличения финансовых ресурсов и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.221.133 (0.009 с.)