Государственное регулирование инвестиционной деятельности: цели, формы, методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование инвестиционной деятельности: цели, формы, методы



Государство является участником инвестиционного процес­са, в котором играет двуединую роль. С одной стороны, оно ныступает как субъект инвестиционного рынка, может быть и инвестирующей, и принимающей инвестиции стороной (реципиентом). С другой стороны, государство является глав­ным регулятором экономических отношений в стране, призва­но формировать нормативно-правовую базу этих отношений и регулировать ситуацию на рынке.

Государственное регулирование инвестиций — это целенаправ­ленная деятельность государства в лице соответствующих зако­нодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством различных форм и методов обеспечива­ют достижение поставленных целей в решении важнейших жономических задач.

Целью государственного регулирования инвестиционной дея­тельности является формирование и поддержание эффектив­ной инвестиционной политики, предусматривающей соответ-стнующие механизмы реализации основных направлений социально-экономического развития страны.

Под инвестиционной политикой следует понимать сферу мситсльности государства, направленную на создание благо­приятного инвестиционного климата для привлечения ино­странного капитала, вовлечения отечественных инвесторов в инвестиционный процесс для ускорения экономического развития страны и затрагивающую различные аспекты функ­ционирования государства: правовые, финансовые, внешнепо-питические, социальные и др. Понятие «инвестиционный кли­мат» включает совокупность политических, социально-эконо­мических, финансовых, организационно-правовых и географи-

ческих условий осуществления инвестиционной деятельности в конкретной стране, оказывающих существенное влияние на уровень доходности и риска инвестиций и соответственно на принятие определенного решения инвесторами. Специфика этого важнейшего фактора инвестиционной активности пред­приятий и населения заключается в том, что основные параме­тры инвестиционного климата регулируются государством с помощью различных правовых и социально-экономических методов. При этом первые состоят из законодательных и нор­мативных актов, административных процедур, а вторые явля­ются в большей степени мерами косвенного воздействия через экономические интересы субъектов инвестиционной деятель­ности.

В настоящее время в международной практике известны разнообразные методы регулирования инвестиционной деятель­ности:

• по целям регулирования:

— стимулирующие;

— ограничительные, определяющие условия доступа ино­странного и отечественного капитала в экономику;

• по способу регулирования:

— прямого воздействия;

— косвенного воздействия;

• по характеру регулирования:

— административно-правовые;

— экономические;

• по масштабу регулирования:

— общенационального регулирования;

— непосредственной регламентации процедур инвестирова­ния конкретной группы инвесторов;

• по продолжительности действия:

— временные;

— постоянные;

• по способу применения:

— автоматического действия;

— дискреционного действия (на основе разрешения в каж­дом конкретном случае).

Государственное регулирование инвестиционной деятель­ности осуществляется следующим образом:

• при прямом участии государства в инвестиционной дея­тельности путем принятия государственных инвестиционных

программ и финансирования их за счет средств республикан­ского бюджета; предоставления централизованных инвести­ционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платно­сти, срочности и возвратности; предоставления гарантий пра-иительства по кредитам, привлекаемым для реализации инве­стиционных проектов; проведения государственной комплекс­ной экспертизы инвестиционных проектов; предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам;

• через формирование нормативно-правовой базы, регламен­тирующей основные аспекты инвестиционной деятельности для резидентов и нерезидентов; определение условий владе­ния, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами, а также условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности; принятие антимонопольно­го законодательства и пресечение недобросовестной конку­ренции;

• путем создания благоприятных условий для развития инве­стиционной деятельности: оказания инвесторам государствен­ной поддержки; защиты интересов инвесторов; содействия развитию рынка ценных бумаг; проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики; создания на территории Республики Бела­русь свободных экономических зон; использования других форм и методов государственного регулирования в соответ­ствии с законодательством Республики Беларусь;

• через развитие государственного образования и подготовку специалистов в сфере инвестиционной деятельности.

Государственный механизм регулирования инвестицион­ной деятельности, адекватной рыночным условиям, должен иметь двухуровневую структуру: 1) макрорегулирование (в мас­штабах всего государства); 2) микрорегулирование (на уровне субъектов хозяйствования).

Реализация государственной инвестиционной политики предполагает использование следующих механизмов организа­ции и управления: прогнозирование государственной инвести­ционной деятельности; планирование направлений государ­ственных инвестиций; разработка программ государственных инвестиций; осуществление государственной поддержки инве­стиционных проектов; организация государственной экспер­тизы инвестиционных проектов, государственного инвести­ционного конкурса; инвестиционных тендеров.

Регулирование инвестиционных процессов методами госу­дарственного воздействия предполагает формирование среды, стимулирующей инвестирование в экономику. Важнейшим элементом такой среды выступает необходимая инфраструкту­ра, обеспечивающая продвижение инвестиционных ресурсов по определенным направлениям (в частности, инвестицион­ные рынки и соответствующий инструментарий).

Исходя из вышеизложенного, инвестиционная политика может быть представлена как система, в которой задействова­ны все рычаги государственного регулирования.

Координация деятельности в сфере инвестиционной поли­тики в Республике Беларусь возложена на Министерство эко­номики Республики Беларусь, одной из основных задач кото­рого является создание условий для формирования экономиче­ской среды, способствующей активизации инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования. Для решения этой задачи Министерство экономики разрабатывает принципы и механизмы инвестиционной политики государ­ства. Являясь головным органом по управлению социально-экономическими процессами в республике, Министерство экономики тесно сотрудничает с другими министерствами и центральными органами управления. Практически при всех исполнительных органах разных уровней созданы комитеты по инвестициям, призванные решать задачи, сформулирован­ные в принимаемых государственных программах экономиче­ского и социального развития в части привлечения инвести­ций в республику и их эффективного использования.

Содержание инвестиционной политики Республики Беларусь определяется в Национальной программе привлечения инве­стиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. Среди важнейших пунктов выделим следующие:

• приведение законодательной и нормативной базы по инвестиционной деятельности в соответствие с международ­ными стандартами;

• рациональное и эффективное размещение инвестицион­ных ресурсов на конкурентной основе;

• привлечение иностранного капитала преимущественно в виде прямых инвестиций;

• государственная поддержка приоритетных направлений и таможенные льготы, бюджетные ссуды;

• прямое вложение капитала в наиболее перспективные инвестиционные проекты и программы.

 

Планирование и финансирование инвестиционной деятельности

Начальными этапами реализации государственной инве­стиционной политики на макроуровне, т.е. в масштабах нацио­нальной экономики, являются прогнозирование государствен­ной инвестиционной деятельности; планирование направлений государственных инвестиций; разработка программ государ­ственных инвестиций. Ежегодно Президентом Республики Беларусь утверждается разрабатываемая правительством Госу­дарственная инвестиционная программа, в которой определя­ются основные инвестиционные проекты и источники их финансирования. Собственно финансированием является про­цесс трансформации капитала из денежной формы в произво­дительную. Главным источником финансирования реальных инвестиций (капитальных вложений) в наиболее перспектив­ные инвестиционные программы являются централизованные инвестиционные ресурсы из средств республиканского бюдже­та, составляющие порядка 80% всего объема финансирования. Объем финансирования устанавливается Законом о бюджете 1'сспублики Беларусь на очередной финансовый год. Средства, как правило, предоставляются на основе платности, срочности и возвратности в виде собственно ресурсов для финансирова­ния инвестиционных проектов, гарантий правительства под привлекаемые кредиты банков. Кроме того, финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет местных источников, а также иных источников. Государственная под­держка и стимулирование инвестиционной деятельности осу­ществляется в виде предоставления льгот по налоговым и та­моженным платежам, гарантий Правительства Республики Ьсларусь. Мировой опыт свидетельствует, что для эффективно­го функционирования экономики ежегодные инвестиции дол­жны составлять не менее 30% от ВВП.

На микроуровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования, простое и расширенное воспроизводство невозможно без инвестиций в основные фонды и оборотные средства предпри­ятия, что предполагает наличие источников финансирования. 11еобходимые объемы инвестиций в зависимости от целей инвестирования должны быть представлены в бизнес-планах предприятия, в которых прогнозирование денежных потоков, т.е. притока и оттока средств, является непременным атрибу­том. Зарубежная практика показывает, что на предприятии

объем инвестиций должен содержать всю сумму амортизации, обеспечивающую простое воспроизводство основных произ­водственных фондов, и не менее 30% чистой прибыли. Только в этом случае может быть обеспечена выживаемость предпри­ятия в рыночной экономике. Источники финансирования инве­стиционной деятельности в области реальных инвестиций — это средства, используемые на капитальные вложения предприя­тий и хозяйственных организаций всех форм собствен­ности.

В настоящее время в Республике Беларусь у юридиче­ских лиц — участников инвестиционного процесса могут быть следующие источники инвестиций:

• собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйствен­ные резервы инвестора;

• средства, мобилизуемые на финансовом рынке, в том числе на международном: заемные средства, привлеченные средства (эмиссия акций);

• бюджетные инвестиционные ассигнования;

• специальные фонды, создаваемые по решению прави­тельства;

• прочие средства (денежные средства предприятий, консо­лидируемые объединениями и другими вышестоящими орга­низациями; средства страховых фондов; отраслевых иннова­ционных фондов; лизинг; денежные накопления населения; средства лиц, участвующих в долевом строительстве; венчур­ный капитал; средства от благотворительных мероприятий и вкладов).

Привлечение того или иного источника финансирования инвестиционных проектов связано для предприятия с опреде­ленными расходами: выпуск новых акций требует выплаты дивидендов; получение кредита — выплаты процентов по ним, использование лизинга — выплаты вознаграждения лизингода­телю и т.п. Поэтому необходимо определить цену разных источников финансирования и выбрать наиболее выгодные из них.

У физических лиц (групп физических лиц-партнеров) источниками инвестиций могут быть:

• заработная плата, другие денежные вознаграждения и выплаты за работу на предприятиях, в учреждениях и органи­зациях (премии, дивиденды, вклады и т.п.);

• доходы от всех видов предпринимательской деятельности (производственная, операции на товарных и фондовых бир-

жах, скупка и продажа акций и других ценных бумаг, коммер­ческое посредничество, торгово-закупочная и иная деятель­ность);

• доходы, полученные не по основному месту работы (вы­игрыши по займам и лотереям, суммы, полученные по наслед­ству);

• суммы, полученные от ликвидации предприятий и орга­низаций, реализации их имущества, а также другие источни­ки дохода (заработок членов семьи, благотворительная помощь и др.).

Для экономики в целом важным источником инвестиций являются сбережения населения. Такие сбережения можно раз­делить на три группы:

• текущие;

• на покупку товаров длительного пользования;

• на непредвиденные случаи и старость.

Особым видом сбережений являются инвестиционные сбе­режения.

Инвестиционные сбережения — это особый вид сбережений, I ie предназначенных на потребительские нужды. Главная цель таких сбережений — инвестирование в приносящие доход акти­вы. Сбережения данного вида аккумулируются сверх тех необходимых сбережений, которые совершаются на потреби­тельские цели. Размер таких сбережений зависит от общего уровня жизни общества, уровня доходов его граждан. Боль­шинство сбережений такого типа вкладываются в различные виды ценных бумаг. Инвестиционные сбережения могут быть краткосрочными и долгосрочными. Краткосрочные сбе­режения поступают на денежный рынок или рынок крат­косрочных обязательств. Долгосрочные сбережения составляют увеличивающийся источник финансовых ресурсов на рынке капитала, т.е. долгосрочных активов.

По данным статистики, в Беларуси главными источниками инвестиций субъектов хозяйствования по настоящее время являются собственные средства предприятий и организаций. Наряду с этим привлекаются средства республиканского (моджета, а также местных бюджетов. Средства физических ниц вовлекаются в инвестиционный процесс опосредованно — через кредиты банков, источником для которых служат вклады населения.

Для активизации инвестиционной деятельности в Респуб­лике Беларусь программными документами предусматривает­ся реализация следующих мер:

• развитие системы самофинансирования в целях увеличе­ния доли собственных источников предприятия в финансиро­вании инвестиционных проектов и программ. В связи с этим осуществляется разработка новой государственной амортиза­ционной политики, предусматривающей варианты начисления амортизации (ускоренная, свободная), направления ее исполь­зования, контроль и санкции за использование амортизацион­ного фонда не по целевому назначению;

• приватизация объектов государственной собственности на возмездной основе — перспективный источник привлече­ния дополнительных инвестиций, так как не менее 50% средств, полученных от продажи акций, акционерные обще­ства и предприятия должны направлять на реконструкцию производства;

• сохранение роли бюджетного финансирования в целях обеспечения финансирования неотложных потребностей социальной сферы — просвещения, науки, здравоохранения, культуры в соответствии с социальной ориентацией белорус­ской модели экономического развития. Принципиально но­вым в инвестиционной политике становится переход от распределения бюджетных средств на капитальные вложения между отраслями к оказанию селективной государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов и госу­дарственных программ на конкурсной основе и осуществление государственно-коммерческого финансирования эффектив­ных проектов (программ);

• предоставление долгосрочных кредитов, в том числе льготных, для развития приоритетных отраслей экономики под государственным контролем для реализации эффектив­ных государственных программ на тендерной основе, при наличии у субъектов хозяйствования инвестиционных проек­тов (бизнес-планов);

• дальнейшее развитие лизинга как важного средства для решения задач модернизации производственной базы и реали­зации продукции отечественных товаропроизводителей. Имен­но использование лизинга, особенно в малом и среднем бизне­се, позволит субъектам хозяйствования вовлечь в производство новое оборудование и технологии;

• выпуск государственного инвестиционного займа, инве­стиционных промышленных облигаций и муниципальных зай­мов, что в значительной степени должно повлиять на инвести­ционную активность населения, с одной стороны, и активизи­ровать фондовый рынок — с другой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.019 с.)