Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансовые результаты деятельности организаций (предприятий)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конечный финансовый результат деятельности предприя- 1П!1 выражается в прибыли или убытке. Прибыль — важнейший показатель финансовой деятельно-г I и организации (предприятия). Максимизация прибыли — одна из главных целей развития финансов организации (предприятия) и непосредственный объект финансового менедж-мента. Как стоимостная экономическая категория прибыль выполняет две ключевые функции: оценочную и стимулирующую. Выражение чистого дохода в форме прибыли повыша-
ет стимулы для изыскания и мобилизации внутренних ресурсов, создает возможность дирекции предприятия контролировать деятельность в части рационального использования всех видов ресурсов. Стимулирующая функция выражается в том, что прибыль становится генератором рыночного хозяйства. Она воздействует на уровень использования производственных ресурсов и их распределение среди альтернативных пользователей. Именно стремление получить оптимальную прибыль побуждает предпринимателя осуществлять нововведения, которые стимулируют инвестиции, рост производства и занятости. Однако ожидания прибыли очень изменчивы ввиду того, что инвестиции, темпы экономического роста и занятости населения нестабильны. В результате ограничиваются возможности использования прибыли как источника финансирования долгосрочных инвестиций. Роль прибыли в производственно-коммерческой деятельности предприятия многогранна. Она является главной целью предпринимательской деятельности, ее конечным финансовым результатом. Это обобщающий критерий конкретной деятельности. Прибыль наряду с амортизацией выступает основным внутренним источником образования финансовых ресурсов, обеспечивающим развитие предприятия. Она создает высокий уровень самофинансирования, что укрепляет конкурентные позиции на товарном и финансовом рынках. Прибыль — важный фактор увеличения рыночной стоимости организации (предприятия). Способность самовозрастания стоимости капитала достигается путем капитализации части полученной прибыли. Кроме того, прибыль выступает основным защитным механизмом, предохраняющим от угрозы банкротства. Организация быстро выходит из кризисного состояния, если имеет высокий потенциал генерирования прибыли. Различают несколько видов прибыли: общую1, маржинальную, налогооблагаемую и чистую. Общая прибыль (убыток) определяется суммированием финансового результата от видов деятельности, указанных в Здесь и далее общая прибыль - это условное название, введенное нами для удобства восприятия материала при планировании и анализе. уставе организации, операционных и внереализационных походов за вычетом расходов. Финансовый результат от видов деятельности рассчитывается как разница между выручкой от реализации и себестоимостью реализации, налогом на добавленную стоимость и прочими косвенными налогами и сборами, уплачиваемыми в бюджет из выручки от реализации. Операционный доход представляет собой финансовый результат от операций, связанных с хозяйственной деятельностью, но не составляющих ее цели. Рассчитывается как разница между операционными доходами и расходами, налогом на добавленную стоимость и прочими налогами и сборами, уплачиваемыми в бюджет из операционных доходов. Внереализационные доходы и расходы представляют собой финансовый результат от операций, непосредственно не свя-шпных с производственной деятельностью организаций. Рассчитываются как сальдо внереализационных доходов и расходов за минусом налога на добавленную стоимость, прочих налогов и сборов из внереализационных доходов. Маржинальная (валовая) прибыль — превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль. Показатель используется в финансовом планировании и анализе взаимосвязи «затраты - выручка — прибыль». Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна доходам от реализации продукции, увеличенным на операционные доходы, сальдо внереализационных доходов и расходов, и уменьшенным на сумму: • затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении; • налогов, уплачиваемых в бюджет из прибыли в первоочередном порядке согласно законодательству; • льготируемой прибыли, предусмотренной законодатель-с I ном. Прибыль, которая остается в распоряжении организации (предприятия) после уплаты государственных и местных нало-к)в, уплачиваемых в бюджет из прибыли, и обязательных расходов в соответствии с законодательством, называется чистой прибылью. Пример. Прибыль предприятия — 2700 тыс. р. Налог на прибыль определен в размере 1500 тыс. р. Налог за сверхлимитные выбросы вредных веществ в окружающую среду — 10 тыс. р.; финансовые санкции по результатам проверки бухгалтерского баланса, проведенной налоговой инспекцией, — 5 тыс. р. Чистая прибыль составит 1185 тыс. р. (2700 - 1500 - 10 - 5). Важно отметить, что при расчете налогооблагаемой прибыли не все фактические расходы, производимые предприятием, включаются в затраты по производству и реализации продукции. Некоторые расходы учитываются в расчете в пределах утвержденных нормативов. В настоящее время это расходы на рекламу, фирменную и специальную одежду, аудиторские услуги, представительские расходы. Получение прибыли требует эффективной и непрерывно действующей системы управления. Управление прибылью выражает процесс разработки и принятия управленческих решений по вопросам, связанным с ее образованием, распределением и использованием. Система управления прибылью включает комплекс работ, начиная от выбора целей и задач управления и создания механизма управления до формирования организационного и информационного обеспечения, выбора методов планирования и анализа прибыли, организации контроля за выполнением плана прибыли.
9.10. Методы планирования прибыли от реализации продукции Планирование прибыли — сложный и многогранный процесс, включающий анализ хозяйственной деятельности организации (предприятия) за период, предшествующий планируемому, оценку выполнения плана по прибыли за последний отчетный период, многовариантные расчеты ее объема на предстоящий период (год, квартал). Планирование прибыли имеет большое значение для организации (предприятия). Оно позволяет правильно оценить ее финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников, решения их социальных проблем. От объема прибыли зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия. Организация самостоятельно разрабатывает план по прибыли. Методы планирования прибыли от видов деятельности, указанных в уставе организации, в настоящее время не регламентированы. Традиционно применяют метод прямого счета или аналитический метод. Кроме того, могут использоваться методы: нормативный, совмещенный, факторный, экономико-статистические. Расчеты рекомендуется выполнять отдельно по видам деятельности. Это повышает их точность, имеет значение для предлагаемой величины налога на прибыль, так как доходы от некоторых видов деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие могут облагаться по повышенным или пониженным ставкам. Расчет прибыли методом прямого счета выполняется по отдельным видам изделий или группам однородных изделий с последующим суммированием в целом по организации. Используют две формулы: П =В-А-НДС-Ин-Срп, где П — прибыль от реализации продукции; В - выручка от реализации продукции в отпускных ценах; А — акцизы; НДС — налог на добавленную стоимость; Ин — иные налоги и обязательные платежи, подлежащие перечислению в бюджет из выручки от реализации; Ср п — полная себестоимость реализуемой продукции; п = пнг + пт-пкг, где Пн г, Пк г - прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода; Пт — прибыль на товарный выпуск продукции. По каждой из составляющих второй формулы расчет делается по схеме первой формулы с той разницей, что при расчете прибыли в остатках продукции на начало и конец планируемого периода прибыль рассчитывается с учетом производственной себестоимости, а прибыль на товарный выпуск продукции определяется на базе полной себестоимости товарной продукции. Прямой счет прибыли методически прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость этого метода значительно возрастает. Расчет требует: • определения ассортимента по всем позициям номенклатуры; • составления калькуляций по изделиям сравнимой продукции; • исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы затрат на производство по ее элементам; • установления цен реализации выпускаемой продукции. Недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде. Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, как дополнение к прямому методу, для проверки. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. р. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности организации. С учетом затрат на 1 тыс. р. товарной продукции прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Расчет выполняется по формуле Пт=Т(1000-3)/1000, где ГЦ. — прибыль на товарный выпуск продукции; Т — товарная продукция в ценах реализации предприятия; 3 - затраты (р.) на 1 тыс. р. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации. Пример. Выпуск товарной продукции в ценах реализации в плановом году составит 300 млн р. Затраты на 1 тыс. р. этой продукции равны 900 р. Прибыль на 1 тыс. р. выпуска продукции составит 100 р. (1000 - 900), на весь товарный выпуск - 30 млн р. (300 ■ 100: 1000). Для определения общей суммы прибыли от реализации, полученный результат корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Данный метод применяют при ускоренном планировании, а также на стадии составления предварительных финансовых расчетов. На основе базовой рентабельности планируют прибыль по сравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от реализации в планируемом году. Расчет включает девять этапов: 1) расчет прибыли по сравнимой продукции на основании базовой рентабельности; 2) определение влияния на прибыль изменения себестоимости сравнимой товарной продукции; 3) определение влияния на прибыль изменений в ассортименте по сравнимой товарной продукции; 4) расчет влияния на прибыль качества сравнимой товарной продукции; 5) расчет влияния на прибыль изменений цен реализации товарной продукции; 6) определение прибыли в переходящих остатках готовой продукции; 7) расчет прибыли от реализации продукции; 8) определение прибыли по несравнимой товарной продукции; 9) расчет общей прибыли от реализации сравнимой и несравнимой продукции. Финансовые расчеты по каждому этапу выполняются в соответствии с определенным алгоритмом. Для примера рассмотрим порядок расчета по этапам 1, 8. Пример. Производственная себестоимость сравнимой товарной продукции на плановый год (за вычетом управленческих расходов) составляет 45 000 тыс. р. Ожидается рост себестоимости в размере 5%. Сравнимая товарная продукция планового года по производственной себестоимости отчетного года будет равна 42 857 тыс. р. (45 000 х ■ 100 /(100 + 5)). На основании базовой рентабельности (10%) определяют сумму прибыли, обусловленную влиянием только одного фактора — объема производства продукции в плановом году. Она составит 4285,7 тыс. р. Прибыль по несравнимой товарной продукции рассчитывается методом прямого счета как разница между ценой реализации и себестоимостью изделий. Если цены не установлены, прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности. Пример. Себестоимость несравнимой товарной продукции в плановом году предусмотрена в сумме 800 тыс. р., средняя рентабельность 15%, прибыль будет равна (800 ■ 15 / 100) = 120 тыс. р. Нормативный метод используют в строительных фирмах, которые предусматривают норму прибыли в договорной цене па продукцию строительства. Норму прибыли (в % от сметной (стоимости прямых затрат и накладных расходов) согласовывали и с заказчиком (застройщиком). Совмещенный 'комплексный) метод применяется в тех случаях, когда предприятие выпускает как сравнимую, так и несравнимую (новую) продукция. По несравнимой продукции используют метод прямого счета. Факторный метод включает следующие процедуры: • установление базового показателя отчетного периода -валовой прибыли, прибыль от продаж, прочих доходов и расходов, себестоимости продукции и ее структуры по элементам затрат; • определение плановых показателей хозяйственной деятельности на предстоящий период — рост объема производства и реализации продукции, снижение ее себестоимости, изменение прочих доходов и расходов; • установление индекса инфляции, т.е. изменение уровня цен на потребляемые ресурсы, транспортные услуги, повышение размера оплаты труда персонала и др. Принцип планирования состоит в том, что величина прибыли, вычисленная прямым или аналитическим методом, корректируется на индексы инфляции и другие изменения в хозяйственной деятельности предприятия. Экономико-статистические методы используют на крупных предприятиях, где имеется возможность собрать и оценить большой массив данных учетной информации и установить корреляционную зависимость между объемом продаж, себестоимостью, прибылью и другими параметрами. Они предполагают применение компьютерных технологий. Метод самофинансирования используют финансово-устойчивые предприятия. Выполняемые плановые расчеты включают: • определение потребности в финансовых ресурсах на производственное и социальное развитие, не учитывая амортизационных отчислений; • вычисление удельного веса прибыли на производственное и социальное развитие в общей сумме прибыли за отчетный период; • определение размера чистой прибыли, обеспечивающей самофинансирование; • расчет удельного веса чистой прибыли в общей сумме прибыли на базе фактических данных за отчетный период и определение на его основе суммы прибыли, обеспечивающей условия самофинансирования. Расчет общей суммы прибыли (Побщ) выполняется по формуле П0бщ = ЧПпрог / Уотч • 100, где ЧПпрог - прогнозируемая чистая прибыль, обеспечивающая самофинансирование; Уотч — удельный вес чистой прибыли в общей прибыли за отчетной период. Модель прогнозирования денежных потоков является новым методом. За базу для расчета принимают разработанный на предприятии текущий план (бюджет) поступления и расходования денежных средств по основной деятельности. Расчет чистой прибыли (ЧП) на предстоящий период (год, квартал) осуществляется по формуле ЧП = ПДСШ - РДСПЛ - АОш - ПКДЧ, где ПДСпд - плановая сумма поступления денежных средств но основной деятельности; РДС^ - плановая сумма расходования денежных средств по основной деятельности; АОт — плановая сумма амортизационных отчислений по основным средствам; ПК^ - плановая сумма процентов за краткосрочный кредит. На основе плановой суммы чистой прибыли по основной деятельности определяется плановый объем прибыли от реализации (П) и маржинального дохода (МД). В этих целях используют следующие формулы: П = ЧП • 0,24, где 0,24 — ставка налога на прибыль (доли единиц); МД = СИ™ + П, где СИПЛ - плановые условно-постоянные издержки. Тогда прогнозируемый объем (уПпр0Г) продаж равен уПпрог = МД + ПИпл, где ПИ™ - плановые переменные издержки. Использование данной модели позволяет также увязать планируемую прибыль от основной деятельности с денежными потоками по текущей деятельности, детализировать ее формирование по периодам (кварталам). Другая модель, используемая в отраслях с развитой рыночной экономикой, основана на анализе лимита рентабельности. Расчет минимального объема продаж (уПт!п) осуществляется по формулам: уПт(п=СИ:(1-ПИ)/уПшр где СИ — условно-постоянные издержки; ПИ — переменные издержки; уП^ - плановый объем продаж в предстоящем году, или минимальный объем продаж; уПт1п = СИ/(1-Упл), где — удельный вес плановых переменных издержек в объеме продаж (доли единицы). Тогда прогнозируемая прибыль определяется минимальным объемом продаж и прогнозируемой рентабельностью продаж. Прогноз плановой суммы прибыли можно осуществлять на базе рентабельности вложенного капитала. С этой целью сначала устанавливают объем денежных средств, авансируемых в оборотные и внеоборотные активы; затем рассчитывают коэффициент оборачиваемости вложенного капитала (отношение объема продаж к вложенному капиталу); вычисляют коэффициент прибыли (частное от деления объема продаж и прибыли); определяют рентабельность продаж (частное от деления прибыли на объем продаж); устанавливают интегральный показатель по формуле _ прибыль _ объем продажприбыль вложенный капитал вложенный капитал объем продаж Приведенные модели позволяют определить приемлемую для организации величину плановой прибыли от реализации и осуществить ее дальнейшие распределение на цели потребления, развития бизнеса и другие потребности. Для исчисления конечного финансового результата кроме прибыли от реализации планируют операционные и внереализационные доходы и расходы. В план включаются доходы, имеющие постоянный характер, и доходы, связанные с нормальной деятельностью организации (например, арендная плата, проценты по ценным бумагам, депозитным вкладам).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.01 с.) |