Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовые результаты деятельности организаций (предприятий)

Поиск

Конечный финансовый результат деятельности предприя- 1П!1 выражается в прибыли или убытке.

Прибыль — важнейший показатель финансовой деятельно-г I и организации (предприятия). Максимизация прибыли — одна из главных целей развития финансов организации (пред­приятия) и непосредственный объект финансового менедж-мента.

Как стоимостная экономическая категория прибыль выполняет две ключевые функции: оценочную и стимулиру­ющую. Выражение чистого дохода в форме прибыли повыша-

 

ет стимулы для изыскания и мобилизации внутренних ресур­сов, создает возможность дирекции предприятия контролиро­вать деятельность в части рационального использования всех видов ресурсов.

Стимулирующая функция выражается в том, что прибыль становится генератором рыночного хозяйства. Она воздейству­ет на уровень использования производственных ресурсов и их распределение среди альтернативных пользователей. Именно стремление получить оптимальную прибыль побуждает пред­принимателя осуществлять нововведения, которые стимулиру­ют инвестиции, рост производства и занятости. Однако ожида­ния прибыли очень изменчивы ввиду того, что инвестиции, темпы экономического роста и занятости населения неста­бильны. В результате ограничиваются возможности использо­вания прибыли как источника финансирования долгосрочных инвестиций.

Роль прибыли в производственно-коммерческой деятельно­сти предприятия многогранна. Она является главной целью предпринимательской деятельности, ее конечным финансо­вым результатом. Это обобщающий критерий конкретной дея­тельности.

Прибыль наряду с амортизацией выступает основным вну­тренним источником образования финансовых ресурсов, обес­печивающим развитие предприятия. Она создает высокий уро­вень самофинансирования, что укрепляет конкурентные пози­ции на товарном и финансовом рынках.

Прибыль — важный фактор увеличения рыночной стоимо­сти организации (предприятия). Способность самовозраста­ния стоимости капитала достигается путем капитализации части полученной прибыли.

Кроме того, прибыль выступает основным защитным меха­низмом, предохраняющим от угрозы банкротства. Организа­ция быстро выходит из кризисного состояния, если имеет высокий потенциал генерирования прибыли.

Различают несколько видов прибыли: общую1, маржиналь­ную, налогооблагаемую и чистую.

Общая прибыль (убыток) определяется суммированием финансового результата от видов деятельности, указанных в

Здесь и далее общая прибыль - это условное название, введенное нами для удобства восприятия материала при планировании и анализе.

уставе организации, операционных и внереализационных походов за вычетом расходов.

Финансовый результат от видов деятельности рассчитыва­ется как разница между выручкой от реализации и себестои­мостью реализации, налогом на добавленную стоимость и про­чими косвенными налогами и сборами, уплачиваемыми в бюджет из выручки от реализации.

Операционный доход представляет собой финансовый результат от операций, связанных с хозяйственной деятель­ностью, но не составляющих ее цели. Рассчитывается как раз­ница между операционными доходами и расходами, налогом на добавленную стоимость и прочими налогами и сборами, уплачиваемыми в бюджет из операционных доходов.

Внереализационные доходы и расходы представляют собой финансовый результат от операций, непосредственно не свя-шпных с производственной деятельностью организаций. Рас­считываются как сальдо внереализационных доходов и расхо­дов за минусом налога на добавленную стоимость, прочих налогов и сборов из внереализационных доходов.

Маржинальная (валовая) прибыль — превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и полу­чить прибыль. Показатель используется в финансовом плани­ровании и анализе взаимосвязи «затраты - выручка — при­быль».

Налогооблагаемая прибыль определяется специальным рас­четом. Она равна доходам от реализации продукции, увеличен­ным на операционные доходы, сальдо внереализационных доходов и расходов, и уменьшенным на сумму:

• затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении;

• налогов, уплачиваемых в бюджет из прибыли в первооче­редном порядке согласно законодательству;

• льготируемой прибыли, предусмотренной законодатель-с I ном.

Прибыль, которая остается в распоряжении организации (предприятия) после уплаты государственных и местных нало-к)в, уплачиваемых в бюджет из прибыли, и обязательных рас­ходов в соответствии с законодательством, называется чистой прибылью.

Пример. Прибыль предприятия — 2700 тыс. р. Налог на прибыль определен в размере 1500 тыс. р.

Налог за сверхлимитные выбросы вредных веществ в окружаю­щую среду — 10 тыс. р.; финансовые санкции по результатам провер­ки бухгалтерского баланса, проведенной налоговой инспекцией, — 5 тыс. р. Чистая прибыль составит 1185 тыс. р. (2700 - 1500 - 10 - 5).

Важно отметить, что при расчете налогооблагаемой прибы­ли не все фактические расходы, производимые предприятием, включаются в затраты по производству и реализации про­дукции.

Некоторые расходы учитываются в расчете в пределах утвержденных нормативов. В настоящее время это расходы на рекламу, фирменную и специальную одежду, аудиторские услу­ги, представительские расходы.

Получение прибыли требует эффективной и непрерывно действующей системы управления.

Управление прибылью выражает процесс разработки и при­нятия управленческих решений по вопросам, связанным с ее образованием, распределением и использованием. Система управления прибылью включает комплекс работ, начиная от выбора целей и задач управления и создания механизма управления до формирования организационного и информа­ционного обеспечения, выбора методов планирования и ана­лиза прибыли, организации контроля за выполнением плана прибыли.

 

9.10. Методы планирования прибыли от реализации продукции

Планирование прибыли — сложный и многогранный про­цесс, включающий анализ хозяйственной деятельности орга­низации (предприятия) за период, предшествующий планируе­мому, оценку выполнения плана по прибыли за последний отчетный период, многовариантные расчеты ее объема на предстоящий период (год, квартал).

Планирование прибыли имеет большое значение для орга­низации (предприятия). Оно позволяет правильно оценить ее финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирова­ния работников, решения их социальных проблем. От объема

прибыли зависит и реализация дивидендной политики акцио­нерного предприятия.

Организация самостоятельно разрабатывает план по при­были. Методы планирования прибыли от видов деятельности, указанных в уставе организации, в настоящее время не регла­ментированы. Традиционно применяют метод прямого счета или аналитический метод. Кроме того, могут использоваться методы: нормативный, совмещенный, факторный, экономико-статистические.

Расчеты рекомендуется выполнять отдельно по видам дея­тельности. Это повышает их точность, имеет значение для предлагаемой величины налога на прибыль, так как доходы от некоторых видов деятельности не облагаются налогом на при­быль, а другие могут облагаться по повышенным или понижен­ным ставкам.

Расчет прибыли методом прямого счета выполняется по отдельным видам изделий или группам однородных изделий с последующим суммированием в целом по организации. Используют две формулы:

П =В-А-НДС-Инрп,

где П — прибыль от реализации продукции; В - выручка от реа­лизации продукции в отпускных ценах; А — акцизы; НДС — налог на добавленную стоимость; Ин — иные налоги и обяза­тельные платежи, подлежащие перечислению в бюджет из выручки от реализации; Ср п — полная себестоимость реализуе­мой продукции;

п = пнг + пт-пкг,

где Пн г, Пк г - прибыль в остатках готовой продукции на нача­ло и конец планируемого периода; Пт — прибыль на товарный выпуск продукции.

По каждой из составляющих второй формулы расчет дела­ется по схеме первой формулы с той разницей, что при расче­те прибыли в остатках продукции на начало и конец планируе­мого периода прибыль рассчитывается с учетом производ­ственной себестоимости, а прибыль на товарный выпуск про­дукции определяется на базе полной себестоимости товарной продукции.

Прямой счет прибыли методически прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость этого метода значительно возрастает. Расчет требует:

• определения ассортимента по всем позициям номенкла­туры;

• составления калькуляций по изделиям сравнимой про­дукции;

• исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы затрат на производство по ее элементам;

• установления цен реализации выпускаемой продукции. Недостатком метода является то, что он не позволяет

выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.

Аналитический метод находит применение при планирова­нии прибыли в отраслях с широким ассортиментом продук­ции, как дополнение к прямому методу, для проверки. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. р. товарной продукции, базо­вая рентабельность, а также совокупность отчетных показате­лей деятельности организации.

С учетом затрат на 1 тыс. р. товарной продукции прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравни­мой и несравнимой). Расчет выполняется по формуле

Пт=Т(1000-3)/1000,

где ГЦ. — прибыль на товарный выпуск продукции; Т — товарная продукция в ценах реализации предприятия; 3 - затраты (р.) на 1 тыс. р. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.

Пример. Выпуск товарной продукции в ценах реализации в плано­вом году составит 300 млн р. Затраты на 1 тыс. р. этой продукции равны 900 р. Прибыль на 1 тыс. р. выпуска продукции составит 100 р. (1000 - 900), на весь товарный выпуск - 30 млн р. (300 ■ 100: 1000).

Для определения общей суммы прибыли от реализации, полученный результат корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Данный метод применяют при ускоренном планировании, а также на стадии составления предварительных финансовых расчетов.

На основе базовой рентабельности планируют прибыль по сравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от реализации в плани­руемом году.

Расчет включает девять этапов:

1) расчет прибыли по сравнимой продукции на основании базовой рентабельности;

2) определение влияния на прибыль изменения себестоимо­сти сравнимой товарной продукции;

3) определение влияния на прибыль изменений в ассорти­менте по сравнимой товарной продукции;

4) расчет влияния на прибыль качества сравнимой товар­ной продукции;

5) расчет влияния на прибыль изменений цен реализации товарной продукции;

6) определение прибыли в переходящих остатках готовой продукции;

7) расчет прибыли от реализации продукции;

8) определение прибыли по несравнимой товарной про­дукции;

9) расчет общей прибыли от реализации сравнимой и не­сравнимой продукции.

Финансовые расчеты по каждому этапу выполняются в соответствии с определенным алгоритмом. Для примера рас­смотрим порядок расчета по этапам 1, 8.

Пример. Производственная себестоимость сравнимой товарной продукции на плановый год (за вычетом управленческих расходов) составляет 45 000 тыс. р. Ожидается рост себестоимости в размере 5%. Сравнимая товарная продукция планового года по производствен­ной себестоимости отчетного года будет равна 42 857 тыс. р. (45 000 х ■ 100 /(100 + 5)).

На основании базовой рентабельности (10%) определяют сумму прибыли, обусловленную влиянием только одного фактора — объема производства продукции в плановом году. Она составит 4285,7 тыс. р.

Прибыль по несравнимой товарной продукции рассчитыва­ется методом прямого счета как разница между ценой реализа­ции и себестоимостью изделий. Если цены не установлены, прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.

Пример. Себестоимость несравнимой товарной продукции в пла­новом году предусмотрена в сумме 800 тыс. р., средняя рентабель­ность 15%, прибыль будет равна (800 ■ 15 / 100) = 120 тыс. р.

Нормативный метод используют в строительных фирмах, которые предусматривают норму прибыли в договорной цене па продукцию строительства. Норму прибыли (в % от сметной (стоимости прямых затрат и накладных расходов) согласовывали и с заказчиком (застройщиком).

Совмещенный 'комплексный) метод применяется в тех слу­чаях, когда предприятие выпускает как сравнимую, так и не­сравнимую (новую) продукция. По несравнимой продукции используют метод прямого счета.

Факторный метод включает следующие процедуры:

• установление базового показателя отчетного периода -валовой прибыли, прибыль от продаж, прочих доходов и расхо­дов, себестоимости продукции и ее структуры по элементам затрат;

• определение плановых показателей хозяйственной дея­тельности на предстоящий период — рост объема производ­ства и реализации продукции, снижение ее себестоимости, изменение прочих доходов и расходов;

• установление индекса инфляции, т.е. изменение уровня цен на потребляемые ресурсы, транспортные услуги, повыше­ние размера оплаты труда персонала и др.

Принцип планирования состоит в том, что величина при­были, вычисленная прямым или аналитическим методом, кор­ректируется на индексы инфляции и другие изменения в хозяйственной деятельности предприятия.

Экономико-статистические методы используют на круп­ных предприятиях, где имеется возможность собрать и оценить большой массив данных учетной информации и установить корреляционную зависимость между объемом продаж, себестоимостью, прибылью и другими параметра­ми. Они предполагают применение компьютерных техно­логий.

Метод самофинансирования используют финансово-устой­чивые предприятия. Выполняемые плановые расчеты включают:

• определение потребности в финансовых ресурсах на про­изводственное и социальное развитие, не учитывая амортиза­ционных отчислений;

• вычисление удельного веса прибыли на производственное и социальное развитие в общей сумме прибыли за отчетный период;

• определение размера чистой прибыли, обеспечивающей самофинансирование;

• расчет удельного веса чистой прибыли в общей сумме прибыли на базе фактических данных за отчетный период и определение на его основе суммы прибыли, обеспечивающей условия самофинансирования.

Расчет общей суммы прибыли (Побщ) выполняется по фор­муле

П0бщ = ЧПпрог / Уотч • 100,

где ЧПпрог - прогнозируемая чистая прибыль, обеспечиваю­щая самофинансирование; Уотч — удельный вес чистой прибы­ли в общей прибыли за отчетной период.

Модель прогнозирования денежных потоков является новым методом. За базу для расчета принимают разработанный на предприятии текущий план (бюджет) поступления и расходо­вания денежных средств по основной деятельности. Расчет чистой прибыли (ЧП) на предстоящий период (год, квартал) осуществляется по формуле

ЧП = ПДСШ - РДСПЛ - АОш - ПКДЧ,

где ПДСпд - плановая сумма поступления денежных средств но основной деятельности; РДС^ - плановая сумма расходова­ния денежных средств по основной деятельности; АОт пла­новая сумма амортизационных отчислений по основным сред­ствам; ПК^ - плановая сумма процентов за краткосрочный кредит.

На основе плановой суммы чистой прибыли по основной деятельности определяется плановый объем прибыли от реали­зации (П) и маржинального дохода (МД). В этих целях исполь­зуют следующие формулы:

П = ЧП • 0,24,

где 0,24 — ставка налога на прибыль (доли единиц);

МД = СИ™ + П,

где СИПЛ - плановые условно-постоянные издержки. Тогда прогнозируемый объем (уПпр0Г) продаж равен

уПпрог = МД + ПИпл,

где ПИ™ - плановые переменные издержки.

Использование данной модели позволяет также увязать планируемую прибыль от основной деятельности с денежны­ми потоками по текущей деятельности, детализировать ее фор­мирование по периодам (кварталам).

Другая модель, используемая в отраслях с развитой рыноч­ной экономикой, основана на анализе лимита рентабельности.

Расчет минимального объема продаж (уПт!п) осуществляет­ся по формулам:

уПт(п=СИ:(1-ПИ)/уПшр

где СИ — условно-постоянные издержки; ПИ — переменные издержки; уП^ - плановый объем продаж в предстоящем году, или минимальный объем продаж;

уПт1п = СИ/(1-Упл),

где — удельный вес плановых переменных издержек в объе­ме продаж (доли единицы).

Тогда прогнозируемая прибыль определяется минималь­ным объемом продаж и прогнозируемой рентабельностью продаж.

Прогноз плановой суммы прибыли можно осуществлять на базе рентабельности вложенного капитала. С этой целью сна­чала устанавливают объем денежных средств, авансируемых в оборотные и внеоборотные активы; затем рассчитывают коэф­фициент оборачиваемости вложенного капитала (отношение объема продаж к вложенному капиталу); вычисляют коэффи­циент прибыли (частное от деления объема продаж и прибы­ли); определяют рентабельность продаж (частное от деления прибыли на объем продаж); устанавливают интегральный показатель по формуле

_ прибыль _ объем продажприбыль

вложенный капитал вложенный капитал объем продаж

Приведенные модели позволяют определить приемлемую для организации величину плановой прибыли от реализации и осуществить ее дальнейшие распределение на цели потребле­ния, развития бизнеса и другие потребности.

Для исчисления конечного финансового результа­та кроме прибыли от реализации планируют операционные и внереализационные доходы и расходы. В план включа­ются доходы, имеющие постоянный характер, и доходы, свя­занные с нормальной деятельностью организации (напри­мер, арендная плата, проценты по ценным бумагам, депо­зитным вкладам).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.01 с.)