Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие банка и структура современной банковской системы

Поиск

Слово «банк» произошло от итал. banco — скамья, лавка, менялы, что согласуется с историческими данными о развитии банковских операций. Банки возникают на таком этапе разви­тия финансово-кредитных отношений, для которого характер­на концентрация операций в одном центре. Банк является основным структурным элементом банковской системы.

В настоящее время в странах с рыночной экономикой созда­ны двухуровневые банковские системы. Двухуровневый харак­тер банковской системы Республики Беларусь определен в ст. 136 Конституции Республики Беларусь. Это проявляется, с одной стороны, в том, что банки второго уровня отделены от Национального банка как центрального банка, занимающего мерхний уровень банковской системы, и юридически ему не подчинены. С другой стороны, банки поднадзорны Нацио-п;1льному банку Республики Беларусь, их создание и деятель­ность напрямую зависят от него. Такая модель банковской системы наиболее распространена, так как она позволяет обес­печить относительную простоту и эффективность исполнения функций надзора. Однако для большинства государств с разви-юй рыночной экономикой и ряда стран, относимых к новым и развивающимся рынкам, характерна тенденция к отделению надзорной деятельности от основных традиционных функций центрального банка, в числе которых остаются проведение монетарной политики, функции кредитора последней инстан-

ции и монопольного эмитента банкнот. Такая тенденция обусловлена стремлением предотвратить конфликт между вышеуказанными функциями и надзорной функцией, а также обеспечивающими их полномочиями. Поэтому иногда особые специальные государственные органы делят надзорные полно­мочия с центральным банком своей страны, осуществляют их совместно с ним или делегируют ему функции агента в данной сфере.

В составе финансового сектора большинства промышлен-но развитых стран можно выделить наряду с центральными и коммерческими банками (различающимися по степени спе­циализации — сберегательными, инвестиционными, торговы­ми и пр.), а также другими субъектами, принимающими депо­зиты (почтово-сберегательными учреждениями, стройсберкас-сами, ссудо-сберегательными ассоциациями, кредитными кооперативами, товариществами и союзами), финансовые, лизинговые и страховые компании, инвестиционные, пенси­онные фонды, благотворительные фонды, трастовые органи­зации, выступающие как институциональные инвесторы. Структурные отличия банковских систем США, стран Британ­ского содружества, континентальной Европы, Японии и др., связанные с дифференциацией функций разных институтов, не оказывают принципиального влияния на двухуровневый характер банковских систем с точки зрения взаимодействия центрального банка с другими субъектами финансового секто­ра национальной экономики.

Основной правовой нормой, регулирующей банковскую деятельность в Республике Беларусь, является Банковский кодекс.

Участниками банковских правоотношений (клиентами) могут быть другие юридические, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, государствен­ные органы, органы местного управления и самоуправления. Участники банковских правоотношений не занимаются бан­ковской деятельностью, они участвуют в этих отношениях только вместе с банками. Взаимоотношения между участника­ми без посредничества банков не являются банковскими пра­воотношениями, не регулируются Банковским кодексом и иным банковским законодательством. Осуществлять в сово­купности базисные банковские операции (привлечение и раз­мещение денежных средств, ведение счетов клиентов) не впра­ве никто, кроме банка. Отдельные базисные операции могут выполнять и другие организации. Если же банк осуществляет

различные банковские операции, не совершая в совокупности указанные три базисные операции, то это не влечет потери ста­туса банка. Также банк вправе совершать иные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные ст. 14 Бан­ковского кодекса Республики Беларусь.

Двухуровневая структура банковской системы определяет­ся не только властным характером отношений между Нацио­нальным банком и другими кредитными организациями, пред­ставленными на втором уровне, но и равноправием последних, предполагающим горизонтальные отношения между ними.

В банковских правоотношениях Национальный банк высту­пает как орган государственного управления (ст. 14 Банковско­го кодекса Республики Беларусь) и как банк, осуществляющий банковские операции.

В практике иногда используется термин «системообразую­щие банки», под которыми понимаются банки, доминирую­щие на рынке банковских услуг (Национальный банк Республи­ки Беларусь определяет долю рынка такого банка не менее 6%).

Заложенное в Банковском кодексе Республики Беларусь понимание финансово-кредитной системы (ст. 5) основывает­ся на представлении ее как совокупности кредитно-финансо­вых организаций, включающей банковскую систему, в кото­рую входят Национальный банк и иные банки как специализи­рованные финансовые посредники, особый статус которых определяется выполняемыми ими операциями, и небанков­ские кредитно-финансовые организации (НКФО)1. Учитывая это, целесообразно рассматривать их как организации, состав­ляющие наряду с коммерческими банками второй уровень банковской системы, субъекты которого отличаются от других коммерческих организаций, в частности двойственным харак­тером их ответственности. Обеспечение функционирования банковской системы предполагает создание определенной инфраструктуры (Белорусская валютно-фондовая биржа, рас­четный центр, агентство по гарантированному возмущению вкладов физических лиц, бюро кредитных историй, различные технические средства и т.д.).

' Такое понимание не вполне согласуется с трактовкой, даваемой в Кон-гштуции Республики Беларусь (ч. 1, ст. 132), согласно которой финансово-кредитная система включает бюджетную систему, банковскую систему, а |;|кже финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учрежде­ний, организаций и граждан.

Банковские операции составляют исключительную преро­гативу банков и НКФО. Эти операции согласно гл. 12 Банков­ского кодекса подлежат лицензированию Национальным бан­ком в случаях, определяемых законодательством (систематич­ность их осуществления и профильный характер деятельности организации). Проведение ряда финансовых и связанных с ними операций (с ценными бумагами, драгоценными металла­ми и камнями, поручительства — в отличие от гарантийных банковских операций, лизинг) требуют отдельных лицензион­ных полномочий либо не подлежат лицензированию, зачастую осуществляются лицами, не являющимися субъектами банков­ских правоотношений. Кроме того, банки и НКФО могут осу­ществлять торгово-хозяйственную деятельность для собствен­ных нужд.

Содержание банковской деятельности определяется как вид предпринимательской деятельности, направленной на по­лучение прибыли, заключающейся в систематическом совер­шении банковских операций, специальными субъектами — банками и НКФО. Деятельность центрального банка вообще не предполагает извлечения прибыли как цели функциониро­вания. Основными принципами банковской деятельности являются обязательность получения коммерческими банками лицензии на осуществление банковской деятельности; незави­симость коммерческих банков, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; разграничение ответ­ственности между банками, НКФО и государством; обязатель­ность соблюдения установленных Национальным банком нор­мативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь; обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора коммерческого банка, НКФО; обеспечение бан­ковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов; обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.

Государственное регулирование банковской системы связа­но с регулированием деятельности коммерческих банков, кото­рое осуществляется посредством государственной регистра­ции коммерческих банков и НКФО; лицензирования банков­ской деятельности; установления запретов и ограничений для коммерческих банков и других кредитных организаций; уста­новления нормативов безопасного функционирования для

коммерческих банков, осуществления надзора за их деятель­ностью; выявления нарушений банковского законодательства и применения мер воздействия, установленных Банковским кодексом и иными актами законодательства Республики Бела­русь; выявления случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей лицензии и применения мер ответственности к лицам, осуществляющим такие операции. Отношения, складывающиеся по поводу государственного регулирования деятельности коммерческих банков, носят в основном административно-правовой (публично-правовой) характер. Это проявляется в наличии властных полномочий у субъектов, осуществляющих государственное регулирование. Большинство направлений государственного регулирования деятельности коммерческих банков и НКФО входят в компе­тенцию Национального банка Республики Беларуси.

Коммерческие банки не отвечают по обязательствам госу­дарства, а государство не отвечает по обязательствам коммер­ческих банков и других кредитных организаций, если только оно само не приняло на себя такие обязательства либо в иных предусмотренных законодательством случаях. Актами, имею­щими большую, чем Банковский кодекс, юридическую силу на банки, могут быть возложены контрольные и другие функции. Так, коммерческие банки выполняют функцию агентов валют­ного контроля; в состав органов валютного контроля входит Национальный банк Республики Беларусь. Коммерческие банки наделяются административными полномочиями в отно­шении своих клиентов, что в общем не соответствует характе­ру их деятельности. На банки возлагаются функции контроля за ведением клиентами кассовых операций как в белорус­ских рублях, так и в иностранной валюте и обязанности по принятию предусмотренных законодательством мер по пре­дотвращению легализации доходов, полученных незакон­ным путем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.252.194 (0.007 с.)