Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие банка и структура современной банковской системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Слово «банк» произошло от итал. banco — скамья, лавка, менялы, что согласуется с историческими данными о развитии банковских операций. Банки возникают на таком этапе развития финансово-кредитных отношений, для которого характерна концентрация операций в одном центре. Банк является основным структурным элементом банковской системы. В настоящее время в странах с рыночной экономикой созданы двухуровневые банковские системы. Двухуровневый характер банковской системы Республики Беларусь определен в ст. 136 Конституции Республики Беларусь. Это проявляется, с одной стороны, в том, что банки второго уровня отделены от Национального банка как центрального банка, занимающего мерхний уровень банковской системы, и юридически ему не подчинены. С другой стороны, банки поднадзорны Нацио-п;1льному банку Республики Беларусь, их создание и деятельность напрямую зависят от него. Такая модель банковской системы наиболее распространена, так как она позволяет обеспечить относительную простоту и эффективность исполнения функций надзора. Однако для большинства государств с разви-юй рыночной экономикой и ряда стран, относимых к новым и развивающимся рынкам, характерна тенденция к отделению надзорной деятельности от основных традиционных функций центрального банка, в числе которых остаются проведение монетарной политики, функции кредитора последней инстан- ции и монопольного эмитента банкнот. Такая тенденция обусловлена стремлением предотвратить конфликт между вышеуказанными функциями и надзорной функцией, а также обеспечивающими их полномочиями. Поэтому иногда особые специальные государственные органы делят надзорные полномочия с центральным банком своей страны, осуществляют их совместно с ним или делегируют ему функции агента в данной сфере. В составе финансового сектора большинства промышлен-но развитых стран можно выделить наряду с центральными и коммерческими банками (различающимися по степени специализации — сберегательными, инвестиционными, торговыми и пр.), а также другими субъектами, принимающими депозиты (почтово-сберегательными учреждениями, стройсберкас-сами, ссудо-сберегательными ассоциациями, кредитными кооперативами, товариществами и союзами), финансовые, лизинговые и страховые компании, инвестиционные, пенсионные фонды, благотворительные фонды, трастовые организации, выступающие как институциональные инвесторы. Структурные отличия банковских систем США, стран Британского содружества, континентальной Европы, Японии и др., связанные с дифференциацией функций разных институтов, не оказывают принципиального влияния на двухуровневый характер банковских систем с точки зрения взаимодействия центрального банка с другими субъектами финансового сектора национальной экономики. Основной правовой нормой, регулирующей банковскую деятельность в Республике Беларусь, является Банковский кодекс. Участниками банковских правоотношений (клиентами) могут быть другие юридические, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, государственные органы, органы местного управления и самоуправления. Участники банковских правоотношений не занимаются банковской деятельностью, они участвуют в этих отношениях только вместе с банками. Взаимоотношения между участниками без посредничества банков не являются банковскими правоотношениями, не регулируются Банковским кодексом и иным банковским законодательством. Осуществлять в совокупности базисные банковские операции (привлечение и размещение денежных средств, ведение счетов клиентов) не вправе никто, кроме банка. Отдельные базисные операции могут выполнять и другие организации. Если же банк осуществляет различные банковские операции, не совершая в совокупности указанные три базисные операции, то это не влечет потери статуса банка. Также банк вправе совершать иные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные ст. 14 Банковского кодекса Республики Беларусь. Двухуровневая структура банковской системы определяется не только властным характером отношений между Национальным банком и другими кредитными организациями, представленными на втором уровне, но и равноправием последних, предполагающим горизонтальные отношения между ними. В банковских правоотношениях Национальный банк выступает как орган государственного управления (ст. 14 Банковского кодекса Республики Беларусь) и как банк, осуществляющий банковские операции. В практике иногда используется термин «системообразующие банки», под которыми понимаются банки, доминирующие на рынке банковских услуг (Национальный банк Республики Беларусь определяет долю рынка такого банка не менее 6%). Заложенное в Банковском кодексе Республики Беларусь понимание финансово-кредитной системы (ст. 5) основывается на представлении ее как совокупности кредитно-финансовых организаций, включающей банковскую систему, в которую входят Национальный банк и иные банки как специализированные финансовые посредники, особый статус которых определяется выполняемыми ими операциями, и небанковские кредитно-финансовые организации (НКФО)1. Учитывая это, целесообразно рассматривать их как организации, составляющие наряду с коммерческими банками второй уровень банковской системы, субъекты которого отличаются от других коммерческих организаций, в частности двойственным характером их ответственности. Обеспечение функционирования банковской системы предполагает создание определенной инфраструктуры (Белорусская валютно-фондовая биржа, расчетный центр, агентство по гарантированному возмущению вкладов физических лиц, бюро кредитных историй, различные технические средства и т.д.). ' Такое понимание не вполне согласуется с трактовкой, даваемой в Кон-гштуции Республики Беларусь (ч. 1, ст. 132), согласно которой финансово-кредитная система включает бюджетную систему, банковскую систему, а |;|кже финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Банковские операции составляют исключительную прерогативу банков и НКФО. Эти операции согласно гл. 12 Банковского кодекса подлежат лицензированию Национальным банком в случаях, определяемых законодательством (систематичность их осуществления и профильный характер деятельности организации). Проведение ряда финансовых и связанных с ними операций (с ценными бумагами, драгоценными металлами и камнями, поручительства — в отличие от гарантийных банковских операций, лизинг) требуют отдельных лицензионных полномочий либо не подлежат лицензированию, зачастую осуществляются лицами, не являющимися субъектами банковских правоотношений. Кроме того, банки и НКФО могут осуществлять торгово-хозяйственную деятельность для собственных нужд. Содержание банковской деятельности определяется как вид предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли, заключающейся в систематическом совершении банковских операций, специальными субъектами — банками и НКФО. Деятельность центрального банка вообще не предполагает извлечения прибыли как цели функционирования. Основными принципами банковской деятельности являются обязательность получения коммерческими банками лицензии на осуществление банковской деятельности; независимость коммерческих банков, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; разграничение ответственности между банками, НКФО и государством; обязательность соблюдения установленных Национальным банком нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь; обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора коммерческого банка, НКФО; обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов; обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков. Государственное регулирование банковской системы связано с регулированием деятельности коммерческих банков, которое осуществляется посредством государственной регистрации коммерческих банков и НКФО; лицензирования банковской деятельности; установления запретов и ограничений для коммерческих банков и других кредитных организаций; установления нормативов безопасного функционирования для коммерческих банков, осуществления надзора за их деятельностью; выявления нарушений банковского законодательства и применения мер воздействия, установленных Банковским кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь; выявления случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей лицензии и применения мер ответственности к лицам, осуществляющим такие операции. Отношения, складывающиеся по поводу государственного регулирования деятельности коммерческих банков, носят в основном административно-правовой (публично-правовой) характер. Это проявляется в наличии властных полномочий у субъектов, осуществляющих государственное регулирование. Большинство направлений государственного регулирования деятельности коммерческих банков и НКФО входят в компетенцию Национального банка Республики Беларуси. Коммерческие банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков и других кредитных организаций, если только оно само не приняло на себя такие обязательства либо в иных предусмотренных законодательством случаях. Актами, имеющими большую, чем Банковский кодекс, юридическую силу на банки, могут быть возложены контрольные и другие функции. Так, коммерческие банки выполняют функцию агентов валютного контроля; в состав органов валютного контроля входит Национальный банк Республики Беларусь. Коммерческие банки наделяются административными полномочиями в отношении своих клиентов, что в общем не соответствует характеру их деятельности. На банки возлагаются функции контроля за ведением клиентами кассовых операций как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте и обязанности по принятию предусмотренных законодательством мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.252.194 (0.007 с.) |