Страховой рынок: принципы, механизм функционирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страховой рынок: принципы, механизм функционирования



Страховой рынок как элемент рыночной экономики пред­ставляет собой особую сферу экономических отношений, где объектом купли-продажи является особый товар — страховой продукт (страховые услуги) и где формируются спрос и пред­ложение на этот товар.

Страховой рынок обеспечивает органичную взаимосвязь между страховщиком и страхователем, здесь происходит обще­ственное признание страховой услуги. Объективной основой существования страхового рынка является необходимость обеспечения бесперебойного воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим от несчаст­ных случаев.

При институциональном подходе страховой рынок пред­ставляет собой сложную интегрированную систему страховых и перестраховочных организаций, осуществляющих страховую деятельность.

Страховой рынок является сегментом финансового рынка, поэтому его можно определить как форму организации денеж­ных отношений по формированию и распределению страхово­го фонда для обеспечения страховой защиты общества. Несмотря на многообразие трактовок понятия «страховой рынок», раскрыть его содержание можно, рассмотрев основ­ные его элементы, присущие всем рынкам, а именно состав участников рыночных отношений, товар и его свойства, меха­низм функционирования.

Участники (субъекты) страхового рынка. К субъектам стра­хового рынка относятся продавцы (страховые и перестраховоч­ные организации), посредники (страховые агенты, страховые брокеры), покупатели (страхователи — юридические и физиче­ские лица).

Первичным звеном страхового рынка является стра­ховая организация (страховщик). Здесь происходит процесс формирования и использования страхового фонда, складыва­ются специфические экономические отношения.

Страховщики осуществляют такие виды страховой деятель­ности, как заключение договоров страхования и прием страхо­вых платежей, управление страховыми фондами (формирова­ние, распределение, использование), осуществление страховых выплат, инвестирование свободных денежных средств.

Страховые организации классифицируются по следующим признакам:

• форма собственности: государственные и частные (акци­онерные общества, общества взаимного страхования);

• характер выполняемых операций: специализированные (либо личное, либо имущественное страхование), универсаль­ные, перестраховочные;

• зона обслуживания: местные, региональные, националь­ные, международные (транснациональные);

• величина уставного капитала и объем поступления стра­ховых платежей: крупные, средние и мелкие.

Страховые организации создаются в различных организа­ционно-правовых формах, а именно в форме государственных, акционерных, кооперативных страховых организаций, обществ взаимного страхования.

Страховые организации в целях повышения эффективно­сти своей деятельности и обеспечения финансовой устойчиво­сти применяют различные формы сотрудничества. К ним относятся перестрахование, совместное страхование (сострахо­вание) на долевых началах крупных объектов или опасных рисков, страховой пул, создание ассоциаций (союзов) страхов­щиков.

Перестрахование представляет собой страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных в догово­ре условиях риска выполнения части своих обязательств у дру­гого страховщика (перестраховщика). Оно требуется прежде всего при страховании крупных и опасных объектов.

Сострахование — это совместное страхование одного и того же объекта несколькими страховщиками на долевых нача­лах по одному договору. При этом, как правило, страхуются крупные объекты или опасные риски. Для реализации совмест­ного страхования страховые организации формируют страховой пул.

Страховой пул — это объединение страховых организаций для совместного страхования особых рисков. Создается пре­имущественно при приеме на страхование опасных, крупных или новых рисков.

Ассоциации (союзы) страховщиков образуются с целью ока­зания методической и организационной помощи своим учре­дителям, координации их деятельности, участия в подготовке законодательных актов по страхованию и т.д.

Вторым звеном страхового рынка является покупа­тель страхового продукта (страхователь). По всем видам доб­ровольного страхования и многим видам обязательного страхо­вания для получения статуса страхователя необходимо заклю­чить договор страхования и уплатить страховой взнос. По некоторым видам обязательного страхования (например, стра­хование военнослужащих, медицинских работников) это не требуется — страхователи определяются законом о соответ­ствующем виде страхования.

В договорах личного страхования помимо страховщика и страхователя могут участвовать еще два лица: застрахованный и выгодоприобретатель.

Застрахованный — физическое лицо, жизнь, здоровье и тру­доспособность которого являются объектом страховой защиты но личному страхованию.

На практике застрахованный может быть одновременно и страхователем, если сам уплачивает страховые взносы по усло­виям договора.

Выгодоприобретатель — лицо, назначенное страхователем но условиям договора в качестве получателя страховой выпла­ты (например, в личном страховании в случае смерти застрахованного). Выгодоприобретателем может быть и юридическое лицо по договорам имущественного страхования, страхования ответ­ственности. Например, при сдаче госучреждением помещения в аренду, арендатор будет являться страхователем, а возмеще­ние по ущербу получит госучреждение (выгодоприобре­татель).

В процессе осуществления своей деятельности страховая организация вправе воспользоваться услугами посредников -страховых агентов и брокеров.

Страховой агент - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее от имени страховой организации посредни­ческую деятельность по страхованию.

Страховой агент действует в пределах полномочий, предо­ставленных страховщиком, в том числе оформляет договора страхования, определяет и получает от страхователя страховые взносы, перечисляет их на счет страховщика (сдает в кассу страховщика), участвует в рекламных кампаниях, других мар­кетинговых мероприятиях страховщика.

Страховой брокер - это коммерческая организация, осу­ществляющая посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручения страховой организа­ции или страхователя либо одновременно каждого из них при наличии специального разрешения (лицензии) на страховую деятельность.

Предметом деятельности страхового брокера является толь­ко страховое посредничество, в том числе поиск страхователей или подбор страховщика, консультационные и информацион­ные услуги по страхованию, рекламная работа по страхованию, заключение договоров добровольного страхования, прием страховых взносов, помощь в оформлении документов на получение страховой выплаты, услуги по оценке страхового риска при заключении договора страхования, по оценке ущер­ба и размера выплаты страхового возмещения.

Страховой продукт и его свойства. Страховой продукт -это набор основных и вспомогательных услуг, предоставляе­мых страхователю при заключении договора страхования.

Качество страхового продукта отражают следующие харак­теристики:

• технические - предоставляемые гарантии (страховое покрытие, страхуемые риски) и их уровень;

• экономические — цена (страховой тариф), страховые суммы, индексация страховой суммы в случае инфляции, уча­стие в прибылях страховщика;

• условия выплаты страхового возмещения;

• дополнительные услуги, предоставляемые страховщиком при наступлении страхового события.

Специфика страховых услуг проявляется в их неосязаемости (не имеют вещественной формы до момента их реализации), неотделимости от исполнителя (реализация услуг возможна только в присутствии исполнителя), непостоянстве качества (зависят от места и времени их реализации и квалификации конкретного исполнителя), несохраняемости (имеют одно­кратный сиюминутный характер).

Свое материальное воплощение страховой продукт получа­ет, во-первых, в конкретном документе (страховом полисе и пояснениях к нему), во-вторых, в рекламе страхового продукта (разъяснении свойств предлагаемого страхового продукта); в-третьих, в действиях представителей страховщика по заклю­чению договоров страхования, его обслуживанию, а также рас­следованию страхового случая.

Важнейшим фактором выбора потребителем страхового продукта является его цена — чем она ниже, тем выше привле­кательность страховой продукции для потребителя. Цену стра­ховой продукции можно разделить на две составляющие: себе­стоимость и норму прибыли страховщика. Себестоимость страховщика — это совокупность всех затрат страховщика на оказание страховой услуги, в том числе страховых выплат, рас­ходов на ведение дела, расходов на формирование резервных фондов, фондов предупредительных мероприятий. Норма при­были — это надбавка к цене, зависящая от средней по финансо­вому рынку нормы прибыльности финансовых вложений. Таким образом, цена продажи страховой продукции — это, с одной стороны, источник дохода страховой компании, а с дру­гой — маркетинговый фактор, определяющий сбыт страховых услуг. Поэтому ценовая политика страховщика должна соче­тать в себе интересы клиентов и доходность страховой деятель­ности.

Страховые рынки классифицируются по различным приз­накам, в частности по территориальному, по отраслевому.

По территориальному признаку выделяют нацио­нальный, региональный и международный страховые рынки.

121 Национальный страховой рынок - сфера деятельности стра­ховых организаций в отдельной стране. Осуществляется эта деятельность в рамках национального страхового законода­тельства, контроль за исполнением которого возложен на орган государственного страхового надзора. Примером наибо­лее крупного национального рынка может служить страховой рынок США.

Региональный страховой рынок объединяет страховые орга­низации, национальные рынки страхования отдельных регио­нов, связанных между собой тесными интеграционными связя­ми. Крупнейшим региональным рынком является североаме­риканский страховой рынок (США, Канада).

Международный страховой рынок - это совокупность национальных и региональных рынков страхования. В узком смысле слова в качестве международного рынка выступают локальные страховые рынки, характеризующиеся высоким удельным весом международных страховых операций (Нью-Йорк, Лондон, Цюрих).

По отраслевому признаку выделяют рынки личного стра­хования, имущественного страхования, страхования ответ­ственности; страхования предпринимательских рисков.

Механизм функционирования страхового рынка. Представля­ет собой совокупность экономических, правовых форм и мето­дов организации страховых отношений. В основе построения этого механизма лежат определенные условия и принципы организации.

К обязательным условиям существования страхового рынка относятся: во-первых, наличие в обществе спроса на страховую продукцию; во-вторых, наличие страховщиков, способных удо­влетворить этот спрос. Кроме того, для успешного развития страхового рынка необходимо обеспечить самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправное партнер­ство по поводу купли-продажи страховой услуги.

Эффективный механизм функционирования страхового рынка может быть построен на основе следующих принципов:

демонополизация страхового дела. Реализация этого прин­ципа гарантирует коммерческим страховым организациям любой организационно-правовой формы равноправное уча­стие в деятельности страхового рынка;

конкуренция страховых организаций на страховом рынке. Действие этого принципа возможно на основе предоставления свободы ценообразования, т.е. установления страховщиками

тарифных ставок под воздействием спроса и предложения. Это будет стимулировать страховщиков разрабатывать новые страховые продукты с более высокими качественными харак­теристиками (формы, условия страхования) с учетом запросов и материальной обеспеченности клиентов различных потреби­тельских групп страхового рынка;

свобода выбора страхователями условий предоставления страховых услуг. Чтобы обеспечить реализацию этого принци­па, страховщики должны быть готовы быстро изменять усло­вия контрактов и размеры тарифов в зависимости от динами­ки требований рынка и индивидуальных потребностей клиен­тов. На мировом страховом рынке наметилась тенденция раз­работки специализированных страховых программ и продук­тов под желания и возможности каждого клиента. При этом страхователю предлагают как отдельный страховой продукт, так и целую страховую программу по видам из разных отра­слей страхования. Кроме того, в развитых странах действует система, при которой страховщик может модернизировать дей­ствующие долгосрочные договора страхования в соответствии с требованиями клиента;

надежность и гарантии страховой защиты. Реализация этого принципа основана на применении государством адми­нистративных мер регулирования страховой деятельности, а именно государственной регистрации страховых организаций, лицензирования их деятельности, государственного надзора за страховой деятельностью. Такие меры позволяют обеспечить соблюдение интересов как страхователей, так и страховщиков.

Важная роль в механизме функционирования страхового рынка отводится правовому обеспечению. Правовые отноше­ния, связанные с проведением страхования, делятся на две группы:

• регулирующие сам процесс страхования, т.е. формирова­ние и использование страхового фонда. Эти правоотношения охватываются сферой гражданского права;

• возникающие по поводу организации страхового дела, т.е. деятельность страховщиков, их взаимосвязи с банками, бюджетом, органами государственного управления. Такие правоотношения регламентируются сферой государственного, административного, финансового, уголовного, процессуально­го и других отраслей права.

Каждая страховая организация на основе государственных нормативных актов разрабатывает пакет собственных докумен-

тов по текущему ведению страховой деятельности (правила страхования, образцы страховых полисов, тарифы по отдель­ным видам страхования и т.д.).

Важное значение в формировании эффективного меха­низма функционирования страхового рынка имеет разработ­ка страховщиками обоснованных тарифов и страховых взно­сов. Тарифы должны максимально соответствовать вероят­ности ущерба, а страховые взносы - быть доступными для страхователя; оставаться неизменными в течение многих лет (что укрепляет уверенность страхователя в финансовой устойчивости страховой организации). В то же время страхо­вые взносы, рассчитанные в соответствии с разработанными тарифами, должны покрывать расходы страховщика, обеспе­чивать объем страховых выплат и приносить прибыль стра­ховщику.

8.4. Страховой маркетинг

Страховой маркетинг представляет собой систему взаимо­действия страховщика и страхователя, направленную на взаим­ный учет их интересов и потребностей.

Страховой маркетинг развивается по двум направлениям: рыночный маркетинг и организационный маркетинг.

Рыночный маркетинг проводится с целью совершенствова­ния деятельности страховщика и повышения прибыльности за счет анализа состояния внешней среды и изменения ассорти­мента страховых продуктов. Рыночный маркетинг представлен следующими видами страховой деятельности:

• изучение рынка, определение потребностей в страховой продукции, формирование структуры страхового портфеля - в основе этой деятельности сбор, обработка и анализ информа­ции о спросе на страховые услуги. Проводится анализ страхо­вых интересов потенциальных клиентов, определяется мотива­ция приобретения ими разных страховых продуктов, выяв­ляются места спроса на страховые услуги;

• анализ и прогнозирование конъюнктуры страхового рынка - исследуются различные факторы и условия, влия­ющие на состояние страхового рынка, определяющие тенден­ции его развития. Анализ ведется в территориальном разрезе с учетом социально-демографического состава страхователей и платежеспособного спроса. На основе полученных результатов

устанавливаются наиболее прибыльные направления страхо­вой деятельности, на которых будут концентрироваться усилия страховщика. Кроме того, результаты исследования позволят страховщику определить необходимость совершенствования действующих страховых продуктов и создания новых с учетом запросов страхователей;

• формирование спроса на новые страховые продукты — проводится путем целенаправленного воздействия на потен­циальных клиентов различными методами, применение кото­рых повышает уровень спроса на усовершенствованный или новый страховой продукт. К методам формирования спроса относятся: воздействие на потенциальных страхователей с помощью рекламы, создания положительного имиджа стра­ховщика, дифференциации тарифов на страховые услуги, соче­тания страховых услуг с различными формами торгового и юридического обслуживания;

• продвижение страхового продукта на рынке - реализуют­ся самые разные меры, усилия, действия, предпринимаемые самой страховой организацией, страховыми брокерами, агента­ми в целях повышения спроса, увеличения числа заключенных договоров, расширения рыночного поля страховой продукции. Для достижения цели помимо методов, используемых для фор­мирования спроса (реклама и др.), важное значение имеет лич­ный контакт представителя страховщика с клиентом;

• изучение потенциальных возможностей компаний-конку­рентов — проводится выработка деловой стратегии поведения страховщика на рынке в условиях конкуренции. Для достиже­ния этой цели по каждой исследуемой страховой организации-конкуренте формируется досье, в котором аккумулируется информация, полученная по различным каналам. Анализ этой информации позволяет делать экспертные оценки и прогнозы поведения конкурентов на страховом рынке, судить о емкости рынка, его структуре, степени освоения страховщиками его сегментов.

Организационный маркетинг нацелен на повышение эффек­тивности деятельности страховой организации за счет оптими­зации ее внутреннего устройства: 1) выбора оптимальной системы сбыта страховой продукции (с учетом особенностей потребительского поведения, свойств страхового продукта); 2) совершенствования структуры организации. При этом исходят из особенностей кадрового состава, квалификации персо­нала, стоящих перед страховщиком задач, специфики страхо­вого рынка с точки зрения организации системы сбыта страхо­вой продукции.

Для успешной реализации маркетинговой политики в стра­ховых организациях создаются специальные службы маркетин­га. Они обеспечивают координацию деятельности всех струк­турных подразделений страховой организации, что повышает эффективность работы и позволяет руководству страховой организации принимать правильные управленческие решения в соответствии со стратегическими и тактическими задачами.

Стратегия и тактика маркетинга страховой компании дол­жна быть направлена:

• на осуществление постоянного контроля за формирова­нием и динамикой спроса на страховом рынке, чтобы в нуж­ный момент перестроить стратегические программы и тактику конкурентной борьбы в нужном направлении;

• удовлетворение страховых интересов клиентов.

Страховщик обязан предоставить страховые услуги на усло­виях, декларированных в рекламе, оговоренных в договорах страхования, обеспечить высокое качество страховых услуг, чутко реагировать на изменения материального положения страхователя или изменения его страховых интересов путем гибкого и оперативного изменения условий страхования. Это позволит расширить спрос на страховые услуги, повысить эффективность деятельности страховщика.

8.5. Организация страхования в Республике Беларусь

В своем развитии страховой рынок Республики Беларусь прошел ряд этапов от монополистического (1921—1991), когда единственной страховой организацией-монополистом был Бел-госстрах, до современного состояния, характеризующегося наличием всех основных элементов рынка: спроса на страхо­вую продукцию; страховщиков, способных удовлетворить этот спрос; страхового продукта, востребованного на рынке; конку­ренции.

Правовую основу страховой деятельности в республике составляют Гражданский кодекс Республики Беларусь (гл. 48), Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь.

В настоящее время на страховом рынке республики дей­ствуют 25 страховых организаций, основанных на различных формах собственности, в том числе 4 государственных страхо­вых организации: «Белгосстрах», «Белэксимгарант», «Белорус­ская национальная перестраховочная организация», «Стравита».

Отраслевая структура страхового рынка Республики Бела­русь представлена всеми основными отраслями страхования: имущественным страхованием; личным страхованием; страхо­ванием ответственности.

Страхование в республике проводится в двух формах: доб­ровольной и обязательной.

К особенностям добровольного страхования относится то, что срок действия договоров добровольного страхования жизни и дополнительных пенсий не может быть менее 3 лет. Страховые тарифы по видам добровольного страхования уста­навливаются страховщиками по согласованию с Министер­ством финансов Республики Беларусь.

В Республике Беларусь осуществляются следующие виды добровольного страхования:

• страхование, относящееся к страхованию жизни, в том числе страхование жизни и страхование дополнительной пенсии;

• страхование, не относящееся к страхованию жизни, в том числе страхование от несчастных случаев, страхование меди­цинских расходов, страхование имущества юридических лиц и граждан, страхование грузов, строительно-монтажных рисков, предпринимательских рисков, страхование гражданской ответ­ственности (владельцев автотранспортных средств, владельцев воздушных судов, перевозчика и экспедитора, организаций, создающих повышенную опасность для окружающих, нанима­теля за вред, причиненный жизни и здоровью работников, за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональ­ной деятельности).

Особенностями обязательного страхования в Республике Беларусь являются:

• осуществление его государственными страховыми органи­зациями или страховыми организациями, в уставных фондах которых более 50% долей (акций) находятся в собственности государства;

• гарантия государством страховых выплат по видам обяза­тельного страхования;

• установление страховых тарифов по видам обязательного страхования Президентом Республики Беларусь.

В Республике Беларусь выделяют следующие виды обяза­тельного страхования: страхование строений, принадлежащих гражданам; страхование гражданской ответственности (вла­дельцев транспортных средств, перевозчика перед пассажира­ми, коммерческих организаций, осуществляющих риэлтер­скую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осущест­влением, временных (антикризисных) управляющих в произ­водстве по делу об экономической несостоятельности (бан­кротстве)); обязательное медицинское страхование иностран­ных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь; страхова­ние урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы; страхование от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний.

Большая роль в успешном развитии любого рынка отво­дится системе его регулирования, состоящей из двух элемен­тов: государственного регулирования и саморегулирования. Последнему элементу на рынках развитых стран придается особенно важное значение, поскольку органы саморегулиро­вания рынка становятся противовесом чрезмерному вмеша­тельству государства в функционирование рынка, ограничива­ет монополизацию государством рынка. В Республике Бела­русь профессиональным объединением страховщиков являет­ся Белорусская ассоциация страховщиков (БАС), созданная в 1992 г. для оказания организационной, научно-методи­ческой, образовательной и информационной помощи чле­нам БАС.

Роль страховых объединений будет возрастать по мере укреп­ления законодательной базы страхования, формирования кон­курентной среды, усиления роли страхования в системе эконо­мических приоритетов государства. Однако для переходной экономики сохраняется приоритет государства в регулирова­нии страховой деятельности.

В Республике Беларусь субъектами общего управления стра­ховым рынком являются Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Совет Министров, Министерство финансов. Указанные субъекты осуществляют государствен­ное регулирование страховой деятельности путем определения основных направлений государственной политики в области страхования; порядка осуществления страховой деятельности; процедур регистрации, ликвидации страховщиков, порядка

лицензирования страховой деятельности; путем установления правил и принципов страхования; требований к формирова­нию, размещению, использованию страховых фондов. Для координации деятельности по государственному регулирова­нию страхового рынка при Совете Министров действует Совет по вопросам страхования.

Оперативное управление деятельностью субъектов страхо­вого рынка осуществляет Министерство финансов в лице его структурного подразделения - Главного управления страхово­го надзора. Основными функциями Министерства финансов являются: реализация государственной политики в области страховой деятельности; разработка нормативных правовых актов, методических материалов, регулирующих страховую деятельность, в том числе по ведению страховщиками бухгал­терского учета и отчетности, формированию страховых резер­вов, организации внутреннего аудита и др.; проведение госу­дарственной регистрации страховщиков и лицензирование их деятельности; предоставление страховщикам, страхователям разъяснений по вопросам применения законодательства

0 страховании; контроль достоверности информации (дан­ных баланса и отчета о финансовых результатах), предста­вляемой страховщиками Министерству финансов, средствам массовой информации; обеспечение правопорядка в страхо­вой отрасли.

Допуск на страховой рынок субъектов хозяйствования осу­ществляется после регистрации страховой организации в Министерстве финансов. Основным требованием, которому должна удовлетворять страховая организация, является мини­мальный размер уставного фонда в денежной форме, установ­ленный в Республике Беларусь в сумме, эквивалентной:

1 млн евро - для страховщиков, осуществляющих виды стра­хования, не относящиеся к страхованию жизни; 2 млн евро — для страховщиков, осуществляющих виды страхования, отно­сящиеся к страхованию жизни; 5 млн евро - для страховщи­ков, осуществляющих исключительно перестраховочную дея­тельность. Уставный фонд в денежной форме должен быть полностью сформирован к дате государственной регистра­ции. После государственной регистрации страховщик дол­жен постоянно иметь на своих счетах в банках Республики Беларусь денежные средства в сумме, соответствующей мини­мальному размеру уставного фонда. Часть уставного фонда, превышающая его минимальный размер, может быть сфор-

мирована учредителями в не денежной форме. При этом вно­симое имущество должно принадлежать учредителям на праве собственности (хозяйственного ведения), быть необходимым и пригодным для использования в страховой деятельности. Инвесторы при внесении вкладов в уставный фонд обязаны доказать законность происхождения собственных финансовых ресурсов.

Однако свидетельство о регистрации не дает права на осу­ществление страховой деятельности. Это право страховщик получает с момента получения в Министерстве финансов соот­ветствующей лицензии. Лицензии выдаются на каждый вид добровольного и обязательного страхования на основании заявления страховщика с приложением ряда документов, кото­рые подтверждают готовность страховщика к проведению дан­ного вида страхования.

Министерство финансов проводит постоянный монито­ринг развития страхового рынка в республике: систематически анализирует платежеспособность и финансовую устойчивость страховых компаний, анализирует обоснованность установлен­ных страховщиками размеров страховых тарифов, осуществля­ет надзор за страховой деятельностью в страховых организа­циях. По результатам этой деятельности принимаются необхо­димые меры воздействия: экономические санкции (штрафы), решения об аннулировании, приостановлении лицензии, заме­не руководства страховой организации, принудительной ее ликвидации, приостановлении операций на расчетных и дру­гих счетах в банках, выдача предписаний о финансовом оздо­ровлении (санации).

Активность иностранных страховщиков на белорусском рынке низка. Их деятельность разрешается только в форме совместных предприятий с белорусскими страховыми органи­зациями, причем совокупная квота иностранных участников в уставных фондах всех страховых организаций не должна пре­вышать 30%.

Оценивая состояние и тенденции развития страхового рынка в Республике Беларусь, можно констатировать, что не­смотря на имеющиеся проблемы и трудности, он продолжает развиваться, стремясь интегрироваться в мировой страховой рынок.

 

-■ ГЛАВА 9 ■-;-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.151.199 (0.042 с.)